Напоминание

"Особенности развития изобразительной деятельности дошкольников"

Автор: Решетникова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО г.Омска "Городской Дворец детскогоюношеского творчества
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития изобразительной деятельности дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Е.Н.Решетникова

ГДДюТ, г.Омск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

В

статье

рассматриваются

этапы

развития

детского

рисунка

с

учётом

возрастных особенностей детей дошкольного возраста, даются методические

рекомендации по организации изобразительной деятельности.

Ключевые

слова:

дошкольники,

детский

рисунок,

изобразительная

деятельность, особенности развития.

С

конца XIX века внимание отечественных (А. В. Бакушинский,

Л.С.

Выготский , В.С. Мухина, Ю.А. Полуянов, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёрина и др.) и

зарубежных (Н.Брауншвиг,

Г.Кершенштейнер, К.Лампрехт, К.Риччи, Д.Селли, , и

др.)

учёных

разных

направлений

(история,

искусствоведение,

психология,

педагогика,

этнография)

привлекает

детский

рисунок

как

продукт

изучения

детского творчества.

В 1887г. Коррадо Риччи в своей работе «Дети - художники», характеризуя

особенности детского рисунка, выделил два этапа его эволюции:

доизобразительный и изобразительный. В 1911 году книга была переведена на

русский язык. В этот период издаются научные труды, посвящённые детскому

рисунку в России (В.М.Бехтерев, В.В. Зеньковский, К.М. Лепилов, В.С. Мухина,

Л.Г. Оршанский, Ю.А. Полуянов, Н.А. Рыбников, Ф.И. Шмит и др.). Под детским

художественным творчеством понимается создание ребёнком субъективно нового

(для ребёнка) продукта в рисовании, лепке, аппликации (Л.С. Выготский).

Изобразительная деятельность дошкольника (лепка , аппликация, рисование)

рассматривается как художественная деятельность, направленная на познание

окружающего мира и на творческое воплощение образа в разных её формах.

В исследованиях Ю.А Полуянова., В.В Зеньковского были обозначены и

подробно описаны стадии в доизобразительном и изобразительном периодах

развития детского рисунка. Стадия мараний (доизобразительный период)

начинается тогда, когда ребёнок, впервые пытается что-то изобразить. Его

деятельность – это игра с художественными материалами, а первые графические

изображения – результат случайных движений ими. При изображении ребёнок

вообще может не смотреть на то, чем он рисует, получая удовольствие от процесса

рисования. Результат при этом его не интересует. Постепенно в рисунке

происходит разнообразие каракуль, а некоторые из них повторяются. Стадия

ритмических каракуль характеризуется некоторой упорядоченностью штрихов, в

их изображении появляется ритмичность. Ребёнок осваивает горизонталь,

вертикаль, учится замыкать круг. Последняя стадия – ассоциативная, возникает

тогда, когда ребёнок, нарисовав каракули, «видит» в них образ. Этот образ ещё

неустойчив в определении и может быть одновременно, например, мамой,

солнышком и мячом. По качеству и характеру изображения рисунок может не

отличаться от предыдущего, но именно в этот период впервые у ребёнка

появляется попытка выразить своё отношение к нарисованному. Так появляется

ассоциация, которая в дальнейшем помогает перейти к рисованию по замыслу.

Доизобразительный период заканчивается к 3 – 3,5 годам. Основная задача

педагога на этом этапе - воспитывать интерес к изобразительной деятельности,

учить замечать штрихи и линии, нанесённые на бумаге, побуждать детей к

осознанному их повторению, помогать осознавать изображение. Для ребёнка

важно уметь замыкать контур, т.к. замкнутый контур даёт форму. Развитие

изобразительных навыков в детском рисунке необходимо обеспечивать словесным

сопровождением. Например, взрослый человек (педагог, родитель), восхищаясь

увиденным, хвалит ребёнка: «Какой красивый шарик ты нарисовал». Ребёнок не

планировал рисовать шарик, но наблюдая за положительной реакцией взрослого,

соглашается с предложенным образом. В следующий раз он попытается повторить

изображение, т.е. запланировать образ. А это уже начало целенаправленной

деятельности. Вот почему особенно важно в этот период развивать рисовальные

движения и связывать их с образом. В этом возрасте зрение не регулирует

движение руки, а только сопровождает его (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова) , а рука

опережает образ ( Мухина В.С). Переход от одного периода к другому состоит из

двух этапов: возникновение узнавания предмета в случайном сочетании линий и

намеренное изображение (В.С. Мухина, 1985).

