Автор: Шамаева Анжелика Викторовна
Должность: студентка 5 курса группы б5н
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г Железноводске
Населённый пункт: г Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая работа по развитию экономического мышления младших школьников в процессе обучения математике"
Шамаева Анжелика Викторовна
Методическая работа по развитию экономического мышления младших
школьников в процессе обучения математике
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Ставропольский государственный
педагогический институт» в г.Железноводске
В
современном
мире
вопросы
экономического
образования
подрастающего поколения приобретают особую актуальность. Начиная с 1
класса, дети сталкиваются с рядом экономических понятий, решают задачи
экономического содержания, требующие сформированных представлений о
назначении
и
форме
денег
при
осуществлении
расчетов
по
организации
питания
в
школьной
столовой,
оперируют
такими
понятиями,
как
экономность, бережливость, расточительность.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
начального
общего
образования
(ФГОС
НОО)
отдельного
предмета
«Экономика» в начальной школе нет. Однако, в данном документе в портрете
выпускника
начальной
школы
говорится
о
характеристике
–
«готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом»,
что
означает
необходимость
формирования
личности
социально-развитого,
критически
мыслящего,
конкурентоспособного
выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного
взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и
своей страны.
В настоящее время освещение экономических понятий в большей мере
происходит на уроках окружающего мира. Но экономическая образованность
и
экономическое
мышление
формируются
и
развиваются
не
только
при
изучении
курса
окружающего
мира,
но
и
на
основе
всего
комплекса
предметов, изучаемых в начальной школе. Математика среди них занимает
ведущее место в силу того, что многие экономические проблемы поддаются
анализу
с
помощью
математического
аппарата.
Поэтому
математическое
образование в младшем школьном возрасте помогает обучающимся развить
экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, необходимый для
ориентации в современном рыночном мире.
Проблема развития экономического мышления младших школьников
мало освещена в психолого-педагогической и методической литературе. Тем
не
менее,
существует
ряд
учебно-методических
работ
Е.Н. Землянской,
Л.М. Клариной,
Т.В.
Просняковой,
И.А. Сасова,
Т.В. Смирновой
и
др.,
представляющие
собой
комплекты
для
осуществления
экономического
образования
детей
начиная
с
первого
класса,
в
основе
которых
лежит
принцип доступности. В их работах описаны занятия для данной возрастной
группы, в рамках которых дети учатся считать затраты, составлять бюджеты,
обменивать валюту.
Экономическое мышление – это совокупность мыслительных операций,
применяемых субъектом при анализе ситуаций и принятии решений о своих
действиях, связанных с экономическими понятиями. В его структуре можно
выделить
теоретическую
и
практическую
составляющую.
Показателем
развитости экономического мышления является перенос знаний на решение
новых
теоретических
либо
практических
задач,
характеризующийся
произвольностью
мыслительных
операций
и
наличием
рационального
внутреннего алгоритма принятия решения. К критериям оценки экономического
мышления относятся экономическая обученность (критерий теоретической
составляющей),
развитость
мыслительных
операций
и
рациональность
(критерии практической составляющей) [2].
Математическое образование играет фундаментальную роль в развитии
экономического
мышления.
Содержание
уроков
математики
начальной
школы,
наполненное
выполнением
вычислений,
решением
текстовые
арифметические задачи с экономическими понятиями, работой с таблицами и
графиками,
позволит
воздействовать
на
теоретическую
и
практическую
составляющие
экономического
мышления.
Развитие
экономического
мышления взаимосвязано с формированием математической грамотности [1].
Для
развития
экономического
мышления
необходимо
применение
следующих
средства
развития
экономического
мышления
на
уроках
математики: задач с расшифровкой экономических терминов, задач на чтение
и составление таблиц, диаграмм и графиков экономического содержания,
текстовых задач, условие которых отображает в прямом и косвенном виде
экономические
категории,
интегрированных
проектов
и
деловых
игр
экономического содержания [1].
Рассмотрим
организацию
работы
по
развитию
экономического
мышления младших школьников в процессе обучения математике.
В структуру уроков математики в этап актуализации знаний и способов
действий при устном счете внедрены задачи с расшифровкой экономических
терминов.
Использование
таких
задач
в
рамках
устного
счета
было
направлено
на
достижение
следующих
целей:
с
одной
стороны
–
совершенствование
вычислительных
навыков,
развитие
мыслительных
операций, с другой стороны – усвоение основных экономических понятий,
расширение
кругозора.
Так,
например,
при
изучении
темы
"Единицы
времени.
Определение
времени
по
часам"
была
использована
задача
на
расшифровку
термина
"налог"
с
помощью
циферблата
и
равенств
с
неизвестным слагаемыми.
В этап закрепления знаний и способов действий по решению задач
изученных типов были внедрены задачи на чтение и составление таблиц,
диаграмм и графиков экономического содержания, а также текстовые задачи,
условие которых отображает в прямом и косвенном виде экономические
категории.
