Автор: Капустина Ольга Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Саяногорск Республика Хакасия
Наименование материала: учебная программа
Тема: рабочая программа по истории 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениу
Муниципального образования город Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5
655 Республика Хакасия г.Саяногорск, Советский мкр.,д.11. Тел. 8(39042)68900
Рассмотрено на заседании Утверждаю приказом, от
Школьного методического _________ №_______
объединения учителей истории и Директор школы Гришина О.В.
обществознания
от ______ протокол № ___
руководитель ШМО
Куликова И.М.
Рабочая программа
по истории 5 класс 68 часов
(Разработана на основании приказа №1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений ФГОС ОО, утвержденный приказом МОиН
РФ от 17.12.2010 за № 1897») в соответствии с примерной программой учебного предмета история
Составитель :
Капустина О.А.
Учитель истории
Первая квалификационная категория
г. Саяногорск, 2018
I.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся
компетентностей – социально-
адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся,
позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений,
способность
к
определению
своей
позиции
и
ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;
— способность
решать
творческие
задачи,
представлять
результаты
своей
деятельности
в
различных
формах
(сообщение,
эссе,
презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания
современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры вая её социальную
принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3.
Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта
в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо бразительных и др.),
отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4.
Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п.
составлять описание исторических объектов, памятников.
5.
Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
\
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как
основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
— способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин формации в
соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнитель ными ресурсами.
Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и
учащихся.
II.
Содержание
5 КЛАСС ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 68 часов
МОДУЛЬ 1. Первая историческая эпоха.
Что изучает и история
Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Счёт лет в истории. Деление всемирной истории на периоды. История Отечества как
часть всемирной теории.
Обучающийся должен знать основные понятия:
Предмет и хронология истории древнего мира. Исторические источники: археологические, мифологические, письменные, этнографические.
Обучающийся должен уметь:
карта как источник исторических сведений. Приспособление людей к изменению климата.
Родоплеменные отношения. Значение религиозных
верований. Развитие орудий труда. Переход от первобытности к цивилизации.
Обобщение и контроль.
Обучающийся должен применять счет лет в истории.
Тема 1. Первобытный мир.
Происхождение человека. Появление вида человек умелый. Расселение древнейшего человека. Историческая знать основные понятия:
Древнейшие люди. Орудия труда. Расселение первобытных людей. Собирательство и охота. Изобретение лука и стрел. Пещерная живопись.
Мотыжное
земледелие.
Приручение
животных.
Развитие
ремесла.
Появление
неравенств.
Род.
Племя.
Понятие «Человек разумный»,
«родовая община».
Обучающийся должен уметь:
- пересказать текст учебника и рассказ учителя.
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока.
Тема 2. Древний Египет.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта. Образование Древнеегипетского государства. Власть и положение фараона.
Древнеегипетское общество. Культурное наследие Древнего Египта. Расцвет египетского государства.
Повторение и обобщение.
Обучающийся должен знать основные понятия:
Фараон, вельможа, налог, писец. Неограниченная власть фараонов. Держава Тутмоса II. Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг,
скульптура, статуя, рельеф, иероглиф, папирус, свиток.
Обучающийся должен уметь:
1. Пересказать текст.
2.Показать по карте Египет, Нил.
3. Проанализировать документ.
Тема 3. Древние цивилизации Азии.
Переход
на
ступень
цивилизации
жителей
Древнего
междуречья.
Отличительные
особенности
Междуречья.
Законы
Хаммурапи.
Образование государств в Передней Азии. Начало железного века. Завоевания Ассирии. Значение персидской державы. Культурное наследие.
Библия и религиозные верования евреев.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии. Особенности цивилизации Индии. Культурное наследие Древней индии. Буддизм.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая. Особенности цивилизации. Культурное наследие древнего Китая. Великая
Китайская стена. Иероглифы. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль.
Обучающийся должен знать:
«Законы Хаммурапи» , Закон, ростовщик, клинопись. Ассирийская держава. Боги Брахма (Индия). Буддизм. Учение Конфуция (Китай).
Великая Китайская стена. Деспотизм.
Обучающийся должен уметь:
1. Пересказать текст.
2.Показать по карте Ассирию, Двуречье. Индию, Китай. Реки этих стран.
3. Анализировать документ «Законы Хаммурапи», « Так говорил Конфуций».
Модуль 3. Первая цивилизация Запада.
Тема 4. Зарождение цивилизации в Древней Греции
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции.
Возникновение полисов. Отличие Афин и Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии.
Культурное наследие Древней Греции. Значение олимпийских игр.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации.
Греко – персидские войны. Граждане и рабы. Расцвет демократии при Перикле. Культурное наследие Древней Греции. Отличия
цивилизации Древних греков от цивилизаций Древнего востока.
Обобщение и контроль.
Обучающийся должен знать основные понятия:
Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Эллинистический мир.
Культурные наследия Древней Греции.
Обучающийся должен уметь:
1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.
2. Сравнивать происходящие события в разных странах.
3. Работать с исторической картой.
4. Анализировать исторический источник.
5. Оперировать историческими датами.
Модуль 4. Империя эллинов и римлян.
Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока.
Подчинение Греции Македонии. Александр Македонский и его завоевательные походы. Распад империи Александра Македонского и
создание эллинистической цивилизации.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Патриции и плебеи. Республика. Культурное наследие Рима. Кризис Римской
республики. Восстание рабов. Г.Ю.Цезарь. Падение республики.
Тема 8. Античная Греко-римская цивилизация.
Октавиан
Август.
Римская
империя.
Соседи
Рима.
Возникновение
христианства.
Кризис
империи.
Распространение
христианства.
Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Обобщение и
контроль.
Обучающийся должен знать основные понятия:
1. Империя Александра Македонского.
2. Древний Рим.
3. Легенды и верования римлян.
4. Патриции и плебеи.
5. Республика.
6. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь.
7. Римская империя и соседние народы.
8. Возникновение и распространение христианство.
9. Раздел Римской империи на Западную и Восточную.
10. Падение Римской империи.
11. Культурное наследие Древнего Рима.
Обучающийся должен уметь:
1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.
2. Сравнивать происходящие события в разных странах.
3. Работать с исторической картой.
4. Анализировать исторический источник.
5. Оперировать историческими датами.
Т
ематическое планирование 5 класс
№
п/п
Тема урока
Основное содержание
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные
1
Что изучает
история
Что изучает история.
Измерение времени в
истории. Историческая карта.
Источники исторических
знаний. Вспомогательные
исторические науки.
Ус в о и т ь
о с н о в н ы е
п о н я т и я
т е м ы .
П о з н а к о м и т ь с я
с
исторической
картой,
с т о р о н а м и
с в е т а ,
условными знаками.
Мотивированность
к
изучению
предмета
-
история
Д р е в н е го
мира.
Регулятивные - Самостоятельно
анализировать условия достижения
цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в
новом учебном материале. Уметь
определять историческое время по
ленте времени.
Познавательные – Раскрывать
значение терминов история, век,
исторический источник.Объяснять
карту, используя условные знаки.
Коммуникативные – Участвовать в
обсуждении вопроса о том, для чего
нужно знать историю.
2
Древнейши
е люди.
