Напоминание

"Мягкий знак - показатель мягкости"

Автор: Кардашина Елена Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: детский сад № 506
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка занятия по логопедии
Тема: "Мягкий знак - показатель мягкости"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия.

Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Цели:

1.

Коррекционно – образовательные:

Формирование умения употреблять на письме «ь» -

показатель мягкости,

Обогащение словарного запаса за счет ознакомления,

уточнения слов «хорь – хорек»

2.

Коррекционно – развивающие:

Закрепление слов, обозначающих предметы, действия,

признаки

Развитие фонетико- фонематического восприятия за счет

дифференциации слов с «ь» и без него

Закрепление темы «Твердые и мягкие согласные»

Развитие внимания и памяти

3.

Коррекционно – воспитательные:

Учить соблюдать правильную осанку во время работы

Воспитание умения слушать и правильно выполнять

инструкцию логопеда

Воспитание самоконтроля и взаимоконтроля

Оборудование:

Картинка с Незнайкой, игра «ЛОТО»,

Карточки со словами, индивидуальные карточки с загадкой,

сочинение Незнайки, картинки.

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости.

Этапы

Содержание

1.Орг. момент

(раздать

фишки)

Приветствие.

Встреча с Незнайкой.

Вежливые слова.

2.

развитие

внимания

Каждому ребенку показываю одну из картинок,

обозначающих предмет, признак предмета,

действие.

Дети должны определить, что это

(предмет, признак, действие).

3. повторение

Переход к теме

занятия

- На какие группы делятся все звуки?

-На какие группы делятся согласные звуки?

- Когда согласный звук звучит мягко?

Игра «лото» для проверки знаний

(Лена, Катя, Наташа - слова для проверки знаний)

В слове НАТА- сколько звуков, сколько букв?

Спит или купается,

Все не разувается.

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

ГУСЬ

- Сколько звуков?

- Сколько букв?

- Почему так получается?

4. Знакомство с

новой темой

«Ь» - хитрый знак

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

Вот сегодня мы с вами поговорим об этой

интересной и необычной букве.

Тема: Мягкий знак в середине слова

5. Закрепление.

Работа со

словами:

Окунь

Хорь

царица

- В слове ГУСЬ где стоит Ь?

- Назовите еще слова, в которых Ь знак стоит на

конце слова. (конь, огонь, мазь, медь, олень, лось,

кровать, петь….)

ОКУНЬ, ХОРЬ – карточки(познакомить с этими

животными по картинкам)

Сказка о Ь знаке в середине слова

- Ну-ка, спрячьте «Ь» в середину слова(хорьки,

окуньки)

6. развитие

мелкой

моторики

В гости к пальчику большому

Прибежали прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний.

А мизинчик- малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя

7. Работа у

доски:

Заменить

словом,

содержащим «Ь»

Образовать новые слова с уменьшительным

суффиксом

Огонь – огоньки

День – деньки

Пень - пеньки

8. Развитие

фонетико –

фонематического

восприятия

Игра «светофор»

Показываю предмет и называю его. Дети должны

поднять зеленую карточку , если думают. Что есть

«ь» знак; синюю карточку- если нет «ь» знака.

Воробьи, ветер, дятел, гроздья, ведра, белье.

9.записать слова

При написании быть внимательным:

- часть комнаты – угол

-топливо - уголь

10.

индивидуальная

По окончании работы - самопроверка

Работа по

карточкам

В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища

В сундучище – холодища.

Холодильник(холод)

Два коня у меня. Два коня

По воде они возят меня

А вода тверда, словно каменная.

Коньки (конь)

Придумать предложения с этими словами.

Начертить схему этих предложений.

11. физминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят

Как они сядут – покажем.

Крылья сложили назад.

12. Работа над

значением «ь»

знака в словах

Незнайкино сочинение

Я каждую неделю моюсь и парюсь в банке. После

этого я люблю пить молоко с пеньками. А потом я

играю с ребятами в классики. Их рисую уголками.

Банка – банька

Пеньки – пенки

Уголки – угольки

Стихотворение

Вот волшебный мягкий знак

Он в вловах не просто так

Прыгнул внутрь стеклянной банки –

Заклубилась паром банька.

Убежал из слова «галька»-

И бежит по гальке галка.

Изучи его секрет

И плохих отметок нет.

13.Итог

- О чем говорили на занятии?

Стихотворение

Будем мы всегда, где надо

Ь вставлять в слова

Чтобы хорь не стал бы хором,

Банька банкой никогда.

Домашнее

задание

Вспомнить по 5 слов с ь знаком в конце слов и 2

слова с ь знаком в середине слова.

Стихотворение

Сколько правил, правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь. Все поймешь

Оценка от лица

Незнайки

Посчитать баллы

Комментарии – Незнайке понравилось…