Автор: Шумилова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 8
Населённый пункт: Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: "Разработка и реализация модели по созданию предметно-пространственной среды ДОО как условия формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Шумилова Елена Александровна
Разработка и реализация модели по созданию предметно-
пространственной среды ДОО как условия формирования
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Ставропольский государственный
педагогический институт» в г.Железноводске
С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные
математические представления. Именно математика позволяет ознакомить
ребёнка
с
такими
понятиями,
как:
количество,
счет,
величина,
форма
предметов,
научить
ориентироваться
в
пространстве
и
во
времени.
Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для
дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений
воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и
форму,
методы,
средства
его
представления
и
подачи,
которые
должны
отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны
ребенка.
Ведущим
видом
деятельности
детей
и
соответственно
формой
работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных
условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять
внимание
и
проявлять
заинтересованность
в
обновлении
и
обогащении
предметно-развивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и
для формирования элементарных математических представлений. Правильно
оборудованная
предметно-пространственная
среда
помогает
педагогу
быстрей
и
качественней
сформировать
те
или
иные
математические
представления у детей.
В требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного
образования
(ФГОС
ДО),
предметно-пространственная
среда
обозначена
одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Именно
поэтому
создание
предметно-пространственной
развивающей
среды,
соответствующей
требованиям
ФГОС
ДО
является
ключевой
задачей
дошкольных образовательных организаций.
Многие
исследователи
считают
предметно-развивающую
среду
наиболее
оптимальным
условием
моделирования
содержания
развития
ребенка
во
всех
сферах:
познавательной,
духовной,
нравственной,
физической,
а
также
для
саморазвития
личности
ребенка.
Французский
педагог
С.
Френе
считал,
что
благодаря
окружающей
среде,
ребенок
самостоятельно
развивает
свои
задатки,
способности,
возможности,
но
немаловажную
роль
в
этом
играет
взрослый,
т.к.
именно
он
создает
предметно-пространственную среду. Современные отечественные ученые и
педагоги, например, Н.Я. Короткова, Н.А. Михайленко и другие, считают, что
насыщение
окружающего
ребенка
пространства,
должно
вс егда
соответствовать
его
возрастным
особенностям,
поэтому
необходимы
изменения
среды
в
соответствии
с
развитием
и
ростом
потребностей,
интересов детей [3].
Вопросы организации предметно-пространственной среды, в том числе
при
формировании
математических
представлений,
изучались
такими
у ч е н ы м и ,
п е д а го г а м и ,
к а к
О . В . Артамоновой,
Т.Н. Дороновым,
Н.А. Коротковой,
В.А. Петровским,
Е.В. Зворыгиной,
С.Л. Новоселовой,
Л.А. Парамоновой, А.П. Усовой и др. В их работах намечены пути решения
данной
проблемы
в
теоретическом
поле,
но
работ
практической
направленности
очень
мало.
Поэтому
многим
педагогам
приходится
самостоятельно
разрабатывать
и
внедрять
предметно-пространственную
среду
с
целью
формирования
математических
представлений
с
учетом
специфики конкретной дошкольной образовательной организации, не имея
данного опыта.
Педагогическими условиями построения образовательного процесса по
формированию математических представлений детей в рамках ФГОС ДО
являются применение различных программ, технологий и методов, форм
совместной деятельности; предоставление возможности для самостоятельной
детской
деятельности;
использование
разнообразного
дидактического
материала;
создание
богатой
предметно-развивающей
среды;
интеграция
образовательных
областей;
личностно
ориентированное
взаимодействие
с
детьми, предоставление им права выбора; подбор проблемных ситуаций,
заданий,
допускающих
различные
варианты
решения;
активное
использование естественных ситуаций, возникающих в повседневной жизни
детей,
либо
моделирование
ситуаций,
направленных
на
решение
определенной образовательной задачи [2].