Древнейшие люди - наши
далекие предки. Прародина
человека. Археологические
свидетельства первобытного
состояния др. человека.
Собирательство и охота.
Овладение огнем.
К о м м е н т и р о в а т ь
и
формулировать
образ
древнейшего
человека,
е г о
з а н я т и я ,
характеризовать
достижения
первобытного
человека,
его
приспособление
к
природе
Изображать в рисунке
собственное
представление о
первобытном человеке
и его образе жизни.
Регулятивные - определяют цель
своей учебной деятельности, ищут
средства ее осуществления.
Познавательные – Комментировать и
формулировать понятия:
первобытные люди, орудие труда,
собирательство.Сравнивать
первобытного и современного
человека. Характеризовать
достижения первобытного человека,
его приспособление к природе.
Коммуникативные – Устно описывать
первые орудия труда
3
Родовые
общины
охотников
и
собирателе
й.
Расселение древнейших
людей. Строительство
жилища. Охота как основной
способ добычи пищи др.
человека. Новые орудия
труда. Человек разумный.
Родовые общины.
Знакомятся с понятиями
ч е л о в е к
р а з у м н ы й ,
родовые общины, орудия
труда
Анализируя
первобытные обычаи,
уметь выявлять
гуманистические и
нравственные
ценности
первобытного
Регулятивные -Определять цель,
проблему в деятельности: учебной и
жизненно-практической (в т.ч. в
своих проектах).
Познавательные –Находить (в
учебниках и др. источниках, в т.ч.
используя ИКТ) достоверную
общества.
информацию, необходимую для
решения учебных и жизненных задач.
Коммуникативные –Создавать устные
и письменные тексты для решения
разных задач общения – с помощью и
самостоятельно.
4
Возникнове
ние
искусства и
религиозны
х
верований.
Пещерная живопись. Загадки
древнейших рисунков.
Зарождение веры в душу.
Представление о
религиозных верованиях
первобытных охотников и
собирателей.
определять понятия-
-религия, искусство;
характеризовать:
-особенности пещерной
живописи;
-особенности
религиозных верований
древнейших людей
Анализируя
первобытные обычаи,
уметь выявлять
гуманистические и
нравственные
ценности
первобытного
общества.
Регулятивные -Определять цель,
проблему в деятельности: учебной и
жизненно-практической (в т.ч. в
своих проектах).
Познавательные –Находить (в
учебниках и др. источниках, в т.ч.
используя ИКТ) достоверную
информацию, необходимую для
решения учебных и жизненных задач.
Коммуникативные –Создавать устные
и письменные тексты для решения
разных задач общения – с помощью и
самостоятельно.
5
Возникнове
ние
земледелия
и
скотоводств
а
Первые орудия труда
земледельцев. Приручение
животных. Скотоводство и
изменения в жизни людей.
Освоение ремесел. Племя:
изменение отношений.
Управление племенем.
научится
характеризовать:
-причины и
обстоятельства
возникновения
земледелия и
скотоводства;
-особенности трудовой
деятельности людей;
-появление ремесла:
Давать и объяснять
собственную оценку
изменениям в жизни
первобытных людей,
произошедшим в
результате перехода от
охоты и
собирательства к
земледелию и
скотоводству.
Регулятивные -.Планировать
деятельность в учебной ситуации.
Познавательные –устанавливать
причинно-следственные связи –на
простом и сложном уровне
Коммуникативные –. Организовывать
работу в паре.
6
Появление
неравенств
а и знати.
Развитие ремесел.
Выделение ремесленников в
общине. Изобретение плуга.
От родовой общины – к
соседской. Возникновение
неравенства и знати.
Выделение знати.
Знать причины
появления неравенства и
знати;
-причины и предпосылки
развития ремесла;
-особенности перехода
от родовой общины к
соседской
Анализируя
перемены,
произошедшие
около
5
тыс.
лет
назад
во
всех
сферах
человеческого
общества,
выявить
гуманистические
и
нравственные
ценности
Регулятивные -. Планировать
деятельность.
Познавательные –Работать с
информацией.
Коммуникативные –. Организовывать
работу в парах.
цивилизации.
7
Повторител
ьно-
обобщающ
ий урок
"Жизнь
первобытн
ых людей"
Закрепление, систематизация
и обобщение знаний
обучающихся по истории и
культуре первобытного
общества.
научатся работать с
контурной картой,
решать исторические
задачи;
Проявляют интерес к
изучаемому предмету;
заинтересованность
в
л и ч н о м
у с п е х е ,
успешной
деятельности
Регулятивные - Осуществлять
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Устанавливать
причинно-следственные связи и
зависимости между объектами
8
Счет лет в
истории
Как в древности считали
года? Счет лет, которым мы
пользуемся. Летоисчисление
от Рождества Христова.
Наша эра. Лента времени как
схема ориентировки в
историческом времени.
Знакомство с лентой
времени. Усвоить
основные понятия темы.
Мотивированность
к
изучению
предмета
-
история
Д р е в н е го
мира.
Регулятивные - Самостоятельно
анализировать условия достижения
цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в
новом учебном материале. Уметь
определять историческое время по
ленте времени.
Познавательные – Раскрывать
значение терминов история, век,
исторический источник.Объяснять
карту, используя условные знаки.
Коммуникативные – Участвовать в
обсуждении вопроса о том, для чего
нужно знать историю.
9
Государств
о на
берегах
Нила.
Страна Египет.
Местоположение
государства. Разливы Нила и
природные условия.
Земледельцы в Древнем
Египте. Система орошения
земель под урожай. Путь к
объединению Древнего
Египта. Возникновение
единого государства в
Египте. Управление страной.
Уметь определять
географическое
расположение Египта,
его климатические и
природные условия;
-обстоятельства создания
единого государства в
Египте
Культурное,
гражданско-
патриотическое
самоопределение.
Регулятивные -Оценивать степень и
способ достижения цели.
Познавательные –Находить в разных
источниках достоверную
информацию. Анализировать,
выделять главное. Определять
понятия.
Коммуникативные – владение устной
и письменной речью
10
Как жили
земледельц
ы и
ремесленни
ки в
Египте.
Жители Египта: от фараона
до простого земледельца.
Труд земледельцев. Система
каналов. В гостях у
египтянина. Ремесла и
обмен. Писцы собирают
характеризовать:
-особенности
социального развития
Древнего Египта;
-условия жизни
земледельцев и
Анализируя отличия
социальных слоёв
древнеегипетского
общества, научить
определять и
объяснять,
Регулятивные -Планировать
деятельность. Работать по плану.
Оценивать степень и способы
достижения цели.
Познавательные –Выявлять причины
и следствия, мотивы поступков людей
Историческ
ий диктант.
налоги.
ремесленников;
-особенности трудовой
деятельности
земледельцев,
ремесленников, писцов
справедливы ли эти
отличия, на взгляд
жителя Древнего
Египта, а также с
позиции человека XXI
века.
прошлых эпох.
Коммуникативные –излагать свое
мнение,аргументируя его,
подтверждая фактами, выдвигая
контраргументы в дискуссии
11
Жизнь
египетского
вельможи.
О чем могут рассказать
гробницы вельмож. В
усадьбе вельможи. Служба
вельмож. Вельможа во
дворце фараона. Отношение
фараона и его вельмож.
