Автор: Гришко Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №119 Фрунзенского района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с Петербургом в старшем дошкольном возрасте"
"Знакомство с Петербургом"
Одна из важнейших задач педагогов дошкольного воспитания – развитие познавательного
интереса к изучению истории и культуры родного города. Это
создает
условия
для духовно-
нравственного воспитания, способствует формированию общих учебных умений и комплексному
изучению разных сторон окружающего мира.
«Люблю тебя , Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…» (А.С.Пушкин)
Занятие в старшей группе "Знакомство с Петербургом
Дворцовая площадь. Главный штаб Армии. Александровская колонна"
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей,
- «Социально-коммуникативное развитие» - формирование гражданской принадлежности,
патриотических чувств,
- «Речевое развитие» - расширение словарного запаса детей, развитие умения отвечать на вопросы,
- «Художественно-эстетическое развитие» - приобщение к музыкальному искусству, развитие
продуктивной деятельности детей (рисование),
- «Физическое развитие» - включение двигательной активности в ходе занятия.
Цель:
Формирование начальных знаний о Санкт-Петербурге, его истории, основных
достопримечательностях.
Задачи:
1.
Расширение знаний детей о родном городе, о великих людях, живших и живущих в
Петербурге.
2.
Расширение знаний об архитектурных памятниках, находящихся на Дворцовой площади.
3.
Формирование умения слышать характер музыки, пробовать передавать его движениями.
4.
Расширение словарного запаса детей за счет архитектурных терминов. Развивать умение
обосновывать свои ответы.
5.
Развивать любовь к родному городу, чувство гордости от осознания себя петербуржцем.
Демонстрационный материал:
1.
Мультимедийная презентация "Мой Петербург"
2.
Иллюстрации и фотографии Дворцовой площади.
3.
Иллюстрации Арки Главного штаба.
4.
Иллюстрации здания Главного штаба.
5.
Иллюстрация Александровской колонны.
6.
Музыка Глиэра и Чайковского.
Раздаточный материал:
Схематическое изображение Александровской колонны и Арки Главного штаба.
Воспитатель.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее грани,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении? - правильно, о Санкт-Петербурге, о городе,
в котором мы с вами живем.
Звучит «Гимн Великому городу» Глиэр.
Воспитатель. Ребята, кто знает, что за музыка сейчас прозвучала? - Это «Гимн Великому городу А
как вы понимаете слово «великий»?».
Дети Это значит «большой».
А почему композитор Глиэр так назвал наш город?
Воспитатель и дети. Потому что в нашем городе много красивых домов, памятников, много
музеев. В нашем городе жили многие известные люди.
Воспитатель. А кого из выдающихся людей, живших в нашем, городе вы знаете?
Ответы детей. (Петр Ильич Чайковский. Корней Иванович Чуковский. Путин и Медведев.
Петр I)
Воспитатель. Молодцы. Когда-то давным-давно в нашем городе жил маленький мальчик. Он
очень любил играть в деревянных солдатиков. Он выстраивал их рядами и играл в военные
парады. Мальчик любил музыку и солдатики у него маршировали вот под такую музыку.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» Чайковского.
Воспитатель. А где в нашем городе мальчик мог увидеть, как маршируют солдаты?
Дети. На Дворцовой площади. Там проводят парады.
Воспитатель. Правильно. На Дворцовой площади - главной площади нашего города проводят
парады. Но не только потому, что она главная. На Дворцовой площади расположено здание
Главного штаба Армии и Александровская колонна. Они имеют непосредственное отношение к
военным. В Главном штабе Армии руководят войсками, а Александровская колонна поставлена в
честь побед русской армии в войне 1812 года.
Давайте внимательно посмотрим на здание Главного штаба, как можно догадаться, что это здание
для военных?
(Презентация - слайды Дворцовая площадь и здание Главного штаба)
Дети На здании видны доспехи и оружие воинов, а на крыше боевая колесница.
Воспитатель. Правильно. Вы очень внимательные.
Колесница везет богиню Победы Нику. А доспехи древних воинов символизируют мощь армии.
Вот эта часть здания называется «арка». Поэтому эту часть здания с колесницей и доспехами
называют «Аркой Главного штаба».
Посмотрите , какое это строгое и величественное здание. Окна и колонны идут строгими рядами,
как солдаты на параде. Оно охватывает половину площади ,как будто бы защищает ее он врагов.
Давайте представим себе, что мы превратились в солдатиков и промаршируем как по Дворцовой
площади
(Физкультминутка. Дети выходят на середину группы и под музыку «Марша деревянных
солдатиков» маршируют)
"На параде"
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз, посмотрите все на нас!
Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
Воспитатель. У вас очень хорошо получилось.
Как вы думаете, зачем поставили посередине площади Александровскую колонну и почему ее так
назвали.
Дети Это памятник. Она поставлена в честь победы в войне.
Воспитатель. Молодцы. Я действительно уже сказала, что Александровская колонна была
поставлена в честь победы русской армии в войне 1812 года. Это была очень тяжелая война, она
длилась не один год, и много воинов погибло. Но наши войска одержали великую победу. В это
время правил царь Александр I, поэтому и колонну назвали Александровской.
Посмотрите внимательно на колонну, что вы можете о ней рассказать?
Дети. Это большая колонна, она наверно очень тяжелая. Она стоит на большом каменном ящике.
На ней сверху стоит ангел с крестом.
Воспитатель. Все правильно. Колонна действительно очень тяжелая. Ее целых 2 года вырубали из
целого куска камня, а потом долго везли по воде и катками. А большой ящик на котором она стоит,
называется «пьедестал». Колонна такая тяжелая, что стоит своим весом, ее никто не поддерживает.
Давайте вспомним, где еще есть ангел на самом верху, как у Александровской колонны?
Дети Ангел есть еще на шпиле Петропавловского собора в Петропавловской крепости.
Воспитатель. Совершенно верно. Сейчас для вас будет задание. На ваших столах лежат листы со
схематическим изображением Александровской колонны и арки Главного штаба. Выберете то, что
вам больше нравится, раскрасьте его и дорисуйте солдат, которые маршируют по Дворцовой
площади.
Пока дети рисуют, звучит музыка марша Чайковского, чтобы солдатикам было интереснее "шагать
по Дворцовой площади".
Воспитатель. У вас получились хорошие рисунки известных архитектурных памятников.
А теперь давайте поиграем (подвижная игра)
Я буду волшебницей. Сейчас я взмахну палочкой и вы все превратитесь во что-то интересное.
Крибле, крабле, бумс!
Дети "превращаются" в богиню Нику, в разгоряченных коней, в Александровскую колонну,
предлагают свои варианты поз.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы узнали очень многое о нашем замечательном городе.
(Показ слайдов презентации)
Мы узнали, как называется здание на Дворцовой площади - Главный штаб Армии;
Как называется часть здания, где стоит скульптура колесницы с богиней победы Никой - Арка
Главного штаба;
Узнали, что стоит в центре Дворцовой площади - Александровская колонна;
Послушали музыку двух великих композиторов - Глиэра и Чайковского.
Воспитатель. Помните всегда ребята, что вы - настоящие петербуржцы, жители великого города.
И поэтому важно не только знать свой город, но любить и беречь его.
Воспитатель вместе с детьми устраивают выставку детских рисунков.