Автор: Кондрашова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Вернадовского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ"
Населённый пункт: пос. с-за "Подъём", 1-ое отделение
Наименование материала: конспект
Тема: "Создание специальных условий в ОУ для получения образования обучающихся с ОВЗ"
Создание специальных условий в Вернадовском филиале МБОУ
«Пичаевская СОШ» для получения образования обучающихся с ОВЗ.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Регулирование локальными нормативными актами деятельности по организации
инклюзивного обучения:
наличие Положения об организации инклюзивного образования;
внесены дополнения в Устав образовательной организации на предмет обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства;
размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья на сайте образовательной организации
2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Введение в штат образовательной организации должностей:
педагога-психолога
логопеда
1
социального педагога (социального работника)
3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И
БЕЗОПАСНОГО В НИХ НАХОЖДЕНИЯ
3.1. Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории,
входных путей, путей перемещения внутри здания для детей с нарушениями функций
организма:
доступность путей движени
дублирование лестниц пандусами
оборудование лестниц и пандусов поручнями
контрастная окраска дверей и лестниц
выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов
наличие входа, доступного для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата
размещение помещений, где могут находиться люди на креслах-колясках, располагается
на уровне доступного входа
3.2. Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
в каждом учебном помещении предусмотрена возможность оборудования по 1 - 2 места
для детей-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного
аппарата, слуха и зрения
оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на
одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода
между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные
в общем случае в стандартной аудитории первые столы в ряду у окна и в среднем ряду
предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых,
передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного
проема
3.3. Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для детей с различными
нарушениями функций организма:
на 1 этаже обустроена туалетная кабина, доступная для маломобильных детей.
4.
ТРЕБОВАНИЯ К АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНО-
МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
4.1. Наличие адаптированных образовательных программ (либо частей в структуре
адаптированной основной общеобразовательной программе) для разных групп обучающихся с
учетом их образовательных потребностей
4.2. Выбор методов обучения, осуществляемый образовательной организацией, исходя из их
доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется:
содержанием обучения, учитывающем особенности инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
уровнем профессиональной подготовки педагогов, работающих с инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
методическим и материально-техническим обеспечением, инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
особенностями восприятия учебной информации детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья
использованием социально-активных и рефлексивных методов обучения
применением технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в
установлении полноценных межличностных отношений с нормально развивающимися
сверстниками
созданием комфортного психологического климата в инклюзивном классе
4.3. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к
ограничениям их здоровья:
получение информации инвалидами с нарушениями слуха визуально
4.4. Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- создание фондов оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в
адаптированной основной общеобразовательной программе результатов обучения
4.5. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных
графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
5.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
5.1 Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья:
наличие текстовых версий любого нетекстового контента для его возможного
преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей
5.2. Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и
коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием
дистанционных образовательных технологий:
использование в качестве основной в дистанционном обучении индивидуальной формы
обучения
обеспечение с помощью дистанционного обучения возможности коммуникаций не
только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничества в процессе
познавательной деятельности
проведение учебных мероприятий, способствующие сплочению группы, направленные
на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения
проведение онлайн-занятий в форме вебинаров, которые могут быть использованы для
проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников
дистанционного обучения, проведение семинаров, выступления с докладами и защиты
выполненных работ, проведение тренингов, организация коллективной работы
6. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ
6.1. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-
социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии:
организационно-педагогическое сопровождение:
контроль за посещаемостью занятий
помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания
организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих детей
коррекция взаимодействия учитель- ученик-инвалид в учебном процессе
консультирование руководящих и педагогических работников по психофизическим
особенностям детей-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений
инструктажи и семинары для преподавателей.
психолого-педагогическое сопровождение:
изучение, развитие и коррекция личности ребенка-инвалида, ее профессиональное
становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и
коррекции личностных искажений1
медицинско-оздоровительное сопровождение:
диагностика физического состояния
сохранение здоровья
развитие адаптационного потенциала и приспособляемости к учебе
6.2. Установление образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины
"физическая культура"
подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных,
тренажерных залах, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую
подготовку
подвижные занятия на открытом воздухе, которые проводятся специалистами,
имеющими соответствующую подготовку
для детей с ограничениями передвижения возможна организация занятий по
настольным, интеллектуальным видам спорта
рекомендовано в учебный план включать некоторое количество часов, посвященных
поддержанию здоровья и здорового образа жизни
6.3. Оснащение образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий:
все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности,
прочности, удобства
создана безбарьерная среды в существующих спортивных комплексах и спортивных
залах
6.4. Создание в образовательной организации толерантной социокультурной среды,
волонтерской помощи детям-инвалидам:
в коллективе образовательной организации создана профессиональная и
социокультурная толерантная среда, необходимая для формирования гражданской,
правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к
общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные,
личностные и культурные различия
внедрено волонтерское движение для осуществления личностного,
индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов
6.5. Наличие медпункта в образовательной организации в целях:
оказания первой медицинской помощи
оказания врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях
осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том
числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими
заболеваниями, длительно и часто болеющими
в медпункте организованы мероприятия по пропаганде гигиенических знаний и
здорового образа жизни среди детей в виде лекций и бесед, наглядной агитации