Усвоить понятия:
фараон, вельможи;
-особенности
политического
устройства Древнего
Египта;
-условия жизни и
службы вельмож
характеризовать:
-особенности устройства
древнеегипетского
войска;
-основные
направления
завоевательных
походов
фараонов;
Анализируя отличия
социальных слоёв
древнеегипетского
общества, научить
определять и
объяснять,
справедливы ли эти
отличия, на взгляд
жителя Древнего
Египта, а также с
позиции человека XXI
века.
Регулятивные -. Определять цель –
проблему. Выдвигать версии.
Познавательные –Владеть
смысловым чтением – вычитывать
фактуальную информацию.
Коммуникативные –Различать в речи
другого мнения, доказательства,
факты
12
Военные
походы
фараонов.
Отряды пеших воинов.
Вооружение пехотинцев.
Боевые колесницы египтян.
Направления военных
походов и завоевания
фараонов. Завоевательные
походы Тутмоса III. Военные
трофеи и триумф фараонов.
Главные города Древнего
Египта - Мемфис, Фивы.
Появление наемного войска.
13
Религия
древних
египтян.
Боги и жрецы. Храмы –
жилища богов. Могущество
жрецов. Священные
животные и боги.
Представление древних
египтян о «царстве
мертвых». Фараон – сын
Солнца. Безграничность
власти фараона. «Книга
мертвых».
Знать понятия-жрецы,
храмы, мумия, саркофаг;
-особенности
религиозных верований
древних египтян;
-образы главных богов:
Амон-ра, Апоп, Геб,Нут,
Бастет, Апис, Осирис и
Исида, Сет, Тот, Гор,
Анубис, Маат;
-условия жизни жрецов;
-содержание мифов об
Осирисе и Сете, о Гебе и
Нуте
Культурно-
нравственное
самоопределение.
Умение
самостоятельно давать
и объяснять оценку
пониманию добра и
зла древних египтян.
Регулятивные -умение решать
творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.
Познавательные – Устанавливать
причинно- следственные связи.
Находить достоверную информацию
из текста. Умение делать вывод.
Коммуникативные – владение устной
и письменной речью, монологической
контекстной речью.
14
Культура
Первое из чудес света.
характеризовать:
Нравственное,
Регулятивные - Выдвигать версии.
Древнего
Египта.
Возведение каменных
пирамид. Большой Сфинкс.
Пирамида фараона Хеопса.
Храм – жилище богов.
Археологические открытия в
гробницах. Искусство
древнеегипетской
скульптуры: статуя,
скульптурный портрет.
Загадочные письмена и их
разгадка. Особенности
древнеегипетской
письменности.
Иероглифическое письмо.
Изобретение материала и
инструмента для письма.
Школа подготовки писцов и
жрецов.
-первое из чудес света –
египетские пирамиды;
-цели и обстоятельства
сооружения пирамид;
-история гробницы
Тутанхамона;
- п р а в и л а ,
к о т о р ы е
должны были соблюдать
египетские скульпторы
культурное,
гражданско-
патриотическое
самоопределение.
Планировать деятельность. Работать
по плану. Оценивать степень и
способы достижения цели.
Познавательные – Владеть
смысловым чтением –
самостоятельно вычитывать
фактуальную, подтекстовую,
концептуальную информацию.
Коммуникативные – Умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками
15
Повторение
по теме
"Древний
Египет"
Закрепление, систематизация
и обобщение знаний
обучающихся по истории
Древнего Египта.
научатся работать с
контурной картой,
решать исторические
задачи;
Проявляют интерес к
изучаемому предмету;
заинтересованность
в
л и ч н о м
у с п е х е ,
успешной
деятельности
Регулятивные - Осуществлять
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Устанавливать
причинно-следственные связи и
зависимости между объектами
16
Древнее
Двуречье.
Страна двух рек.
Местоположение, природа и
ландшафт Южного Двуречья.
Ирригационное земледелие.
Схожесть хронологии
возникновения
государственности в
Междуречье и Нильской
долине. Шумерские города
Ур и Урук. Культовые
сооружения шумеров:
ступенчатые башни. Боги
шумеров. Жрецы-ученые.
характеризовать:
-географическое
расположение Древнего
Двуречья;
- к л и м а т и ч е с к и е
и
п р и р од н ы е
у с л о в и я
Двуречья;
- у с л о в и я
ж и з н и
и
занятия населения;
-особенности
письменности Двуречья
При оценке
исторических явлений
уметь определять и
аргументировать свою
личную позицию в
отношении действий
правителей Древнего
Междуречья.
Регулятивные -выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные –строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки
Коммуникативные – излагать свое
мнение, аргументируя его,
подтверждая фактами;
Клинопись. Писцовые
школы. Научные знания.
Мифы и сказания с глиняных
табличек.
17
Вавилонск
ий царь
Хаммурапи
и его
законы.
Город Вавилон становится
главным в Двуречье. Власть
царя Хаммурапи – власть от
бога Шамаша.
Представления о законах
Хаммурапи как о законах
богов. Узаконенная традиция
суда над преступниками.
Законы о рабах. Законы о
богачах и бедняках. Закон о
новых отношениях, о новых
социальных группах:
ростовщиках.
характеризовать:
-основные положения
законов Хаммурапи;
-особенности правления
Хаммурапи;
-роль законов
Хаммурапи для жителей
Двуречья
Анализируя законы
Хаммурапи, научить
давать и объяснять
собственную оценку
представлений о
справедливости и
равенстве
вавилонского царя.
Регулятивные - Определять цель –
проблему. Выдвигать версии.
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – излагать свое
мнение, аргументируя его,
подтверждая фактами;
18
Финикийск
ие
мореплават
ели.
География, природа и
занятия населения Финикии.
Средиземное море и
финикийцы. Виноградарство
и оливководство. Ремесла:
стеклоделие, изготовление
пурпурных тканей. Морская
торговля и пиратство.
Колонии финикийцев.
Древнейший финикийский
алфавит. Легенды о
финикийцах.
Описывать
географическое
расположение Древней
Финикии;
-природные условия,
занятия финикийцев;
-уровень развития
ремесла и торговли в
Финикии;
-вклад финикийцев в
мировую культуру
Осознанное,
уважительное и
доброжелательное
отношение к истории,
культуре, религии,
традициям, языкам,
ценностям народов
мира
Регулятивные - определять/находить,
в том числе из предложенных
вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – различать в речи
другого мнения, доказательства,
факты.
19
Библейские
сказания.
Ветхий Завет. Расселение
древнееврейских племен.
Организация жизни, занятия
и быт древнееврейских
общин. Библия как история и
предания еврейских племен.
Переход к единобожию.
Моисей выводит евреев из
Египта: библейские мифы и
сказания как исторический и
У с
в о и т
ь понятия:
Библия,
Ветхий
Завет,
единобожие, ковчег;
- о т л и ч и е
р е л и г и и
д р е в н и х
е в р е е в
о т
е г и п е т с к о й
и
вавилонской;
- д е с я т ь
з а п о в е д е й ,
данные Моисею;
-смысл
и
назначение
При оценке
исторических явлений
научить выявлять
нравственные
ценности религии
древних евреев.
