Автор: Попкова Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГСУВОУ КСОШ им. Э.А. Фельде
Населённый пункт: Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интеграция математики с предметами естественнонаучного цикла"
Интеграция математики с предметами
естественнонаучного цикла
2
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации интегрированных уроков
в школе……………………………………………………………………………..8
1. 1. Анализ теоретических и методических посылов, обеспечивающих
интеграционный характер учебного процесса…………………………..……....8
1.2. Проблемы интеграции в процессе обучения……………………………....16
Глава 2 . Организация деятельности учителя при интеграции школьных
учебных дисциплин………………………...........................................................21
2.1. Интегративные формы организации учебной деятельности школьников
при изучении математики……………………………………………………….21
2.2. Интеграция математики с предметами естественнонаучного цикла….. 29
2.3. Методические рекомендации по организации интегративного обучения на
уроках предметов естественно – математического цикла …………………. 34
Заключение………………………………………………………………..…..… 42
Список литературы…………………………………………………………….. .44
3
Введение
Методологической
основой
Федерального
Го сударственного
образовательного стандарта (ФГОС)
является системно - деятельностный
подход.
Учащиеся
должны
быть
готовы
решать
различные
задачи
в
определенных жизненных ситуациях. Следовательно, результатами обучения
для школьников должны стать
умения учиться, умения анализировать самые
разные
жизненные
ситуации
и
при
разрешении
их
использовать.
Приобретённый опыт учебной деятельности такого рода результат обучения
учащихся
в
образовательных
организациях
предопределяется
и
успешно
формируется в русле учебного сотрудничества и с педагогами, и с учениками,
которое
учит
организовывать
свою
и
совместную
деятельно сть.
Образовательные
стандарты
представлены
строгими
и
наукоемкими,
интегрируя и концентрируя в себе достижения многих наук. Традиционное
школьное образование всегда обращало внимание на интегративные связи
наук, но часто это было в виде неких примеров, иллюстраций. На уроках
физики вспоминали математику, на биологии химию, на химии физику, на
обществознании - историю, а на истории - литературу и т.д.
Анализ
практической
деятельности
педагогов
в
школе,
изучение
теоретико
–
методической
литературы
по
обучению
учащихся
в
школе
позволили
выявить
проблемные
точки
интеграционно
–
обучающей
практики.
Выяснилось,
что
на
практике
до
сих
пор
существует
проблема
несогласованности
учебных
программ.
К
примеру,
векторы
по
физике
начинают изучаться тогда, когда в программе по математике до них еще не
добирались. В итоге в головах у детей складывается впечатление, что векторы
в физике это одно, а в математике - другое, и под таким впечатлением все
изучается заново.
Введение
интеграции
предметов
в
системы
образования
позволяет
решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в
целом.
Интегрированное
обучение
положительно
влияет
на
развитие
4
самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся.
Его
содержание,
обучающая
деятельность
учителя
обращены
к
личности
ученика,
поэтому
способствуют
всестороннему
развитию
способностей,
активизации
мыслительных
процессов
у
обучающихся,
побуждают
их
к
обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать
и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться
или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Результат интегративного обучения проявляется в развитии творческого
мышления
обучающихся.
Оно
способствует
не
только
интенсификации,
систематизации,
оптимизации
учебно-познавательной
деятельности,
но
и
овладению
грамотой
культуры
(языковой,
этической,
исторической,
философской). Есть место и социальной значимости таких уроков - дети
видят как два взрослых человека общаются, преподнося новые знания на
уроке и тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция
чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
На
сегодняшний
день
внедрение
интегративных
форм
организации
учебной деятельности школьников при изучении математики и физики имеет
желательную,
но
формально
декларируемую
возможность.
Это
предопределяется погоней за высоким результатом по ЕГЭ, необходимостью
рамочного
восприятия
частью
педагогов
внедрения
ФГОС,
дефицитом
времени,
отводимым
учебным
планом
школы
для
системного
изучения
физики,
что
предопределяет
одновременно
некоторую
расплывчатость
в
формате внедрения интегративных форм организации учебного процесса. С
другой стороны: массовое внедрение в практику обучения ФГОС, добротное
теоретико
-
методическое
обоснование
внедрения
в
практику
обучения
интегральных
форм
организации
учебного
процесса
-
всё
это
и
инновационное
движение
в
образовании
определило
актуальность
исследования
и
одновременно
некоторую
расплывчатость
в
формате
внедрения интегративных форм организации учебного процесса.
Объективные
требования
теории
и
методики
преподавания
и
5
недостаточная
конкретизация
внедренческой
практики
интеграционных
возможностей обучения математике определили актуальность и выбор
темы
исследования:
«Интеграция
математики
с
предм е т а м и
естественнонаучного цикла».
Объект исследования: процесс организации интегративной учебной
деятельности учащихся по освоению основ математики в современной школе.
Предмет исследования: базовый подход, приёмы, способы и средства
организации интегрированных уроков математики в школе.
Цель работы: проанализировать научно-методическую литературу об
организации
интегративного
обучения
в
школе,
выявить
базовый
подход,
приёмы, способы и средства, разработать материалы для интегрированных
уроков математики в общеобразовательной школе.
В
ходе
исследования
была
сформулирована
следующая гипотеза:
организация учебной деятельности школьников при изучении математики
будет осуществляться в интегративной форме, если:
- учебный процесс будет реализовываться на основе деятельностного
подхода с сочетанием традиционных и интенсивных методик обучения в
определенных объемных и временных соотношениях;
- исходным основанием для осуществления этого процесса является
усвоение педагогом интеграционных форм организации учебного процесса;
-
обеспечивается
использование
педагогом
приемов,
способов,
средств, и материалов для интегративных форм обучения учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой в работе определены следующие
задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по рассматриваемому вопросу.
2. Выявить проблемные «точки» в организации интеграционных занятий в
школе.
3.
Подобрать
интегративные
формы
организации
учебной
деятельности
школьников при изучении математики.
4.
Разработать материалы, включающие планы и конспекты интегрированных
6
уроков в средней школе.
Методология
исследования.
Цель,
решение
задач
исследования
и
проверка выдвинутой гипотезы потребовали в качестве методологической
базы итоговой работы применения системного и деятельного подхода. По
нашему
мнению,
эти
подходы
обеспечивают
адекватность
понимания
интегративных форм организации учебной деятельности.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
2.Проблемно-ориентированный
анализ
состояния
практики
интеграционного обучения по предметно-методическим публикациям.
