Автор: Кишечникова Анна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Шараповская СШ"
Населённый пункт: с.Шарапово
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных".
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шараповская СШ»
Шарапово
2017г
Урок русского языка в 4 классе.
(технология проблемно - диалогического обучения)
Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён
существительных».
Используемый УМК – «Школа России», учебник «Русский язык» для 4-го класса авторов:
В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Цель урока:
Знакомство с приёмами различия одушевлённых имён существительных 2-го склонения родительного и
винительного падежах.
Задачи урока:
1.
Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном
падежах, сопоставлять их падежные окончания;
2.
Обосновать правильность определения падежа; использовать при распознавании родительного и
винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих
имён существительных именами существительными 1-го склонения.
3.
Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять,
устанавливать сходства и различия, делать выводы).
4.
Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать
родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных
мужского рода существительными женского рода; умение наблюдать и делать выводы.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным
эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; развитие
навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли
консультантов и организаторов; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и
общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие
самостоятельности; развивать внимание, восприятие.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная интерактивная доска, электронный
учебник, карточки с заданием, таблица.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование
УУД
Мотивация
к
учебной
деятельности.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Здравствуйте,
уважаемые
гости!
Здравствуйте, ребята.
Доброму делу – доброе начало.
Каждый
из
вас,
улыбнувшись,
переда л
частичку
сво ей
д о б р о т ы
окружающим
и
тем
самым
сделал
этот
мир чуточку добрее.
Запишите число, классная работа.
Дети улыбаются и
приветствуют гостей.
Дети записывают число,
классная работа.
Эмоциональный
настрой
Актуализация знаний.
(На доске записана пословица)
Без …. и медом сыт не будешь.
- О чем идет речь? (о хлебе)
Почему так говорят?
Хлеб
–
главное
богатство
каждого
человека, каждого народа. По отношению
к хлебу судят о культуре каждого человека
и целого народа.У каждой культуры, есть
свой традиционный хлеб! И он является
отличительным знаком символизирующим
определенную
культуру!
Национальным
хлебом России считается чёрный ржаной
хлеб.
-И сегодня дежурное наше слово
Хлебороб.
знакомы ли мы с написанием этого слова?
-запишите это слово в словарики.
-Что означает это слово, открыли толковые
словари в группах, нашли данное слово
Читают пословицу,
угадывают слово.
Делают вывод о значимости
хлеба для каждого человека
и для каждого народа.
Нет.
Записывают слово в
словарях
Ищут значение слова
ХЛЕБОРОБ
Самоопределен
ие;
осознавать речь
как способ
устного
общения людей;
Поиск
информации
развитие
навыков
сотрудничества
со сверстниками
при работе в
группах
Формулирование темы и
цели урока.
-Какой
частью
речи
является
это
слово?
-Назовите морфологические признаки
слова хлебороб.
О труде хлебороба
Всё колосья поют-
Значит, это особый,
Замечательный труд.
Ширь, засевайся,
Колос, наливайся,
Хлебороба радуй,
Добрый урожай!
-Определите падеж слова хлебороб
-Почему
вызва ло
з ат р уд н е н и е
определение падежа?
- И это проблема, чтобы её решить
нужно
провести
исследование,
как
п р а в и л ь н о
о п р е д е л и т ь
п а д е ж
одушевлённых имён существительных.
-О каких
падежах пойдет речь на
уроке?
-Сформулируйте тему урока.
-Прочитайте в учебнике как более точно
звучит наша тема
-Сформулируем наши цели
Определяют часть
речи, выделяют
морфологические признаки
(род, число, одуш. Или
неодуш, склонение, падеж)
-
Н е
р а б о т а л и
н а д
определением
п а д е же й
одуш. существительных
-
О б
и м е н и т е л ь н о м ,
родительном и винительном
падежах.
-Именительный,
родительный и винительный
п а д е ж и
и м ё н
существительных.
