Автор: Кущ Наталья Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Центр Детского Творчества
Населённый пункт: Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Звонкие и глухие согласные."Знакомство со звуками в-в, Буквами В в."
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей центр детского творчества
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка занятия
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
по теме «Звонкие и глухие согласные. Звуки [в-в,]. Буквы В в.
Разработала
Кущ Наталья Дмитриевна педагог
дополнительного образования
с. Восточное
2018г
Аннотация:
Открытое занятие проводится для родителей. На занятии учащиеся
знакомятся с новыми звуками и новой буквой. Данное занятие включено в
содержание образовательной программы детского объединения «Почемучка»
и соответствует возрастным особенностям детей 6 лет.
Методическая разработка занятия может быть использована педагогами
дополнительного образования.
Пояснительная записка:
Данная разработка является практической подготовкой к обучению чтения и
совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий
для осознанного чтения и воспитания эмоционального читателя.
Цель: Познакомить с новой буквой В и звуками [в – в,].
Задачи:
- закрепить графический образ букв;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать память и внимание;
- развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
- воспитывать любовь к родному языку.
Форма занятия: групповое обучающее занятие.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом, закрепление умений и
навыков.
Методы обучения: игровой словесный метод, наглядный, практический.
Дидактический материал:
Демонстрационный.
буквы
предметные картинки
Материалы и инструменты.
тетради
карандаши
наборы для составления слов
Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.
Формы контроля: тестирование, открытое занятие, беседа с родителями.
План открытого занятия
1.
Организационный момент.
2.
Формирование темы урока, постановка цели.
3.
Основная часть.
4.
Закрепление.
5.
Итог занятия.
2
План –конспект открытого занятия
Место проведения: центр детского творчества с. Восточное
Дата проведения: 17 декабря 2018 года
Целевая группа: дети первого года обучения 6 лет, подготовительная группа
«Почемучка».
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
Мотивация к деятельности.
Ребята, наше занятие мы начнём со стихотворения;
Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах.
В белых шубах ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
о каком времени года идёт речь? ( о зиме )
Докажите? Какие слова нам помогли это понять?
(снег, шубы, метели, намело, навьюжило)
Ребята, это зимние слова?
Какие зимние слова вы ещё знаете? (Ответы детей)
Каток, снеговик, коньки, санки, ледянки, снег, валенки, варежки.
Кто из вас любит зиму? За что? ( Ответы детей. )
Кто из вас любит кататься на санках, коньках, лыжах?
Что вам даёт занятия спортом? (Здоровье, силу).
3
2.
Формирование темы урока.
Сегодня ребята, мы познакомимся с новой буквой и новыми звуками.
А вот какой буквой и какими звуками , давайте будем все вместе
разбираться.
Будем учиться печатать и читать слоги - слияния с этой буквой .
Ребята, я вам приготовила задание, но налетел сильный ветер и все гласные
буквы улетели. Давайте все вместе соберём их. Ребята, нам помогут
снежинки, на которые гласные буквы приклеились. Ребята собирают
снежинки, произносят гласную букву.
Ребята давайте, все гласные разделим на две группы. (Ребята подходят к
доске приклеивают снежинку на импровизированное окно ). Молодцы! Все
справились. Давайте прочитаем гласные.
А
У
Ы
О
Э
Я
Ю
И
Ё
Е
Что, можем сказать о них? (Они поются, не встречают во рту препятствия,
образуют слог).
3.
Основная часть.
Ребята, мы с вами говорим о ветре. Как шумит лес, когда сильный ветер?
(Ребята показывают руками, как шумит сильный ветер). Ребята, давайте
послушаем первый звук в слове ветер.
Разбор слова ветер.
Что мы слышим?
(звук( в), какой он? согласный, мягкий , звонкий) На доске звук (в).
Зарядка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо вся ниже- ниже.
4
У нас сейчас зима. В лесу холодно. Все звери попрятались. Какие звери
живут в лесу? Ответы детей. ( В лесу живут дикие звери).
- Чем отличаются дикие звери от домашних? Ответы детей. ( За домашними
зверями ухаживает человек, а дикие звери добывают себе сами пищу.)
- Давайте попробуем угадать зверей по их контуру.
( на доске материал с контурами зверей ) Молодцы!!! Все дети угадали и
назвали по контуру зверей.
Отгадаем загадку: Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? ( Волк)
Разбор слова волк.
- Давайте послушаем первый звук в слове волк. Какой он? (согласный,
твёрдый, звонкий).
Ребята, вот это буква В, она даёт два звука. (Показ буквы и звуков на окне).
Чтение слогов с этими звуками.
в
а
а
в
в
я
я
в
в
о
о
в
в
ё
ё
в
в
ы
ы
в
в
и
и
в
в
у
у
в
в
ю
ю
в
в
э
э
в
в
е
е
в
- прочитаем слоги слияния
-прочитаем вне слияния
- давайте печатать слоги – слияния
-проговариваем вслух и печатаем ( ребята работают в тетрадях)
4.
Закрепление.
Ребята, давайте поиграем. Я называю слова, если вы услышите новые
звуки ( твёрдый звук [ в], или мягкий звук[ в] ) хлопайте в ладоши.
( Лёд, жара, холод, варежки, валенки, листопад, мандарины, яблоки,
ветер, ваза, буквы, клюква, тыква, ива, хвост, гвозди, вата ).
Усложним игру. Я называю слова, а вы, если услышите мягкий звук[ в,]
показываете зелёную карточку, если услышите твёрдый звук[ в], показываете
синюю карточку.
Ведро, ваза
Весна, ванна,
Вода, Витя
Молодцы!!! Справились с заданием.
Загадка: Чтоб не мёрзнуть 5 ребят в печке вязаной сидят. Что это? (варежки)
(Ребята, я вам дарю по паре рукавичек и валеночки для раскраски, дома
подумайте над рисунком и раскрасьте).
5
Тестирование.
Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
Какие пословицы о зиме знаете?
- Мороз невелик, да стоять не велит.
- Береги нос в большой мороз.
1.
Итог занятия.
Что новое узнали? Что было трудно?
Кому понравилось?
Литература для педагога.
1.
Образовательная программа и пути её развития. Научный руководитель
- академик РАО А.А. Леонтьев.
2.
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина. Сборник программ.
Дошкольная подготовка. «Баласс ,2010.
3.
А.А.Леонтьев. Психология учения и обучения в дошкольном возрасте.
«Школа 2100» . м. Баласс, 2009 .
6
Возрастные особенности детей 6 лет.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у
ребёнка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста
начинает развиваться произвольное внимание. Ребёнок начинает его
сознательно направлять и удерживать на определённых предметах и
объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной и
слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации
психических процессов.
Игровая деятельность. При организации совместных игр дети используют
договор, умеют учитывать интересы других. Происходит постепенный
переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Речь. У детей продолжает развиваться звуковая сторона речи,
грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей
появляется богатый словарный запас.
Фрагмент занятия.
7
Приложение.
в
а
я
в
в
о
о
в
в
ы
ы
в
в
у
у
в
в
э
э
в
в
я
я
в
в
ё
ё
в
в
и
и
в
в
ю
ю
в
в
е
е
в
в
т
р
в
л
к
м
р
з
8
9