Регулятивные - составлять план
решения проблемы (выполнения
проекта, проведения исследования
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – различать в речи
другого мнения, доказательства,
факты.
нравственный опыт
еврейского народа. Бог дает
законы народу.
Ветхого завета;
-историю
Моис ея
и
Иосифа;
-значение Библии в
жизни евреев
20
Древнееевр
ейское
царство.
Библейские сказания о
войнах евреев в Палестине.
Борьба с филистимлянами.
Древнееврейское царство и
предания о его первых
правителях: Сауле, Давиде,
Соломоне. Правление
Соломона. Иерусалим как
столица царства. Храм Бога
Яхве. Библейские сказания о
героях.
Описывать
географическое
расположение Древней
Палестины;
-природные условия,
занятия древних евреев;
-содержание библейских
сказаний о Самсоне и
Далиле;
-предания о первых
царях;
-особенности правления
Соломона;
-вклад евреев в мировую
культуру
осознавать
целостность мира и
многообразия
взглядов на него,
вырабатывать
собственные
мировоззренческие
позиции.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные – выявлять
особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные – излагать свое
мнение, аргументируя его,
подтверждая фактами;
21
Ассирийска
я держава.
Начало обработки железа и
последствия использования
железных орудий труда.
Ассирийское войско и
конница. Приспособления
для победы над противником.
Завоевания ассирийских
царей. Библиотека глиняных
книг Ашшурбанапала.
Археологические
свидетельства ассирийского
искусства. Гибель
Ассирийской державы.
характеризовать:-
географическое
расположение Древней
Ассирии;
-природные условия,
занятия ассирийцев;
-уровень развития
ремесла и торговли в
Ассирии;
-вклад ассирийцев в
мировую культуру;
-особенности
политического развития
Ассирии;
-особенности
организации
ассирийского войска;
-направления
завоевательных походов
При оценке такого
исторического
явления, как переход к
железному веку,
научить выявлять
нравственные и
гуманистические
ценности
человеческого
общества.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные – воспроизводят по
памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи;
формулируют ответы на вопросы
учителя.
Коммуникативные –принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач.
ассирийских царей;
-особенности
библиотеки глиняных
книг
22
Персидская
держава
«Царя
царей».
Три великих царства в
Западной Азии. Завоевания
персов. Персидский царь Кир
Великий: его победы,
военные хитрости, легенды о
нем. Образование
Персидской державы
(завоевания Лидии, Мидии,
Вавилонии, Египта). Царь
Дарий Первый. «Царская
дорога» и «царская почта».
Войско персидского царя.
характеризовать:
-географическое
расположение
Персидской державы;
-направления
завоевательных походов
персов;
-особенности правления
Дария
Дать возможность
ученикам оценить с
современных
нравственных
позиций методы
создания и сохранения
Персидской державы.
Регулятивные - Определять цель –
проблему. Выдвигать версии.
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – различать в речи
другого мнения, доказательства,
факты.
23
Повторение
по теме
"Западная
Азия в
древности"
Закрепление, систематизация
и обобщение знаний
обучающихся по истории
стран Западной Азии.
научатся работать с
контурной картой,
решать исторические
задачи;
Проявляют интерес к
изучаемому предмету;
заинтересованность
в
л и ч н о м
у с п е х е ,
успешной
деятельности
Регулятивные - Осуществлять
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Устанавливать
причинно-следственные связи и
зависимости между объектами
24
Природа и
люди
Древней
Индии.
Страна между Гималаями и
океаном. Реки Инд и Ганг.
Деревни среди джунглей.
Освоение земель и развитие
оросительного земледелия.
Основные занятия индийцев.
Жизнь среди природы:
животные и боги индийцев.
Сказание о Раме.
Древнейшие города. Вера в
переселение душ.
характеризовать:
-географическое
расположение Древней
Индии;
-особенности природных
и климатических
условий Древней Индии;
-основные занятия и
условия жизни
индийцев;
-особенности
религиозных верований
индийцев
Осознавать
целостность мира и
многообразие
взглядов. Оценивать
свои и чужие
поступки.
Регулятивные - планируют решение
учебной задачи, выстраивают
алгоритм действий.
Познавательные –– выявлять
особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные –умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками
25
Индийские
касты..
Миф о происхождении
четырех каст. Обряд
жертвоприношения богам.
Усвоить
понятия касты,
брахман,
«неприкасаемые»,
Культурное,
гражданско-
патриотическое
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
Кастовое общество неравных:
варны и касты знатных
воинов, земледельцев и слуг.
«Неприкасаемые».
Индийская мудрость, знания и
книги. Возникновение
буддизма.
Объединение Индии царем
Ашока.
буддизм;
-особенности
общественного
уст ройства
ж и т е л е й
Древней Индии (наличие
каст);
-различия
в
положении
представителей
различных каст;
- у с л о в и я
ж и з н и
«неприкасаемых»;
-содержание
легенды
о
Будде;
- в к л а д
и н д и й ц е в
в
мировую культуру
самоопределение.
Научить определять и
объяснять свои
оценки учения Будды
с позиции
человека XXI века.
результат
Познавательные – строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки
Коммуникативные –принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач.
26
Китайский
мудрец
Конфуций
Первый
властелин
единого
Китая.
Страна, где жили китайцы.
География, природа и
ландшафт Великой
Китайской равнины. Реки
Хуанхэ и Янцзы. Высшая
добродетель – уважение к
старшим. Учение Конфуция.
Мудрость – в знании
старинных книг. Китайские
иероглифы. Китайская наука
учтивости.
Объединение Китая при
Цинь Шихуане.
Завоевательные войны,
расширение территории
государства Цинь Шихуана.
Археологические
свидетельства эпохи:
глиняные воины гробницы
Цинь Шихуана. Шелк.
Великий шелковый путь.
Чай. Бумага. Компас.
характеризовать:
-географическое
расположение
Древнего
Китая;
Описывать особенности
политического
устройства Древнего
Китая;
-направления
завоевательных походов
ЦиньШихуана;
-причины строительства
Великой Китайской
стены;
-причины свержения
власти наследников
ЦиньШихуана;
-вклад древних китайцев
в мировую культуру.
Научить выявлять
гуманистические,
нравственные
ценности
конфуцианства.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные –– выявлять
особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные – умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками
27
Первый
властелин
единого
Китая
Объединение Китая при
Цинь Шихуане.
Завоевательные войны,
расширение территории
государства Цинь Шихуана.
Археологические
свидетельства эпохи:
глиняные воины гробницы
Цинь Шихуана. Шелк.
Великий шелковый путь.
Чай. Бумага. Компас.
28
Повторение
по разделу
« Древний
Восток»
Вклад народов Древнего
Востока в мировую историю
и культуру.
характеризовать:
-географическое
расположение
с т р а н
Д р е в н е г о
В о с т о к а ,
описывать
особенности
этих стран , определять
в к л а д
в
р а з в и т и е
человечества
Осознавать
целостность мира и
многообразие
взглядов. Оценивать
свои и чужие
поступки.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные –– выявлять
особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные – умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками
29
Древнейша
я Греция.
