Автор: Хисматуллина Елена Юрьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДОД ДЮЦ №3
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: "В помощь начинающему концертмейстеру"
В помощь начинающему концертмейстеру
Работа концертмейстера в классе хореографии многогранна, и в то же время крайне
интересна. Она требует от концертмейстера набора определённых профессиональных
качеств, которые включают в себя: исполнительство, читку с листа, подбор на слух,
импровизацию, умение быстро ориентироваться в нотном тексте и структурировать его
для тех или иных упражнений и т.д.
Концертмейстеру хореографии доверена ответственная функция, при том, что
концертмейстеров именно хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А
ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится
постигать на практике. Какими же навыками должен обладать концермейстер
хореографии? Какие же знания и умения необходимы начинающему концертмейстеру?
Попробуем в этом разобраться.
Музыкальное оформление урока хореографии очень важно. Педагог классического
танца Л. И. Ярмолович музыкальному оформлению дает такое определение: «Под
музыкальным оформлением урока надо понимать музыкальную композицию, облеченную
в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку,
динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с
ним в одно целое». Музыка является ритмической основой танцевальной пластики, её
эмоциональной составляющей, и определяет ее образную суть. Танец берёт своё
образное содержание из музыки, и музыка же является для него своего рода
«поэтическим текстом», а танец отражает всё то, что есть в музыке – настроение, эмоции,
характер, образ, стиль. Танец находится в самых тесных «взаимоотношениях» с темпом,
метром, ритмом, нюансировкой, агогикой музыкального сочинения; с началом
музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза и т. д. Музыка и танец
неразрывно связаны и должны гармонично дополнять друг друга. Потому
концертмейстеру «без знания музыки, без понимания ее образного и эмоционального
содержания, без учета тесной взаимосвязи музыки и танца нельзя достигнуть
осмысленности, подлинной выразительности» исполнения, высокого профессионализма в
своем деле.
Концертмейстер хореографии должен начинать свою работу с освоения
музыкального материала, связанного с той или иной хореографической спецификой, её
направлениями: классическая хореография, народная, современная и т.д. Грамотное
музыкальное сопровождение на занятиях хореографией возможно только при
параллельном изучении специфики хореографического искусства.
Концертмейстеру необходимо прежде всего знать названия элементов движений
классического или народного экзерсисов. Для этого нужно овладеть танцевальной
терминологией, которая французского происхождения, а музыкальные термины-
итальянского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы
правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.
Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на разных
приседаниях: полуприседание или полное, глубокое приседание. Следовательно,
музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4,
3/4) и в музыкальном оформлении это будет соответствовать характеру и темпу andante
cantabile, sempre legato; Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выставление
ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое
выставление ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыка
аккомпанемента должна быть очень четкой, ритмичной, твердой. Музыкальный размер
для обоих упражнений – 2/4, 4/4. , и используемая музыка будет соответственно – moderato
energico, sempre staccato и т. д., На хореографическом уроке все построено на
музыкальном материале: музыкой оформляются поклоны в начале урока, сами экзерсисы,
состоящие из: 1) préparasion (от франц. préparer – готовить) - вступления, которое
исполняется в характере упражнения; 2) музыкального фрагмента для оформления
самого экзерсиса, содержащего определённое количество тактов в заданном ритме,
характере, темпе; 3) заключения; перехода от одного экзерсиса к другому, поклона после
окончания урока. Это – очень разные движения, разная пластика, и всё согласовано с
музыкой. Для урока будет востребован музыкальный материал с затактом и без него,
различного темпа и метроритмического рисунка, учитывающий характер того или иного
движения экзерсиса и т. д. Партия концертмейстера предназначается для решения
конкретных творческих и технических задач: а) помогать развитию техники танца, б)
способствовать формированию выразительности движений; в) развивать умение
передавать в пластике различные настроения и эмоциональные состояния. Учебные задачи
являются для концертмейстера основным ориентиром в подборе музыкального материала,
потому он обязан во всех мельчайших подробностях запоминать те упражнения, элементы
движений и комбинации, которые задает педагог-хореограф своим ученикам.
Важно знать, как то или иное упражнение исполняется, четко представляя себе
при этом структуру упражнения; правильно делать акцент, сохраняя метро-ритм; своим
«музыкальным» исполнением, динамическими оттенками, четкостью штрихов и т.д.
помогать движению, а самое главное – научиться соотносить это упражнение с
музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотах. Зачастую педагог –
хореограф может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-
либо элемент движения отдельно. Поэтому необходимо знать, с какого места нотного
материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения и иметь навык
быстрого ориентирования в нотном тексте.
