Автор: Решетникова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО г.Омска "Городской Дворец детскогоюношеского творчества
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития изобразительной деятельности дошкольников"
Е.Н.Решетникова
ГДДюТ, г.Омск
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В
статье
рассматриваются
этапы
развития
детского
рисунка
с
учётом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста, даются методические
рекомендации по организации изобразительной деятельности.
Ключевые
слова:
дошкольники,
детский
рисунок,
изобразительная
деятельность, особенности развития.
С
конца XIX века внимание отечественных (А. В. Бакушинский,
Л.С.
Выготский , В.С. Мухина, Ю.А. Полуянов, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёрина и др.) и
зарубежных (Н.Брауншвиг,
Г.Кершенштейнер, К.Лампрехт, К.Риччи, Д.Селли, , и
др.)
учёных
разных
направлений
(история,
искусствоведение,
психология,
педагогика,
этнография)
привлекает
детский
рисунок
как
продукт
изучения
детского творчества.
В 1887г. Коррадо Риччи в своей работе «Дети - художники», характеризуя
особенности детского рисунка, выделил два этапа его эволюции:
доизобразительный и изобразительный. В 1911 году книга была переведена на
русский язык. В этот период издаются научные труды, посвящённые детскому
рисунку в России (В.М.Бехтерев, В.В. Зеньковский, К.М. Лепилов, В.С. Мухина,
Л.Г. Оршанский, Ю.А. Полуянов, Н.А. Рыбников, Ф.И. Шмит и др.). Под детским
художественным творчеством понимается создание ребёнком субъективно нового
(для ребёнка) продукта в рисовании, лепке, аппликации (Л.С. Выготский).
Изобразительная деятельность дошкольника (лепка , аппликация, рисование)
рассматривается как художественная деятельность, направленная на познание
окружающего мира и на творческое воплощение образа в разных её формах.
В исследованиях Ю.А Полуянова., В.В Зеньковского были обозначены и
подробно описаны стадии в доизобразительном и изобразительном периодах
развития детского рисунка. Стадия мараний (доизобразительный период)
начинается тогда, когда ребёнок, впервые пытается что-то изобразить. Его
деятельность – это игра с художественными материалами, а первые графические
изображения – результат случайных движений ими. При изображении ребёнок
вообще может не смотреть на то, чем он рисует, получая удовольствие от процесса
рисования. Результат при этом его не интересует. Постепенно в рисунке
происходит разнообразие каракуль, а некоторые из них повторяются. Стадия
ритмических каракуль характеризуется некоторой упорядоченностью штрихов, в
их изображении появляется ритмичность. Ребёнок осваивает горизонталь,
вертикаль, учится замыкать круг. Последняя стадия – ассоциативная, возникает
тогда, когда ребёнок, нарисовав каракули, «видит» в них образ. Этот образ ещё
неустойчив в определении и может быть одновременно, например, мамой,
солнышком и мячом. По качеству и характеру изображения рисунок может не
отличаться от предыдущего, но именно в этот период впервые у ребёнка
появляется попытка выразить своё отношение к нарисованному. Так появляется
ассоциация, которая в дальнейшем помогает перейти к рисованию по замыслу.
Доизобразительный период заканчивается к 3 – 3,5 годам. Основная задача
педагога на этом этапе - воспитывать интерес к изобразительной деятельности,
учить замечать штрихи и линии, нанесённые на бумаге, побуждать детей к
осознанному их повторению, помогать осознавать изображение. Для ребёнка
важно уметь замыкать контур, т.к. замкнутый контур даёт форму. Развитие
изобразительных навыков в детском рисунке необходимо обеспечивать словесным
сопровождением. Например, взрослый человек (педагог, родитель), восхищаясь
увиденным, хвалит ребёнка: «Какой красивый шарик ты нарисовал». Ребёнок не
планировал рисовать шарик, но наблюдая за положительной реакцией взрослого,
соглашается с предложенным образом. В следующий раз он попытается повторить
изображение, т.е. запланировать образ. А это уже начало целенаправленной
деятельности. Вот почему особенно важно в этот период развивать рисовальные
движения и связывать их с образом. В этом возрасте зрение не регулирует
движение руки, а только сопровождает его (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова) , а рука
опережает образ ( Мухина В.С). Переход от одного периода к другому состоит из
двух этапов: возникновение узнавания предмета в случайном сочетании линий и
намеренное изображение (В.С. Мухина, 1985).
