Напоминание

"Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности."

Автор: Толстоброва Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Ширинская СШ №18
Населённый пункт: Республика Хакасия, Ширинский район, с.Шира
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка,

литературы и во внеурочной деятельности.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к

реализации

себя

в

сфере

будущей

профессиональной

деятельности. Особую

актуальность

в

связи

с

этим

приобретает

проблема

формирования

и

развития

коммуникативной

компетенции

школьников

в

процессе

изучения

русского

языка

и

литературы. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания

социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель

языка. Основными целями обучения русскому языку в школе является формирование

языковой, коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в программах

и учебниках школы. Развитая коммуникативная компетенция – это умение видеть позицию

другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь свою точку зрения,

отличать её от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетенции личности во

многом

зависит

успешность

её

взаимодействия

с

партнёрами

по

общению

и

самореализация в обществе.

Однако

проблема

заключается

в

том,

что

низкий

уровень

сформированности

коммуникативной компетенции является основной причиной некачественного выполнения

различных заданий, а в итоге и низкого качества обученности по предмету.

Исходя

из

обозначенной

проблемы,

поставила

перед

собой цель

развитие

коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы через различные

методы и приёмы работы.

Для достижения цели реализую следующие задачи:

- формировать навыки работы с текстом;

- развивать познавательную активность учащихся;

- создавать условия для самореализации личности выпускника.

В 2013-2014 учебном году совместно с психологом школы провела диагностическое

исследование

учащихся

7

класса

по

изучению

уровня

сформированности

коммуникативной компетенции [Методика оценки коммуникативных склонностей КОС-1.

Авторы методики В.В. Синявский, Б.А. Федоришин]. Результаты диагностики показали

следующее: высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции - 8%

учащихся, средний - 50%, низкий - 42%.

Коммуникативная

компетенция

включает

в

себя

способы

взаимодействия

с

окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными

ролями

в

коллективе.

Ученик

должен

уметь

представить

себя,

написать

письмо,

объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести

дискуссию. Как одно из направлений деятельности по формированию коммуникативной

компетенции

является

работа

с

текстом,

поскольку

это

способствует

обогащению

лексического и культурного багажа, развивает творческие способности, совершенствует

нравственно.

На уроках использую различные методы и приёмы, позволяющие развивать как

устную, так и письменную коммуникацию. Методы и приёмы формирования устной

коммуникации: все виды пересказа; формы учебного диалога;

доклады и сообщения;

ролевые

и

деловые

игры;

обсуждение,

дискуссия,

диспут;

выступления

в

качестве

ведущих на мероприятиях. Методы и приёмы формирования письменной коммуникации:

сочинения

и

изложения;

подготовка

заметок

и

статей

в

СМИ;

участие

в

конкурсах

сочинений.

Для

формирования

коммуникативной

компетенции

и

тех

частных

элементов,

которые

определяют

её

содержание,

использую:

лекцию-беседу,

лекцию-сообщение,

различные практические задания и упражнения к текстам коммуникативного характера,

которые носят продуктивный, творческий характер, предполагающий самостоятельный

поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

Формировать коммуникативную компетентность позволяют интерактивные приёмы

и

методы,

развивающие

творческий

потенциал

учащихся

и

создающие

возможность

переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную:

- дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ ситуации морального выбора,

метод мозговой атаки);

- игровые методы, дидактические и творческие игры: деловая игра, организационно-

деятельностная игра, игровое проектирование;

-

ролевые

игры

(разыгрывание

ролей

-

ситуативных,

позиционных,

специфических),

интонационно-речевой и видеотренинг.

Для формирования коммуникативной компетенции использую продуктивный метод

обучения - создание проблемной ситуации на уроке, позволяющий учащимся развернуто

обосновать суждения, проводить доказательства, понимать точку зрения собеседника,

признавать право на иное мнение, формулировать выводы.

Создать проблемную ситуацию на уроке позволяют разнообразные методические

приёмы: подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ решения;

предлагаю рассмотреть явление с различных позиций; излагаю различные точки зрения на

один и тот же вопрос, побуждаю детей делать сравнение, обобщение, выводы. Такая

форма проведения занятий даёт возможность включить в работу всех учащихся, создаёт

ситуацию успеха, позволяет вовлечь школьников в дискуссию.

Проведение

дискуссий,

задачей

которых

является

вовлечение

в

процесс

обсуждения, достижение согласия по определенному вопросу, разъяснение собственных

взглядов и позиций других по проблеме, помогает приобрести учащимся умение занимать

и отстаивать свою позицию или точку зрения, развивать умение договариваться, находить

возможности для сотрудничества в совместной деятельности.

Важнейшей составной в речевом развитии школьников является работа с текстом.

Это способствует формированию мировоззрения, способности выражать свою позицию

словом. Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной,

информационно-познавательной

компетентности.

Основными

видами

деятельности

на

уроке являются выделение главной мысли текста, определение микротем, составление

таблиц,

схем.

Работа

с

текстом

строится

на

алгоритмизации.

В

процессе

овладения

диалогом,

монологом

развиваются

умения

слышать,

понимать

собеседника,

строить

умозаключения, доказывать мысль.

Речевое развитие школьников должно соответствовать основным критериям:

1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя

литературного произведения.

