Напоминание

"Особенности формирования познавательного интереса младших школьников в процессе изучения словообразования"

Автор: Семенюта Наталья Алексеевна
Должность: студентка 5 курса группы б5н
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования познавательного интереса младших школьников в процессе изучения словообразования"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Величко И.В.

кандидат филологических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Семенюта Н.А.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Перед современной школой стоит задача не столько

вооружить

ученика

определенным

багажом

знаний,

сколько

научить

самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, а это невозможно без

устойчивого познавательного интереса младших школьников. Благодатным

материалом

для

формирования

познавательного

интереса

младших

школьников на уроках русского языка является словообразование. Задача

учителя начальных классов состоит в том, чтобы полнее использовать эти

возможности при обучении детей.

Ключевые

слова:

познавательный

интерес,

процесс

изучения

словообразования

Формирование

познавательного

интереса

младших

школьников

основа их успешного обучения. По Г.И. Щукиной, познавательный интерес

-

это

избирательная

направленность

личности,

обращенная

к

области

познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями

[4].

Формированию

устойчивого

познавательного

интереса

младших

школьников к урокам русского языка способствуют следующие средства

обучения: проблемное обучение, обучение с компьютерной поддержкой,

взаимообучение (в парах, микрогруппах) и т.д. [2]

1

В

начальной

школе

обучающиеся

начинают

изучать

элементы

словообразования. Но эта тема очень трудна для младших школьников, т.к.

предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточно

развитого

абстрактного

мышления,

умения

наблюдать

факты

языка,

осознанно делать выводы, а значит, и мало интересна [1]. С целью развития

познавательного

интереса

младших

школьников

в

процессе

изучения

словообразования применяются современные образовательные технологии

(информационно-коммуникационные

технологии,

игровые

технологии,

элементы

технологии

проблемного

обучения

и

т.д.),

используются

специальные методы и приемы обучения (задания в занимательной форме,

дифференцированные задания, игровые приемы и т.п.).

Нами

было

проведено

исследование,

целью

которого

стало

выявление

особенностей

формирования

познавательного

интереса

младших школьников в процессе изучения словообразования. В качестве

респондентов

выступили

обучающиеся

4

класса

муниципального

к а з е н н о г о

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о г о

у ч р е ж д е н и я

с р е д н е й

общеобразовательной

школы

№20

Курского

муниципального

района

Ставропольского края.

При

помощи

методики

«Диагностика

уровня

сформированности

познавательного интереса» Н.Г. Лускановой нами был выявлен уровень

сформированности

познавательного

интереса

младших

школьников

к

урокам

русского

языка.

Результаты

диагностики

показали,

что уровень

сформированности

познавательного

интереса

респондентов

к

урокам

русского языка находится преимущественно на низком (55%) и среднем

(35%) уровнях, лишь 10% опрошенных обучающихся проявляют большой

интерес, самостоятельность и инициативу при решении познавательной

задачи.

Было принято решение внедрить систему работы по формированию

познавательного интереса младших школьников к урокам русского языка в

процессе изучения словообразования. Нами были реализованы два пути

2

формирования познавательного интереса младших школьников к урокам

русского языка в процессе изучения словообразования:

1 путь: применение современных образовательных технологий;

2 путь: использование специальных методов и приемов обучения.

Два

пути

формирования

познавательного

интереса

младших

школьников

к

урокам

русского

языка

в

процессе

изу че ния

словообразования были реализованы при проведении следующих уроков

русского языка: «Словообразование имен прилагательных», «Образование

глаголов прошедшего времени», «Обобщающий урок по теме «Морфемика

и словообразование», «Игровой урок по морфемике и словообразованию».

Примеры индивидуальных игр для школьников:

1. Игра «Золушка».

Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав

корня, в другую – где -ок- – суффикс.

Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок,

дружок, снежок.

2. Игра «Продавец билетов».

Вы

продавец

билетов

автобуса,

в

котором

имеют

право

«ехать»

только слова с нулевым окончанием. Подчеркните ваших «пассажиров»:

кино, храм, дом, торт, свеж, хаки, беж, кофе, такси, ткач, зазеленел, взялся,

край, дочь, мест, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш [3].

3. Загадка.

Отгадайте загадку. Выпишите слова с нулевым окончанием.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям – друг [3].

После

внедрения

такой

системы

работы

мы

выявили

уровень

сформированности

познавательного

интереса

респондентов

к

урокам

русского языка повторно при помощи методики «Изучение направленности

3

учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой. Результаты показали, что у 45%

респондентов

средний

уровень

сформированности

познавательного

интереса к урокам русского языка, у 15% школьников - высокий уровень, у

40% респондентов - низкий уровень. Представим сравнительный рисунок

(рис. 1):

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

10%

35%

55%

15%

45%

40%

Рис.

1.

Уровень

сформированности

познавательного

интереса

младших

школьников к урокам русского языка до и после внедрения системы работы

Таким образом, уроки изучения словообразования, построенные на

основе

современных

образовательных

технологий,

а

также

элементов

занимательности, способствуют формированию познавательного интереса

младших школьников к урокам русского языка.

Список литературы.

1. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе /

М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2010. - 368 с.

2. Морозова,

Н.Г.

Учителю

о

познавательном

интересе

/

Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2005. - 47 с.

3. Федорова, Т.Л. Правила и упражнения по русскому языку для 1-4

классов / Т.Л. Федорова. - М.: ЮНВЕС, 2015. - 320 с.

4. Щукина,

Г.И.

Педагогические

проблемы

формирования

познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. - М: Просвещение,

2005. - 123 с.

4