3. Методы оценивания (самооценка, экспертная оценка).
Выбор
методов
исследования
осуществлялся
на
основе
их
адекватности цели, задачам и предмету исследования.
Итоговая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект,
предмет,
цель,
задачи
нашего
исследования,
перечислены
применяемые
методы исследования.
В
теоретической
части
итоговой
работы
рассматривается
понятие
интеграции,
выявляется
сущность,
принципы,
уровни
и
проблемы
интеграции,
раскрывают ся
методиче ские
о сновы
п о с т р о е н и я
интегрированных уроков в общеобразовательной школе.
Во
второй
главе
-
представлено
экспериментальное
проектирование
процесса
организации
интегрированных
уроков
в
школе,
перечислены
интегративные формы организации учебной деятельности школьников при
изучении предметов естественно - математического цикла.
7
Глава
1.
Теоретические
основы
организации
интегрированных
уроков в школе
1.1. Анализ теоретических и методических посылов, обеспечивающих
интеграционный характер учебного процесса
Существует
большое
разнообразие
подходов,
обеспечивающих
образовательный
процесс
в
школе.
Среди
массива
подходов
к
изучению
математики в школе выделяется системно - деятельностный подход.
Системные
и
глубокие
разработки
деятельностного
подхода,
предложенные
С.Л.Рубинштейном,
содержащие
ф и л о с о ф с ко -
психологическую схему анализа деятельности по ее главным компонентам
(цели,
мотивы,
действия,
операции
и
т.д.)
являются
методологическим
обоснованием раскрытия организации интегративного учебного процесса.
Г.II. Сериков в своих трудах разрабатывает концепцию интегративной
картины образования. В этой картине большую роль играют образовательные
процессы,
интегрирующие
деятельность
преподавания
и
учения,
наставничества и усвоения.
В
работах
В.И.
Загвязинского
изложены
основные
положения
концепции внутри предметных интеграций, их идеи и принципы построения
педагогических знаний.
Т.Л. Рамзаева,
Г.Н. Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В. Бельтюкова
посвятили свои работы проблемам межпредметных и внутрипредметных
связей в начальной школе, являющихся "зоной ближайшего развития"
для постепенного перехода к интеграции учебных предметов.
И.Я. Курамниш выступает автором методической концепции интеграции
химических, химико - технологических и материаловедческих дисциплин.
Б.С.
Гершурским,
Ю.А.
Кустовым
рекомендовано
преемственное
преподавание
курса
физики,
позволяющее
формировать
и
развивать
продуктивное мышление учащихся.
Но есть учителя, которые не принимают интегрированные уроки. Так
8
А.А.
Остапенко
критикует
интегрированные
уроки
за
«методические
натяжки» и «поверхность в выстраивании над и межпредметности» [18].
Высказывает мысль, что урок «мимолетен и тесноват» для интеграции.
Мы придерживаемся иной позиции. Использование интеграционных
предметов положительно влияет на познавательную активность и интересы
обучающихся,
а
также
на
развитие
самостоятельности
при
обобщении
знаний, относящихся к разным наукам. В интегративном подходе есть место и
творческому
мышлению
обучающихся,
овладению
грамотой
культуры
(философской, исторической и т.д.) Есть место и социальной значимости
таких уроков - дети видят как два взрослых человека общаются, преподнося
новые
знания
на
уроке.
Поэтому
интегративные
уроки
актуальны
и
необходимы в современной школе.
В
интегративной
технологии
реализуются
следующие
принципы
обучения: целенаправленности, научности, доступности, систематичности и
последовательности,
наглядности,
сжатия
учебной
информации,
принцип
развивающего
обучения,
коллективного
обучения,
индивидуализации
и
дифференциации обучения.
Сегодня в преподавании
необходимо перейти от объяснения нового
знания к организации «открытия» его детьми. Это можно осуществить при
помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при
таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия
учителя и ученика.
Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно
поднималась,
и
история
образования
описывает
так
называемые
«межпредметные
движения»
педагогов.
Суть
этих
движений
состояло
в
выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных
понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как
только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня
достигали
крайнего
разрыва,
а
самих
дисциплин
при
этом
становилось
больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные
9
движения».
В настоящее время тема интеграции и межпредметных связей учебных
дисциплин стала особо научно актуальна, но решение реально существующих
проблем: не достаточная обеспеченность методически и дидактически, не
согласованность программ по предметам, по времени их изучения, а также
статичность расписания в школе - оказалось переданным учителю.
Интегрированный
урок - это особый тип урока, объединяющего в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного
понятия,
темы
или
явления.
В
таком
уроке
всегда
выделяются:
ведущая
дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные,
способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей
дисциплины.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины
как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы
безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а
могут
включать
лишь
отдельные
составляющие
содержание,
методы.
Например,
можно
интегрировать
содержание
дисциплин
с
сохранением
методов
обучения
ведущей
дисциплины.
Также
можно
интегрировать
методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только
одного
предмета.
К
использованию
интегрированного
урока
учителя
прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных
программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться
готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время,
развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные
аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же
явлений, событий, фактов в разных науках;
10
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого
явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Конечно,
есть
и
другие
случаи
мотивации
использования
интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок,
надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается
интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в
интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет,
что
их
ждет
большой
труд
и
немалые
затраты
времени
и
сил,
гораздо
большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Анализ интегрированных уроков.
Самое
узкое
место
интегрированного
урока
-
это
технология
взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий,
содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого
действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно
может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один
из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом;
весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного
наблюдателя и гостя.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной.
Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных
в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки
одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и
метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное
изучение
вопроса,
расширить
информацию,
изменить
аспект
изучения,
углубить
понимание,
уточнить
понятия
и
законы,
обобщить
материал,
соединить
опыт
учащихся
и
теорию
его
понимания,
систематизировать
изученный материал.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического
процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда
11
берется,
например,
содержание,
то
для
интегрирования
в
нём
может
выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения,
признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы . Можно также
интегрировать
такие
составляющие
содержания,
как
интеллектуальные
и
практические
навыки
и
умения.
Эти
компоненты
из
разных
дисциплин,
объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них
собирается
и
проводится
в
новую
систему
учебный
материал.
