Автор: Хромова Наталья Эдуардовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25
Населённый пункт: поселок Лоза, Сергиево-Посадский район, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка урока по физике для 7 класса
Тема: Решение задач по теме:"Движение, взаимодействие, масса"
Методическая разработка урока по физике в 7 классе
(учебник «Сферы». Физика 7 класс. Авторы: В.В.Белага, И.А.Ломаченков,
Ю.А.Панебратцев)
Тема: Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса»
Тип урока - Урок проверки и коррекции знаний.
Цели :Проверка основных понятий скорость, время, расстояние, знания формул
и умения объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и применять.
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний взаимосвязи величин: скорость, время,
расстояние; умения решать задачи.
Развивающие:
развитие
в
процессе
урока
коммуникативных,
творческих
способностей детей, развитие умения работать по алгоритму.
Воспитательные:
воспитание
у
учащихся
позитивного
отношения
к
окружающему миру, культуры поведения на дорогах.
Формирование УУД:
-
Личностные
УУД:
способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности учебной деятельности.
-
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с
помощью
учителя;
самоконтроль
своей
деятельности; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
-
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать
и
понимать
речь
других;
совместно
договариваться
о
правилах
поведения и общения в школе и следовать им.
-Познавательные
УУД:
умение ориентироваться
в
своей
системе
знаний;
умение
работать
с
информацией
в
разных
видах
(текст,
схема,
таблица,
иллюстрация).
Планируемый результаты:
Предметные: познакомить с приемами решения некоторых видов текстовых за-
дач, уметь использовать таблицы, схемы и рисунки, учить находить в тексте фи-
зические термины и обороты речи, применять полученные знания на практике,
в самостоятельной работе.
Метапредметные: развивать:
- умение формулировать цели и пути достижения своей деятельности;
-
умение
строить
речевые
высказывания
на
языке
предмета
в
устной
и
письменной форме, слушать собеседника и вести диалог;
-
умение
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
и
определять способы достижения результата деятельности;
- логическое мышление, внимание через такие мыслительные операции, как
анализ и рассуждения.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне поло-
жительного отношения к учебе и способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности;
формировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
формировать умения организовывать свою деятельность
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Что делают?
УУД
Что делать? (сделать?)
Инициация
Цель – включить обучающихся
в учебную деятельность,
определить содержательные
рамки урока, создать условия
для возникновения у ученика
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность.
Метод: «Передча пожеланий».
Численность: Все учащиеся.
Подготовка : 1/3листа формата
А4
Время: 3 мин
Проведение: Учитель
предлагает выбрать путь к
знаниям для себя.
Приветствие. Я рада вновь видеть ваши лица,
ваши улыбки. Улыбнулись, ребята. Пожелаем
удачи себе и друг другу.
Прочитайте пожелание.
Три пути ведут к знаниям:
Путь размышлений - самый благородный,
Путь подражания - самый легкий,
Путь опыта - самый горький.
(Конфуций)
Возьмите каждый лист и прочитайте
пожелание.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете
моими хорошими помощниками; умными со-
беседниками, внимательными слушателями.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль
готовности
к
уроку.
Личностные:
- выражать положительное отношение
к процессу познания, проявлять
желание узнать новое.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные:
-нацеливать на успешную деятельность.
Коммуникативные:
- формировать умения слушать и слы-
шать.
Погружение в тему
Цель – актуализировать
учебное содержание,
необходимое и достаточное
для восприятия материала
Метод: «Инструментальный
пазл».
Цели: обеспечение мотивации
обучения и осмысленности
процесса обучения
Численность: Все учащиеся.
Ребята, откроем рабочие тетради.
Запишите число.
-На ваших маршрутных листочках дано
задания и есть изображение светофора.
Сегодня на уроке его цвета означают: зелёный
– отлично, жёлтый – хорошо, красный – мне
нужна помощь.
После выполнения каждого задания
Записывают в тетрадь число.
Личностные:
оценивать усваиваемое содержание
учебного материала (исходя из
личностных ценностей);
Метапредметные (УУД)
Регулятивные:
- выделять и осознавать учащимися
того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить, осознания качества и уровня
Подготовка : примеры на
листочках
Время: 4 мин
Проведение: Учитель
предлагает всем
отмечайте собственные успехи.
