Напоминание

"Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных".

Автор: Кишечникова Анна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Шараповская СШ"
Населённый пункт: с.Шарапово
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская СШ»

Шарапово

2017г

Урок русского языка в 4 классе.

(технология проблемно - диалогического обучения)

Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён

существительных».

Используемый УМК – «Школа России», учебник «Русский язык» для 4-го класса авторов:

В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

Цель урока:

Знакомство с приёмами различия одушевлённых имён существительных 2-го склонения родительного и

винительного падежах.

Задачи урока:

1.

Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном

падежах, сопоставлять их падежные окончания;

2.

Обосновать правильность определения падежа; использовать при распознавании родительного и

винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих

имён существительных именами существительными 1-го склонения.

3.

Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять,

устанавливать сходства и различия, делать выводы).

4.

Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать

родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных

мужского рода существительными женского рода; умение наблюдать и делать выводы.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным

эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; развитие

навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли

консультантов и организаторов; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и

общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие

самостоятельности; развивать внимание, восприятие.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная интерактивная доска, электронный

учебник, карточки с заданием, таблица.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

Мотивация

к

учебной

деятельности.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Здравствуйте,

уважаемые

гости!

Здравствуйте, ребята.

Доброму делу – доброе начало.

Каждый

из

вас,

улыбнувшись,

переда л

частичку

сво ей

д о б р о т ы

окружающим

и

тем

самым

сделал

этот

мир чуточку добрее.

Запишите число, классная работа.

Дети улыбаются и

приветствуют гостей.

Дети записывают число,

классная работа.

Эмоциональный

настрой

Актуализация знаний.

(На доске записана пословица)

Без …. и медом сыт не будешь.

- О чем идет речь? (о хлебе)

Почему так говорят?

Хлеб

главное

богатство

каждого

человека, каждого народа. По отношению

к хлебу судят о культуре каждого человека

и целого народа.У каждой культуры, есть

свой традиционный хлеб! И он является

отличительным знаком символизирующим

определенную

культуру!

Национальным

хлебом России считается чёрный ржаной

хлеб.

-И сегодня дежурное наше слово

Хлебороб.

знакомы ли мы с написанием этого слова?

-запишите это слово в словарики.

-Что означает это слово, открыли толковые

словари в группах, нашли данное слово

Читают пословицу,

угадывают слово.

Делают вывод о значимости

хлеба для каждого человека

и для каждого народа.

Нет.

Записывают слово в

словарях

Ищут значение слова

ХЛЕБОРОБ

Самоопределен

ие;

осознавать речь

как способ

устного

общения людей;

Поиск

информации

развитие

навыков

сотрудничества

со сверстниками

при работе в

группах

Формулирование темы и

цели урока.

-Какой

частью

речи

является

это

слово?

-Назовите морфологические признаки

слова хлебороб.

О труде хлебороба

Всё колосья поют-

Значит, это особый,

Замечательный труд.

Ширь, засевайся,

Колос, наливайся,

Хлебороба радуй,

Добрый урожай!

-Определите падеж слова хлебороб

-Почему

вызва ло

з ат р уд н е н и е

определение падежа?

- И это проблема, чтобы её решить

нужно

провести

исследование,

как

п р а в и л ь н о

о п р е д е л и т ь

п а д е ж

одушевлённых имён существительных.

-О каких

падежах пойдет речь на

уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Прочитайте в учебнике как более точно

звучит наша тема

-Сформулируем наши цели

Определяют часть

речи, выделяют

морфологические признаки

(род, число, одуш. Или

неодуш, склонение, падеж)

-

Н е

р а б о т а л и

н а д

определением

п а д е же й

одуш. существительных

-

О б

и м е н и т е л ь н о м ,

родительном и винительном

падежах.

-Именительный,

родительный и винительный

п а д е ж и

и м ё н

существительных.

