Автор: Сильченко Светлана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад №4 "Берегея"
Населённый пункт: г. Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей средствами региональной культуры"
Сообщение из опыта работы на тему
«Познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание
детей средствами региональной культуры»
Подготовила воспитатель Сильченко С.С.
2018 г. ГКДОУ «Детский сад № 4 «Берегея» г. Георгиевска
Цель: показать значение знаний детей об истории, культуры, традициях родного города,
края
для
всестороннего
развития
личности,
формирования
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности,
патриотических
чувств
ребенка
через
различные
виды
детской деятельности.
Система
дошкольного
образования
переживает
творческий
период
обновления
содержания и форм воспитания детей. Это связано с современной ситуацией в российском
обществе,
возрождением
новых
типов
воспитательно-образовательных
учреждений
-
частных,
семейных,
кооперативных.
Актуализируется
жизненная
необходимость
в
совершенствовании
основ
базовой
культуры
начального
художественно-эстетического
образования и воспитания. В значительной мере достичь этого можно путем разумного
использования потенциала среды своего региона, его культурно-исторических традиций.
В
воспитании
ребенка
особое
значение
имеет
история
родного
города,
края,
этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в
тесном
единстве
с
фольклором,
природой,
архитектурой,
народно-прикладным
творчеством,
со
всей
жизнью
и
общей
культурой
«малой
Родины».
Культурно-
исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники природы, сооружения,
градостроительные ансамбли, памятные места, предметы, связанные с историческими
событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную
значимость, а также совокупность культурных объектов - вещей, идей, образов, образцов
деятельности
людей,
представляющих
богатейшие
возможности
для
социального
воспитания детей.
Использование всего потенциала традиций культурно-исторической среды сегодня -
это, прежде всего, создание педагогами условий для полноценного свободного развития и
сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры,
приобщения к ценностям общества.
Потребность рассмотрения проблемы социального воспитания детей дошкольного
возраста на культурно-исторических традициях обусловлена процессами демократизации
и
гуманизации
современного
общества,
имеющими
глубинные
связи
с
содержанием
воспитания
подрастающего
поколения
в
целом.
Однако
социальное
воспитание
дошкольников
долгое
время
не
являлось
актуальным
для
дошкольных
учреждений.
Недостаточно эта проблема разрабатывалась и на теоретическом уровне, что порождает
противоречия в социальном воспитании между:
• демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления
творческой инициативы педагогов в социальном воспитании детей дошкольного возраста
и неготовностью к этой роли дошкольного образовательного учреждения;
• богатейшими культурно-историческими традициями, ценностями, заложенными в
регионах страны, и недостаточностью их использования в воспитательно-образовательной
работе с детьми дошкольного возраста;
•
накопленным
педагогическим
опытом
социального
воспитания
в
отдельных
дошкольных учреждениях и отсутствием теоретической и методической разработанности
проблемы в целом;
• достижениями в области социальной педагогики и низким уровнем подготовки
воспитателей,
родителей,
педагогических
коллективов
к
осуществлению
социального
воспитания ребенка, основанном на освоении культурно-исторических традиций региона;
• успехами в подготовке педагогов для работы в системе дошкольного образования
и недостаточной разработанностью программ подготовки специалистов по социальному
воспитанию дошкольников;
• потребностью решения проблемы социального воспитания и межведомственной
разобщенностью социальных институтов.
Разрешение
данных
противоречий
возможно
на
принципиально
новых
методологических
позициях
современной
дошкольной
педагогики.
Социальное
воспитание дошкольника рассматривается мною как целенаправленный процесс создания
и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к
культурно-историческим традициям социума, формирование у ребенка потребности в
саморазвитии, осуществляемом во взаимодействии педагогов детских садов, родителей и
представителей других социальных институтов региона.
Современную
педагогическую
ситуацию
можно
охарактеризовать
как
«прерывность
образовательного
процесса
по
трансляции
культуры»,
что
обусловлено
разрушением
в
России
системы
прежних
нравственных
ценностей.
