Автор: Козаева Джульетта Георгиевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 30
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Народная педагогика осетин
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Учитель истории Козаева Д.Г.
Владикавказ, 2018 г.
Стремясь найти тот духовный стержень, вокруг которого можно
было бы сконструировать и построить жизнеспособное общество,
каждая нация обращается в свое прошлое.
Существенным элементом духовного наследия каждого народа
является
его
педагогическая
культура-
педагогические
взгляды
и
опыт
народного
воспитания,
отражающие
многовековую
педагогическую практику широких народных масс.
Большое значение народной педагогике придавал выдающийся
русский
педагог
К.Д.
Ушинский.
«Воспитание,
созданное
самим
народом
и
основанное
на
народных
началах,
имеет
ту
воспитательную
силу,
которой
нет
в
самых
лучших
системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого
народа».
Обратимся к опыту народной педагогики осетин. Выявление
идеалов
народного
воспитания
требует
широкого
исследования
психологического уклада народа, его представлений о совершенной
личности, проводимого на основе исторического, этнографического,
фольклорного, лингвистического и другого материалов.
Компоненты
народного
воспитания
неотделимы
от
его
идеалов. Центральными вопросами осетинской народной педагогики
является
развитие
интеллектуальных
качеств,
нравственное,
трудовое,
физическое
воспитание,
формирование
эстетических
понятий и вкусов.
Тяга
знаниям
(осознавали
свою
неграмотность),
ко
всему
неизведанному была огромна. Считали так: если твои руки тебя
питают, то никогда не
забывай расширять и образовывать твой
разум.
Другими
словами,
призывали
быть
наблюдательным
и
любознательным.
В
воспитании
умственных
качеств
важную
роль
сыграли
настольные
игры,
сравнительно
простые
по
содержанию,
но
развивающие логическое мышление, а также осетинский фольклор,
столь богатый сюжетами и загадками, заставляющими рассуждать,
доказывать и решать мыслительные задачи.
Осетинские
детские
игры
были
тесно
связаны
со
всей
системой
народного
воспитания.
В
них
решались
вопросы
нравственного воспитания. Идеалом мужчины у осетин считался
мужественный
и
смелый
человек.
Только
обладающий
такими
качествами человек мог встать на защиту своей родины, интересов
народа.
Осетины презирали людей, лишенных мужества и смелости, и
называли
их
трусами.
В
процессе
игры
воспитывались
высокие
нравственно-волевые
качества
человека.
Это
-
чувство
взаимопомощи,
коллективизм,
самообладание,
решительность,
настойчиво сть,
смекалка,
отвага,
муже ственно сть
и
дисциплинированность.
Все эти качества сыграли роль в формировании осетинской
военной интеллигенции. Это были не только блестящие воины, но и,
что значительно важнее, внесли огромный вклад в просвещение
своего народа, подтверждая высокое назначение интеллигента.
В
1769
году
в
России
был
учрежден
Георгиевский
крест.
Орденом Святого Георгия награждались офицеры и генералы за
особые военные отличия.
Сотни
доблестных
сынов
Осетии
–
боевые
генералы,
полковники
и
представители
других
чинов
отмечены
этой
российской
наградой
за
участие
в
Дунайской,
русско-японской,
первой мировой войнах.
Неизменная верность долгу и высокие боевые качества осетин
в этих войнах по достоинству были оценены многими выдающимися
русскими
военачальниками:
И.
Гурко,
М.
Скобелевым,
И.
Тутомлиным
и
др.
В
рапорте
генерал-лейтенанта
Скобелева
начальнику Западного отряда армии от 5 сентября 1877 года писал:
«поведение
Осетин
по
беспримерному
самоотвержению
и
рыцарской храбрости, выше всякой похвалы».
Проходят годы, сменяются поколения, а армия, «школа нации»,
как называл ее Суворов, остается. И в этой «школе» осетины всегда
были
отличными
учениками.