Задачи
на
чтение
и
составление
таблиц,
диаграмм
и
графиков
экономического содержания предлагались при закреплении раздела "Работа
с
данными"
с
целью
преломления
математических
знаний
при
решении
экономических знаний
практического характера. Так, при планировании
поездки на осенних каникулах обучающимся была предложена для решения
реальная практическая задача по расчету стоимости отдыха на два дня 25
учащихся 4А класса, двух учителей и трех родителей, сопровождающих
детей,
при
определенных
условиях.
Учащиеся
должны
были
составить
наиболее
экономную
смету
расходов
для
двухдневного
отдыха
в
горах
Адыгеи, использовав ресурсы сети Интернет, и представить ее на обсуждение
классу и родительскому комитету.
При
систематизации
и
обобщении
темы
"Сложение
и
вычитании
многозначных чисел" обучающиеся решали кейс-задачу, результат которой
должен был представлен в виде заполнения таблиц доходов и расходов семьи,
годового бюджета, а также должны были определить среднегодовой доход на
каждого члена семьи и предложить, как семья может распорядиться своими
сбережениями. При обсуждении данной задачи велась живая дискуссия по
последнему
заданию
(как
распорядиться
сбережениями),
позволяющая
констатировать, что прикладные математические знания влияют не только на
развитие
экономического
мышления,
но
и
на
формирование
финансовой
грамотности.
Задачи
на
чтение
и
составление
таблиц,
диаграмм
и
графиков
экономического
содержания
использовались
с
целью
воздействия
как
на
теоретическую
составляющую
экономического
мышления,
так
и
на
практическую.
Также на этапе закрепления усвоенных знаний и способов действий по
темам "Решение задач" на каждом уроке использовались текстовые задачи,
условие которых отображает в прямом и косвенном виде экономические
категории. Например, решение задачи "Подарочный набор стоит 500 р. в
ближайшем магазине и 440 р. в магазине, добираться до которого надо на
маршрутном такси. Какова должна быть максимальная цена билета на такси,
чтобы имело смысл съездить за более дешёвым набором и вернуться? Цена
должна
быть
выражена
в
рублях
(без
копеек)"
имело
своей
целью
как
усвоение
основных
экономических
понятий,
выраженных
понятиями
"сбережения",
"экономия",
так
и
совершенствование
умения
решать
стандартные
математические
задачи
с
экономическим
содержанием,
формирование
способности
анализировать,
синтезировать,
сравнивать,
абстрагировать,
обобщать,
классифицировать,
выполнять
построение
алгоритма
действий,
критично
оценивать
действия
и
меры
овладения
действием, что и влечет за собой целенаправленное воздействие на развитие
экономического мышления.
Учащимся
было
предложено
выполнение
двух
интегрированных
с
другими областями проектов. Первый - "Чай", в рамках которого ученики
готовили и обсуждали материал из таких предметов начальной школы, как
"Математика"
(при
решении
практической
задачи
на
пропорциональные
величины
и
задачи
геометрического
характера,
работе
с
величинами),
"Литературное чтение" (при чтении отрывка из истории про Винни-Пуха),
"Окружающий мир" (при обсуждении произрастания чая), а также в части
экономической
подготовки
(при
обсуждении
понятия
"экономическая
выгода".
Второй
проект
«День
рождения
моего
одноклассника»
имел
прикладной характер, так как обучающиеся должны в рамках его реализации
составить бюджет праздника, разрабатывается два варианта: экономный и
неэкономный.
Внедрение
интегрированных
проектов
на
уроках
математики
в
процессе обучения математики также было направлено на усвоение основных
экономических понятий и правил, решение нестандартных математических
задач
экономического
содержания,
а
также
на
развитие
мыслительных
операций и рациональности.
Кроме этого, на заключительных уроках по темам "Числа, которые
больше 1000", "Сложение и вычитание чисел", были проведены деловые
игры с экономическим содержанием. Деловые игры имели соревновательный
характер,
на
протяжении
всего
урока
использовались
термины
"кредит",
"доход",
"расход",
"денежные
средства",
"прибыль"
"биржа"
и
другие,
расширяя
возможности
усвоения
экономических
категорий.
Практическая
работа
команд
заключалась
в
работе
с
экономическими
данными,
представленными в таблице, и решении задач с экономическим содержанием,
что позволяло активно задействовать необходимые мыслительные операции.
Таким
образом,
методическая
работа
по
развитию
экономического
мышления
младших
школьников
заключалась
во
внедрении
в
процесс
обучения математике задач с расшифровкой экономических терминов, задач
на
чтение
и
составление
таблиц,
диаграмм
и
графиков
экономического
содержания,
текстовых
задач,
условие
которых
отображает
в
прямом
и
косвенном
виде
экономические
категории,
интегрированных
проектов
и
деловых игр экономического содержания.
Список литературы:
1. Селькина Л.В., Худякова М.А. Методика преподавания математики:
учебник для студентов факультетов подготовки учителя начальных классов /
Селькина Л.В., Худякова М.А. – Пермь: ПГГТУ, 2013. – 374с.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2, 3
классы / С.Н. Федин. – М.: Вита-Пресс, 2014. – 112 с.
.