Устная работа:
•
«Мерседес» проехал 20км. Сколько
километров проехало каждое их его
четырех колес?
•
Шел человек в город и по дороге догнал
трех своих знакомых. Сколько человек
шло в город?
•
Три человека ждали поезда 3 часа.
Сколько времени ждал каждый?
•
Самолет пролетает расстояние от
города А до города В за 1 ч. 20 мин.
Однако обратный перелет занимает 80
мин. Как вы это объясните?
На доске три буквы S, V, t .
Скорость, время и расстояние - какие
величины?
- В чем состоит взаимосвязь?
(учащиеся сами должны прийти к формулам)
Нужно записать три формулы и открыть
ключевые слова, выполнив задание в
маршрутных листах.
- Проверим ваши ответы.
- Какие слова у вас получилось?
ДУМАТЬ, ПРИМЕНЯТЬ, РЕШАТЬ
- В маршрутных листах отметьте собственные
успехи.
- Как вы думаете, зачем нам нужны формулы?
-
Что
мы
с
вами
будем
сегодня
делать
на
работают
на
индивидуальных
листах,
работают с презентацией,
в ы п о л н я ю т
з а д а н и е
н а
и н д и в и д у а л ь н ы х
л и с т а х ,
сверяют свою работу с эталоном
на презентации,
усвоения;
Познавательные:
- ориентироваться в соответствии с
содержанием учебного материала и
поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной
форме; слушать и понимать речь
других.
Личностные:
-организовывать свою деятельность
-формировать умения оказывать
помощь товарищу
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
- обобщать, делать выводы;
-развивать память и речь на языке
предмета;
- формировать умения соотносить
наглядно объект и его скорость;
-формировать умения решать задачи на
одностороннее движение
Коммуникативные:
-работать в группе/коллективе при
проблемно-поисковом вопросе
уроке? (решать задачи)
- С помощью чего решаются задачи? (схема,
формулы)
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем размышлять при
решении задач и приобретем опыт, который
нам поможет в дальнейшем при решении
жизненных ситуаций.
отвечают на вопросы учителя,
под руководством учителя фор-
мулируют тему и цель
Регулятивные:
- понимать причины успеха/неуспеха
Закрепление изученного
Цель - формирование умения
применять знания в новой си-
туации
Метод: «Эксперты».
Численность : Все учащиеся.
Время: 7 мин
Подготовка: вопросы
Проведение: каждый готовится
отвечать на вопрос
Классная работа.
Тема: Решение задач по теме «Движение,
взаимодействие, масса»
С
движением
мы
сталкиваемся
на
дорогах.
Двигаемся мы, двигаются машины.
Решим задачу.
Ширина
проезжей
части
дороги
18
метров.
Зелёный сигнал светофора горит 20с. С какой
наименьшей
скоростью
может
двигаться
пешеход
с
того
момента,
как
светофор
загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной
ситуации?
( Работа с задачей, затруднение)
- Как найти скорость?
-Что же надо сделать?
- Можно ли число сделать большим, не меняя
величину?
90 см /с - это примерно два детских шага.
Попробуем сделать. Это большая скорость
движения для вас.
Запомни: переходи улицу по переходу.
Разговаривать с друзьями или играть во время
Работают с задачей,
выполняют действия по заданию
учителя на закрепление
V= S*t, 18: 20 =?
18 м = 180 дм
180 : 20 =9 дм/с
Ответ: 90 см /с.
Личностные:
-формировать умения организовывать
свою деятельность;
-формировать умения оказывать
помощь товарищу.
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
-
извлекать
информацию
из
схем,
таблиц, текстов;
- формировать умения решать задачи на
одностороннее движение.
Коммуникативные:
-
уметь
оформлять
свои
мысли
в
устной форме;
- слушать и понимать речь других.
движения по «зебре» опасно, у светофора
ограниченное время !
- Откройте задачник на стр. 17 и обратите
внимание на №124
-
Ребята
как
вы
думаете,
что
нам
необходимо сделать, чтобы правильно решать
задачи?
