Напоминание

"Разработка и реализация модели по созданию предметно-пространственной среды ДОО как условия формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Шумилова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 8
Населённый пункт: Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: "Разработка и реализация модели по созданию предметно-пространственной среды ДОО как условия формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Шумилова Елена Александровна

Разработка и реализация модели по созданию предметно-

пространственной среды ДОО как условия формирования

математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Ставропольский государственный

педагогический институт» в г.Железноводске

С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные

математические представления. Именно математика позволяет ознакомить

ребёнка

с

такими

понятиями,

как:

количество,

счет,

величина,

форма

предметов,

научить

ориентироваться

в

пространстве

и

во

времени.

Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для

дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений

воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и

форму,

методы,

средства

его

представления

и

подачи,

которые

должны

отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны

ребенка.

Ведущим

видом

деятельности

детей

и

соответственно

формой

работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных

условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять

внимание

и

проявлять

заинтересованность

в

обновлении

и

обогащении

предметно-развивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и

для формирования элементарных математических представлений. Правильно

оборудованная

предметно-пространственная

среда

помогает

педагогу

быстрей

и

качественней

сформировать

те

или

иные

математические

представления у детей.

В требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

предметно-пространственная

среда

обозначена

одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Именно

поэтому

создание

предметно-пространственной

развивающей

среды,

соответствующей

требованиям

ФГОС

ДО

является

ключевой

задачей

дошкольных образовательных организаций.

Многие

исследователи

считают

предметно-развивающую

среду

наиболее

оптимальным

условием

моделирования

содержания

развития

ребенка

во

всех

сферах:

познавательной,

духовной,

нравственной,

физической,

а

также

для

саморазвития

личности

ребенка.

Французский

педагог

С.

Френе

считал,

что

благодаря

окружающей

среде,

ребенок

самостоятельно

развивает

свои

задатки,

способности,

возможности,

но

немаловажную

роль

в

этом

играет

взрослый,

т.к.

именно

он

создает

предметно-пространственную среду. Современные отечественные ученые и

педагоги, например, Н.Я. Короткова, Н.А. Михайленко и другие, считают, что

насыщение

окружающего

ребенка

пространства,

должно

вс егда

соответствовать

его

возрастным

особенностям,

поэтому

необходимы

изменения

среды

в

соответствии

с

развитием

и

ростом

потребностей,

интересов детей [3].

Вопросы организации предметно-пространственной среды, в том числе

при

формировании

математических

представлений,

изучались

такими

у ч е н ы м и ,

п е д а го г а м и ,

к а к

О . В . Артамоновой,

Т.Н. Дороновым,

Н.А. Коротковой,

В.А. Петровским,

Е.В. Зворыгиной,

С.Л. Новоселовой,

Л.А. Парамоновой, А.П. Усовой и др. В их работах намечены пути решения

данной

проблемы

в

теоретическом

поле,

но

работ

практической

направленности

очень

мало.

Поэтому

многим

педагогам

приходится

самостоятельно

разрабатывать

и

внедрять

предметно-пространственную

среду

с

целью

формирования

математических

представлений

с

учетом

специфики конкретной дошкольной образовательной организации, не имея

данного опыта.

Педагогическими условиями построения образовательного процесса по

формированию математических представлений детей в рамках ФГОС ДО

являются применение различных программ, технологий и методов, форм

совместной деятельности; предоставление возможности для самостоятельной

детской

деятельности;

использование

разнообразного

дидактического

материала;

создание

богатой

предметно-развивающей

среды;

интеграция

образовательных

областей;

личностно

ориентированное

взаимодействие

с

детьми, предоставление им права выбора; подбор проблемных ситуаций,

заданий,

допускающих

различные

варианты

решения;

активное

использование естественных ситуаций, возникающих в повседневной жизни

детей,

либо

моделирование

ситуаций,

направленных

на

решение

определенной образовательной задачи [2].

Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды

в

контексте

требований

ФГОС

ДО

заключаются

в

следующем:

содержание среды строится вокруг решения трех стержневых задач ФГОС

ДО:

позитивная

социализация,

индивидуализация

развития,

поддержка

детской

инициативы;

организация

среды

предусматривает

создание

социальной ситуации развития ребенка по совокупности трех групп условий:

пространственно-временные,

социальные,

деятельностные;

среда

способствует достижению целевых ориентиров дошкольного образования,

проявлению

детской

инициативы;

среда

обеспечивает

психологическое,

эмоциональное благополучие детей, создает возможности для проявления

малой

двигательной

активности,

общения,

совместной

деятельности

взрослых и детей и т.д.; содержание среды наполнено детскими видами

деятельности; необходимо гибкое, вариативное построение образовательного

процесса

и

реализация

основной

программы

дошкольного

образования;

свободная активность детей; невмешательство взрослого в игру; переживание

эмоционального

подъема;

спонтанное,

непредсказуемое,

активное

опробование себя в игре; подвижность среды; наличие гибких материалов;

ненавязчивость и условность игрушки, простор для творчества и фантазии;

развитие

мотивации;

соответствие

среды

свойствам:

доступности,

трансформируемости, полифункциональности, безопасности, насыщенности;

ведущий

принцип

организации

среды

обучение

в

зоне

ближайшего

развития ребенка [4].

Влияние

предметно-развивающей

среды

на

формирование

математических

представлений

детей

старшего

дошкольного

возраста

достаточно

велико.

При

этом

одной

из

основных

задач

видится

моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с

содержанием математического развития детей и обогащение среды такими

элементами,

которые

бы

стимулировали

познавательную,

двигательную,

игровую и иную активность детей. С целью формирования математических

представлений

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

целесообразно

размещать

в

группе:

игры,

предметы

и

игровые

материалы,

с

которыми

ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со

взрослым

и

сверстниками

деятельности

(геометрический

конструктор,

пазлы); учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в

процессе

обучения

детей

(числовая

лесенка,

модель

числового

ряда,

обучающие книги); оборудование для осуществления детьми разнообразных

деятельностей

(материалы

для

экспериментирования,

календари,

часы,

измерительные приборы) [1].

Модель

включает

целевой,

методологический,

содержательный,

процессуальный и результативный блок.

Целевой

блок

отражает

цель

проводимой

работы

создание

оптимальных

условий

для

формирования

математических

представлений

старших дошкольников.

В

методологическом

блоке

определены

принципы,

условия

и

требования

к

созданию

предметно-пространственной

среды

ДОО

для

формирования математических представлений старших дошкольников.

Содержательный

блок

отражает

формирование

элементарных

математических

представлений,

первичных

представлений

об

основных

свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере,

количестве, числе, части и целом, пространстве и времени обучающихся ЭГ.

В

рамках

процессуального

блока

отражены

основные

компоненты

предметно-пространственной среды ДОО, наполнение которых и является

основной

задачей

разработки

данной

модели.

К

компонентам

отнесены:

познавательный

цент р,

логико-математиче ский

цент р,

ц е н т р

конструирования, центр экспериментирования.

Результативный

блок

определяет

результат

создания

предметно-

пространственной

среды

ДОО

переход

на

более

высокий

уровень

сформированности математических представлений.

Созданная модель была апробирована, для чего в группе были созданы

центры:

познавательный,

логико-математический,

конструирования,

экспериментирования,

наполнены

указанным

в

модели

методическим

материалом.

Так в рамках познавательного центра были созданы дидактические

пособия,

направленные

на

формирование

количественных

представлений,

модели,

направленные

на

формирование

временных

представлений,

структурированы

наборы

карточек

на

сопоставление

цифр

и

количества,

наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, бросовый материал.

Работа

обучающихся

в

познавательном

центре

осуществлялась

в

основном

индивидуально.

Предлагались

задания

из

печатных

тетрадей,

дидактические

игры,

работа

с

моделями

с

целью

развития

логико-

математических представлений и представлений о математических свойствах

и

отношениях

предметов,

развития

сенсорных

способов

познания

математических свойств и отношений.