Традиции
воинской
доблести,
мужества, преемственность поколений в ратной службе на благо
Отечества блестяще были доказаны в годы Великой Отечественной
войны. 34 героя Советского Союза дал Родине народ, едва ли не
самый маленький в стране.
Летопись воинской доблести, отваги, мужества продолжается
и свидетелями этого мы были в октябре-ноябре 1992 года, когда
сыны
Осетии
встали
на
защиту
своей
маленькой,
но
любимой
Родины.
Народные
идеалы
нравственного
воспитания
определяются
осетинским моральным кодексом «Æфсарм». «Æфсарм» обозначает
не только совокупность норм поведения, но также волевые качества,
эмоции и чувства, связанные с соблюдением благопристойности в
поступках и в отношениях между людьми, освященные обычаями,
народным
правом
традициями.
Осетинский
«Æфсарм»
очень
противоречив:
многие
его
нормы
отжили
свой
век
и
приобрели
консервативную,
а
то
и
реакционную
сущность.
Однако
большинство
норм
«Æфсарма»
созвучно
с
нашим
временем
предполагает воспитание таких качеств, как страстная любовь к
Родине, уважение прав и достоинства всех народов, свободолюбие и
ненависть к угнетателям, почтительное отношение к женщине, к
старшим,
чувство
собственного
достоинства,
гостеприимство,
щедрость, сдержанность и самообладание, решительность, смелость
и т.д.
В
традиционном
осетинском
быте
человек
должен
был
не
только
красиво
говорить
и
быть
убежденным,
но
требовалось
практическим примером подтверждать сказанное. Всякий красиво
говорящий в сознании осетина может пользоваться авторитетом до
тех пор, пока дело не дойдет до демонстрации примера: не могущий
показать
пример,
есть
пустослов.
Осетину
полагалось
всегда
помнить и знать свое происхождение. Это означало всегда чтить и
уважать своих родителей, старших, свою фамилию и свой народ.
Человек, забывший о своем происхождении, не достоин того, чтобы
с ним разговаривать.
Нельзя было быть эгоистом и самовлюблённым. Надо уважать
окружающих, принимать их такими, какие есть.
Нормы
«Æфсарма»,
«Æгьдауа»
и
предполагаемые
ими
нравственные
качества
были
исключительно
действенны
и
поддерживались общественным мнением. Отступление от принятых
норм
поведения
считалось
безнравственным,
позором.
На
отступников составляли сатирические песни, их обходили, иногда
даже
бойкотировали
(хъоды),
словом
создавали
нетерпимую
обстановку. Поэтому осетин предпочитал жертвовать жизнью, но не
нарушать нормы «Æфсарма».
Анализируя
эпос
нартов,
В.И.
Абаев
отмечает
по
этому
вопросу:
«Здесь
перед
нами
проходит
целая
вереница
картин,
рисующих воздаяние за доброе, и, в особенности, за дурное дело…
Мы
видим
здесь,
какие
добродетели
считались
особенно
похвальными,
а
какие
пороки
о суждались.
Щ ед ро с т ь,
гостеприимство, супружеская и родительская любовь обеспечивают
блаженство
на
том
свете.
Зато
тяжкая
участь
ожидает
скупых,
сварливых, воров и прелюбодеев».
Важным
условием
искренних
взаимоотношений
между
членами
общества
было
соблюдение
честности
и
правдивости,
которые
воспитывались
и
прививались
в
процессе
семейного
воспитания. Формирование привычки честного поведения опиралось
на
честный
пример
родителей,
на
практику
повседневных
взаимоотношений членов семьи. Штедер, путешествуя по Осетии,
писал:
«Красноречие
может
много
сделать
среди
них
(осетин),
убеждение еще больше, а пример делает всё».
Единство слова и дела красной нитью проходит через всё
устное творчество, в том числе через нартовский эпос. Нарты не
терпели, когда человек нарушал данное им слово. Примером может
быть сказание «Как Сослан женился на Ведухе».