Ещё одна из особенностей особенность работы концертмейстера хореографии
заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить
учебные занятия в любом танцевальном направлении и на любом этапе обучения
танцевальному искусству, иметь в своем исполнительском «репертуаре» музыку
разнообразную по жанрам, формам, образности, настроению, и т. д. Чем богаче репертуар
концертмейстера, значительней и разнообразней используемый им объем музыкального
материала, совершеннее мастерство, тем выше его профессиональная оснащенность,
выразительнее и ярче игра. В связи с этим кроме классического танца, на котором
основывается все хореографическое искусство, необходимо знать специфику и других
направлений танцевального искусства. Концертмейстер должен помогать глубже
проникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности
музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Еще один аспект, который необходимо учитывать это при исполнении движений –
это физические способности воспитанников. Так как они разные, то не всегда темп
хореографического исполнения соответствует скорости музыкального сопровождения. У
каждого ребенка свой личный темп, зависящий от разных причин. У одного ребёнка,
например, прыжок невысокий и скорость вращений невелика. У другого же - наоборот,
великолепное равновесие, высокий прыжок, хорошие «крутки». Выполняя одно
движение, они не могут выполнять его одинаково. Поэтому должен отличаться и
аккомпанемент и не тем, что одному нужно играть быстрее, а другому медленнее. В
данном случае речь идет о минимальных отклонениях от оптимального темпа, о тех
тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого
танцора.
Подбирая музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению,
концертмейстер должен учитывать не только физические, а и возрастные особенности
детей. При этом важно знать на каком этапе обучения находится воспитанник. Например
для детей дошкольного и младшего школьного возраста желательно использовать музыку
простых танцевальных жанров: вальсы, польки, марши, тогда музыкальное
сопровождение будет понятным и будет помогать в занятии хореографией.
Немаловажное значение играет и сам музыкальный материал. На уроках часто звучит и
нетанцевальная музыка и переработанные варианты различных музыкальных
произведений. Задача концертмейстера максимально адаптировать её для танцоров, т.к.
ее фактурно-ритмическая ткань часто бывает не приспособлена к движениям у станка.
Надо суметь так изменить ритм, фактуру, иногда размер, мелодию, количество тактов,
чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к специфике упражнения и создать
структурно, метро - ритмически и мелодически ясное построение. Чаще всего для
упражнений подходит музыкальный фрагмент, по строению представляющий собой
«квадратный» период повторного строения: 4+4
;
8+8; 12+12; 16+16 и т.д. со вступлением,
представляющим собой музыкальное предложение, которое заканчивается половинным
кадансовым оборотом, требующим музыкального продолжения и заключением, которое
строится по такому же принципу, как и вступление, но заканчивается полным кадансом.
Эту схему построения упражнений для экзерсиса стоит учитывать и при импровизации, и
при подборе по слуху. Именно эти профессиональные качества дают возможность
концертмейстеру распределять своё внимание, держать в поле зрения танцоров, при
наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного
контроля за исполнителями. Это необходимо для успешного проведения занятий
хореографии. Работа концертмейстера хореографии требует мобильного подхода и
гибкого отношения к исполняемому музыкальному произведению, его мелодике, фактуре,
музыкальной форме, аранжировке, Таким образом, импровизация и подбор по слуху
носят творческую направленность в деятельности концертмейстера.
Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетический вкус, осознанное
отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу,
помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Именно
музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избежать примитивизма
формального подхода к самым простым упражнениям. И если концертмейстер
способствует формированию у детей музыкального вкуса, то будет целесообранее
строить музыкальное сопровождение основе фрагментов из шедевров мировой музыки.
Подбирая музыкальный материал к занятиям, нужно помнить, что музыка способна
творить чудеса и оказывает огромное воздействие на слушателя. В огромном «архиве»
мировой музыки, созданной великими композиторами прошлого и настоящего, есть
множество произведений высокого художественного уровня, среди которых немало
настоящих «бриллиантов», живо воспринимаемых ребенком. Выполняя, казалось бы
обычные упражнения, воспитанник внутренне гордится тем, что он занимается под «ту
самую» музыку, которая звучит в исполнении великих мастеров, в лучших театрах страны
и под которую танцуют мэтры нашей балетной сцены. Это сознание стимулирует в
ребёнке желание к глубокому восприятию музыки, отображению в движении заложенных
в ней мыслей и чувств. Художественно – ценное музыкальное сопровождение развивает
наглядно – образное мышление и воображение юного танцора, его эмоциональную
сферу, прививает эстетический вкус и представления. Всё это является неотъемлемой
частью в формировании гармонично развивающейся личности с высоко нравственными
ценностями, что так необходимо в современном обществе.
Этот
материал
поможет
молодым
специалистам
разобраться
в
специфике
данного
вида
деятельности,
поспособствует
повышению
уровня
исполнительского
мастерства концертмейстера в области хореографии.
Эта работа подскажет многим концертмейстерам, как расширить грани своей
деятельности и занять активную позицию в формировании культурно-образовательной
среды в учреждениях системы дополнительного образования.