Ф о р м у л и р у ю т

ц е л и –

Построение

логической

цепи

рассуждений,

установление

причинно-

следственных

связей;

выдвижение

г и п о т е з

и

обоснований;

у ч а с т и е

в

рассуждении;

проблемный

диалог;

определение

т е мы

и

ц е л и

урока; работа в

парах

постоянного

состава;

взаимоконтроль,

взаимопомощь;

-Как

хлеборобпо

зёрнышкесобирает

большие закрома, так и мы сегодня будем

собирать знания.

Во-первых повторим то, что мы уже знаем

о этих падежах

-У вас на партах таблица, заполните её в

парах.

Имен.пад.

Род.пад.

Вин.пад.

вопросы

предлоги

окончания

Р о л ь

в

пред.

-В чём сходство и различие этих падежей?

-Чем они отличаются?

учиться различать И., В., и

Р.

падежи

одуш.

им е н

существительных

Дети заполняют таблицу.

Одинаковые

вопросы

в

и м е н и т е л ь н о м

и

в и н и т е л ь н ом

п а д е ж а х ,

винительном и родительном

падежах)

Разные

предлоги,

роль

в

предложении.

развитие

навыков

сотрудничества

со сверстниками

при

работе

в

парах

И з у ч е н и е

н о в о г о

материала.

Исследовательская

работа

Нашли

упражнение

201.

Запишите

данные

имена

суще ствительные

в

указанных падежах.

(1 ученик записывает у доски)

- К а к и е

и з

д а н н ы х

и м ё н

И.П. (есть) кто? Лиса, осёл,

конь, мышь

Установление

причинно

-следственных

связей;

построение

логической

существительных и в каком падеже имеют

одинаковые окончания?

-Какое

существительное

имеет

разные окончания?

- Мо г у т

од у ш е в л ё н н ы е

и м е н а

существительные 1 склонения помочь нам

определить правильно падеж?

-Выскажите

мнение:

почему

при

р а с п о з н а в а н и и

р о д и т е л ь н о г о

и

винительного

падежей

одушевлённых

имён

существительных

2-го

и

3-го

склонения

используют

приём

замены

и ме н а ми

су щ е с т в и т е л ь н ы ми

1 - г о

склонения в этих же падежах.

-Ребята, я вижу, что можно вернуться

к началу урока. Выясним на сколько мы

верно определили падеж в слове хлебороб

Р.п.(нет) кого? лисы, осла,

коня, мыши

В.п. (вижу) кого? лису, осла,

коня, мыши

В

р . п

и

в . п ,

существительные

2

и

3

склонения.

-Существительное лиса.

-Да

могут,

у

них

разные

окончания в этих падежах.

одушевлённых

имён

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

1

склонения в родительном и

в и н и т е л ь н о м

п а д е ж а х

разные окончания (пример)-

Дети

определяют

падеж

существительного хлебороб

цепи

рассуждений;

взаимопомощь;

понимать,

принимать и

сохранять

учебную задачу;

развитие

самостоятельно

сти; развивать

внимание,

восприятие;

учиться

различать

родительный и

винительный

падежи по

предлогам и

окончанию

путем замены

существительны

х мужского рода

существительны

ми женского

рода.

Физминутка

-Встали дружно, присели – мы зёрнышки

посеянные хлеборобом, дождик нас полил,

солнышко

согрело,

мы

начали

расти,

к

небу

потянулись,

ручки

подняли

это

колоски,

налетел

ветерок,

закачались

колоски, вправо-влево, утих ветер. На поле

стало

тихо,

закрыли

глазки,

послушаем,

как насекомые летают. Открыли глазки –

тихо сели.

Дети выполняют под

руководством учителя.

Самоопределен

ие

Закрепление материала

Работа в парах.

-Продолжим

заполнять

наши

закрома

з н а н и я м и ,

п р о ч и т а й т е

и м е н а

существительные.

Работа по электронной книге

- Открыли ноутбуки, нашли на рабочем

столе папку «Русский язык 4 класс»,

открыли её, нажимаем вход, находим тему

нашего урока, открываем её, выполняем

упражнение. Определим падеж имён

существительных, соблюдая правила

работы в парах.

