Автор: Клюева Галина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Шарья Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование учебно - познавательной компетенции на уроках математики"
Статья
Тема: Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по
себе,
а
набор
ключевых
компетентностей.
Одна
из
главных
ролей
должна
быть
отдана
учебно-
познавательной
компетенции,
так
как,
степень
ее
сформированности
иногда
в
большей
степени
определяет
качество
результата.
В
составе
учебно-познавательной
компетенции
можно
выделить:
умение ставить цель и организовывать её достижение; умение организовывать планирование, анализ,
рефлексию,
самооценку
своей
учебно-познавательной
деятельности;
умение
задавать
вопросы
к
наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по
отношению к изучаемой проблеме; умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование,
владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и
статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; умение выступать
устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и
технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Я считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на
уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию
творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта
активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя
фактический материал, сам получает из него новую информацию. Поэтому для меня в процессе
обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и
старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.
При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых
понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению,
сопоставлению и противопоставлению фактов, классификации в результате чего и возникает поисковая
ситуация.
Например, в 6 классе, при введении понятий простого и составного числа, поступаю
следующим образом. Даю задание: Начерти как можно больше прямоугольников площадью в 17, 36, 23,
42 квадратных единиц, длины сторон которых – натуральные числа. Сколько прямоугольников удалось
начертить? Чем это можешь объяснить?
Представь числа 17 и 23 в виде произведения максимального числа различных натуральных чисел.
Сколько множителей в произведениях?
Сообщаю, что числа 17 и 23 (и еще многие другие) называют простыми числами. И прошу учеников
дать самостоятельно определение простого числа. Даю название числам 36 и 42. Ребята формулируют
определение составного числа. После этого уточняю определения.
Итак, при определении нового понятия учащимся предлагается только объект мысли и его название.
Ученики
самостоятельно
определяют
новое
понятие,
затем
с
помощью
учителя
уточняют
это
определение и закрепляют его.
Один из способов создания поисковой ситуации – использование практического опыта
учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые
ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной
перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу
поиска.
На
уроке
геометрии
при
подготовке
к
изучению
темы
“Сумма
внутренних
углов
треугольника”
предлагаю решить задачи:
1)
Один из углов треугольника содержит 36 , а другой – на 18 больше третьего. Найти величину
второго угла.
2)
В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18 больше угла при вершине. Найти
величину каждого угла треугольника.
Здесь возникает поисковая ситуация. Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической
цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было
известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных треугольников и вообще
любого треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.
Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким и средним
уровнем развития, помогает ребятам понять принципы решения задач алгебраическим способом, более
глубоко осознавать внутренние связи между величинами.
Ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически
возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения.
При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам предлагаю задание.
Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -12; -18; -6.
Сравните:
1. -5 и -3;
3. -12 и -2 ;
5. -7 и -6;
7. -999 и -1000;
2. -5 и -10;
4. -18 и -9;
6. -11 и -8;
8. -3543 и -2759.
Как только учащиеся дошли до последних двух заданий, они увидели, что с помощью числовой прямой
сравнить эти числа невозможно. Перед ними возникает проблема: теоретически – можно, а известный
способ не разрешает вопроса. Начинается творческий поиск учащихся.
Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому
труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой
работе, связанной с учебной деятельностью.
Учебные исследования на уроках делают процесс изучения математики интересным,
увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения
гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.
Выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и
быстро
изменяющегося
информационного
пространства,
необходимо
быть
эффективным,
конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным,
коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть
присуща
потребность
к
познанию
нового,
умение
находить
и
отбирать
нужную
информацию.
У
учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений,
навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Учитель математики МБОУ СОШ №6 Клюева Г.Н.