Системообразующий фактор является главным в организации
урока,
поскольку
разрабатываемая
далее
методика
и
технология
его
построения будет им определяться.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые
компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия,
которые
изначально носят творческий характер. В ходе этой
подготовительной деятельности учитель определяет:
свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты;
форму интегрирования;
характер связей между соединяемым материалом;
структуру (последовательность) расположения материала;
методы и приёмы его предъявления;
методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
способы увеличения наглядности учебного материала;
распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
критерии оценивания эффективности урока;
форму записи подготовленного урока;
формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.
Охарактеризуем
некоторые
шаги
по
подготовке
интегрированного
урока.
Мотивы,
побудившие учителя
использовать
этот
тип
урока,
12
определяются
теми
противоречиями,
которые
обнаружены
им
в
учебном
процессе, и осознаваемыми потребностями их разрешения. Ответ на вопрос,
зачем этот урок нужен моим детям и мне как их учителю, возможен только
при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и
ученика. Практик понимает противоречие как недостаток, проявляющийся в
несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у
него
способности
применять
их
при
анализе
глобальных
или
просто
жизненных явлений; в несоответствии дидактической задачи необходимости
использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую
ситуацию и т.д. Все это и есть типичные недостатки учебно-воспитательного
процесса на предметном уроке.
Противоречия
учебно-воспитательного
процесса
в
единстве
с
внутренней потребностью учителя в их снятии и есть содержание мотивов,
побуждающих
к
использованию
интегрированного
урока.
Выявив
противоречия и осознав мотивы, учитель ставит цели урока. Их содержание
зависит от характера противоречий и мотивов их устранения. В качестве
таковых, например, могут быть цели систематизации знаний, их обобщения,
выявления
причинно
-
следственных
связей,
расширения
понятий
и
представлений, научения приёмам и способам переноса знаний из одной
предметной области в другую и т.д.
Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает
материал
для
объединения е го
в
одном
уроке,
т.е.
определяет
состав
интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который
привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются
лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную
основу
интеграции.
Здесь
достигается
взаимное
согласие
участвующих
в
интеграции учителей.
Далее оба учителя анализируют предварительно отобранный материал и
делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится
системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть
13
лить
та
часть
интегрируемого
содержания,
которая
определяется
целью
задания. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи,
методы пли средства обучения. Выделение системообразующего компонента
обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в
урок,
чтобы
его
полнее
отворить,
точнее
объяснить
или
найти
причины
появления.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора
системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться
интеграция. Формы бывают разные:
- предметно - образная, используемая при воссоздании более широкого и
целостного представления о предмете познания;
- понятийная,
когда проводится феноменологический анализ явления,
составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле
понятия;
- мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное
обоснование
изучаемого
наукой
явления
или
духовно
-
нравственные
постулаты доказываются научными фактами;
- деятельностная, при которой производится процедура обобщения
способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
- концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке
новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное
влияние
оказывает
знание
учителем
самого
явления
педагогической
интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и
уровень
развития
учащихся,
их
умение
совмещать
знания
из
разных
дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того
рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться
всеми участниками педагогического процесса.
После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания,
выделили
один
из
них
в
качестве
системообразующего
и,
наконец,
14
определились
с
формой
интегрирования,
следует
заняться
очень
тонкой
работой
рассмотрением
связей,
которые
следует
установить
между
интегрируемыми
блоками
знаний.
Связи
-
это
устанавливаемые
или
восстанавливаемые
последовательные
зависимости
интегрируемых
компонентов
между
собой.
На
этом
этапе
учитель
несколько
дольше
задержится:
найти
связи
и
зависимости,
определить
их
характер
не
так
просто.
Здесь
нет
выбора,
а
есть
заданность,
определяемая
природой
и
характером изучаемых явлений.
Знание
типов
используемых
и
устанавливаемых
связей
на
интегрированных уроках нужно для того, чтобы определять их возможное в
развитии
мышления
и
других
познавательных
процессов,
а
значит,
в
достижении
конкретных
целей
обучения.
Не
зная
типов
связи
и
целенаправленно их не отбирая, нельзя построить хороший интегрированный
урок. Без этого продуманного аспекта интеграции любой такой урок будет
формальным копированием и данью моде на такие уроки. Ядром интеграции
как
процесса
установления
взаимодействия
объектов
интегрирования
являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри
блоков
учебного
материала,
затем
между
блоками
и
уж
потом
в
целом
тематическом контексте урока. Последовательность изучения, изложения и
освоения материала интегрированного урока определяется типами связей.
Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет
через
установление
внутрипредметных,
межпредметпых
и
межцикловых
связей. Эти связи - еще не интеграция, но путь к ней.
Известно также, что есть опережающие связи как связи перспективные;
предшествующие связи, при которых в урок включается материал, ранее
изученный
в
другой
дисциплине;
сопутствующие
связи,
при
которых
материал из разных дисциплин изучается одновременно.
Теперь
о
структуре
интегрированного
урока.
Здесь
тоже
много
вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини - уроков,
построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным
15
с
единой
методической
структурой.
Есть
вариант
по ст ро ения
интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных
задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания,
умения, навыки.
Разработка
структуры
интегрированного
урока
-
совместное
дело
учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей
сложности требует сценария, а не простого плана пли конспекта. В нём
действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный
материал, разнопредметные методы обучения. Все это требует продуманного
управления по сути новым процессом познания.
Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при
подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки
может проводить и одни учитель, владеющий материалом
интегрируемой
дисциплины.
Такие
ситуации
становятся
сегодня
нормой.
Преимущества
многопредметного
интегрированного
урока
перед
традиционным
монопредметным
очевидны.
На
таком
уроке
можно
создать
более
благоприятные
условия
для
развития
самых
разных
интеллектуальных
умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого
синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в
практической
жизни,
в
конкретных
жизненных,
профессиональных
и
научных ситуациях.
Итак, интегрированные уроки вносят разнообразие в учебный процесс,
позволяют совместить изучение различных дисциплин, растворяют нагрузку
учащихся,
позволяют
всем
участникам
урока
и
мероприятия
осознать
значимость практической деятельности в новой информационной среде.
1.2. Проблемы интеграции в процессе обучения
Современная
система
образования
направлена
на
формирование
высокообразованной,
интеллектуально
развитой
личности
с
целостным
представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и
процессов,
представляющих
данную
картину.
Предметная
разобщённость
16
становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника
школы. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с
другом
порождают
серьёзные
трудности
в
формировании
у
учащихся
целостной картины мира.
