Автор: Павлищук Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: г.Троицк, Челябинской области
Наименование материала: доклад
Тема: Тема: Психологические особенности и методические приемы в работе с одаренными детьми.
Тема: Психологические особенности и методические приемы в работе с
одаренными детьми.
Павлищук Галина Александровна
Заместитель директора по УМР
ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
В своем послании Федеральному собранию
Президент
РФ. В.В.Путин
сказал:
«В
основе
всей
нашей
системы
образования
должен
лежать
фундаментальный
принцип
-
каждый
ребенок
одарен,
раскрытие
его
талантов
-
это
наша
задача.
В
этом
успех
России».
Таким
образом
выдвинутая
Президентом РФ
национальная образовательная инициатива
определяет
приоритетные
цели и задачи , решение
которых требует
построения
адекватной
системы
сопровождения
одаренного
обучающегося.
Проблема
одаренности
находит
свое
отражение
в
нормативных
документах:
Всеобщая декларация прав человека ,
Конвенция
о
правах
ребенка, Конституция РФ,
ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» ,Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г , Концепция общенациональной
системы выявления и развития молодых талантов.
В теоретическом плане в науке отсутствует четкая и единая трактовка
понятия
одаренности.
Насколько
многогранны
проявления
одаренности
у
разных людей, в различных областях и сферах, настолько различны способы
и
позиции
исследователей
в
их
изучении.
Вопросы
одаренности,
столь
актуальные в настоящее время, волновали человечество с самых ранних
времен.
Индивидуальные различия между людьми, выражающиеся в разных
возможностях индивида по отношению к одному и тому же процессу, были
замечены самими людьми еще на заре развития.
Уже в эпоху неолита у людей существовало разделение труда на основе
способностей и склонностей .
С
развитием
общественных
отношений
расширялись
и
сферы
применения человеческих качеств. И неизменно в каждой области стали
проявлять себя наиболее яркие представители: самые ловкие охотники, самые
искусные мастера, самые красноречивые ораторы, самые мудрые философы.
Такие люди привлекали к себе внимание не только обывателей, но и ученых,
заставляя задумываться о природе их отличительных свойств.
Сегодня
наиболее ярких представителей в той или иной сфере деятельности принято
называть
одаренными.
Само
слово
«одаренный»,
образованное
от
корня
«дар»,
указывает на наличие у человека некоторых качеств, полученных
«даром», от природы. Такой человек «одарен» исключительно, сверх меры и
имеет определенные преимущества перед другими людьми.
Взгляд на сакральные корни одаренности существовал в науке от
античности вплоть до конца XIX века. Выдающийся человек в рамках этой
концепции — счастливый избранник богов.
Современный взгляд на одаренность трактуется следующим образом–
это уникальное системное качество конкретного обучающегося, природная
предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой
форме индивидуального развития, которая оптимальна для
выполнения
социально-значимой деятельности одного или нескольких видов.
Одаренность
трактуется
как
–
уровень
развития
каких-либо
способностей человека. Одаренная личность – личность, отличающаяся от
среднего
уровня
своими
функциональными
или
потенциальными
возможностями
в
ряде
областей:
интеллектуальной,
академической,
творческой, художественной, психомоторной сфере
.
Учитывая
качественное
своеобразие
видов
одаренности
и
несовершенство
современных
методов
их
диагностики,
ученые
предполагают, что количество одаренных обучающихся составляет не менее
15–25%
от
общего
числа.
Что
же
происходит
с
одаренными
детьми
в
современном образовании? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до
25% студентов
в
нашей системе являются одаренными, то где же они?
Измерение уровня развития студента с помощью существующих тестов не
дает
гарантии,
что
мы
не
проглядели
одаренного.
Кроме
того,
часто
за
основной
признак
одаренности
принимается
высокий
уровень
интеллектуального развития. Если студент
неуспевающий, то о какой его
одаренности
может
идти
речь?
Оказывается,
выдающиеся
достижения
возможны и при среднем уровне развития интеллекта. Иногда невозможность
соответствовать
требованиям
системы,
отнюдь
не
признак
неуспеха
в
будущем. Например:
Альберт
Эйнштейн - самый известный физик, лауреат Нобелевской премии, создатель
теории
относительности
в
школьные
годы
слыл
тупицей.
Учителя
сомневались, что он осилит программу и сможет закончить школу. Школьный
предмет
физика
-
был
одним
из
сложных
для
него
предметов.
Его
образованием
занимался
дядя,
который
давал
знания,
опережавшие
школьный уровень. Возможно, Альберту просто было скучно. Но ему трудно
давались гуманитарные науки, он плохо писал и читал. А еще есть мнение,
что гениальный физик был аутистом.
Сергей
Королев
-
человек,
сделавший
очень
многое
для
освоении
человечеством
космоса,
в
школе
был
троечником
со
склонностью
скатываться в двойки.
