Напоминание

"Методы и приёмы формирования пунктуационных навыков при изучении синтаксиса сложного предложения в 9 классе"

Автор: Динмухамбетова Назлыхан Таймуратовна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приёмы формирования пунктуационных навыков при изучении синтаксиса сложного предложения в 9 классе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Величко И.В.

кандидат филологических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Динмухамбетова Н.Т.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ

НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОГО

ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 9 КЛАССЕ

Аннотация:

В

данной

статье

рассматриваются

особенности

формирования пунктуационных навыков девятиклассников при изучении

синтаксиса

сложного

предложения.

В

работе

представлены

результаты

экспериментального

исследования,

позволившие

определить

наиболее

эффективные методы и приемы формирования пунктуационных навыков

при изучении синтаксиса сложного предложения в 9 классе.

Ключевые

слова:

пунктуационные

навыки,

методы

и

приемы

формирования пунктуационных навыков, синтаксис сложного предложения

Сложное предложение как единица синтаксиса изучается в 9 классе,

хотя

первоначальные

сведения

о

нем

обучающиеся

получают

еще

в

начальной

школе.

Изучение

темы

«Сложное

предложение»

в

9

классе

базируется на знаниях по синтаксису, полученных ранее, и изучается как

новый,

объемный

и

сложный

для

восприятия

материал

[4].

Изучение

синтаксиса

сложного

предложения

происходит

в

следующем

порядке:

общее понятие о сложном предложении, сложносочиненное предложение,

сложноподчиненное

предложение,

бессоюзное

сложное

предложение,

сложная синтаксическая конструкция [5]. Основными задачами изучения

синтаксиса сложного предложения в 9 классе являются:

1

1) формирование понятия о строении сложного предложения;

2) создание условия для усвоения системы понятий, связанных с

изучением сложного предложения;

3) обучение использованию разных видов сложного предложения в

речи;

4) формирование прочных пунктуационных умений и навыков [4].

Формирование

пунктуационных

навыков

девятиклассников

при

изучении

синтаксиса

сложного

предложения

происходит

в

процессе

знакомства

и

закрепления

пунктуационного

правила.

Закрепление

пунктуационного правила возможно путем использования теоретических

(самостоятельное изучение материала по учебнику, анализ предложения,

выведение обобщающего правила), практических (подбор предложений с

изучаемыми

пунктограммами,

письменные

работы

с

грамматико-

пунктуационными заданиями) и теоретико-практических (пунктуационный

разбор,

составление

сводных

таблиц,

конструирование

предложений,

работа с графическими схемами, диктант и т.д.) методов [1, 2].

Нами

было

проведено

исследование,

целью

которого

стало

выявление

наиболее

эффективных

методов

и

приемов

формирования

пунктуационных

навыков

девятиклассников

при

изучении

синтаксиса

сложного предложения. В качестве респондентов выступили обучающиеся

9

классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя

общеобразовательная

школа

№11»

а.

Уллуби-Юрт

Нефтекумского района.

С

целью

выявления

уровня

сформированности

пунктуационных

навыков девятиклассников нами были проведены диктант, тестирование и

проверочная работа. Результаты позволили говорить о преимущественно

среднем

уровне

сформированности

пунктуационных

навыков

респондентов,

однако

почти

треть

опрошенных

продемонстрировали

низкий

уровень

сформированности

навыков.

Школьники

хорошо

2

справились

с

тестированием

и

проверочной

работой,

наибольшее

количество пунктуационных ошибок было допущено в диктанте.

Н а м и

б ы л а

в н ед р е н а

с и с т е ма

р а б от ы

п о формированию

пунктуационных

навыков

девятиклассников

при

изучении

синтаксиса

сложного

предложения.

На

уроках

русского

языка

использовались

следующие

методы

и

приемы

формирования

пунктуационных

навыков

девятиклассников:

- различные виды диктанта (предупредительный, комментируемый,

объяснительный, распределительный, творческий, свободный);

- работа со схемами (чтение схем, нахождение в тексте предложения,

соответствующего

схеме,

составление

предложений

по

схемам,

графический диктант);

- упражнения на конструирование предложений;

- тестирования;

- пунктуационный разбор;

- упражнения на расстановку знаков препинания в тексте.

С

целью

повторного

выявления

уровня

сформированности

пунктуационных навыков девятиклассников нами были проведены диктант,

тестирование

и

проверочная

работа.

Результаты

контрольного

эксперимента показали, что уровень сформированности пунктуационных

навыков обучающихся после проведения планомерной, систематической

работы

вырос.

Уровень

сформированности

пунктуационных

навыков

школьников

также

остался

преимущественно

средним,

но

количество

школьников с низким уровнем сформированности навыков уменьшилось

до четверти от всех опрошенных. Школьники лучше всего справились с

выполнением

проверочной

работы,

однако

во

второй

раз

данный

вид

работы

вызвал

большие

затруднения

в

связи

с

его

тематикой

«Знаки

препинания в бессоюзном сложном предложении»; наибольшее количество

пунктуационных ошибок было допущено в диктанте.

3

Проведенное исследование позволило говорить об эффективности

методов и приемов, использовавшихся при внедрении системы работы, в

формировании

пунктуационных

навыков

при

изучении

синтаксиса

сложного предложения.

Таким

образом,

наиболее

эффективными

методами

и

приемами

формирования пунктуационных навыков девятиклассников при изучении

синтаксиса

сложного

предложения

являются пунктуационный

разбор,

упражнения на конструирование предложений, различные виды диктанта,

упражнения на расстановку знаков препинания в тексте, работа со схемами

и тестирования.

Список литературы.

1.

Блинов, Г.И. Методика пунктуации в школе / Г.И. Блинов. - М.:

Просвещение, 2008. - 76 с.

2.

Блинов,

Г.И.

Упражнения,

задания

и

ответы

по

пунктуации:

пособие для учителя / Г.И. Блинов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 128

с.

3.

Валгина, Н.С. Трудности современной пунктуации / Н.С. Валгина.

- М.: Просвещение, 2010. - 102 с.

4.

Купалова, А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе /

А.Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 2012. - 134 с.

5.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9

классы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты

второго поколения).

6.

Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы,

структуры, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /

Е.Г. Шатова. - М.: Дрофа, 2013. – 253 с.

4