Автор: Кулизина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №29"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Как знакомить детей с биографией детских писателей
Как знакомить детей с биографией детских писателей
МБДОУ « Детский сад №29»
Воспитатель Кулизина И.В.
Особенно велико значение книги в период интенсивного становления лично-
сти – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет
неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок
возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.
Знакомясь с жизнью и творчеством детских писателей, дети с большим удо-
вольствием слушают книги. Ведь биография автора - отображает отношение
автора к своему творчеству, к людям, к миру. Благодаря этому ребенок может
читать произведения с большим упоением и осознанностью.
Дошкольнику мы объясняем, что такое биография - это история жизни, жиз-
неописание, сама жизнь автора знакомых произведений.
Когда лучше всего знакомить ребенка с творчеством автора
Это можно начать делать уже с четырехлетнего возраста ребенка. Здесь
многое зависит от степени развития ребенка, от педагогического дара взрос-
лого, который должен уметь выбрать необходимые эпизоды биографии и в
доступном виде преподнести все ребенку.
Нет никакой необходимости в дошкольном возрасте проводить знакомство
детей с полной биографией творца. В этом возрасте ребенку достаточно пове-
дать краткие содержания жизни писателя. Для настроя ребенка на более вни-
мательное и длительное прослушивание произведения, для пробуждения его
чувств и эмоций, интереса к чтению, мы рассказывали короткий эпизод из
жизни писателя, который связан с историей какого- либо произведения или
с периодом детства. Такие моменты особенно интересны детям еще не до-
стигшим старшего школьного возраста. Ведь каждый ребенок, понимая, что
писатель когда-то также, как и он, был маленьким, отождествляет себя с авто-
ром и еще глубже проникается его жизнью и его творчеством.
Весь рассказ детям мы сопровождали картинками и фотографиями: автора,
его семьи, его произведений.
Мы составили несколько рассказов о биографии детских писателей для
ознакомления детям.
С.Я. Маршак - биография
Этот писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. Папа Самуи-
ла был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием
детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и
сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве.
Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам,
и он еще даже не умел писать.
Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо
и получал много пятерок. Его семья много переезжала, но мальчик всегда ста-
рался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в
другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для
себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не ме-
нее увлекательно, чем сочинять свои собственные.
И он стал переводить стихотворения известных английский поэтов. Напри-
мер, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений ино-
странных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем из-
вестную дразнилку «Робин-Бобин».
Потом Самуил снова вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он
основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили
дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные
спектакли. Детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак
писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы.
Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые…
Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то
хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он
считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны.
А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными.
Н. Носов- биография
Николай Носов родился в Киеве. Но детство его прошло в небольшом город-
ке Ирпень на Украине. О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успе-
вал тогда! Учился в гимназии, ходил в библиотеку. Читал книжки. И нужные,
и ненужные…Играл в шахматы. Пел в школьном хоре, играл в оркестре на
скрипке, мандолине и гитаре. Вместе со своими двоюродными братьями
выпускал иллюстрированный журнал. Носов много знал, обладал от приро-
ды разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать.
Ещё в юности ему пришлось работать землекопом и косарем, возчиком
брёвен и рабочим кирпичного завода. Он увлекался химией и фотографией. А
потом поступил в Москве в институт кинематографии и стал работать в
кино. Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял
сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки.
Его первые
рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Ого-
родники», «Фантазеры» и др. были напечатаны главным образом в «малышо-
вом» журнале «Мурзилка».
А. Барто – биография
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. В дет-
стве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хорео-
графическое училище. Однажды после выпускных экзаменов на одном из ве-
черов она впервые прочитала свое собственное стихотворение. Стихотворе-
ние всем понравилось.
В сложные для советского народа годы войны Барто была фронтовым корре-
спондентом, выступала на радио. После эвакуации в город Свердловск, она
освоила новую для себя, и нужную в те годы, профессию – токарное дело.
После войны поэтесса продолжает работать над созданием стихов для детей.
Всего вышло около 150 книг.
С. Михалков- биография
Сергей Владимирович Михалков родился в Москве.
В возрасте 9 лет начинает писать первые стихи. Семья Михалковых едет
жить на Северный Кавказ, где отцу предлагают работу. Молодой автор пробу-
ет себя. Первая публикация в Ростовском центральном журнале приносит из-
вестность.
В 1935 году публикуется поэма в стихах «Дядя Степа», про советского гра-
жданина Степана, который и бабушку спасет со льдины, и хулигана осадит, и
кучу других полезных дел переделает, нигде не подведет.
С началом Великой Отечественной войны Михалков отправляется на фронт,
где черпает информацию для военной тематики творчества, пишет очерки,
сценарии к фильмам и пьесам.
В 1962 году благодаря энергии и инициативе Сергея Владимировича выходит
первый выпуск юмористического киножурнала «Фитиль».
Знакомя детей с жизнью и творчеством писателей, мы пробуждаем у детей
интерес и любовь к литературе, что очень актуально для современного време-
ни.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.