Ф о р м у л и р у ю т
ц е л и –
Построение
логической
цепи
рассуждений,
установление
причинно-
следственных
связей;
выдвижение
г и п о т е з
и
обоснований;
у ч а с т и е
в
рассуждении;
проблемный
диалог;
определение
т е мы
и
ц е л и
урока; работа в
парах
постоянного
состава;
взаимоконтроль,
взаимопомощь;
-Как
хлеборобпо
зёрнышкесобирает
большие закрома, так и мы сегодня будем
собирать знания.
Во-первых повторим то, что мы уже знаем
о этих падежах
-У вас на партах таблица, заполните её в
парах.
Имен.пад.
Род.пад.
Вин.пад.
вопросы
предлоги
окончания
Р о л ь
в
пред.
-В чём сходство и различие этих падежей?
-Чем они отличаются?
учиться различать И., В., и
Р.
падежи
одуш.
им е н
существительных
Дети заполняют таблицу.
Одинаковые
вопросы
в
и м е н и т е л ь н о м
и
в и н и т е л ь н ом
п а д е ж а х ,
винительном и родительном
падежах)
Разные
предлоги,
роль
в
предложении.
развитие
навыков
сотрудничества
со сверстниками
при
работе
в
парах
И з у ч е н и е
н о в о г о
материала.
Исследовательская
работа
Нашли
упражнение
201.
Запишите
данные
имена
суще ствительные
в
указанных падежах.
(1 ученик записывает у доски)
- К а к и е
и з
д а н н ы х
и м ё н
И.П. (есть) кто? Лиса, осёл,
конь, мышь
Установление
причинно
-следственных
связей;
построение
логической
существительных и в каком падеже имеют
одинаковые окончания?
-Какое
существительное
имеет
разные окончания?
- Мо г у т
од у ш е в л ё н н ы е
и м е н а
существительные 1 склонения помочь нам
определить правильно падеж?
-Выскажите
мнение:
почему
при
р а с п о з н а в а н и и
р о д и т е л ь н о г о
и
винительного
падежей
одушевлённых
имён
существительных
2-го
и
3-го
склонения
используют
приём
замены
и ме н а ми
су щ е с т в и т е л ь н ы ми
1 - г о
склонения в этих же падежах.
-Ребята, я вижу, что можно вернуться
к началу урока. Выясним на сколько мы
верно определили падеж в слове хлебороб
Р.п.(нет) кого? лисы, осла,
коня, мыши
В.п. (вижу) кого? лису, осла,
коня, мыши
В
р . п
и
в . п ,
существительные
2
и
3
склонения.
-Существительное лиса.
-Да
могут,
у
них
разные
окончания в этих падежах.
-У
одушевлённых
имён
с у щ е с т в и т е л ь н ы х
1
склонения в родительном и
в и н и т е л ь н о м
п а д е ж а х
разные окончания (пример)-
Дети
определяют
падеж
существительного хлебороб
цепи
рассуждений;
взаимопомощь;
понимать,
принимать и
сохранять
учебную задачу;
развитие
самостоятельно
сти; развивать
внимание,
восприятие;
учиться
различать
родительный и
винительный
падежи по
предлогам и
окончанию
путем замены
существительны
х мужского рода
существительны
ми женского
рода.
Физминутка
-Встали дружно, присели – мы зёрнышки
посеянные хлеборобом, дождик нас полил,
солнышко
согрело,
мы
начали
расти,
к
небу
потянулись,
ручки
подняли
–
это
колоски,
налетел
ветерок,
закачались
колоски, вправо-влево, утих ветер. На поле
стало
тихо,
закрыли
глазки,
послушаем,
как насекомые летают. Открыли глазки –
тихо сели.
Дети выполняют под
руководством учителя.
Самоопределен
ие
Закрепление материала
Работа в парах.
-Продолжим
заполнять
наши
закрома
з н а н и я м и ,
п р о ч и т а й т е
и м е н а
существительные.
Работа по электронной книге
- Открыли ноутбуки, нашли на рабочем
столе папку «Русский язык 4 класс»,
открыли её, нажимаем вход, находим тему
нашего урока, открываем её, выполняем
упражнение. Определим падеж имён
существительных, соблюдая правила
работы в парах.
