Напоминание

"Формирование учебно - познавательной компетенции на уроках математики"

Автор: Клюева Галина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Шарья Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование учебно - познавательной компетенции на уроках математики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья

Тема: Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом

деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по

себе,

а

набор

ключевых

компетентностей.

Одна

из

главных

ролей

должна

быть

отдана

учебно-

познавательной

компетенции,

так

как,

степень

ее

сформированности

иногда

в

большей

степени

определяет

качество

результата.

В

составе

учебно-познавательной

компетенции

можно

выделить:

умение ставить цель и организовывать её достижение; умение организовывать планирование, анализ,

рефлексию,

самооценку

своей

учебно-познавательной

деятельности;

умение

задавать

вопросы

к

наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по

отношению к изучаемой проблеме; умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование,

владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и

статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; умение выступать

устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и

технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Я считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на

уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию

творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта

активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя

фактический материал, сам получает из него новую информацию. Поэтому для меня в процессе

обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и

старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых

понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению,

сопоставлению и противопоставлению фактов, классификации в результате чего и возникает поисковая

ситуация.

Например, в 6 классе, при введении понятий простого и составного числа, поступаю

следующим образом. Даю задание: Начерти как можно больше прямоугольников площадью в 17, 36, 23,

42 квадратных единиц, длины сторон которых – натуральные числа. Сколько прямоугольников удалось

начертить? Чем это можешь объяснить?

Представь числа 17 и 23 в виде произведения максимального числа различных натуральных чисел.

Сколько множителей в произведениях?

Сообщаю, что числа 17 и 23 (и еще многие другие) называют простыми числами. И прошу учеников

дать самостоятельно определение простого числа. Даю название числам 36 и 42. Ребята формулируют

определение составного числа. После этого уточняю определения.

Итак, при определении нового понятия учащимся предлагается только объект мысли и его название.

Ученики

самостоятельно

определяют

новое

понятие,

затем

с

помощью

учителя

уточняют

это

определение и закрепляют его.

Один из способов создания поисковой ситуации – использование практического опыта

учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые

ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной

перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу

поиска.

На

уроке

геометрии

при

подготовке

к

изучению

темы

“Сумма

внутренних

углов

треугольника”

предлагаю решить задачи:

1)

Один из углов треугольника содержит 36 , а другой – на 18 больше третьего. Найти величину

второго угла.

2)

В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18 больше угла при вершине. Найти

величину каждого угла треугольника.

Здесь возникает поисковая ситуация. Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической

цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было

известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных треугольников и вообще

любого треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.

Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким и средним

уровнем развития, помогает ребятам понять принципы решения задач алгебраическим способом, более

глубоко осознавать внутренние связи между величинами.

Ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически

возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения.

При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам предлагаю задание.

Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -12; -18; -6.

Сравните:

1. -5 и -3;

3. -12 и -2 ;

5. -7 и -6;

7. -999 и -1000;

2. -5 и -10;

4. -18 и -9;

6. -11 и -8;

8. -3543 и -2759.

Как только учащиеся дошли до последних двух заданий, они увидели, что с помощью числовой прямой

сравнить эти числа невозможно. Перед ними возникает проблема: теоретически – можно, а известный

способ не разрешает вопроса. Начинается творческий поиск учащихся.

Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому

труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой

работе, связанной с учебной деятельностью.

Учебные исследования на уроках делают процесс изучения математики интересным,

увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения

гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

Выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и

быстро

изменяющегося

информационного

пространства,

необходимо

быть

эффективным,

конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным,

коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть

присуща

потребность

к

познанию

нового,

умение

находить

и

отбирать

нужную

информацию.

У

учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений,

навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Учитель математики МБОУ СОШ №6 Клюева Г.Н.