Автор: Коломиец Елена Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа - интернат"
Населённый пункт: село Боград, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Звуковые оздоровительные упражнения на уроках музыки
Звуковые оздоровительные упражнения на уроках музыки
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого
организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и
искусство дыхания.
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах,
дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого
дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Дыхание – это синоним жизни. Правильное дыхание является важнейшим фактором
долгой и здоровой жизни.
Состояние гортани или неверная работа голосового аппарата могут привести к нарушению
лимфо- и кровотока, снижают сопротивляемость организма к инфекциям. Звуки
обращаются к нашим органам в обход нашего сознания и совершают определенную
работу над нами. Значит, правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны
выправлять и корректировать физиологические искажения, благотворно влиять на весь
организм.
В китайской системе излечения с помощью звуков («Нэй Цзин») утверждается, что для
селезенки подходит сочетание звуков «гон», для сердца – «чен», для легких – «шэн», для
почек – «ю», а для печени – «гуо»
Метод «физвокализ» улучшает работу сердца. Исчезает одышка, перестает болеть горло. С
помощью определенных движений и звуков «у-о-а-ф-с» можно помочь вылечиться от
бронхиальной астмы, бронхита, болезней легких. Правильное использование звука «з»
активизирует мозг, нормализует функции почек, глаз, носа, ушей.
Звук «э» активизирует железы внутренней секреции, действует на мозг, органы головы,
способствует усвоению железа.
Звук «а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу, верхние доли легких.
Звук «о» приводит в порядок среднюю часть груди, диафрагму, печень, желудок.
Сочетание «о-и, я-я» массирует сердце.
Сочетание «а-у-м» стабилизирует кровеносную и костную системы.
Для улучшения функционирования конкретных частей тела пойте мелодии и мантры на
соответствующих нотах, слушайте звуки и музыку, основанную на этих нотах.
«Мелодизация призывов» - Спеть эмоционально окрашенные призывы с разной
интонацией. («Вперед, друзья!», « Какой чудесный день!», «Ах, как мне грустно…»,
«Какая удача, какая радость…» и т. д.). Дети поют на удобной для них ноте и высоте.
«Интонирование». Упражнение можно использовать для уравновешивания волн мозга,
улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечного пульса и
повышения чувства благополучия. Интонируют на удобной для них ноте.
Звук «м – м – м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться.
Звук «а – а – а» немедленно вызывает расслабление.
Звук «и – и – и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3 – 5 минут
произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.
Звук «о – о – о» - средство мгновенной настройки организма.
Все эти упражнения можно использовать не только на уроках музыки, чтения и русского
языка, но и на занятиях по другим предметам эстетического цикла, а также в домашних
условиях в качестве оздоровительной зарядки.