2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование

её для характеристики эпохи.

3.

Владение

терминологией

теории

литературы,

использование

её

в

процессе

анализа художественного произведения.

4. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его

целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ,

сообщение, доклад).

5. Логичность высказывания.

6. Владение приёмами общения со слушателями во время выступления.

7. Самостоятельность в подготовке выступления.

Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на

самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при

обучении создают условия для речевого и эстетического развития личности ученика. Он

имеет возможность выбора монологических высказываний:

- репродуктивное (воспроизводящие пересказы текста, статей учебника);

- продуктивные (сообщение, доклад, литературное обозрение, речь экскурсовода,

комментарий режиссёра, ораторское выступление, репортаж, интервью).

В практике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирование у

школьников языковой интуиции, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие

речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение

лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически

и стилистически оправданно

употреблять различные грамматические средства, связно

излагать свои мысли, подчиняя высказывание основному замыслу.

Комплексный анализ текста занимает особое место при подготовке учащихся к

ЕГЭ. Занимаясь данным анализом, ученик учится видеть и понимать отдельные языковые

явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в

лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись осмыслению читать чужой

текст

и

комментировать

авторские

приёмы,

школьник

развивает

и

свои

способности

создания связных текстов.

В старших классах при подготовке к ЕГЭ использую такую форму работы, как

письмо. Учащимся предлагается написать письмо губернатору в публицистическом стиле.

Работа идёт на уроке, ученики могут объединяться по два-три человека. Они пользуются

подсказками учителя, но формулируют всё сами. При анализе рассматриваются типовые

речевые, грамматические и стилистические ошибки. Обсуждаются и проблемы, которые

выдвинули учащиеся как самые актуальные. При наличии письма от губернатора можно

сравнить язык и стиль двух писем. По аналогии можно писать письмо мэру города,

президенту любой страны. Политическая ситуация в мире известна школьникам, они

остро реагируют на военные конфликты, выборные кампании, введение новых законов.

Хорошая форма работы по формированию коммуникативной компетенции – это

отзыв о просмотренном фильме, спектакле. Встречи с режиссёрами позволяют учащимся

задать вопросы, высказать свои чувства в устной форме, а задание учителя написать отзыв

заставляет вдумчиво подбирать слова, оформлять письменную работу грамотно, логично,

последовательно.

Для расширения кругозора учащихся и восполнения знаний о старшем поколении

предлагаю им написать биографии учителей для школьной газеты. Многие из педагогов

ушли на заслуженный отдых, но проживают в селе. Учащиеся должны взять интервью у

учителя,

на

основе

которого

составляют

официальную

биографию

человека.

Таким

образом

они

развивают

коммуникативные

навыки,

понимают

важность

образования,

узнают историю своей страны.

На

уроках

русского

языка

предлагаю

учащимся,

начиная

с

шестого

класса,

сочинения-миниатюры,

в

которых

они

должны

меня

в

чём-то

убедить.

Темы

этих

сочинений: «Купите собаку», «Постройте собственный дом», «Научитесь водить машину»

и т.п. Аргументы должны быть убедительными, композиционная стройность должна быть

соблюдена.

При

анализе

учащиеся

слышат

более

убедительные

аргументы

других

учеников. Так проходит рефлексия творчества.

Являясь классным руководителем, я привлекаю учащихся к оформлению летописи

класса. Здесь они могут проявить свои творческие способности: сочинить четверостишия,

частушки, пожелания. Написать о чём-то с юмором, рассказать о событии. Все записи

редактируются коллегиально. Летописи хранятся в школе много лет, выпускники приходят

с просьбами посмотреть их.

В основной школе (5-9 классы) предлагаю учащимся задания с разрозненными

предложениями, которые необходимо собрать в текст. Эту работу обязательно даю в

группах, что позволяет ученикам спорить, отстаивать свою точку зрения. На данном этапе

учитель должен следить за речевой культурой учащихся.

Для

старшеклассников

можно

предлагать

и

такую

форму

работы,

как

создать

видеоролик о

школе, городе, студии, секции. Озвучивание ролика - это использование

публицистического стиля.

Выпускники школы могут приступить к составлению резюме.

Любая письменная работа, сделанная верно, формирует навык её оформления, даёт

уверенность молодому человеку в жизни. Больше всего люди боятся непонятных слов и

заданий.

В 2015-2016 учебном году

провела повторное диагностическое исследование

учащихся 9 класса. Результаты диагностики показали, что в результате работы произошли

качественные изменения в уровнях сформированности коммуникативной компетенции:

высокий уровень - 39% учащихся, средний - 59%, низкий - 2%.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на уроках русского

языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика,

а

также

предполагает

необходимость

гармоничного

сочетания

собственно

учебной

деятельности,

в

рамках

которой

формируются

базовые

знания,

умения

и

навыки,

с

деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их

познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать

нестандартные коммуникативные задачи.

Список литературы

1.

Божович

Е.Д.

Учителю

о

языковой

компетенции

школьников:

психолого-

педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.

2. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем

на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1

3. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические

материалы/Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240с.

4.Синявский В.В, Федоришин Б.А. Методика оценки коммуникативных и

организаторских способностей учащихся.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003\