Автор: Динмухамбетова Назлыхан Таймуратовна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приёмы формирования пунктуационных навыков при изучении синтаксиса сложного предложения в 9 классе"
УДК
Величко И.В.
кандидат филологических наук,
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
Динмухамбетова Н.Т.
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ
НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 9 КЛАССЕ
Аннотация:
В
данной
статье
рассматриваются
особенности
формирования пунктуационных навыков девятиклассников при изучении
синтаксиса
сложного
предложения.
В
работе
представлены
результаты
экспериментального
исследования,
позволившие
определить
наиболее
эффективные методы и приемы формирования пунктуационных навыков
при изучении синтаксиса сложного предложения в 9 классе.
Ключевые
слова:
пунктуационные
навыки,
методы
и
приемы
формирования пунктуационных навыков, синтаксис сложного предложения
Сложное предложение как единица синтаксиса изучается в 9 классе,
хотя
первоначальные
сведения
о
нем
обучающиеся
получают
еще
в
начальной
школе.
Изучение
темы
«Сложное
предложение»
в
9
классе
базируется на знаниях по синтаксису, полученных ранее, и изучается как
новый,
объемный
и
сложный
для
восприятия
материал
[4].
Изучение
синтаксиса
сложного
предложения
происходит
в
следующем
порядке:
общее понятие о сложном предложении, сложносочиненное предложение,
сложноподчиненное
предложение,
бессоюзное
сложное
предложение,
сложная синтаксическая конструкция [5]. Основными задачами изучения
синтаксиса сложного предложения в 9 классе являются:
1
1) формирование понятия о строении сложного предложения;
2) создание условия для усвоения системы понятий, связанных с
изучением сложного предложения;
3) обучение использованию разных видов сложного предложения в
речи;
4) формирование прочных пунктуационных умений и навыков [4].
Формирование
пунктуационных
навыков
девятиклассников
при
изучении
синтаксиса
сложного
предложения
происходит
в
процессе
знакомства
и
закрепления
пунктуационного
правила.
Закрепление
пунктуационного правила возможно путем использования теоретических
(самостоятельное изучение материала по учебнику, анализ предложения,
выведение обобщающего правила), практических (подбор предложений с
изучаемыми
пунктограммами,
письменные
работы
с
грамматико-
пунктуационными заданиями) и теоретико-практических (пунктуационный
разбор,
составление
сводных
таблиц,
конструирование
предложений,
работа с графическими схемами, диктант и т.д.) методов [1, 2].
Нами
было
проведено
исследование,
целью
которого
стало
выявление
наиболее
эффективных
методов
и
приемов
формирования
пунктуационных
навыков
девятиклассников
при
изучении
синтаксиса
сложного предложения. В качестве респондентов выступили обучающиеся
9
классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя
общеобразовательная
школа
№11»
а.
Уллуби-Юрт
Нефтекумского района.
С
целью
выявления
уровня
сформированности
пунктуационных
навыков девятиклассников нами были проведены диктант, тестирование и
проверочная работа. Результаты позволили говорить о преимущественно
среднем
уровне
сформированности
пунктуационных
навыков
респондентов,
однако
почти
треть
опрошенных
продемонстрировали
низкий
уровень
сформированности
навыков.
Школьники
хорошо
2
справились
с
тестированием
и
проверочной
работой,
наибольшее
количество пунктуационных ошибок было допущено в диктанте.
Н а м и
б ы л а
в н ед р е н а
с и с т е ма
р а б от ы
п о формированию
пунктуационных
навыков
девятиклассников
при
изучении
синтаксиса
сложного
предложения.
На
уроках
русского
языка
использовались
следующие
методы
и
приемы
формирования
пунктуационных
навыков
девятиклассников:
- различные виды диктанта (предупредительный, комментируемый,
объяснительный, распределительный, творческий, свободный);
- работа со схемами (чтение схем, нахождение в тексте предложения,
соответствующего
схеме,
составление
предложений
по
схемам,
графический диктант);
- упражнения на конструирование предложений;
- тестирования;
- пунктуационный разбор;
- упражнения на расстановку знаков препинания в тексте.
С
целью
повторного
выявления
уровня
сформированности
пунктуационных навыков девятиклассников нами были проведены диктант,
тестирование
и
проверочная
работа.
Результаты
контрольного
эксперимента показали, что уровень сформированности пунктуационных
навыков обучающихся после проведения планомерной, систематической
работы
вырос.
Уровень
сформированности
пунктуационных
навыков
школьников
также
остался
преимущественно
средним,
но
количество
школьников с низким уровнем сформированности навыков уменьшилось
до четверти от всех опрошенных. Школьники лучше всего справились с
выполнением
проверочной
работы,
однако
во
второй
раз
данный
вид
работы
вызвал
большие
затруднения
в
связи
с
его
тематикой
«Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении»; наибольшее количество
пунктуационных ошибок было допущено в диктанте.
3
Проведенное исследование позволило говорить об эффективности
методов и приемов, использовавшихся при внедрении системы работы, в
формировании
пунктуационных
навыков
при
изучении
синтаксиса
сложного предложения.
Таким
образом,
наиболее
эффективными
методами
и
приемами
формирования пунктуационных навыков девятиклассников при изучении
синтаксиса
сложного
предложения
являются пунктуационный
разбор,
упражнения на конструирование предложений, различные виды диктанта,
упражнения на расстановку знаков препинания в тексте, работа со схемами
и тестирования.
Список литературы.
1.
Блинов, Г.И. Методика пунктуации в школе / Г.И. Блинов. - М.:
Просвещение, 2008. - 76 с.
2.
Блинов,
Г.И.
Упражнения,
задания
и
ответы
по
пунктуации:
пособие для учителя / Г.И. Блинов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 128
с.
3.
Валгина, Н.С. Трудности современной пунктуации / Н.С. Валгина.
- М.: Просвещение, 2010. - 102 с.
4.
Купалова, А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе /
А.Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 2012. - 134 с.
5.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9
классы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты
второго поколения).
6.
Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы,
структуры, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /
Е.Г. Шатова. - М.: Дрофа, 2013. – 253 с.
4