-Поднимите руку, кто выполнил работу без
ошибок, кто допускал ошибки.
-Что заметили? Теперь легко можно
определить падеж? Почему?
Дети выполняют работу по
электронному приложению
Дети поднимают руки.
-
Л е г к о
о п р е д е л и т ь
родительный и винительный
падежи одушевлённых имён
с у щ е с т в и т е л ь н ы х
2
склонения,
заменяя
их
с у щ е с т в и т е л ь н ы м и
1
Осознавать
познавательную
задачу;
участвовать
в
диалоге;
проводить
анализ; работа с
ИКТ;
контролировать
п р о ц е с с
и
результаты
деятельности;
развитие
навыков
сотрудничества
со сверстниками
при
работе
в
парах
склонения.
-
З а м е н и т ь
э т о
существительное
с у щ е с т в и т е л ь н ы м
1
склонения.
-Дети
определяют
падеж
существительного хлебороб.
Самостоятельная
работа.
Организация
познавательной
деятельности
- Ребята, у вас на столах лежат карточки,
спишите
словосочетания
и
определите
падеж.
Работа по карточкам разного уровня.
К-1.
Спишите
словосочетания,
укажите
падеж имён существительных.
Рассказ агронома
Портрет тракториста
Увидел шафёра
Работа комбайнёра
Нарисовал тракториста
Куртка шофёра
Увидел полевода
Спросил агронома
Дети выполняют работу.
осознавать
познавательную
задачу;
контролировать
процесс и
результаты
деятельности;
подводить под
понятие,
доказывать,
делать выводы;
развитие
самостоятельно
сти;осознавать
речь.
К-2.
Спишите
словосочетания,
укажите
падеж имён существительных.
Рассказ агронома
Портрет тракториста
Увидел шафёра
Работа комбайнёра
- Проверка в форме игры «Ручеёк»
-Учащиеся цепочкой читают
словосочетания и называют
падеж
Подведение итогов.
Рефлексия.
-Над какой темой работали сегодня на
уроке?
-Как поступить, чтобы отличить р.п. от
в.п. у одушевленных существительных
мужского рода?
- У вас на партах стоят одноразовые
стаканчики насыпьте пожалуйста в
стаканчики столько зерна, чтобы можно
было увидеть ваше настроение, знания
полученные на уроке.
-Именительный,
родительный и винительный
падежи одушевлённых имен
существительных.
- Н у ж н о
з а м е н и т ь
и м я
с у щ е с т в и т е л ь н о е
2
склонения,
с у щ е с т в и т е л ь н ы м
1
склонения.
Насыпают зерно.
адекватно
оценивать
свои
достижения,
делать выводы;
-Над какой темой работали сегодня на
уроке?
-Как поступить, чтобы отличить р.п. от
в.п. у одушевленных существительных
мужского рода?
-Ребята. Так как мы сегодня целый урок
собирали знания, «запасали зерно в своих
закромах», пожалуйста наберите в
стаканчики зерна из мешочка столько,
столько вы считаете получили знаний на
уроке.
Домашнее задание. Стр. 111упражнение
203 составить текст на тему «В гостях у
хлебороба». Индивидуально по
карточкам.
Вставь пропущенные имена
существительные, спиши текст.
Определи склонение и падеж имён
существительных.
На полях заколосилась золотая … . Вышли
комбайны на поля убирать … . Богатый
урожай … в этом году.
Вставь пропущенные имена существительные, спиши
текст. Определи склонение и падеж имён
существительных в единственном числе.
На полях заколосилась золотая … . Вышли комбайны на
поля убирать … . Богатый урожай … в этом году.
Вставь пропущенные имена существительные, спиши
текст. Определи склонение и падеж имён
существительных в единственном числе.
На полях заколосилась золотая … . Вышли комбайны на
поля убирать … . Богатый урожай … в этом году.
Именительный
падеж
Родительный
падеж
Винительный
падеж
вопросы
предлоги
окончания
Р о л ь
в
предложении
Именительный
падеж
Родительный
падеж
Винительный
падеж
вопросы
предлоги
окончания
Р о л ь
в
предложении