Автор: Семенюта Наталья Алексеевна
Должность: студентка 5 курса группы б5н
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования познавательного интереса младших школьников в процессе изучения словообразования"
УДК
Величко И.В.
кандидат филологических наук,
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
Семенюта Н.А.
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: Перед современной школой стоит задача не столько
вооружить
ученика
определенным
багажом
знаний,
сколько
научить
самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, а это невозможно без
устойчивого познавательного интереса младших школьников. Благодатным
материалом
для
формирования
познавательного
интереса
младших
школьников на уроках русского языка является словообразование. Задача
учителя начальных классов состоит в том, чтобы полнее использовать эти
возможности при обучении детей.
Ключевые
слова:
познавательный
интерес,
процесс
изучения
словообразования
Формирование
познавательного
интереса
младших
школьников
–
основа их успешного обучения. По Г.И. Щукиной, познавательный интерес
-
это
избирательная
направленность
личности,
обращенная
к
области
познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями
[4].
Формированию
устойчивого
познавательного
интереса
младших
школьников к урокам русского языка способствуют следующие средства
обучения: проблемное обучение, обучение с компьютерной поддержкой,
взаимообучение (в парах, микрогруппах) и т.д. [2]
1
В
начальной
школе
обучающиеся
начинают
изучать
элементы
словообразования. Но эта тема очень трудна для младших школьников, т.к.
предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточно
развитого
абстрактного
мышления,
умения
наблюдать
факты
языка,
осознанно делать выводы, а значит, и мало интересна [1]. С целью развития
познавательного
интереса
младших
школьников
в
процессе
изучения
словообразования применяются современные образовательные технологии
(информационно-коммуникационные
технологии,
игровые
технологии,
элементы
технологии
проблемного
обучения
и
т.д.),
используются
специальные методы и приемы обучения (задания в занимательной форме,
дифференцированные задания, игровые приемы и т.п.).
Нами
было
проведено
исследование,
целью
которого
стало
выявление
особенностей
формирования
познавательного
интереса
младших школьников в процессе изучения словообразования. В качестве
респондентов
выступили
обучающиеся
4
класса
муниципального
к а з е н н о г о
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я
с р е д н е й
общеобразовательной
школы
№20
Курского
муниципального
района
Ставропольского края.
При
помощи
методики
«Диагностика
уровня
сформированности
познавательного интереса» Н.Г. Лускановой нами был выявлен уровень
сформированности
познавательного
интереса
младших
школьников
к
урокам
русского
языка.
Результаты
диагностики
показали,
что уровень
сформированности
познавательного
интереса
респондентов
к
урокам
русского языка находится преимущественно на низком (55%) и среднем
(35%) уровнях, лишь 10% опрошенных обучающихся проявляют большой
интерес, самостоятельность и инициативу при решении познавательной
задачи.
Было принято решение внедрить систему работы по формированию
познавательного интереса младших школьников к урокам русского языка в
процессе изучения словообразования. Нами были реализованы два пути
2
формирования познавательного интереса младших школьников к урокам
русского языка в процессе изучения словообразования:
1 путь: применение современных образовательных технологий;
2 путь: использование специальных методов и приемов обучения.
Два
пути
формирования
познавательного
интереса
младших
школьников
к
урокам
русского
языка
в
процессе
изу че ния
словообразования были реализованы при проведении следующих уроков
русского языка: «Словообразование имен прилагательных», «Образование
глаголов прошедшего времени», «Обобщающий урок по теме «Морфемика
и словообразование», «Игровой урок по морфемике и словообразованию».
Примеры индивидуальных игр для школьников:
1. Игра «Золушка».
Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав
корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок,
дружок, снежок.
2. Игра «Продавец билетов».
Вы
продавец
билетов
автобуса,
в
котором
имеют
право
«ехать»
только слова с нулевым окончанием. Подчеркните ваших «пассажиров»:
кино, храм, дом, торт, свеж, хаки, беж, кофе, такси, ткач, зазеленел, взялся,
край, дочь, мест, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш [3].
3. Загадка.
Отгадайте загадку. Выпишите слова с нулевым окончанием.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг [3].
После
внедрения
такой
системы
работы
мы
выявили
уровень
сформированности
познавательного
интереса
респондентов
к
урокам
русского языка повторно при помощи методики «Изучение направленности
3
учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой. Результаты показали, что у 45%
респондентов
средний
уровень
сформированности
познавательного
интереса к урокам русского языка, у 15% школьников - высокий уровень, у
40% респондентов - низкий уровень. Представим сравнительный рисунок
(рис. 1):
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
10%
35%
55%
15%
45%
40%
Рис.
1.
Уровень
сформированности
познавательного
интереса
младших
школьников к урокам русского языка до и после внедрения системы работы
Таким образом, уроки изучения словообразования, построенные на
основе
современных
образовательных
технологий,
а
также
элементов
занимательности, способствуют формированию познавательного интереса
младших школьников к урокам русского языка.
Список литературы.
1. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе /
М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2010. - 368 с.
2. Морозова,
Н.Г.
Учителю
о
познавательном
интересе
/
Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2005. - 47 с.
3. Федорова, Т.Л. Правила и упражнения по русскому языку для 1-4
классов / Т.Л. Федорова. - М.: ЮНВЕС, 2015. - 320 с.
4. Щукина,
Г.И.
Педагогические
проблемы
формирования
познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. - М: Просвещение,
2005. - 123 с.
4