Автор: Рукинова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развитие звуковой культуры речи детей 5 года жизни"
Консультация для родителей
«Развитие ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит
в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает
понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в
познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы
она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:
1. Объем и характеристика словаря.
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
Рассмотрим кратко каждый раздел.
1. Словарь
Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь,
развивать качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит
за девочкой и т.д.
Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская,
красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько
прилагательных к одному слову.
В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным
значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с
Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в
ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)
В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый –
тонкий и т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с противоположным
значением.
Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты»,
«Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с
лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д.
Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с
семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у
предметов; новый год, костюм, дом, день и т.п.
2. Формирование грамматического строя речи.
Что же это такое?
- Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я
тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши
ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания
(карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).
-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа
существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В
аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас
все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».
-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов:
картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например, дидактическая игра «Петух».
«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно
сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв).
А чего у петуха много? (перьев)».
-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению
глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят
посмотреть книгу».
«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в
повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям
придумать предметы, про которые можно сказать : мой, моя, моё, мои: мой стул, моя
книга, моё окно, мои игрушки.
-Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»
-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных
и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат –
братик, сестра – сестренка.
-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где
выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи –
кожаная; варенье из клубники – клубничное).
-Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает
мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что
еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры
речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим
определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется
(Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с
заданным звуком.
В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику (упражнения разработаны и
помещены в картотеку), специальные упражнения на развитие речевого дыхания (игры
на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов на одном выдохе (вдох –
выдох со словом «мяу-мяу-мяу»).
4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и
занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение
разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное
общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить
необходимую информацию.
В начале года , проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но
оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.
Для себя я поставила следующие задачи:
-развивать связную речь детей;
-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
-познакомить с простыми приемами запоминания;
-развивать логическое мышление;
-уметь формулировать свою мысль;
-уметь понимать речь окружающих.
Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что
одним из способов планирования связного высказывания может служить прием
наглядного моделирования, который можно использовать в работе над всеми видами
связного монологического высказывания (пересказ; составление рассказов по картине,
описательный рассказ, творческий рассказ).
В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом предоставления
информации – моделью. Это могут быть геометрические фигуры, силуэты, контуры.
Вначале я использую геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие
замещаемый предмет (зеленый кружок – лягушка, белый – зайчик, квадрат – домик и
т.п.).
Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я учу их
ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т.п.).
Здесь в качестве модели может быть представлена полоска разноцветных кругов, других
геометрических фигур.
Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить основные
части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой
составить рассказ. Начинаю работу с простых знакомых сказок типа «Колобок»,
«Теремок». Чтобы научить детей последовательно излагать сюжет, использую наглядные
модели. Я рассказываю сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки.
Я добиваюсь, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду, который
звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или силуэты, а затем
заменяются геометрическими фигурами.
В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по сюжетной
картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.
Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к данному
виду деятельности, т.к. дети учатся планировать свою речь.
В развивающей среде представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок»,
«Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует
программе и возрасту дошкольников.