Известно,
что
важнейшими
побудительными
силами
в
стремлении к высокой нравственности являются чувства.
К ним в современной литературе относят: чувство общественного
дома,
патриотизм,
товарищества,
дружбы,
доброты,
чести,
достоинства, гордости, доброжелательности и т.д. Привитие всех
этих чувств подчинено совести, нормам «Æфсарма» и «Æгъдауа».
Очень
важным
в
осетинском
быте
является
уважение
к
старшим. Штедер старшинство описывает так: «Обычай заставлял
уважать возраст. Во всех случаях старший говорит первый, молодой
человек уступает ему свое место, стоит в его присутствии, зажигает
ему трубку, подает ему первому еду, слушает его совет, допускает его
вмешательство,
и
старость
во
всех
случаях
жизни
имеет
преимущество.
Лидирующая
роль
в
семье
принадлежала
отцу.
Характер
общения между членами семьи был только в рамках общепринятой
морали – уважительным. При прохождении темы «Обычаи и правила
поведения осетин» бывает очень интересно. Каждый из учащихся
старается высказать свое мнение.
В одно время меня приятно поразил документальный фильм,
снятый одной из центральных киностудий о горном селе Осетии,
рассказывающий о взаимоотношениях отца и сына: немногословный
отец и понимающий с полуслова сын. В конце фильма прозвучала
такая мысль создателей: «Объездив весь Северный Кавказ, только
здесь
они
нашли
классическую
форму
общения
старшего
с
младшим.
Ребята
сделали
вывод,
что
не
нужно
забывать
нравственные ценности народа, надо их возрождать.
В
сознании
осетина
мать
–
хранительница
очага.
Осетин
никогда не терпел непристойных речей не только в адрес матери, но
и
по
отношении
к
любой
женщине.
Дети
воспитывались
в
покорности и уважении к матери. Всякое неуважение, особенно к
старой женщине, характеризовало семью с отрицательной стороны.
Ребенок, подросток, любой член семьи не имел права обижаться на
мать, тем более на старую женщину. Женщина всегда была и есть
хранительница очага. Недаром осетинская поговорка гласит: «Дом,
где нет женщины, холодный дом» «Цы хæдзары нæй сылгоймаг, уцы
хæдзар у уазал». Примеров почтительного отношения к женщине
очень много в истории осетинского народа: это и нартские сказания,
осетинские сказки.
Содержание эстетического воспитания составляло овладение
народными формами искусства. Народное искусство Осетии широко
представлено в разнообразных видах песен, сказаний, легенд, сказок,
в огненно-плавных танцах, в самобытном орнаменте и т.д.
Изучение
произведений
народного
творчества
диктуется
не
только их историко-познавательным интересам, но и тем, что они
могут сыграть большую роль в эстетическом воспитании учащегося.
Так,
например,
фольклор
воспитывает
у
людей
эстетическое
отношение к природе ко всей окружающей действительности, учит
видеть
прекрасное
в
человеческих
отношениях.
В
фольклоре
отражаются такие воспитательные и этические идеалы народа, как
трудолюбие,
уважение
к
старшим,
вежливость,
дружба
и
товарищество,
правдивость,
честность
и
другие.
Педагогическая
ценность народного творчества заключается ещё и в том, что его
простые и образные произведения легко воспринимаются детьми,
способствуют формированию у них первоначальных нравственных
представлений,
развивая
фантазию
и
творчество.
Нормы
нравственности
и
справедливости
в
содержательной
своей
части
неизменны. Мы их, по сей день, должны выполнять.
В
чисто
воспитательном
плане,
в
смысле
нравственного
оздоровления
общества,
было
бы
крайне
полезным,
насколько
вообще это возможно, возобновление трёх обычаев:
1.
обычай
воспитывать
молодёжь
в
постоянной
трудовой
деятельности;
2.
обычай уважения к старшим, к женщине;
3.
обычай трезвого образа жизни.