Изобразительный период в развитии детского рисунка характеризуется как

начало целенаправленной деятельности. У ребёнка вначале возникает «замысел»,

т.е. желание что-то нарисовать, а затем создаётся рисунок. Первый этап (3 – 5 лет)

этого периода (стадия бесформенных изображений, стадия предметного

рисования, рисунки с примитивной изобразительностью) начинается с

намеренного, сознательного изображения. Первые проявления – это

бесформенные, ассоциативные изображения. Детей начинают интересовать

свойства материалов. Ребёнок прижимает кисть с краской к листу бумаги,

оставляя след и уже летят листья, идёт снег. Рисуя краской или карандашами,

дошкольник уже способен «вернуться» в исходную точку, т.е. нарисовать

замкнутую фигуру. Эти фигуры пока далеки от изображаемых предметов и

представляют собой сочетание замкнутых, закруглённых и прямых линий. Чаще

всего в рисунках отсутствуют основные признаки или части тела. Например, в

рисунках человека отсутствует туловище («Головоноги»). Объяснить такое

воссоздание образа можно отсутствием аналитико-синтетического мышления у

маленького ребёнка, а также не достаточно развитыми техническими навыками.

Детей 4-5лет можно разделить на две группы: «Визуализаторы» и

«коммуникаторы». Для первой группы характерно преимущественно развитие

изобразительных способностей, для второй – дополнение изображения речью.

Второй этап (6-7лет) изобразительного периода - стадия схематичного

изображения. На этом этапе у «головоногов» туловище отделяется от головы и

приобретает овальную, треугольную или прямоугольную форму. Детские рисунки

становятся более схематичными. Рисуя человека на лошади, ребёнок может

нарисовать у него обе ноги на видимой стороне туловища лошади, а рисуя

животного в профиль – глаза на одной стороне. Схематичность детского рисунка

объясняется особенностью дошкольника рисовать то, что он знает, а не то, что он

видит. Постепенно рисунки приобретают признаки реального изображения.

Дошкольник различает мимику и эмоции. Он помнит рисунки, выполненные

другими детьми и учится их понимать. Но по-прежнему в рисовании важен

процесс, а не результат, поэтому на данном этапе особый интерес представляет

разнообразие техник в рисовании. Задача педагога - правильно подобрать технику,

учитывая возрастные особенности дошкольника. С развитием аналитического

мышления ребёнок - дошкольник может не только сравнивать части

изображаемого предмета или объекта, но и помнить о пропорциональных

отношениях. При правильно организованной воспитательно-образовательной

деятельности, уже к концу второго этапа дошкольники способны передавать как

основные, характерные признаки предметов, так и некоторые пропорциональные

отношения. Сознательное нарушение ребёнком пропорций должно расцениваться

педагогом как попытка дошкольника к творчеству (В.Б.Косминская).

Третий этап - стадия правдоподобных изображений начинается в 6 лет и

продолжается до 13 – 14лет. В детских рисунках появляется прозрачность.

Ребёнок, например, рисует дома со «стеклянными» стенами, а карманы с

просвечивающимися в них предметами («ренгеновские рисунки»). Очень хорошо

видна динамика развития детского рисунка на примере рисования фигуры

человека. Часто ребёнок 5-6лет изображает человека выше дома, стоящего рядом

с ним. Наблюдается отказ от схемы. Изображения предметов, животных, фигуры

человека, становятся более пропорциональными, детализированными и

правдоподобными. Появляются попытки передать движение (изгибы рук, ног,

наклон туловища). В рисунках детей постепенно исчезает «детскость».

Рассмотрев особенности развития изобразительной деятельности детей

раннего и дошкольного возраста, можно выделить два этапа. На первом –ребёнок

неосознанно манипулирует художественными материалами, на втором - планирует

свою деятельность. Эти этапы разделены на периоды, границы которых не имеют

чётких контуров. При определённых условиях организации изобразительной

деятельности детей раннего и дошкольного возраста в этих границах возможны

«движения» как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому педагогу необходимо

планировать творческую деятельность детей с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей. Учитывать эти особенности при анализе рисунков

и индивидуальной диагностике. Использовать принципы систематичности и

последовательности. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Дошкольный возраст-период чувственного познания окружающего (Л.А.

Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина). Рисунок - проявление внутреннего мира

ребёнка и задача педагога - помочь проявиться этим чувствам в художественном

образе.

_________

1. Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для

занятий с детьми 5 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.].

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:

Просвещение,1991. – 93с.

3. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред.

Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с. - С.91.