Напоминание

"Создание специальных условий в ОУ для получения образования обучающихся с ОВЗ"

Автор: Кондрашова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Вернадовского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ"
Населённый пункт: пос. с-за "Подъём", 1-ое отделение
Наименование материала: конспект
Тема: "Создание специальных условий в ОУ для получения образования обучающихся с ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Создание специальных условий в Вернадовском филиале МБОУ

«Пичаевская СОШ» для получения образования обучающихся с ОВЗ.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Регулирование локальными нормативными актами деятельности по организации

инклюзивного обучения:

наличие Положения об организации инклюзивного образования;

внесены дополнения в Устав образовательной организации на предмет обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья;

ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства;

размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями здоровья на сайте образовательной организации

2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Введение в штат образовательной организации должностей:

педагога-психолога

логопеда

1

социального педагога (социального работника)

3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И

БЕЗОПАСНОГО В НИХ НАХОЖДЕНИЯ

3.1. Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории,

входных путей, путей перемещения внутри здания для детей с нарушениями функций

организма:

доступность путей движени

дублирование лестниц пандусами

оборудование лестниц и пандусов поручнями

контрастная окраска дверей и лестниц

выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов

наличие входа, доступного для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата

размещение помещений, где могут находиться люди на креслах-колясках, располагается

на уровне доступного входа

3.2. Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья:

в каждом учебном помещении предусмотрена возможность оборудования по 1 - 2 места

для детей-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного

аппарата, слуха и зрения

оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на

одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода

между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные

в общем случае в стандартной аудитории первые столы в ряду у окна и в среднем ряду

предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых,

передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного

проема

3.3. Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для детей с различными

нарушениями функций организма:

на 1 этаже обустроена туалетная кабина, доступная для маломобильных детей.

4.

ТРЕБОВАНИЯ К АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ

ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

4.1. Наличие адаптированных образовательных программ (либо частей в структуре

адаптированной основной общеобразовательной программе) для разных групп обучающихся с

учетом их образовательных потребностей

4.2. Выбор методов обучения, осуществляемый образовательной организацией, исходя из их

доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется:

содержанием обучения, учитывающем особенности инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья

уровнем профессиональной подготовки педагогов, работающих с инвалидами и лицами с

ограниченными возможностями здоровья

методическим и материально-техническим обеспечением, инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями здоровья

особенностями восприятия учебной информации детей-инвалидов и детей с

ограниченными возможностями здоровья

использованием социально-активных и рефлексивных методов обучения

применением технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в

установлении полноценных межличностных отношений с нормально развивающимися

сверстниками

созданием комфортного психологического климата в инклюзивном классе

4.3. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к

ограничениям их здоровья:

получение информации инвалидами с нарушениями слуха визуально

4.4. Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и

лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- создание фондов оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в

адаптированной основной общеобразовательной программе результатов обучения

4.5. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных

графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

5.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С

ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5.1 Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья:

наличие текстовых версий любого нетекстового контента для его возможного

преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей

5.2. Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и

коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием

дистанционных образовательных технологий:

использование в качестве основной в дистанционном обучении индивидуальной формы

обучения

обеспечение с помощью дистанционного обучения возможности коммуникаций не

только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничества в процессе

познавательной деятельности

проведение учебных мероприятий, способствующие сплочению группы, направленные

на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения

проведение онлайн-занятий в форме вебинаров, которые могут быть использованы для

проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников

дистанционного обучения, проведение семинаров, выступления с докладами и защиты

выполненных работ, проведение тренингов, организация коллективной работы

6. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ

6.1. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-

социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии:

организационно-педагогическое сопровождение:

контроль за посещаемостью занятий

помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания

организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих детей

коррекция взаимодействия учитель- ученик-инвалид в учебном процессе

консультирование руководящих и педагогических работников по психофизическим

особенностям детей-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений

инструктажи и семинары для преподавателей.

психолого-педагогическое сопровождение:

изучение, развитие и коррекция личности ребенка-инвалида, ее профессиональное

становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и

коррекции личностных искажений1

медицинско-оздоровительное сопровождение:

диагностика физического состояния

сохранение здоровья

развитие адаптационного потенциала и приспособляемости к учебе

6.2. Установление образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины

"физическая культура"

подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных,

тренажерных залах, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую

подготовку

подвижные занятия на открытом воздухе, которые проводятся специалистами,

имеющими соответствующую подготовку

для детей с ограничениями передвижения возможна организация занятий по

настольным, интеллектуальным видам спорта

рекомендовано в учебный план включать некоторое количество часов, посвященных

поддержанию здоровья и здорового образа жизни

6.3. Оснащение образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий:

все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности,

прочности, удобства

создана безбарьерная среды в существующих спортивных комплексах и спортивных

залах

6.4. Создание в образовательной организации толерантной социокультурной среды,

волонтерской помощи детям-инвалидам:

в коллективе образовательной организации создана профессиональная и

социокультурная толерантная среда, необходимая для формирования гражданской,

правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к

общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные,

личностные и культурные различия

внедрено волонтерское движение для осуществления личностного,

индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов

6.5. Наличие медпункта в образовательной организации в целях:

оказания первой медицинской помощи

оказания врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях

осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том

числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими

заболеваниями, длительно и часто болеющими

в медпункте организованы мероприятия по пропаганде гигиенических знаний и

здорового образа жизни среди детей в виде лекций и бесед, наглядной агитации