Греки и
критяне
Древнейшие города:
Микены, Тиринф, Пилос,
Афины. Критское царство в
разрезе археологических
находок и открытий.
Кносский дворец:
архитектура, скульптура и
фресковая роспись. Гибель
Критского царства. Мифы
критского цикла: Тесей и
Минотавр, Дедал и Икар.
Определять
географическое
расположение Древней
Греции, климатические и
природные условия;
-содержание мифа о
Тесее и Минотавре;
-особенности общего
развития Критского
царства и причины его
гибели;
-содержание мифа о
Дедале и Икаре
При оценке
исторических явлений
научить выявлять
гуманистические,
нравственные
ценности древних
греков.
Регулятивные -принимают и
сохраняют учебную задачу;
самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план
действий
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные участвуют в
коллектив ном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями, понимают
позицию партнера.
30
Микены и
Троя
В крепостных Микенах.
Местонахождение. Каменные
Львиные ворота. Облик
города – крепости:
археологические находки и
исследования. Древнейшее
греческое письмо. Заселение
островов Эгейского моря.
Троянская война. Мифы о
начале Троянской войны.
Вторжение в Грецию с севера
воинственных племен и его
последствия.
Характеризовать
особенности общего
развития Микенского
царства;
-Причины, ход и итоги
Троянской войны;
-Содержание
мифа
о
начале Троянской войны
31
32
Поэмы
Гомера
«Илиада» и
«Одиссея».
Миф о Троянской войне и
поэмы «Илиада» и
«Одиссея». Гнев Ахиллеса.
Поединок Ахиллеса с
Гектором. Похороны Гектора.
Мифы и сказания об
Одиссее, Ахиллесе,
троянском коне. Мораль
поэмы.
География странствий царя с
острова Итака – Одиссея.
Одиссей находит приют у
царя Алкиноя. На острове
циклопов. Встреча с
сиренами. Возвращение на
Итаку. Расправа с женихами.
Мораль поэмы.
Знать
содержание поэм
Гом е р а
« И л и а д а »
и
«Одиссея»
При оценке
исторических явлений
научить выявлять
гуманистические,
нравственные
ценности древних
греков. Научить
давать собственную
оценку поступкам
героев «Илиады» и
«Одиссеи», сравнивая
нравственно-
патриотические
ценности древних
греков с моральными
нормами
современного
общества.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные –– выявлять
особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные – участвуют в
коллектив ном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями, понимают
позицию партнера.
33
Религия
древних
греков.
Боги Греции. Основные
занятия греков и их
покровители. Религиозные
верования греков. Пантеон
олимпийских богов. Мифы о
Персефоне и Деметре. Миф о
Прометее. Мифы о Дионисе
Характеризовать:
-особенности
религиозных верований
древних греков;
-имена и предназначение
богов;
-содержание мифа о
Уважение к прошлому
своей страны,
воспринимаемое
сквозь призму
всемирного
цивилизационного
процесса, аргументир
Регулятивные - определять цель,
проблему в деятельности.
Познавательные - устанавливать
причинно-следственные связи;
строить логически обоснованные
рассуждения; критически оценивать
поступающую информацию;
и Геракле. Миф о споре
Афины с Посейдоном
Геракле;
-содержание мифов о
Дионисе, Деметре,
Прометее
ованное оценивание
поступков, с опорой
на общечеловеческие
нравственные
ценности.
систематизировать её и представлять
в виде плана урока.
Коммуникативные - излагать свое
мнение, аргументируя его,
подтверждая фактами, выдвигая
контраргументы в дискуссии.
34
Земледельц
ы Аттики
теряют
землю и
свободу
География, природа и
ландшафт Аттики. Дефицит
земли. Перенаселенность
Аттики. Основные занятия
населения Аттики. Знать и
демос в Афинском полисе.
Законы Драконта. Долговое
рабство. Нарастание
недовольства демоса.
характеризовать:
-географическое
расположение
Древней
Аттики;
- з а н я т и я
ж и т е л е й
Аттики;
-различия
в
положении
з н а т и
и
д е м о с а
в
Афинском полисе;
характеризовать
особенности греческой
колонизации
выражают свою
позицию на уровне
положительного
отношения к
учебному процессу;
проявляют учебно-
познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи
Научить давать,
объясняя,
собственную оценку
действиям греческих
колонизаторов по
отношению к
местным жителям, на
землях которых были
образованы колонии.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные – строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки
Коммуникативные –принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
35
Зарождение
демократии
в Афинах.
Демос восстает против знати.
Демократические законы
Солона. Отмена долгового
рабства. Перемены в
управлении Афинами.
Народное собрание и
граждане Афин. Создание
выборного суда. Солон о
своих законах.
Выявить причины и
итоги борьбы демоса
против знати;
-условия отмены
долгового рабства;
-перемены в управлении
Афинами (переход к
демократии);
-содержание и роль
законов Солона
Давать, объясняя,
собственную оценку
порядкам,
существовавшим в
Афинах.
Регулятивные - Планировать
деятельность в учебной ситуации.
Работать по плану, сверяясь с целью.
Познавательные –Представлять
информацию в разных формах
(таблица, текст). Выделять главное,
обобщать. Делать выводы.
Коммуникативные –сотрудничают с
товарищами при выполнении
заданий; задают вопросы с целью
получения нужной информации.
36
Древняя
География, природа и
характеризовать:-
Давать, объясняя,
Регулятивные -Оценивать степень и
Спарта.
ландшафт Лаконии. Полис
Спарты. Завоевание
спартанцами Лаконии и
Мессении. Спартанцы и
илоты. Спарта – военный
лагерь . Спартанское
воспитание. «Детский»
способ голосования.
географическое
расположение Древней
Спарты;
-различия в положении
спартанцев и илотов;
-особенности
спартанского
воспитания;
-особенности
политического развития
Спарты
собственную оценку
порядкам,
существовавшим в
Спарте.
способы достижения цели в учебной
ситуации.
Познавательные – излагать
полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи
Коммуникативные – умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками
37
Основание
греческих
колоний
Греческая колонизация
побережья Средизем-ного и
Черного морей. Причины
колонизации. Развитие
межполисной торговли.
Отношения колонистов с
местным населением.
Единство мира и культуры
эллинов. Как царь Дарий
пытался завоевать земли на
юге нынешней России.
Древний город в дельте реки
Дона.
характеризовать
особенности греческой
колонизации
Научить давать,
объясняя,
собственную оценку
действиям греческих
колонизаторов по
отношению к
местным жителям, на
землях которых были
образованы колонии.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные – строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки
Коммуникативные –принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
38
Олимпийск
ие игры в
древности.
Праздник, объединявший
эллинов. Подготовка к
общегреческим играм.
Атлеты. Пять незабываемых
дней. Виды состязаний. Миф
об основании Олимпийских
игр. Легенды о знаменитых
атлетах. Воспитательная
роль Олимпийских игр.
характеризовать
особенности проведения
Олимпийских игр
Аргументировано
оценивать свои и
чужие поступки.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные – строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки
Коммуникативные – обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном
обсуждении проблем
39
Победа
греков над
персами в
Над греками нависла угроза
порабощения. Предсказание
бога Аполлона. Марафонская
Выявить причины, ход,
и т о г и
и
з н а ч е н и е
Марафонской
б и т в ы
При оценке Греко-
персидских войн
научить выявлять
Регулятивные - Оценивать степень и
способы достижения цели в учебной
ситуации.