Введение
интеграции
предметов
в
систему
образования
позволит
решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в
целом.
Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может
принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного
представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в
предметных знаниях.
Многолетние
наблюдения
показывают,
что
учащиеся,
а
позднее
выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам,
затрудняются
применять
знания,
умения
и
навыки
при
изучении
других
предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения
переносить
полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это
происходит
из-за
взаимной
несогласованности
занятий
по
различным
учебным предметам в школе [23].
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и
на разных уровнях. Отметим эти уровни:
- внутрипредметный;
-
межпредметный.
Обозначают
и
особенности
отбора
содержания
при
интеграции:
интеграция
материала
из
традиционных,
классических
предметов
и
включение нового для школы содержательного материала. При использовании
этих подходов могут быть и разные результаты:
а) рождение абсолютно новых предметов;
б)
рождение
новых
спец.
курсов,
обновляющих
содержание
предметов;
в) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или
17
нескольких предметов с сохранением независимого существования;
г) разовые интегрированные уроки разного характера.
В настоящее время используются различные способы интеграции. Это,
прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый
предмет. Введение такой системы, не отвергает дифференциацию в
обучении,
а
дополняет
традиционное
предметное
обучение,
способствует
воспитанию
широко
эрудированного
молодого
человека,
обладающего
ц е л о с т н ы м
м и р о в о з з р е н и е м ,
с п о с о б н о с т ь ю
с а м о с т о я т е л ь н о
систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к
решению различных проблем [23].
Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке
традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции, на
обновление существующей узкой специализации в обучении и не заменить
обучение классическим учебным предметам, а соединить получаемые знания
в единую систему.
Создание интегрированных курсов названо одной из задач обновления
содержания образования и методов обучения общеобразовательной школы.
Вопрос об интеграции - не только вопрос о создании программ, но и об
учебниках,
об
уроке.
Однотипность
уроков
в
нашей
школе
давно
стала
тормозом
развивающего
обучения.
Создание
новых
курсов
требует
пересмотра учебного плана.
Ликвидировать многопредметность можно за счёт интеграции учебных
дисциплин. Создаются крупные учебные предметы или курсы с большим
числом часов, что решает проблему нагрузки учителей, а также проблему
учебного времени. Интегрирование даст экономию времени и рациональное
его распределение.
При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что
концентрирует
внимание
учащихся
и
стимулирует
их
познавательную
деятельность.
Когда возможна интеграция предметов?
18
Она предполагает выполнение трех условии:
-
объекты
исследования
должны
совпадать
или
быть
достаточно
близкими;
-
в интегрированных учебных предметах используются одинаковые,
близкие методы исследования;
-
интегрируемые
учебные
предметы
ст роят ся
на
о бщ и х
закономерностях и теоретических концепциях.
«Современное общество нуждается в человеке, способном
самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и
находить
их
решения,
быть
готовым
как
к
индивидуальному,
так
и
к
коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для
других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-
гражданине
вне
зависимости
от
того,
из
какой
среды
он
вышел
и
кем
собирается стать» [24].
Педагогическую
систему,
отвечающую
этим
задачам,
разработал
академик Л.В. Занков вместе со своими учениками. Её цель - достижение
оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им
знаний,
умений
и
навыков.
Общее
развитие
Л.В.
Занков
понимал
как
целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как
следствие
взаимодействия
ума,
воли,
чувств
ребёнка,
его
нравственных
представлений в их нерасчленённом единстве».
Одной из задач обучения в школе должно стать развитие способности
человека устанавливать не только внутренние связи и связи между близкими
науками, но и видеть взаимозависимости между далёкими естественными
гуманитарными знаниями [11].
Интеграционный
характер
курса
-
это
не
механическое
соединение
сведений из естественнонаучных и исторических наук, а ознакомление с
окружающим миром, каким он является сегодня. Понять, какими стали люди
и почему они стали такими, невозможно без естественнонаучных и
исторических знаний.
19
Итак:
1. Интегративный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного
понятия,
темы
или
явления.
В
таком
уроке
всегда
выделяются:
ведущая
дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные,
способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей
дисциплины.
2.
Процесс
интеграции
в
образовательном
процессе
нужно
рассматривать
как
взаимовлияние,
взаимопроникновение
и
взаимосвязь
содержания
различных
учебных
дисциплин
с
целью
направленного
формирования
у
школьников
всесторонней,
комплексной,
диалектически
взаимосвязанной целостной системы научных представлений о тех или иных
явлениях,
сторонах
и
свойствах
материального
мира
или
общественной
жизни, составляющих предмет данной учебной дисциплины.
Глава 2. Организация деятельности учителя при интеграции школьных
20
учебных дисциплин
2.1. Интегративные формы организации учебной деятельности
школьников при изучении математики физики
С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями
и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том
числе и нестандартные. Вот некоторые из них. На уроке обмена знаниями
ребята
делятся
по
группам
и
каждая
из
них,
сообщает
другим
о
своих
изысканиях
на
заданную
тему.
Наиболее
эффективна
такая
форма при
совпадении тем учебных предметов.
На уроках взаимопроверки идёт работа в
группах и парах. Она требует большой подготовки учащихся. При всех видах
деятельности
ощущается
острая
необходимость
в
объективных
и
точных
критериях опенки. Требуется, чтобы проверяя знания своих одноклассников,
каждый
школьник
имел
удобную
и
хорошо
известную
шкалу
(систему)
показателей, по которым он может качественно оценивать ответы.
Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут
решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо
продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой
урок может иметь высокую эффективность и значимость.
Кроме
урока
к
формам
организации
обучения
относятся
лекции,
семинарские
занятия,
лабораторно-практические
занятия,
экскурсии,
консультации, зачеты, самостоятельная работа и др. Рассмотрим подробнее
некоторые из них:
Лекция
Лекция
-
занятие,
на
котором
осуществляется
передача
готовых
знаний
учащимся через монологическую форму общения.
Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации.
По времени лекция может занимать один или два академических
часа (в зависимости от возраста учащихся, специфики содержания).
Основная дидактическая цель лекции — сформировать у учащихся систему
21
знаний об изучаемом объекте. Значение лекции - состоит в том, что она учит
логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой
для
самостоятельной
работы
учащихся,
развивает
интеллектуальную,
эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.
Особенностью применения лекции в учебном процессе традиционно
считается слабая обратная связь.