Антон Чехов - непревзойденный мастер слова, гениальный писатель - в
третьем классе остался на второй год из-за двоек по арифметике и географии.
В пятом снова задержался из-за греческого. Даже по русской литературе и
языку у него были тройки.
Пушкин ненавидел математику и совершенно в ней не разбирался.
Впрочем, это не главная его проблема. В лицее он по общей успеваемости
был
предпоследним. При развитии одаренности возникают определенные
трудности, причем часто они являются специфическими, данные трудности
затрагивают психосоциальную сферу. Среди них: отвержение стандартных
требований; погружение в философские проблемы, внутренняя потребность
совершенства;
критическое
отношение
к
собственным
достижениям;
хорошее понимание отношений и связей между явлениями; недостаточная
терпимость
к
людям,
уступающим
им
в
развитии
тех
или
иных
способностей; проблема в эмоциональном развитии; несоответствии между
физическим , интеллектуальным и социальным развитием.
Изучение одаренности студентов имеет особое значение, так как этот
период обучения является наиболее напряженным и ответственным , Ведь
ребята получают не только знания но
и практический опыт. По мнению
специалистов, одаренными
можно назвать студентов , демонстрирующих
высокий уровень достижений в одной или нескольких сферах деятельности:
интеллектуальной, академических достижений,
творческого
мышления,
художественной деятельности, спортивных успехах.
При определении особенностей развития одаренных студентов важно
предусмотреть развитие их сущностных сфер :
-интеллектуальная сфера характеризуется устойчивостью и стабильностью
развития интеллектуальных
способностей , целенаправленным развитием
способностей по профилю их специализации;
-мотивационная сфера отличается тем, что в данном возрасте страх перед
неудачей , эмоциональность, общая тревожность, нестабильность мышления,
самооценка, определяет успешность либо не успешность студента;
-предметно-практическая сфера характеризуется тем, что учебная или иная
деятельность одаренных подростков основывается на
их саморазвитии,
которое исследователи считают прерогативой данного возрастного периода
-экзистенциальная
сфера
подростков
отличается
развитием
процесса
самоопределения
одаренных
студентов,
формированием
навыков
социального взаимодействия, взглядов , жизненных позиций ценностных
ориентаций
Таким
образом выделяются
следующие
виды одаренности
у
студентов:
Одарённость в практической деятельности.
Одарённость в познавательной деятельности.
Одарённость в художественно-эстетической деятельности.
Одарённость в коммуникативной деятельности
Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
В
работе
с
одаренными
студентов
целесообразно
положить
следующие
принципы педагогической деятельности:
• Принцип совместной деятельности.
• Принцип индивидуализации.
• Принцип направленности на проблемные вопросы практики.
• Принцип
демократичности
взаимоотношений
администрации
и
педагогов.
• Создание условий для деятельности педагога.
• Принцип психологической комфортности.
• Принцип сетевого взаимодействия
Методы
и
формы
работы
с
одаренными
студентами
прежде
всего
должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми
студентами
техникума
и
в
то
же
время
отличаться
определенным
своеобразием.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-
курсы. «Мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие
исследовательских умений и художественной активности в форме научно-
практической работы пли творческих зачетов и т. п.
Одаренные студенты должны обучаться в группах вместе с другими,
тоже
очень
хорошо
подготовленными
и
способными
студентами.
Это
позволит
создавать
условия
для
дальнейшей
социальной
адаптации
одаренных
студентов
и
одновременно
для
выявления
скрытой
до
определенного времени одаренности, для максимально возможного развития
всех студентов техникума. Однако при этом не исключается возможность соз-
дания
групп
одаренных
студентов
для
выполнения
ими
различного
рода проектной
деятельности,
творческих
задании
или
групп
студентов,
работающих
по
особым
методикам,
корректирующим
в
случае
необходимости погрешности в усвоении одаренными студентами материала
отдельных учебных дисциплин.
Прежде
всего
методы
и
формы
работы
могут
быть
разделены
на
урочные и внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в техникуме остается
урок.
Формы
и
приемы
в
рамках
отдельного
урока
должны
отличаться
значительным
разнообразием
и
направленностью
на
дифференциацию
и
индивидуализацию
работы.
Широкое
распространение
должны
получить
групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные
ф о р м ы
в овлечения
студентов
в
самостоятельную познавательную
деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды
деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы
работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных знаний в
условиях деления групп на подгруппы при изучении профильных дисциплин.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм,
методов и приемов работы.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями
выявления
и
развития
одаренных
студентов
обладают
различные
факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение
студентов к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах .
В
заключение
хотелось
бы
отметить,
что
работа
педагога
с
одаренными
студентами
— это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он
требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых
знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного
сотрудничества
с
психологами,
другими
педагогами
,
администрацией
и
обязательно
с
родителями.
Он
требует
постоянного
роста
мастерства
педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось
творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался
Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».