Марафонск
ой битве.
битва. Победа афинян в
марафонской битве. Тактика
и героизм стратега
Мильтиада. Греческая
фаланга.
,итоги
греко-персидских
войн .
гуманистические,
нравственные
ценности и давать
оценку действиям
государств и
отдельных личностей
в ходе главных
сражений.
Познавательные – Представлять
информацию в разных формах
(таблица, текст). Выделять главное,
обобщать. Делать
Коммуникативные –Излагать своё
мнение, аргументируя его.
40
Нашествие
персидских
войск на
Элладу.
Подготовка эллинов к новой
войне. Идея Фемистокла о
создании военного флота.
Вторжение персов в Элладу.
Патриотический подъем
эллинов. Защита Фермопил.
Подвиг трехсот спартанцев и
царя Леонида. Морское
Саламинское сражение.
Эсхил о победе греков на
море. Разгром сухопутной
армии персов при Платеях.
Выявить -причины
подготовки эллинов к
новой войне;
-причины, ход и
результаты битв в
Фермопильском ущелье
и Саламинского
сражения.
Определять, объясняя,
с гражданских
позиций свои оценки
качествам,
проявленным
древнегреческими
гражданами в войнах
с персами.
Регулятивные -удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – излагать
полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи
Коммуникативные – Излагать своё
мнение (в монологе, диалоге),
аргументируя его, подтверждая
фактами.
41
В гаванях
афинского
порта
Пирей.
В военных и торговых
гаванях Пирея. Военный и
торговый флот. Гражданское
и негражданское население
Афинского полиса.
Пошлины. Рабство и рабский
труд. Афины – крупнейший
центр ремесла и торговли.
характеризовать:-
особенности развития
военных и торговых
гаваней в Афинах;
-условия жизни рабов;
Научить определять и
объяснять
нравственные
ценности
древнегреческого
общества, сравнивая
их с моральными
принципами граждан
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
современного
общества.
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
42
В городе
богини
Афины.
Город Афины и его районы.
Миф о рождении богини
Афины. Посуда с
краснофигурным и
чернофигурным рисунками.
Керамик и его жители. Агора
– главная площадь Афин.
Быт афинян. Храмы
Акрополя. Особенности
архитектуры храмов. Фидий
и его Афина. Атлеты Мирона
и Поликлета.
Выявить причины
превращения Афин в
крупнейший центр
ремесла и торговли
43
В афинских
школах и
гимнасиях.
Воспитание детей
педагогами. Рабы-педагоги.
Занятия в школе. Палестра.
Афинские гимнасии.
Греческие ученые о природе
человека. Обучение
красноречию.
характеризовать:
-особенности
воспитания и обучения в
афинских школах и
гимнасиях;
-история Мирона и
Поликлета;
-условия жизни раба-
педагога
Сохраняют
мотивацию учебной
деятельности;
проявляют интерес к
новому учебному
материалу
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
44
В театре
Диониса.
Тест.
Возникновение театра в
Древней Греции. Устройство.
Театральные актеры.
Театральные представления:
трагедии и комедии.
Воспитательная роль
театральных представлений.
Характеризовать процесс
возникновения театра в
Греции
Выражают
положительное
отношение к процессу
познания.
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки
Коммуникативные – обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном
обсуждении проблем
45
Афинская
Сущность афинской
Выявить особенности
Определять, объясняя,
Регулятивные - выдвигать версии
демократия
при
Перикле.
демократии в V в. До н.э.
Полномочия и роль
Народного собрания. Совет
пятисот. Перикл и
наивысший расцвет Афин и
демократии. Друзья и
соратники Перикла: Аспасия,
Геродот, Анаксагор, Софокл,
Фидий. Афинский мудрец
Сократ.
демократии при
Перикле;
свои оценки
действиям Перикла и
гражданам афинского
полиса.
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
46
Города
Эллады
подчиняют
ся
Македонии.
Возвышение Македонии при
царе Филиппе. Влияние
эллинской культуры.
Македонская фаланга.
Конница. Осадные башни.
Плутарх о Демосфене.
Потеря Грецией
независимости. Битва при
Херонее. Гибель Филиппа.
Александр – царь Македонии
и Греции.
характеризовать:
-географическое
расположение
Македонии;
-особенности правлении
Филиппа;
-обстоятельства потери
Грецией независимости;
-обстоятельства прихода
к власти Александра
Давать, объясняя, свои
оценки действиям
жителей покорённой
Эллады с гражданско-
патриотической точки
зрения.
Регулятивные - Оценивать степень и
способы достижения цели в учебной
ситуации.
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками
47
Поход
Александра
Македонск
ого на
Восток.
Александр возглавил поход
македонцев и греков в Азию.
Быстрая победа над войском
Дария III у города Исс.
Походы в Финикию, Египет.
Победа при Гавгамелах.
Гибель Персидского царства.
Поход в Индию – начало
пути к завоеванию мира.
Возвращение в Вавилон.
Писатели об Александре
Македонском.
Характеризовать
основные
направления
в о е н н ы х
п о х о д о в
Александра;
Давать нравственную
оценку поступкам
Александра
Македонского.
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – излагать
полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
48
В
Александр
ии
Египетской
.
Распад державы Александра
после его смерти.
Складывание пространства
эллинистического мира на
территории державы
Александра. Фаросский маяк
Выявить причины
распада державы
Александра
Македонского;
-особенности общего
развития Александрии
Развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народов
Регулятивные -ставить цель
деятельности на основе определенной
проблемы и существующих
возможностей
Познавательные –– выявлять
особенности и признаки объектов;
– одно из чудес света. Музей.
Александрийская
библиотека.
Египетской;
мира.
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные – обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном
обсуждении проблем
49
Повторител
ьно-
обобщающ
ий урок по
разделу
«Древняя
Греция
Вклад древних эллинов в
мировую культуру. Условия
складывания и своеобразие
эллинистической культуры.
Управление обществом в
странах Древнего Востока и
Афинском полисе.
Особенности афинской
демократии.
характеризовать:
-географическое
расположение ,
описывать особенности
развития , определять
вклад в развитие
человечества
Осознавать
целостность мира и
многообразие
взглядов. Оценивать
свои и чужие
поступки.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные –– выявлять
особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные – умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками
50
Древнейши
й Рим..
Легенда об основании Рима:
Амулий, Ромул и Рем. Ромул
– первый царь Рима. Город на
семи холмах и его обитатели.
Занятия римлян. Почитание
Весты и Марса. Управление
ранним Римом. Тарквиний
Гордый и римский юноша
Муций. Отказ римлян от
царской власти.
Описывать
географическое
расположение Древнего
Рима;
-легенда об основании
Рима;
-особенности
управления древнейшего
Рима
Выражают
положительное
отношение к процессу
познания
Регулятивные - Оценивать степень и
способы достижения цели в учебной
ситуации.
Познавательные – излагать
полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
51
Завоевание
Римом
Италии.
Возникновение республики.