-Поднимите руку, кто выполнил работу без

ошибок, кто допускал ошибки.

-Что заметили? Теперь легко можно

определить падеж? Почему?

Дети выполняют работу по

электронному приложению

Дети поднимают руки.

-

Л е г к о

о п р е д е л и т ь

родительный и винительный

падежи одушевлённых имён

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

2

склонения,

заменяя

их

с у щ е с т в и т е л ь н ы м и

1

Осознавать

познавательную

задачу;

участвовать

в

диалоге;

проводить

анализ; работа с

ИКТ;

контролировать

п р о ц е с с

и

результаты

деятельности;

развитие

навыков

сотрудничества

со сверстниками

при

работе

в

парах

склонения.

-

З а м е н и т ь

э т о

существительное

с у щ е с т в и т е л ь н ы м

1

склонения.

-Дети

определяют

падеж

существительного хлебороб.

Самостоятельная

работа.

Организация

познавательной

деятельности

- Ребята, у вас на столах лежат карточки,

спишите

словосочетания

и

определите

падеж.

Работа по карточкам разного уровня.

К-1.

Спишите

словосочетания,

укажите

падеж имён существительных.

Рассказ агронома

Портрет тракториста

Увидел шафёра

Работа комбайнёра

Нарисовал тракториста

Куртка шофёра

Увидел полевода

Спросил агронома

Дети выполняют работу.

осознавать

познавательную

задачу;

контролировать

процесс и

результаты

деятельности;

подводить под

понятие,

доказывать,

делать выводы;

развитие

самостоятельно

сти;осознавать

речь.

К-2.

Спишите

словосочетания,

укажите

падеж имён существительных.

Рассказ агронома

Портрет тракториста

Увидел шафёра

Работа комбайнёра

- Проверка в форме игры «Ручеёк»

-Учащиеся цепочкой читают

словосочетания и называют

падеж

Подведение итогов.

Рефлексия.

-Над какой темой работали сегодня на

уроке?

-Как поступить, чтобы отличить р.п. от

в.п. у одушевленных существительных

мужского рода?

- У вас на партах стоят одноразовые

стаканчики насыпьте пожалуйста в

стаканчики столько зерна, чтобы можно

было увидеть ваше настроение, знания

полученные на уроке.

-Именительный,

родительный и винительный

падежи одушевлённых имен

существительных.

- Н у ж н о

з а м е н и т ь

и м я

с у щ е с т в и т е л ь н о е

2

склонения,

с у щ е с т в и т е л ь н ы м

1

склонения.

Насыпают зерно.

адекватно

оценивать

свои

достижения,

делать выводы;

-Над какой темой работали сегодня на

уроке?

-Как поступить, чтобы отличить р.п. от

в.п. у одушевленных существительных

мужского рода?

-Ребята. Так как мы сегодня целый урок

собирали знания, «запасали зерно в своих

закромах», пожалуйста наберите в

стаканчики зерна из мешочка столько,

столько вы считаете получили знаний на

уроке.

Домашнее задание. Стр. 111упражнение

203 составить текст на тему «В гостях у

хлебороба». Индивидуально по

карточкам.

Вставь пропущенные имена

существительные, спиши текст.

Определи склонение и падеж имён

существительных.

На полях заколосилась золотая … . Вышли

комбайны на поля убирать … . Богатый

урожай … в этом году.

Вставь пропущенные имена существительные, спиши

текст. Определи склонение и падеж имён

существительных в единственном числе.

На полях заколосилась золотая … . Вышли комбайны на

поля убирать … . Богатый урожай … в этом году.

Вставь пропущенные имена существительные, спиши

текст. Определи склонение и падеж имён

существительных в единственном числе.

На полях заколосилась золотая … . Вышли комбайны на

поля убирать … . Богатый урожай … в этом году.

Именительный

падеж

Родительный

падеж

Винительный

падеж

вопросы

предлоги

окончания

Р о л ь

в

предложении

Именительный

падеж

Родительный

падеж

Винительный

падеж

вопросы

предлоги

окончания

Р о л ь

в

предложении