Поэтому педагогу следует использовать приемы обучения, снимающие этот
недостаток:
- изменение интонации и громкости голоса;
- решение профессионально - ориентированных задач;
- применение аудиовизуальных средств обучения и др.
Семинары
Семинар
-
это
относительно
самостоятельная
организационная
форма,
предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому
труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и
обсуждение учащимися вопросов, обеспечивающих углубление, расширение и
систематизацию знаний, выработку познавательных умений.
В чем сходство и отличие семинара и урока?
Общность: обе формы имеют постоянный состав учащихся, лимитированным
учебным
временем,
соответствие
содержания
учебной программе
руководящую роль преподавателя.
Отличие:
- в высокой степени самостоятельности учащихся;
-
в изменении функций педагога: на семинаре более ярко выражены
регулятивная и организаторская функции, а на уроке - информационная;
- в деятельности учащихся, напротив, информационная функция
усиливается в сравнении с уроком;
-
в структуре семинара имеет место обязательный этап - коллективное
обсуждение результатов самостоятельного изучения материала.
Наличие на семинаре этого этана предоставляет учащимся широкие
22
возможности для высказывания своих собственных мнений, участия в
дискуссии.
- семинар
способствует овладению учащимися
определенным
аспектом
социального опыта, и этот момент существенно усиливает воспитательную
роль семинаров в сравнении с уроком;
Лабораторно-практические занятия
Лабораторно-практические занятия - одна из форм организации педагогом
учебной
деятельности
учащихся,
в
которой
доминирует
их
практическая
деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в
условиях
лаборатории
(специально
оборудованного
кабинета).
На
этих
занятиях
используются
различные
приборы,
инструменты,
установки,
технические средства, материалы и т.д. В процессе выполнения лабораторных
работ научная информация поступает к учащимся при
участии большого числа анализаторов, особенно кожно-двигательных.
Наиболее
характерной
их
чертой
является
организация
самостоятельной
работы учащихся, которая проводится под руководством преподавателя.
При
методически
правильной
организации
лабораторные
занятия
способствуют:
- развитию мышления учащихся,
-
интеграции
мыслительной
и
практической
деятельности
будущего
работника,
-
овладению учащимися экспериментальным методом исследования (умений
наблюдать,
измерять
и
оформлять
результаты,
планировать,
распределять
обязанности
между
членами
группы,
осуществлять
взаимопомощь
и
взаимоконтроль).
Консультация
Консультация – это организации процесса обучения вне урока для одного или
группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем,
разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины.
Место консультации в учебном процессе определяется качеством усвоения
23
учебной программы учащимися.
Роль
консультаций
в
учебном
процессе
стала
увеличиваться
особенно
в
последние
годы
в
связи
с
тем,
что
педагоги
стали
шире
применять
нетрадиционные формы организации обучения: конференции, игры и др., а
также системы форм (например: лекция - практическое занятие - семинар -
зачет).
Самостоятельная работа.
Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Она
является
одним
из
важных
средств
подготовки
учащихся
к
активной
самообразовательной
работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель.
Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и
во
внеурочное
время.
Во
внеурочное
время
самостоятельная
работа
подразделяется на самоподготовку и самообразование.
Самостоятельная работа активизирует учащихся как своим организационным
устройством,
так
и
содержанием
заданий.
Она
позволяет
работать
в
индивидуальном темпе и стиле.
В
учебных
заведениях
распространены
следующие
формы
внеурочной
самостоятельной работы:
- работа с учебной и справочной литературой,
- выполнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин;
- изучение темы с малой группой учащихся, каждый из которых занимается
затем с несколькими учащимися (с последующей защитой у преподавателя);
-
разработка
учащимися
методических
материалов
по
предмету
(схем,
таблиц, опорных конспектов, задач и т.д.);
Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от
многих факторов, среди которых основными являются педагогическая,
психологическая, методическая подготовленность преподавателей и
учащихся к ее реализации.
Учебные экскурсии
24
Наряду с аудиторными формами учебной работы занятия могут проводиться
в форме экскурсии.
Экскурсия
-
такая
форма
организации
обучения,
при
которой
учащиеся
воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения
изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии
являются
весьма
эффективной
формой
организации
учебной
работы
и
выполняют ряд существенных дидактических функций:
- с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в
процессе
их
учащиеся
непосредственно
знакомятся
с
изучаемыми
предметами и явлениями;
- экскурсии позволяют повышать научность обучения;
- укреплять связь обучения с жизнью, с практикой;
экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на
производственную
деятельность
и
ознакомлении
их
с
трудом
работников
промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный
перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все подводимые в
школе экскурсии условно расчленяются на несколько видов.
Виды экскурсий
К
первому
виду
относятся
производственные
экскурсии.
Это
экскурсии
учащихся
по
физике,
химии,
математике,
экономической
географии
на
промышленные
предприятия.
Производственные
экскурсии
помогают
изучению
производства,
основ
современной
индустрии
и
способствуют
расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они
проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии
человека.
К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии
по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи,
в
исторические
места,
посещение
художественных
выставок,
картинных
25
галерей, книгохранилищ и т. д. Каждая из названных видов экскурсий, как
правило,
применяется
при
изучении
материала
по
одному
предмету.
Но
нередко целесообразно проводить экскурсии одновременно по нескольким
предметам.
Например,
можно
одновременно
проводить
экскурсию,
связанную
с
изучением
физики,
химии
и
математики
на
стеклозавод.
Во
время
этой
экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при
производстве стекла, химик - со способами получения химических смесей и
химических рецептов, математик касается использования на предприятиях
научных знаний по своему предмету и т. д.
Такие экскурсии получили название комплексных, так как они позволяют
одновременно решать вопросы обучения по нескольким учебным предметам.
Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости
от того какие дидактические цели решаются в процессе их проведения. С
этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат
средством изучения нового материала учащимися. Другие используются
для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.
С помощью факультативных занятий решаются следующие задачи:
а)
удовлетворение запросов учащихся в более глубоком изучении
отдельных учебных предметов,
б)
развитие познавательных интересов, творческих способностей и
дарования учащихся.
Формы внеклассной учебной работы
Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным
составом
учащихся,
по
заранее
определенному
расписанию
и
носят
обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне
рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются
разнообразные
формы
учебной
работы,
которые
носят
для
учащихся
добровольный
характер
и
призваны
удовлетворять
их
разнообразные
познавательные и творческие запросы.
26
Эти формы занятий называются внеклассными, или внеурочными.
Предметные кружки и научные общества.