Нарушение
преемственности
поколений
поставило
перед
отечественной
педагогикой
проблему
осмысления
общественно-педагогической
ценности
саморазвития
как
ребенка,
так
и
самого педагога. С позиции традиций, культуры, искусства, истории образование — это
изменение
самого
человека,
раскрытие
его
сущностных
сил,
изменение
взгляда
на
восприятие мира. Этот наметившийся переход характерен для, зарождающейся сегодня в
России природосообразной социальной педагогики, идеалом которой становится «человек
культуры». Как отмечает Б.М.Бим-Бад, образование начинает пониматься как процесс
становления и совершенствования творца, и притом творца добра.
Для совершенствования содержания образования все чаще рассматривают пути и
условия подготовки ребенка к осознанному принятию современного мира таким, каков он
есть, с его кажущимся хаосом, непримиримой извечной борьбой Добра и Зла. Вместе с
тем,
это
формирование
способности
к
созидательному
творчеству,
основанному
на
понимании
личностью
бытия
человека,
способности
психологически
и
социально
адаптироваться
к
условиям
жизни
в
обществе
на
переломном
этапе
его
развития.
Художественно-эстетическая культура как социальная детерминанта составляет компонент
структуры
духовного
мира
личности,
через
диалог
традиций,
истории,
образуя
мир
культуры человека.
Проблему
социального
воспитания
дошкольника
на
культурно-исторических
традициях я рассматриваю как одно из приоритетных направлений развития социальной
педагогики,
связанное
с
поиском
путей
решения
проблемы
обеспечения
культуры
и
образования личности с гуманитарно-ценностным мышлением.
Процесс
социального
воспитания
детей
дошкольного
возраста
на
культурно-
исторических традициях среды я представила в виде модели, которая включает:
- целевую установку системы на каждом этапе ее развития;
-учет
возможностей
и
потребностей
коллектива
детей,
уровня
их
развития;
реализацию содержания в системообразующих видах деятельности;
-комплексный подход к воспитательно-образовательному процессу, обеспечение
единства и многообразия воздействий на ребенка;
-взаимосвязь
и
взаимодействие
воспитательной
деятельности
дошкольного
учреждения с элементами общественного и семейного воспитания.
Педагогическая
деятельность
включает
конкретное
содержание
и
объем
воспитательно-образовательной работы с учетом своеобразия культуры Ставропольского
края, организационные формы и методы воспитательной работы, гибкость их структуры и
обновление в соответствии с накопленным опытом и социальными преобразованиями.
В процессе социализации и социального воспитания на культурно-исторических
традициях происходят качественные изменения в развитии речи и духовной культуры
ребенка.
В
старшей
группе
на
непосредственно
образовательной
деятельности
по
художественному творчеству, социальному развитию, художественной литературе широко
использую региональный компонент с целью познавательно-речевого развития и
социально-нравственного воспитания.
Знакомлю детей с историей Ставропольского края, с его культурным наследием. В
группе
создан
мини-музей
«Мой
родной
город».
Это
позволяет
знакомить
детей
с
историческими памятниками города.
В
процессенепосредственно
образовательной
деятельности
по
художественной
литературе детей знакомлю со сказками и легендами о Ставропольском крае («Легенда о
Машуке»,
«Легенда
о
нарзане»),
с
произведениями
детских
писателей
(Хмелева
Н.,
Екимцев Е., Гонтарь Т., Пухальская Г.). На НОД по художественному творчеству знакомлю
детей с художниками Ставропольского края (Гречишкин П., Ярошенко А.).
Для реализации образовательной области «Социализация» с целью социально-
личностного
развития
включаю
работу
по
ознакомлению
детей
с
казачеством
на
Ставрополье «Люблю тебя мой край родной», рассказываю об исторических памятниках
Кавказских Минеральных Вод (домик Лермонтова, дача Шаляпина).
В процессе экологического воспитания детей проходит знакомство с горами Бык,
Змейка, Верблюд и городами-курортами Кавказских Минеральных Вод.
Воспитание
детей
на
культурно-исторических
традициях
дает
основания
утверждать, что процесс дошкольного воспитания отвечает запросам семьи и является
эффективным звеном в общей системе общественно-государственного образования.