Например,

дидактическая

игра

«Любопытная

бабочка»

была

направлена

на

формирование

количественных

п р ед с т а вл е н и й .

Обучающемуся

предлагалось

закрутить

определенное

количество

разноцветных крышечек, назвать цвета, соотнести цвет бабочки и крышечки,

назвать количественное и порядковое числительное, соседей числа.

В рамках работы в печатных тетрадях предлагались задания на счет

предметов,

ориентировку

в

пространстве,

уравнивание

групп

предметов

разными способами, составление узора из геометрических фигур, по работе с

величинами.

Работа с моделями также осуществлялась в форме дидактических игр,

например,

с

моделью

«сутки».

Обучающимся

предлагалось

ответить

на

вопросы: - Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем

утром (днем, вечером, ночью)? Педагог называл часть суток и просил ребёнка

назвать ту часть суток, которая идёт следом. Затем педагог задавал вопросы, а

обучающийся отвечал и показывают на модели нужную часть суток.

Логико-математический

центр

был

оснащен

палочками

Кюизенера,

логическими

блоками

Дьенеша,

играми-головоломками,

математическим

лото, дети были ознакомлены с основными особенностями и возможностями

данных пособий, правилами работы с ними.

Деятельность

обучающихся

в

логико-математическом

центре

осуществлялась как индивидуально, так и в группе. Предлагались задания и

игры

с

палочками

Кюизенера,

логическими

блоками

Дьенеша,

решение

головоломок, игры в математическое лото, например, игра «Море волнуется»,

игра «Сделай фигуру», игра «Художники», игра «Домино».

Центр конструирования был оснащен конструкторами лего, кубиками,

строительными наборами. Работа в центре проводилась индивидуально и в

группе

и

была

нацелена

на

формирование

представлений

о

величине

и

ориентировке

в

пространстве,

формирование

конструктивных

умений

и

навыков, развитие мыслительных процессов, совершенствование способов

обследования объектов, предметов.

Обучающимся

были

предложены

задания

на

конструирование

по

образцу и по замыслу. Например, «Запомни расположение», «Построй, не

открывая глаз» на запоминание расположения и построение с закрытыми

глазами (ориентировка в пространстве).

В рамках работы в центре экспериментирования обучающимся были

предложены

материалы

для

ознакомления

со

свойствами,

природный,

утилизированный

и

технический

материалы,

оборудование

для

экспериментирования, приборы, картотеки опытов с целью освоения детьми

экспериментально-исследовательских

способов

познания

математического

содержания.

Обучающиеся индивидуально и в малых группах выполняли задачи на

сравнение, измерение предметов и различных веществ. Например, измерение

длины предмета - измерение ленты, измерение объемов сыпучих веществ

(гороха).

Таким

образом,

работа

по

формированию

математиче ских

представлений

старших

дошкольников

заключалась

в

разработке

и

реализации

модели

по

созданию

предметно-развивающей

среды

ДОО,

основными

компонентами

которой

являются

познавательный,

логико-

математических центры, центры конструирования и экспериментирования.

Список литературы:

1.

Белошистая

А.В.

Формирование

и

развитие

математических

способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для

студентов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. -

400 с.

2.

Коломеец

А.В.

Организация

эффективной

работы

п о

математическому развитию дошкольников в ДОО в свете требований ФГОС

ДО

//

Известия

Воронежского

государственного

педагогического

университета. – 2015. – № 3 (268). – С. 35-41.

3.

Михайлова

З.А.

Логико-математическое

развитие

дошкольников:

игры с логическими блоками Дъенеша и цветными палочками Кюизенера /

З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 128 с.

4. Шатохина Е.Н. Модель организации образовательного процесса ДОУ

по математическому развитию дошкольников в современных условиях / В

сборнике:

Современные

проблемы

п с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко го

сопровождения

детства.

Материалы

Всероссийской

научно-практической

конференции.

Под

редакцией

Г.

С.

Чесноковой.

Новосибирск:

Новосибирский государственный педагогический университет, 2014. – С. 97-

99.