Если хорошо поставлена учебная работа в школе, по каждому предмету
появляются
учащиеся,
которые
стремятся
к
расширению
и
обогащению
своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по
биологии и т. д. Это обусловило необходимость организации работы
предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на
добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов.
Руководство работой кружков осуществляют учителя – предметники.
Содержание кружковой работы включает в себя более углубленное
изучение отдельных вопросов учебной программы. Интерес вызывает у
учащихся знакомство с жизнью и творческой деятельностью выдающихся
ученых, писателей и других деятелей культуры, с новейшими достижениями
науки и техники, подготовку вечеров, посвященных отдельным
ученым, организацию технического моделирования и опытнической
работы по биологии, проведение встреч с учеными и т. д.
В последнее время получило распространение создание научных обществ
школьников, которые объединяют и координируют работу кружков,
организуют встречи с деятелями науки и техники и т. д.
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества.
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и
развития их творческой состязательности в изучении математики, физики,
химии, языка и литературы, а также техническом моделировании в школах,
районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы и
выставки.
Эти формы внеклассной работы заранее планируются, выявляются лучшие
школьники для участия в них, что дает большой импульс для выявления и
развития более способных и одаренных учащихся по различным предметам.
В
то
же
время
они
позволяют
судить
о
творческом
характере
работы
учителей, их умении искать и развивать таланты.
27
Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение
знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой.
Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике
использованием внутри - и межпредметных связей в обучении, что, конечно
же, является проявлением тенденций, предпосылок к будущей интеграции,
более глубоко осуществляемой в старшем звене.
В
практике
школьного,
обучения
необходимо
использовать,
развивать
и
внедрять внутри - и межпредметные связи, как «зону ближайшего развития»
для дальнейшего использования интеграции учебных предметов.
Реализация
интеграции
между
предметами
возможна
лишь
при
благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном
сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Интеграция
позволяет
научить
ребёнка
самостоятельно
добывать
знания,
развивать
интерес
к
учению,
повышать
его
интеллектуальный
уровень.Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение
учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Кроме
того,
одно
из
обязательных
и
основных
требований
интегрированного
преподавания
-
повышение
роли
самостоятельности
учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого
материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения
явлений, круг которых увеличивается за с ч ё т других предметов. Посильно
ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики
справятся
с
подобной
работой
только,
если
владеют
приёмами
исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.
Эти
вопросы
должны
стоять
перед
учителем,
который
всерьёз
занят
проблемой
интеграции.
От
учителя
требуется
тщательная
отработка
всех
этапов
урока,
введение
определённых
наглядных
пособий,
чёткая
формулировка вопросов исключающих односложные ответы, постановка
конкретных
заданий
и
анализ
их
выполнения
и
т.д.
Интегрирование
природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины углубляем
28
содержание
урока,
повышает
его
познавательное
значение,
активизирует
деятельность
учащихся,
пробуждает
в
них
интерес
к
познанию
жизни
природы,
а
учителю
предоставляет
возможность
показать
свой
высокий
профессионализм.
Таким образом, эффективность интегрированного обучения зависит от
правильного,
педагогически
обоснованного
выбора
форм
организации
обучения,
который
обеспечивается
глубоким
и
всесторонним
анализом
образовательных,
развивающих,
воспитательных
возможностей
каждой
из
них.
2 . 2 . Интеграция
математики
с
предметами
естественнонаучного
цикла
Различают
несколько
видов
интегративных
связей
в
содержании
обучения: теоретические, фактические и понятийные.
Теоретические – это развитие общенаучных основных
положений,
теорий, законов. Типичным примером служит теория строения вещества,
которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее
следствия используются для объяснения функций неорганических и
органических веществ, их роли в жизни нашей планеты.
Фактические межпредметные связи
это установление средства
факторов, изучаемых в курсах биологии, химии, географии, их всестороннее
рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах,
объектах природы.
Понятийные
межпредметные
связи
-
это
расширение
и
углубление
признаков
предметных
понятий
и
формирование
понятий,
общих
для
родственных предметов. К общепредметным понятиям в курсах
естественнонаучного
цикла
относятся
понятия
теории
строения
вещества
-вещество,
тело,
состав,
свойство,
молекула,
явление,
строение,
процесс,
энергия.
При
этом
они
углубляются,
конкретизируются,
приобретают
общенаучный
характер.
Анализ
учебного
содержания
отдельных
тем
29
биологии и химии показал, что они естественным образом сочетаются с
учебным
содержанием
физики
и
содействуют
развитию
комплексного
системно - целостного взгляда.
Таблица 1
Интегрированное обучение (физика, математика, химия, биология)
Темы и вопросы по физике
К л ю ч е в ы е
в о п р о с ы
б и о л о г и и
и
х и м и и ,
дополняющие
содержание
темы
Форма включения в
учебной деятельности
Звуковые волны
Природа
слуха:
устройство
уха, слуховое восприятие.
Меры предупреждения
ослабления слуха.
Информация и анализ
конкретных
ситуаций,
подготовленных
самостоятельно
учащимися.
Давление
твердых
т е л ,
жидкостей и газов
К р о в я н о е
д а в л е н и е .
Корневое давление. Влияние
давления
на
скорость
и
равновесие реакции
Решение
каче ственны х,
экспериментальных задач.
Законы сохранения энергии
Энергетический обмен в
клетке. Законы сохранения и
превращения
энергии
в
химических peaкциях.
Метаболизм в фотосинтезе.
Расход энергии организмом.
Решение
каче ственны х,
экспериментальных задач.
Механическая
э н е р г и я ,
работа, мощность
Биомеханика мышц, энергия
и
мощность
мышечного
сокращения.
Практические
работы
по
определению
мощности
мышц
при
выполнении
физических
упражнений.
Решение задач.
Молекулярно
кинетическая
теория. Основное уравнение
МКТ. Температура. Газовые
законы.
Размеры
органических
и
неорганических
молекул.
Д ы х а н и е
р а с т е н и й ,
животных
и
ч е л о в е к а .
Защита организма.
Решение качественных,
экспериментальных
задач.
Решение расчётных задач.
Магнитное поле.
Магнитное
поле
человека.
Магнитное
поле
Земли
( г е о г р а ф и я ) .
В л и я н и е
м а г н и т н ы х
п о л е й
н а
организм человека.
Информация и анализ
конкретных
ситуаций,
подготовленных
обучающимися.
Э л е к т р и ч е с к и й
т о к ,
электрическое поле.