Консулы – ежегодно
выбираемые правители Рима.
Борьба плебеев за свои
права. Народный трибун и
право вето. Нашествие
галлов. Военные победы
римлян. Битвы с Пирром.
Пиррова победа.
Выявить причины и
предпосылки
возникновения
республики в Риме;
-нашествие галлов;
-военные победы
римлян;
-причины возвышения
Рима
Давать, объясняя, свои
оценки гражданским
качествам римлян,
обеспечившим им
победу над врагами.
Регулятивные - учитывают
ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала
Познавательные – Представлять
информацию в разных формах
(таблица, текст). Выделять главное,
обобщать. Делать выводы.
Коммуникативные – . Использовать
речевые средства в соответствии с
Установление господства
Рима над Италией. Решение
земельного вопроса для
плебеев.
ситуацией общения.
52
Устройство
Римской
республики
.
Плебеи – равноправные
граждане Рима. Отмена
долгового рабства. Выборы
двух консулов. Принятие
законов. Роль Сената в Риме.
Римское войско и римские
легионы. Тит Ливий о
легионах. Одежда римлян.
Гадания в Риме.
Знать особенности
устройства римской
республики;
-роль Сената в Риме;
-особенности
организации римского
войска
Выражают
положительное
отношение к процессу
познания
Регулятивные - учитывают
ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала
Познавательные – привлекают
информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи
Коммуникативные – Использовать
речевые средства в соответствии с
ситуацией общения.
53
Вторая
война Рима
с
Карфагено
м.
Карфаген – стратегический
узел в Западном
Средиземноморье. Первые
победы Рима над
Карфагеном. Создание
военного флота. Захват
Сицилии. Вторая война с
Карфагеном. Вторжение
войск Ганнибала в Италию.
Разгром римлян при Каннах.
Первая морская победа
римлян. Окончание войны.
Победа Сципиона над
Ганнибалом при Заме.
Установление господства
Рима Западном
Средиземноморье.
характеризовать:
-обстоятельства
в т о р ж е н и я
в о й с к
Ганнибала в Италию;
-причины, ход, основные
сражения,
итоги
войны
Рима с Карфагеном;
-причины
поражения
Македонии;
-обстоятельства разгрома
Сирии
и
Македонского
царства;
-обстоятельства
разрушения
Коринфа
и
Карфагена
Давать и объяснять
собственную оценку
качествам римского
характера с позиций
человека XXI века.
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Представлять
информацию в разных формах
(таблица, текст). Выделять главное,
обобщать. Делать
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
54
Установлен
ие
господства
Рима во
всем
Рост Римского государства.
Политика Рима «разделяй и
властвуй». Подчинение
Греции Риму. Поражение
Сирии и Македонии.
характеризовать
причины победы Рима в
в о й н е
з а
Средиземноморье
Давать и объяснять
нравственную оценку
действиям римлян на
покорённых ими
территориях.
Регулятивные - учитывают
ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала
Познавательные – привлекают
информацию, полученную ранее, для
Средиземн
оморье.
Разрушение Коринфа.
Сенатор Катон – автор
сценария гибели Карфагена.
Смерть Ганнибала.
Средиземноморье –
провинция Рима.
решения учебной задачи
Коммуникативные – принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
55
Рабство в
Древнем
Риме.
Завоевательные походы Рима
– главный источник рабства.
Политика Рима в
провинциях. Наместники.
Раб – «говорящее орудие».
Гладиаторские игры –
любимое зрелище римлян.
Амфитеатры. Римские
ученые о рабах.
Выявить источники
рабства в Древнем Риме;
-положение рабов в
Древнем Риме;
Развитие морального
сознания и
компетентности в
решении моральных
проблем на основе
личностного выбора,
формирование
нравственных чувств
и нравственного
поведения
Регулятивные - учитывают
ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – Излагать своё
мнение (в монологе, диалоге),
аргументируя его, подтверждая
фактами.
56
Земельный
закон
братьев
Гракхов.
Дальние заморские походы и
разорение земледельцев
Италии. Потеря имущества
бедняками. Обнищание
населения. Заступник
бедняков Тиберий Гракх.
Принятие земельного закона
Тиберия Гракха. Гибель
Тиберия. Гай Гракх-
продолжатель дела брата.
Гибель Гая.
Усвоить содержание и
значение законов
Тиберия Гракха;
-смысл деятельности
ГаяГракха
При
оценке
борьбы
братьев Гракхов и их
противников
выявлять
нравственные
гуманистические
ценности
римского
общества.
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные –– выявлять
особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные – принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
57
Восстание
Спартака.
Первая победа восставших и
Спартака над римским
войском. Походы армии
восставших рабов. Три
победы восставших,
приблизившие к свободе.
Разгром армии рабов
Понять условия жизни
гладиаторов;
-причины, ход, итоги и
значение восстания
Спартака
Давать, объясняя,
собственную оценку
данному явлению и
самой личности
Спартака с
гражданско-
патриотической
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Выделять причины
и следствия. Делать выводы.
римлянами под руководством
Красса. Причины поражения
восставших.
позиции.
Находить достоверную информацию
в разных источниках (текстах
учебника, на картах, в схемах).
Коммуникативные – обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном
обсуждении проблем
58
Единовласт
ие Цезаря.
Превращение римской армии
в наемную. Борьба
полководцев за единоличную
власть. Красс и Помпей.
Возвышение Цезаря.
Завоевание Галлии. Плутарх
о Риме. Захват Цезарем
власти. Диктатура Цезаря.
Легионы и ветераны —
опора Цезаря в его
политическом курсе. Брут и
Цезарь. Убийство Цезаря в
сенате.
Выявить причины
возвышения Цезаря;
-основные направления
деятельности Цезаря;
-обстоятельства захвата
власти Цезарем;
-обстоятельства гибели
Цезаря
Давать с современной
т о ч к и
з р е н и я ,
объясняя, свои оценки
д е й с т в и я м
Г. Ю .
Цезаря
как
лидера
Римского государства.
Регулятивные - ставить цель
деятельности на основе определенной
проблемы и существующих
возможностей
Познавательные – Выделять причины
и следствия. Делать выводы.
Находить достоверную информацию
в разных источниках (текстах
учебника, на картах, в схемах).
Коммуникативные – Излагать своё
мнение (в монологе, диалоге),
аргументируя его, подтверждая
фактами.
59
Установлен
ие
империи.
Борьба Антония и Октавиана
за единовластие. Роль
Клеопатры в судьбе Антония.
Победа флота Октавиана у
мыса Акций. Окончание
гражданских войн в Италии
и провинциях. Власть и
правление Октавиана
Августа. Превращение
Римского государства в
империю.
Выявить причины
поражения сторонников
республики;
-ход борьбы Антония и
Октавиана за
единовластие;
-причины победы
Октавиана;
-основные направления
деятельности Октавиана
Давать нравственную
оценку личным
качествам Октавиана.
60
Соседи
Римской
империи.
Установление мира с
Парфией. Разгром римских
легионов германцами.