Общий алгоритм решения задачи
- Читаем внимательно условие
- Составляем схему
- Пишем формулу
- Подставляем числовые значения
Учащиеся работают в тетрадях и
1 на доске.
Учащийся составляет порядок
выполнения работы при
решении задачи.
Выполняют самооценку по
алгоритму
Эмоциональная разрядка
(разминка)
Метод: «Земля, воздух, огонь и
вода»».
Цели: снятие напряженности и
усталости, расслабление или
восстановление энергии
Численность: Все учащиеся.
Время: 3 мин
Проведение: Учитель просит
изобразить одно из состояний
Воздух – сделать несколько глубоких вдохов и
выдохов.
Земля – можно с силой давить на пол, топать
или прыгать.
Огонь – ученик изображают пламя огня
активно двигая руками, ногами, всем телом.
Вода
–
выполняют
мягкие,
свободные
движения руками, ногами будто в воде.
В ы п о л н я ю т
у п р а ж н е н и я
физкультминутки.
Личностные:
-формировать умения организовывать
свою деятельность;
Проработка содержания темы
Цель – организовать
самостоятельное выполнение
учащимися типовых заданий
Метод: «Тест достижений».
Численность : весь класс
Время: 20 мин
Подготовка: Слайд в
Изобразите схематически условия задач на:
1) скорость
2) время
3) расстояние
Решение задач:
1 группа.
1.Скорость
зайца
15
м/с,
а
скорость
дельфина 18км/ч. Кто из них быстрее?
В ы п о л н я ю т
з а д а н и е
самостоятельно.
Выполняют самопроверку по
эталону, вносят исправления по
Метапредметные (УУД)
Регулятивные:
-отличать верно выполненное задание
от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
Познавательные:
- осуществлять анализ учебного
материала;
презентации с заданиями по
данной теме и слайд с
ответами.
Проведение: Учащиеся в
тетрадях выполняют задание.
После выполнения работы,
ответы проверяются с
помощью правильных ответов
на слайде.
Самостоятельная работа
Самопроверка
2. Страус бежит со скоростью 22 м/с.
Какой путь он пробежит за 1 мин.
2 группа.
1.Скорость тепловоза 28 м/с, а скорость
автомобиля 36 км/ч. Что из них быстрее?
2. Черепаха проползла 5 м. как долго
длилось её путешествие, если скорость была
0,1 м\с.
3 группа.
1.Скорость
электровоза
25
м/с,
а
скорость
скворца
72
км/ч.
Кто
из
них
быстрее?
2. Поезд проехал 1 км за 50 с. С какой
скоростью ехал поезд?
Поднимите руки те кто, не сделали ни одной
ошибки. Молодцы - отличный результат, а
остальным придется доработать материал
дома.
Подводим итоги в маршрутных листах.
необходимости,
работают с презентацией.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь
других; умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание
Цель – обсудить и записать
домашнее задание.
Время: 2 мин
-А домашнее задание для вас будет такое:
Задачник на стр. 18 №128,130-Л
-Расскажите, как вы будете это делать?
Р а с с у ж д а ю т
о
с п о с о б а х
выполнения домашнего задания.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной
форме;
слушать
и
понимать
речь
других.
Рефлексия
Цель – организовать
оценивание учащимися
собственной деятельности на
уроке.
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Какие умения закрепляли?
-Как вы считаете, мы достигли цели?
- А почему нас сопровождал светофор?
– Где в жизни мы чаще всего встречаемся со
скоростью?
– Хочется напомнить, что дорога очень опасна,
необходимо соблюдать правила дорожного
движения.
Отвечают на вопросы учителя.
Объясняют, что надо соблюдать
ПДД, беречь свою жизнь и свое
здоровье.
Познавательные:
– формировать умения обобщать,
делать выводы
Регулятивные:
- понимать причины успеха/неуспеха
- оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной ретро-
спективной оценки.
Личностные:
- способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной
деятельности
Маршрутный лист ученика(цы) 7класса ________
Умения, которые закреплялись на уроке:
Задание
Работа на уроке
оценка
1
Устная работа.
2
S, V, t .
- В чем состоит
взаимосвязь?
3
Общий алгоритм решения задачи
4
Стр.17 № 124
5
Самостоятельная работа.
6
ПДД
7
Итоговая отметка