Э л е к т р и ч е с к и е
п о л я
о р г а н о в . Биопотенциалы
покоя и действия в живом
организме.
И о н и з а ц и я ,
и о н н а я
п р о в о д и м о с т ь
клеточных мембран.
Решение экспериментальных
задач. Создание обобщающих
таблиц.
Сравнительный
анализ
с
природными
и
техническими устройствами.
Создание
о б о б щ а ю щ и х
30
таблиц.
Электромагнитные
колебания и волны
Электромагнитные
волны
органов
человека.
Влияние
электромагнитных
волн
на
человека.
С е м и н а р
п р а к т и к у м .
П р е з е н т а ц и я
к
у р о к у.
А н а л и з
к о н к р е т н ы х
ситуаций,
подготовленных
учащимися
Волновая
и
к в а н т о в а я
оптика
Природа
и
м ех а н и зм ы
зрительного
анализатора.
Меры
п р ед у п р е ж д е н и я
ослабления зрения.
Решение задач презентация
к уроку.
Физика атомного ядра
Биологическое
действие
и з л у ч е н и я
н а
ж и в о й
организм.
Радиоизотопный
м е т о д
и з м е р е н и я
интервалов времени.
Семинар-практикум.
Решение
кач е с т в е н н ы х
задач.
А грегат ны е
с о с т о я н и я
вещества. Влажность.
Липиды живой клетки.
Информация
о
свойствах
жидкокристаллической
структуры мембран.
Таблица 2
Примеры
тематической
интеграции
физики
с
математикой,
химией
и
географией
Разделы и темы курса физики
Материалы химии и географии
МЕХАНИКА:
Кристаллические и аморфные тела
Строение
твердых
веществ.
Кристаллическая
решетка. Аллотропные видоизменения веществ.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И
ТЕРМОДИНАМИКА:
тепловые
двигатели.
Виды топлива, их получение. Экология территорий.
Энергия
химической
связи.
Экзотермические
реакции.
ЭЛЕКТОДИНАМИКА:
-
Сторонние силы.
- Электродвижущая сила.
-
Основные
положения электронной
теории проводимости металлов.
-
Электрическая
проводимо сть
полупроводников, ее зависимость от
температуры.
-
С о б с т в е н н а я
и
п р и м е с н а я
проводимость полупроводников.
-
Электрический ток в растворах и
расплавах электролитов.
- Электролиз.
- Электрический ток в газах.
Гальванический
элемент.
Электродный
потенциал.
Нормальные
потенциалы
металлов.
Металлическая
химическая
связь.
Физические
и
химические
свойства
металлов.
Современная
металлургия,
сплавы,
новые
материалы.
Природа
ковалентной
химической связи
Свободные
электроны.
Электронная
дырка.
Наукоемкие отрасли промышленности.
Теория электролитической диссоциации.
Электролиты. Химизм электролитических реакций.
Практический выход реакции.
Энергия
химической связи. Ионизация.
31
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА:
- фотоэлектрический эффект и его
законы.
-
Х и м и ч е с к о е
действие
электромагнитных волн.
- Спектры.
Металлическая
химическая
связь.
Свободные
электроны.
Энергия химической связи. Реакции, протекающие на
свету.
Различия
в
солнечном
освещении различных
территорий на Земле, отражение этой закономерности
на
их
органическом
мире. Качественный
анализ
химических веществ.
Таблица 3
Примеры тематической интеграции физики с биологией и географией.
Разделы и темы курса физики.
Материалы биологии и географии.
МЕХАНИКА:
-
давление жидкостей и газов.
-
кинематика и динамика.
-
статика.
-
законы сохранения
- механические колебания и
волны.
Корневое давление. Осмос. Поглощение воды
растениями, влияние засухи и засоления
на этот
процесс. Растения пустынь и полупустынь,
земледелие в засушливой зоне. Обмен газов и
жидкостей в тканях живых организмов.
Кровообращение. Особенности жизни и
деятельности человека в горных районах. Значение
физических упражнений для человека как
здоровьесберегающего фактора. Скелет как
опорная
структура
животных.
Рычаги
в
костно
-мышечной системе человека.
Проявление закона сохранения импульса при
движении некоторых живых организмов. Закон
сохранения и превращения энергии в
биологических процессах. Расчет калорийности
меню при различных физических нагрузках.
Источники звуков в живой природе. Волны в
океане, сейсмические волны. Слуховой анализатор.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И
ТРМОДИНАМИКА:
-
в з а и м н ы е
п р е в р а щ е н и я
жидкостей и газов.
Капиллярные явления.
I и II законы термодинамики.
Тепловые двигатели.
Терморегуляция в организме растений и
животных, использование этих знаний в сельском
хозяйстве.
Передвижение веществ по ситовидным трубкам
луба у растений, сосудам у животных.
Закон сохранения и превращения энергии в
биосфере. Экологический аспект необратимости
процессов природы.
Загрязнение среды продуктами сгорания топлива.
Безотходные технологии.
32
- электрический ток
- потенциальная энергия заряда в
электрическом поле
- электромагнитные излучения
- законы геометрической оптики
Токи
в
живых
организмах.
Действие
тока
пажи
организмы. Мембранный потенциал. Синтез АТФ.
Влияние электромагнитных излучений па живые
организмы. Использование электромагнитных
излучений в медицине и сельском хозяйстве.
Фотопериодизм.
Глаз как оптическая система. Близорукость и
дальнозоркость.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА:
Химическое действие света.
Биофизика фотосинтеза. КПД фотосинтеза.
Глобальное значение фотосинтез.
АТОМНАЯ ФИЗИКА:
- получение радиоактивных изотопов,
их использование.
- виды радиоактивных излучений.
Использование радиоактивных изотопов в биологии
и
палеонтологии.
Определение
геологического
времени.
Влияние ионизирующих излучений на организм
как поражающих и мутагенных факторов.
Радиоактивное загрязнение среды.
Взаимодействие физики, химии, астрономии с географией и биологией
позволяет подчеркнуть практическую значимость физических, химических,
астрономических
знаний
в
жизни
человека.
Это
взаимодействие
даст
возможность
на
уроках
и
внеурочных
занятиях
прогнозировать
будущие
открытия
человечества,
формировать
общечеловеческое
гуманистическое
мировоззрение у школьников, позволяющее человечеству выжить, сохранить
уникальнейшую земную цивилизацию.
