Авторы: Попов Николай Федорович, Мишина Милана Ринатовна
Должность: мастер производственного обучения, педагог-организатор
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в профессии "Автомеханик"
Мишина Милана Ринатовна, педагог-
организатор ОГБПОУ «Ульяновский
профессионально-педагогический
колледж», классный руководитель
Попов Николай Федорович, мастер
производственного обучения ОГБПОУ
«Ульяновский профессионально-
педагогический колледж»
Здоровьесберегающие технологии
Целью
здоровьесберегающей
педагогики
в
колледже,
является
-
обеспечение
выпускника
колледжа высоким
уровнем
реального
здоровья,
вооружить
студента
выпускника
необходимым
багажом
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
ведения
здорового
образа
жизни,
а
главное
-
воспитать у него культуру здоровья.
Ведь, если не будет настоящего понимания необходимости вести здоровый
образ жизни и соблюдать его, каким бы специалистом и профессионалом не
вышел
выпускник,
полной
отдачи
любимому
делу,
как
и,
собственно,
полноценной жизни, у него не получиться.
Профессия «автомеханик» сложна, тяжела и, не смотря, на кажущуюся
простоту, в каком то смысле – «целая наука». Автомобилем сейчас не удивишь, в
семьях, особенно в больших городах, он есть у каждого члена семьи. Но и
качественный ремонт и содержание своего «железного коня» становиться уже не
блажью, а жизненной необходимостью.
Вот
тут
и
нужен
он
–
волшебник
механизмов
–
истинный
ценитель
внутреннего
технического
мира
автомобиля,
готовый
и
слесарно
помочь,
и
«мозги» автомобиля вылечить. Именно с этого момента, хочется прояснить,
причем тут здоровьесбережение.
Человек, который бережет свое здоровье и уделяет ему внимание, искренне
понимает ему цену, только он может беречь здоровье других. А ведь согласитесь,
в
руках
автомеханика
много
жизней,
как
водителя
и
непосредственных
пассажиров данной машины, так и встречных водителей и их пассажиров, без
учета многочисленных пешеходов, встречающихся во время движения.
1 / 4
И, если, определить качество работ и обучение именно профессии мы
можем – инструментов наработано не мало и их количество, да и качество
стремительно увеличивается – одни демо-экзамены и участие в международном
движении «Worldskilss» различного уровня чего стоит, ведь подготовка идет с
самых
первых
дней
обучения
(помогает
тут
и
практика,
что
учебная,
что
производственная), то как быть с воспитание здоровьебережливости?
Если
философия
образования
отвечает
на
вопрос
"
зачем
учить?"
,
а
содержание
образования
-
"чему
учить?",
то
педагогические
технологии
отвечают на вопрос "как учить?"
Если говорить именно о здоровьесбережении, ответим: чтобы не наносить
вреда здоровью субъектов образовательного процесса - студентов и педагогов.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
образовательные
технологии
можно
рассматривать
и
как
качественную
характеристику
любой
образовательной
технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех
принципов,
приемов,
методов
педагогической
работы,
которые
дополняют
традиционные
технологии
обучения,
воспитания,
развития
задачами
здоровьесбережения. Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном
процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-
оптимум.
Задача-минимум
отвечает
фундаментальному
принципу
медицины
и
педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения,
воспитания,
развития,
которые
не
оказывают
негативного
воздействия
на
здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда студента. В
традиционном понимании охрана труда - это предупреждение травматизма и
других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника.
А
вот
реализацию
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья
2 / 4
студентов колледжа, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у
них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в
стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Понятие «здоровья» мы расширяем для студентов, вводя такие понятия,
как
«социальное
здоровье»,
«психическое
здоровье»,
«душевное
здоровье»,
«социальное здоровье», выходя за рамки обыденного «физического здоровья».
Каждое
направление
здоровья
прорабатывается
в
течение
всего
срока
обучения
профессии,
тут
помогает
и
грамотно
составленный
план,
и
материально-техническая
база
(наличие
спортзала,
тренажерного
зала,
скалодрома и т.д.), а ещё более помогает и привлечение студентов в проектную
внеурочную деятельность.
Например, в выходные дни были поддержаны и реализованы следующие
студенческие проекты:
- Соревнование по стритбаскету «Лига друзей» с вручением переходящего
кубка;
- Соревнование по скалолазанию «Вверх» с вручением грамот;
-Участие в благотворительных проектах «Помощь ветерану Вов»;
- благотворительный проект «По зову сердца и души велению», помощь
жителям Геронтологического центра;
- благотворительный патриотический проект «Живая память»;
- благотворительный экологический проект «Я люблю свой район»;
- благотворительный проект «Дай лапу, друг» т.д.
И, ещё одним немаловажным фактором является личный пример педагога.
Будь
это
пример
мастера
производственного
обучения,
классного
руководителя или преподавателя дисциплин.
Наиболее эффективно, когда таких активных примеров много, ведь это,
действительно становиться «заразным».
Чем
больше
интересных
идей
у
студентов
–
автомехаников
будут
поддержаны
активными
преподавателями,
тем
больше
здоровых
и
3 / 4
неравнодушных
специалистов
мы
получим.
Вот
такая
арифметика
и
такая
здоровьесберегающая педагогика.
4 / 4