Главные враги Римской
империи. Образ жизни и
верования германцев. Предки
славянских народов: римские
писатели о славянах, их
занятия, образ жизни и
П о з н а к о м и т ь с я
с
с о с е д я м и
р и м л я н ,
о с о б е н н о с т я м и
и х
хозяйственной
деятельности
Давать оценку
взаимоотношениям
между народами
Регулятивные - выдвигать версии
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат
Познавательные – привлекают
информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи
Коммуникативные – принимают
другое мнение и позицию, допускают
верования. Дороги Римской
империи.
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
61
В Риме при
императоре
Нероне.
Складывание культа
императоров. Актер на
императорском троне. Тацит
о Нероне. Нерон и Сенека.
Пожар в Риме.
Преследования христиан.
Массовое восстание и гибель
Нерона
Выявить особенности
правления Нерона;
-итоги правления Нерона
Давать нравственную
оценку личным
качествам Нерона.
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
62
Первые
христиане
и их
учение.
Тест.
Проповедник Иисус из
Палестины. Предательство
Иуды. Распространение
христианства. Моральные
нормы Нагорной проповеди.
Идея равенства всех людей
перед Богом. Христиане –
почитатели Иисуса, Божьего
избранника. Преследования
римскими властями
христиан.
характеризовать:
-обстоятельства
появления первых
христиан;
-кем были первые
христиане;
-особенности
религиозных верований
христиан
При
оценке
т а ко й
исторической
личности,
как
Иисус
Христос,
выявлять
гуманистические,
нравственные
ценности его учения
для людей.
Регулятивные - ставить цель
деятельности на основе определенной
проблемы и существующих
возможностей
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном
обсуждении проблем
63
Расцвет
империи во
2-м веке.
Неэффективность рабского
труда. Возникновение и
развитие колоната.
Правление Траяна –
«лучшего из императоров».
Тацит о Траяне. Военные
успехи Траяна – последние
завоевания римлян.
Масштабное строительство в
Риме и провинциях на века.
характеризовать
особенности правления
Траяна
-причины отказа от
использования рабов в
сельском хозяйстве;
Давать с гражданских
позиций, объясняя,
свои оценки
действиям Траяна.
Регулятивные - учитывают
ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала
Познавательные – Представлять
информацию в разных формах
(таблица, текст). Выделять главное,
обобщать. Делать
Коммуникативные – принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
64
«Вечный
город» и
его жители.
Все дороги ведут в Рим.
Архитектурный облик Рима.
Колизей. Пантеон. Римский
скульптурный портрет.
Обустройство
повседневности римлян.
Термы в жизни и культуре
римлянина. «Хлеб и зрелища»
для бедноты. Большой цирк в
Риме.
Выделить особенности
быта и досуга римлян
Развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народов
мира, творческой
деятельности
эстетического
характера.
Регулятивные - ставить цель
деятельности на основе определенной
проблемы и существующих
возможностей
Познавательные – Владеть
смысловым чтением, вычитывать
разные виды информации
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
65
Римская
империя
при
Константин
е.
Рим и варвары. Правление
Константина. Увеличение
численности армии.
Прикрепление колонов к
земле. Признание
христианства. Усиление
влияния римского епископа
(папы). Основание
Константинополя и
перенесение столицы на
Восток.
характеризовать
особенности
правления
Константина
Оценивать события с
позиции гражданина и
патриота России.
Регулятивные - удерживают цель
деятельности до получения ее
результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей
деятельности
Познавательные – Выделять причины
и следствия. Делать выводы.
Находить достоверную информацию
в разных источниках (текстах
учебника, на картах, в схемах).
Коммуникативные – обмениваются
мнениями, участвуют в коллективном
обсуждении проблем
66
Взятие
Рима
варварами.
Разделение Римской империи
на два самостоятельных
государства. Наемники в
римской армии. Взятие Рима
готами. Падение Западной
Римской империи.
Византия как преемница
Римской империи. Конец
эпохи античности.
Уметь выделять
причины разделения
империи на два
государства;
-причины падения
Западной Римской
империи
При оценке действий
варварских племён на
з е м л я х
Р и м с к о й
империи
выявлять
н р а в с т в е н н ы е
и
гуманистические
ц е н н о с т и
э т и х
народов.
Регулятивные - ставить цель
деятельности на основе определенной
проблемы и существующих
возможностей
Познавательные – привлекают
информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи
Коммуникативные – Излагать своё
мнение, аргументируя его.
67
Особенност
и
цивилизаци
и Греции и
Рима
Признаки цивилизации Рима
и Греции. Народовластие в
Греции и Риме. Роль граждан
в управлении государством.
Нравы. Любовь к Отечеству.
Отличие греческого полиса и
Римской республики от
Ус в о и т ь
п о н я т и я
и
определения
по
теме.
П о з н а к о м и т ь с я
с
достижениями
культуры
древнего мира
Давать, объясняя, свои
о ц е н к и
н а с л е д и ю
Древней
истории
для
современного
человечества.
Регулятивные - ставить цель
деятельности на основе определенной
проблемы и существующих
возможностей
Познавательные – строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
государств Древнего
Востока. Вклад народов
древности в мировую
культуру.
этом общие признаки
Коммуникативные – принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек
зрения; адекватно используют
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач
68
Вклад
народов
древности
в мировую
культуру
Переход к цивилизации.
Древние государства.
Достижения культуры
древних. Религиозные
верования. Религии
(христианство, буддизм,
иудаизм). Изобретения и
открытия первобытных
людей. Древнейшие виды
письменности. Индия –
родина многих басен и
сказок о животных. Древняя
культура Китая. Религии
мира. Мудрецы древности о
правилах поведения.
Устройство древних
государств. Патриотизм
греков в войнах с персами.
Зрелища, возникшие в
древности. Знаменитые
сооружения и постройки
древности. Семь чудес света.
Цивилизация, патриотизм,
демократия, политика, полис,
педагог, школа, культура,
история
Овладение
целостными
представлениями
о б
и с т о р и ч е с ко м
п у т и
ч е л о в е ч е с т в а
к а к
необходимой
основой
для
миропонимания
и
познания
современного
общества;
способность
применять
понятийный
аппарат
исторического
з н а н и я
и
п р и е м ы
исторического
анализа
для раскрытия сущности
и
значения
событий
и
явлений
прошлого
и
современности;
умение
и з у ч а т ь
и
систематизировать
и н ф о р м а ц и ю
и з
различных исторических
и
с о в р е м е н н ы х
источников, раскрывая ее
социальную
п р и н а д л е ж н о с т ь
и
познавательную
ценность;
расширение
о п ы т а
о ц е н о ч н о й
деятельности
на
основе
осмысления
жизни
и
деяний
личностей
и
н а р од о в
в
и с т о р и и
человечества
в
целом;
Осознание своей
идентичности как
этнической и
религиозной группы,
локальной и
региональной
общности;
осмысление
социально-
нравственного опыта
предшествующих
поколений; понимание
культурного
многообразия мира,
уважение к культуре
своего и других
народов,
толерантность
Познавательные - владение умением
работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой
и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники
информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
Регулятивные - способность решать
творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
Коммуникативные – готовность к
сотрудничеству с соучениками, к
коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в
школе, социальном окружении и др.
готовность
применять
исторические знания для
выявления и сохранения
и с т о р и ч е с к и х
и
культурных
памятников
своей страны и мира