Автор: Полянская Наталья Федоровн
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза А.Е. Черникова"
Населённый пункт: с. Стрелецкое, Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка урока по математике для 3 класса
Тема: Прием письменного умножения на однозначное число
Ур о к математики в 1-а классе
Т е м а: ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛО 3
Педагогическая цель: создать условия для закрепления приёмов прибавления
и вычитания числа 3; развития мышления ; привития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): уметь выполнять сложение и
вычитание вида
+ 3 и
– 3; находить в тексте задачи условие и вопрос,
анализировать готовую схему, выбирать нужную, заполнять схему
самостоятельно, устанавливать зависимость между величинами, объяснять
выбор действий; решать простые задачи: раскрывающие смысл действий
сложения и вычитания.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении
многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом
решения учебных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и
личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Ход урока
I.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. К нам пришли гости и
мы, как вежливые хозяева, должны их поприветствовать. Повернитесь
и поздоровайтесь.
- Повернитесь ко мне. Поднимите руки вверх, в стороны, вперед.
Опустите. Сделайте глубокий вдох, спокойный выдох. Садитесь.
Я рада. что вы собрались здесь, друзья.
Конечно, встретились все мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Думать, сравнивать и рассуждать.
Секрет математики вновь открывать.
Но для начала, как всегда
Нужна гимнастика ума.
II.
Устный счёт.
1.
Работа с числовым рядом.
На доске числа: 2, 1, 4, 5, 6, 8, 9, 7, 10. (Цифра 3 отсутствует. Ее нужно
найти в классе – прикреплена на стене)
- Восстановите ряд чисел (1 ученик)
- Этот ряд можно назвать рядом цифр? ( Нет.) Почему?
(Цифра – это значок, которым обозначается число. А число 10 состоит
из двух таких знаков.)
- Какое число пропущено? (3)
- Найдите его в классе.
- Между какими числами оно стоит в натуральном ряду? (2 и 4)
- Из каких чисел состоит число 3? ( 1 и 2; 2 и 1; 1, 1 и 1)
- Какое число на 3 больше, чем 3 ? (6)
- Дайте полную характеристику числу 3. (число 3 состоит из 3-х единиц,
нечетное, его соседи 2 и 4; однозначное)
- Какое число здесь лишнее? ( 10. Оно двузначное)
- Назовите предыдущее число по отношению к 7. (6)
- Назовите следующее число по отношению к 8. ( 9 )
- Как называется число 4 по отношению к 5? (предыдущее)
- Как называется число 9 по отношению к 8? (следующее)
- Как называются числа 6 и 8 по отношению к 7? (соседи)
- Дайте характеристику числу 10.
- Какое натуральное число самое маленькое? (1)
- Назовите все четные числа в нашем ряду чисел.
- А теперь в обратном порядке.
- Назовите нечетные числа прямой и обратный порядок.
2. Игра «Молчанка». (Ответы дети показывают веерами)
3.Логическая разминка (работа по учебнику)
- Откройте учебники на с. 107.
Рассмотрите рисунок на полях. Определите закономерность (в какой
последовательности расположены фигуры)
(2 треугольника, 1 пятиугольник)
- Какая фигура пропущена? (Треугольник)
- Почему эта фигура называется треугольником ? (3 угла. 3 стороны и 3
вершины).
- Вот видите, какая это магическая фигура, в которой 3 раза повторяется
число3.
-А как связано число 3 с тем. Что мы начали изучать вчера на уроке математики?
(Прибавляли и вычитали число 3)
III. Целеполагание. (Учебная мотивация)
- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Используйте при ответе
такие слова:
«Я думаю…». «Я считаю…».
(Прибавлять и отнимать число 3)
IV. Формирование умения прибавлять и вычитать число 3 (задания 1–3,
с. 106 учебника и задания 2, 3, с. 39 тетради).
1.
Минутка чистописания.
- Вспомним, как правильно писать цифру 3. (Письмо по образцу)
2
. Выполнение заданий 2–3 учебника с помощью числовой прямой.
Запись на доске и в тетради. Дети у доски называют способы прибавления
и вычитания числа 3.
№2. 7 + 3 2+ 3 6 + 3
№ 3. 10 – 3 8 – 3 7 – 3
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Продолжение работы устно с использованием числовой прямой.
V. Работа над задачами.
- Дети, а какое сейчас время года? (Зима)
- Назовите первый месяц зимы. (Декабрь.)
- Какое число сегодня? (12 декабря.)
- Впереди нас ожидает один из самых замечательных и веселых праздников.
Это…(Новый год). В школе и в наших домах появятся нарядные пушистые
елочки.
_ Скажите, ребята. А какую елочку лучше поставить живую или купить в
магазине искусственную? Почему?
-У нас в классе тоже есть елочка с игрушками. Только там что-то случилось.
Мальчики подойдут к елочке и составят рассказ с цифрами и вопросом, т. е.
задачу. (На елочке висело 8 шариков. 3 шарика разбилось. Сколько шариков
осталось на елочке?)
-
Каково
условие
задачи.
Нарисуем
в
тетради
схему,
обозначив
шарики
кружочками. Сколько кружочков рисуем? (8)
- Что случилось с шариками? (3 разбилось).
- Как на схеме показать, что шарики разбились?(Зачеркнуть 3 кружочка)
-
Если
шарики
разбились,
то
какой
математический
знак
выбираем?
(Минус)
Записывают
с
комментированием
решение
задачи,
объясняя,
как
отнять
число 3.
- Без чего не может быть задача? (Без ответа0.
- Повторим вопрос задачи.
- Ответьте, начиная с числа. Запишите ответ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Декабрь – студень. Таково его славянское название. Студень от слова
студеный, а значит холодный. Зима всегда была суровым испытанием для всего
живого. Трудно живется птицам зимой. И просят они у нас помощи.
- Как мы сможем им помочь? (Сделать побольше кормушек и развесить на
деревья.)
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
(Читает подготовленный ученик)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
- Вот одна такая кормушка есть у нас в классе. Теперь девочки подойдут к
кормушке и составят задачу. (На кормушке сидит 4 воробья и 3 воробья сидят
на ветке. Сколько всего воробьев прилетело в зимнюю столовую?)
–
Это
задача?
Докажите.
Прочитайте
условие?
Назовите
вопрос.
Каким
действием следует решать задачу? Почему? Запишите решение задачи.
Учащиеся записывают решение с амо стоятельно, а затем оно проверяется
ф р о н т а л ь н о.
VI. Работа с геометрическим материалом.
Тетрадь с печатной основой, с. 38.
-
Закрасьте
все
четырехугольники.
Сколько
их
получилось? (4)
Как
называется последний четырехугольник? (Квадрат).
- Как можно одним словом назвать эти фигуры? (Многоугольники)
На
какие
группы
можно
разделить
данные
фигуры?(Треугольники,
четырезугольники, пятиугольники).
- Скоро приедет к нам на праздник дедушка Мороз, а у него есть волшебный
посох. С помощью посоха он может исполнить все ваши желания. Он очень
длинный.
Его
нелегко
измерить.
Вот
мы
и
поучимся
сначала
измерять
отрезки.Возьмите линейки и измерьте отрезки на с. 39. На сколько см красный
отрезок длиннее синего? (На 1 см)
VII. Итог урока.
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Чему научились на уроке? Что особенно запомнилось, понравилось?
- Над чем еще надо поработать?
- А сейчас возьмите смайлики и изобразите свое настроение, нарисовав
смайлику ротик.