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
в
контексте
требований
ФГОС
ДО
заключаются
в
следующем:
содержание среды строится вокруг решения трех стержневых задач ФГОС
ДО:
позитивная
социализация,
индивидуализация
развития,
поддержка
детской
инициативы;
организация
среды
предусматривает
создание
социальной ситуации развития ребенка по совокупности трех групп условий:
пространственно-временные,
социальные,
деятельностные;
среда
способствует достижению целевых ориентиров дошкольного образования,
проявлению
детской
инициативы;
среда
обеспечивает
психологическое,
эмоциональное благополучие детей, создает возможности для проявления
малой
двигательной
активности,
общения,
совместной
деятельности
взрослых и детей и т.д.; содержание среды наполнено детскими видами
деятельности; необходимо гибкое, вариативное построение образовательного
процесса
и
реализация
основной
программы
дошкольного
образования;
свободная активность детей; невмешательство взрослого в игру; переживание
эмоционального
подъема;
спонтанное,
непредсказуемое,
активное
опробование себя в игре; подвижность среды; наличие гибких материалов;
ненавязчивость и условность игрушки, простор для творчества и фантазии;
развитие
мотивации;
соответствие
среды
свойствам:
доступности,
трансформируемости, полифункциональности, безопасности, насыщенности;
ведущий
принцип
организации
среды
–
обучение
в
зоне
ближайшего
развития ребенка [4].
Влияние
предметно-развивающей
среды
на
формирование
математических
представлений
детей
старшего
дошкольного
возраста
достаточно
велико.
При
этом
одной
из
основных
задач
видится
моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с
содержанием математического развития детей и обогащение среды такими
элементами,
которые
бы
стимулировали
познавательную,
двигательную,
игровую и иную активность детей. С целью формирования математических
представлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
целесообразно
размещать
в
группе:
игры,
предметы
и
игровые
материалы,
с
которыми
ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со
взрослым
и
сверстниками
деятельности
(геометрический
конструктор,
пазлы); учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в
процессе
обучения
детей
(числовая
лесенка,
модель
числового
ряда,
обучающие книги); оборудование для осуществления детьми разнообразных
деятельностей
(материалы
для
экспериментирования,
календари,
часы,
измерительные приборы) [1].
Модель
включает
целевой,
методологический,
содержательный,
процессуальный и результативный блок.
Целевой
блок
отражает
цель
проводимой
работы
–
создание
оптимальных
условий
для
формирования
математических
представлений
старших дошкольников.
В
методологическом
блоке
определены
принципы,
условия
и
требования
к
созданию
предметно-пространственной
среды
ДОО
для
формирования математических представлений старших дошкольников.
Содержательный
блок
отражает
формирование
элементарных
математических
представлений,
первичных
представлений
об
основных
свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени обучающихся ЭГ.
В
рамках
процессуального
блока
отражены
основные
компоненты
предметно-пространственной среды ДОО, наполнение которых и является
основной
задачей
разработки
данной
модели.
К
компонентам
отнесены:
познавательный
цент р,
логико-математиче ский
цент р,
ц е н т р
конструирования, центр экспериментирования.
Результативный
блок
определяет
результат
создания
предметно-
пространственной
среды
ДОО
–
переход
на
более
высокий
уровень
сформированности математических представлений.
Созданная модель была апробирована, для чего в группе были созданы
центры:
познавательный,
логико-математический,
конструирования,
экспериментирования,
наполнены
указанным
в
модели
методическим
материалом.
Так в рамках познавательного центра были созданы дидактические
пособия,
направленные
на
формирование
количественных
представлений,
модели,
направленные
на
формирование
временных
представлений,
структурированы
наборы
карточек
на
сопоставление
цифр
и
количества,
наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, бросовый материал.
Работа
обучающихся
в
познавательном
центре
осуществлялась
в
основном
индивидуально.
Предлагались
задания
из
печатных
тетрадей,
дидактические
игры,
работа
с
моделями
с
целью
развития
логико-
математических представлений и представлений о математических свойствах
и
отношениях
предметов,
развития
сенсорных
способов
познания
математических свойств и отношений.