Изобразительный период в развитии детского рисунка характеризуется как
начало целенаправленной деятельности. У ребёнка вначале возникает «замысел»,
т.е. желание что-то нарисовать, а затем создаётся рисунок. Первый этап (3 – 5 лет)
этого периода (стадия бесформенных изображений, стадия предметного
рисования, рисунки с примитивной изобразительностью) начинается с
намеренного, сознательного изображения. Первые проявления – это
бесформенные, ассоциативные изображения. Детей начинают интересовать
свойства материалов. Ребёнок прижимает кисть с краской к листу бумаги,
оставляя след и уже летят листья, идёт снег. Рисуя краской или карандашами,
дошкольник уже способен «вернуться» в исходную точку, т.е. нарисовать
замкнутую фигуру. Эти фигуры пока далеки от изображаемых предметов и
представляют собой сочетание замкнутых, закруглённых и прямых линий. Чаще
всего в рисунках отсутствуют основные признаки или части тела. Например, в
рисунках человека отсутствует туловище («Головоноги»). Объяснить такое
воссоздание образа можно отсутствием аналитико-синтетического мышления у
маленького ребёнка, а также не достаточно развитыми техническими навыками.
Детей 4-5лет можно разделить на две группы: «Визуализаторы» и
«коммуникаторы». Для первой группы характерно преимущественно развитие
изобразительных способностей, для второй – дополнение изображения речью.
Второй этап (6-7лет) изобразительного периода - стадия схематичного
изображения. На этом этапе у «головоногов» туловище отделяется от головы и
приобретает овальную, треугольную или прямоугольную форму. Детские рисунки
становятся более схематичными. Рисуя человека на лошади, ребёнок может
нарисовать у него обе ноги на видимой стороне туловища лошади, а рисуя
животного в профиль – глаза на одной стороне. Схематичность детского рисунка
объясняется особенностью дошкольника рисовать то, что он знает, а не то, что он
видит. Постепенно рисунки приобретают признаки реального изображения.
Дошкольник различает мимику и эмоции. Он помнит рисунки, выполненные
другими детьми и учится их понимать. Но по-прежнему в рисовании важен
процесс, а не результат, поэтому на данном этапе особый интерес представляет
разнообразие техник в рисовании. Задача педагога - правильно подобрать технику,
учитывая возрастные особенности дошкольника. С развитием аналитического
мышления ребёнок - дошкольник может не только сравнивать части
изображаемого предмета или объекта, но и помнить о пропорциональных
отношениях. При правильно организованной воспитательно-образовательной
деятельности, уже к концу второго этапа дошкольники способны передавать как
основные, характерные признаки предметов, так и некоторые пропорциональные
отношения. Сознательное нарушение ребёнком пропорций должно расцениваться
педагогом как попытка дошкольника к творчеству (В.Б.Косминская).
Третий этап - стадия правдоподобных изображений начинается в 6 лет и
продолжается до 13 – 14лет. В детских рисунках появляется прозрачность.
Ребёнок, например, рисует дома со «стеклянными» стенами, а карманы с
просвечивающимися в них предметами («ренгеновские рисунки»). Очень хорошо
видна динамика развития детского рисунка на примере рисования фигуры
человека. Часто ребёнок 5-6лет изображает человека выше дома, стоящего рядом
с ним. Наблюдается отказ от схемы. Изображения предметов, животных, фигуры
человека, становятся более пропорциональными, детализированными и
правдоподобными. Появляются попытки передать движение (изгибы рук, ног,
наклон туловища). В рисунках детей постепенно исчезает «детскость».
Рассмотрев особенности развития изобразительной деятельности детей
раннего и дошкольного возраста, можно выделить два этапа. На первом –ребёнок
неосознанно манипулирует художественными материалами, на втором - планирует
свою деятельность. Эти этапы разделены на периоды, границы которых не имеют
чётких контуров. При определённых условиях организации изобразительной
деятельности детей раннего и дошкольного возраста в этих границах возможны
«движения» как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому педагогу необходимо
планировать творческую деятельность детей с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей. Учитывать эти особенности при анализе рисунков
и индивидуальной диагностике. Использовать принципы систематичности и
последовательности. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Дошкольный возраст-период чувственного познания окружающего (Л.А.
Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина). Рисунок - проявление внутреннего мира
ребёнка и задача педагога - помочь проявиться этим чувствам в художественном
образе.
_________
1. Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для
занятий с детьми 5 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.].
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение,1991. – 93с.
3. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред.
Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с. - С.91.