Например,
дидактическая
игра
«Любопытная
бабочка»
была
направлена
на
формирование
количественных
п р ед с т а вл е н и й .
Обучающемуся
предлагалось
закрутить
определенное
количество
разноцветных крышечек, назвать цвета, соотнести цвет бабочки и крышечки,
назвать количественное и порядковое числительное, соседей числа.
В рамках работы в печатных тетрадях предлагались задания на счет
предметов,
ориентировку
в
пространстве,
уравнивание
групп
предметов
разными способами, составление узора из геометрических фигур, по работе с
величинами.
Работа с моделями также осуществлялась в форме дидактических игр,
например,
с
моделью
«сутки».
Обучающимся
предлагалось
ответить
на
вопросы: - Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем
утром (днем, вечером, ночью)? Педагог называл часть суток и просил ребёнка
назвать ту часть суток, которая идёт следом. Затем педагог задавал вопросы, а
обучающийся отвечал и показывают на модели нужную часть суток.
Логико-математический
центр
был
оснащен
палочками
Кюизенера,
логическими
блоками
Дьенеша,
играми-головоломками,
математическим
лото, дети были ознакомлены с основными особенностями и возможностями
данных пособий, правилами работы с ними.
Деятельность
обучающихся
в
логико-математическом
центре
осуществлялась как индивидуально, так и в группе. Предлагались задания и
игры
с
палочками
Кюизенера,
логическими
блоками
Дьенеша,
решение
головоломок, игры в математическое лото, например, игра «Море волнуется»,
игра «Сделай фигуру», игра «Художники», игра «Домино».
Центр конструирования был оснащен конструкторами лего, кубиками,
строительными наборами. Работа в центре проводилась индивидуально и в
группе
и
была
нацелена
на
формирование
представлений
о
величине
и
ориентировке
в
пространстве,
формирование
конструктивных
умений
и
навыков, развитие мыслительных процессов, совершенствование способов
обследования объектов, предметов.
Обучающимся
были
предложены
задания
на
конструирование
по
образцу и по замыслу. Например, «Запомни расположение», «Построй, не
открывая глаз» на запоминание расположения и построение с закрытыми
глазами (ориентировка в пространстве).
В рамках работы в центре экспериментирования обучающимся были
предложены
материалы
для
ознакомления
со
свойствами,
природный,
утилизированный
и
технический
материалы,
оборудование
для
экспериментирования, приборы, картотеки опытов с целью освоения детьми
экспериментально-исследовательских
способов
познания
математического
содержания.
Обучающиеся индивидуально и в малых группах выполняли задачи на
сравнение, измерение предметов и различных веществ. Например, измерение
длины предмета - измерение ленты, измерение объемов сыпучих веществ
(гороха).
Таким
образом,
работа
по
формированию
математиче ских
представлений
старших
дошкольников
заключалась
в
разработке
и
реализации
модели
по
созданию
предметно-развивающей
среды
ДОО,
основными
компонентами
которой
являются
познавательный,
логико-
математических центры, центры конструирования и экспериментирования.
Список литературы:
1.
Белошистая
А.В.
Формирование
и
развитие
математических
способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для
студентов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. -
400 с.
2.
Коломеец
А.В.
Организация
эффективной
работы
п о
математическому развитию дошкольников в ДОО в свете требований ФГОС
ДО
//
Известия
Воронежского
государственного
педагогического
университета. – 2015. – № 3 (268). – С. 35-41.
3.
Михайлова
З.А.
Логико-математическое
развитие
дошкольников:
игры с логическими блоками Дъенеша и цветными палочками Кюизенера /
З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 128 с.
4. Шатохина Е.Н. Модель организации образовательного процесса ДОУ
по математическому развитию дошкольников в современных условиях / В
сборнике:
Современные
проблемы
п с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко го
сопровождения
детства.
Материалы
Всероссийской
научно-практической
конференции.
Под
редакцией
Г.
С.
Чесноковой.
–
Новосибирск:
Новосибирский государственный педагогический университет, 2014. – С. 97-
99.