Большое
значение
приобретает
возможность
самостоятельного
приобретения школьниками информации по одному из учебных предметов и
творческое использование этой информации в освоении учебного материала
по другим учебным предметам. Приборы, конструкции, модели, выполненные
школьниками
на
занятиях
физикоматематического
кружка,
творческого
объединения,
научного
общества
по
заказам
учителей
химии,
биологии,
истории,
географии,
с
успехом
могут
быть
использованы
как
на
соответствующих уроках, 'так и во внеурочной работе по данным учебным
дисциплинам. Сбор коллекций (минералов, растений, почв, насекомых и т.п.),
архивных
материалов
на
экскурсиях
и
других
внеурочных
занятиях
по
биологии,
географии,
истории
могут
углубить
содержание
урочных
и
внеурочных
занятий
по
физике,
химии,
астрономии. В
33
интегративном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинные
проблемы, расширяющие рамки
действующих программ учебников
для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития
учащихся. При таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы
обучения
(методы
преподавания
и
изучения),
используемые
на
стыке
предметов:
лекция
и
беседа,
объяснение
и
управление
самостоятельной
работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез.
Изучив
различные
межпреметные
связи
на
занятиях
предметов
естественнонаучного цикла мы пришли к таким заключениям: у учащихся
формируются
различные
умения,
познавательные
и
учебных
интересы,
самодеятельность, творческая активность. Ученик подчас неожиданно для
себя обнаруживает способность понимания одного из ранее недоступных,
трудных
предметов,
включенных
в
связку
с
его
любимым
учебным
предметом.
У
многих
школьников
пробуждаются
дремавшие
интересы
и
творческие
силы.
Взаимодействие
математики
с
физикой,
химией,
астрономией
активизирует
самостоятельность
и
системность
мышления,
формирует склонность к практическому анализу изучаемых фактов, явлений,
научных открытий и изобретений. Внутри - и межпредметное взаимодействие
урочных и внеурочных занятий, программируем развитие межличностных
отношений учащихся, а также отношений учащихся к окружающему миру и
самим себе как частичке этого мира.
2.3. Методические рекомендации по организации интегративного
обучения на уроках предметов естественно – математического цикла
В
связи
с
переходом
образовательных
учреждений
на
новые
образовательные стандарты актуальными становится вопрос об интеграции
наук при подготовке конкурентноспособного специалиста.
Интеграция
–
восстановление,
восполнение,
объединение
частей
в
целое,
причем
не
механическое
соединение,
а
взаимопроникновение,
взаимодействие.
Обновление образования требует использования нетрадиционных
34
методов
и
форм
организации
обучения,
в
том
числе
интегративных,
в
результате
использования
которых
у
обучающихся
не
только
возникает
целостное восприятие мира, но и формируется
деятельностный подход в
обучении.
На
уроках
математики
прослеживаются
межпредметные
связи
со
многими
предметами.
Например,
на
уроках
математики
изучается
метрическая система мер, именованные числа. На уроках физики пользуемся
именованными числами. Прежде чем выполнить действия над именованными
числами, выраженными различными единицами, сначала приведем
в соответствие единицы мер, в которых они выражены, а потом выполняем
действия. При выполнении лабораторных работ и опытов используем личные
математические единицы измерения: измеряем линейкой длину, мензуркой
определяем объём жидкости, твердого тела, измеряем площади различных
тел.
При
решении
задач
всегда
сталкиваемся
с
именованными
числами,
отрабатываем навыки в переводе единиц длины, площади, объёма и других
величин.
По разделу «Механика» на физике часто используем графики движения,
координатную
плоскость,
уравнения
движения.
Математические
исследования могут помочь в этом. На уроке учащимися даются примеры
зависимости одной физической величины от другой, используются задания с
различными графиками движения.
Преподавание математики опирается на гуманитарный потенциал
учебных дисциплин, на понимание того, как устроен и развивается мир,
каково место человека в нем. Так, на уроках истории изучается тема
«Культура
России»
в
разные
отрезки
времени,
где
учащиеся
делают
сообщения о великих математиках и их научных открытиях.
Изучая
тему
по
физике
«Строение
атома»,
при
доказательстве
зависимости
строения
атома
от
свойств
и
строения его
элементов,
осуществляется межпредметная связь с обществознанием, где раскрываются
следующие понятии: материя и движение, развитие и всеобщая связь явлений
35
мира. По теме « Электромагнитное поле» используются также знания из
«Обществознания»: философские представления о мире и его познании.
При
изучении
темы
«Строение
атома»
осуществляется
взаимосвязь
также
с
химией,
используем
на
уроках
физики
химические
таблицы,
определяем число протонов по порядковому номеру в таблице Менделеева.
На
уроках
химии
учащиеся
изучают
правильное
нахождение
по
таблице
периодической системы элементов Д.И. Менделеева заряда ядра и механизм
правильного
построения
атома
по
количеству
энергетических
уровней
электронов. Также решают задачи па определение массы, объема веществ по
уравнению реакции, задачи на выведение истинных формул по известным
массовым
долям
элементов.
По
теме
«Ядерные
реакции»,
вспоминаем
понятия из химии, составляем химические уравнения, по ним определяем
состав атомного ядра. Тема урока: «Электрический ток в жидкостях. Законы
электролиза. Применение электролиза». И в этом уроке происходит связь с
химией, рассматривается химические процессы, знакомиться с техническим
применением
электрических
явлений,
в
единстве
законов
природы
и
ее
проявлений.
При изучении темы «Звуковые явления» происходит межпредметная
связь с биологией. На физике учащиеся знакомятся с различными видами
звуков, их характеристиками, углубляют знания о взаимосвязи строения и
свойств голосовых аппаратов живых существ, их роли в природе, влиянии
звуков природы на организм человека с точки зрения физики. Учащиеся
также готовят сообщения, как зависит частота звука различных животных от
строения и массы тела. На уроке биологии по теме « Экологические
факторы»: биотические и антропогенные факторы, приводятся примеры, как
человеческий
фактор
влияет
па
живые
существа,
как
защитить
город
от
звукового шума.
По разделу «Оптика» мы вспоминаем оптическое смешение цветов:
теплые и холодные цвета, цвет и тени. Учащиеся выступают с сообщениями,
что
различные
цвета
вызывают
у
человека
различные
психологические
36
воздействия:
влияют
на
настроение,
самочувствие,
воздействуют
на
работоспособность. Правильно использовать цвет в одежде поможет знание
законов отражения, преломления, явления интерференции, дисперсии света.
На
уроках
учащимся
показывают
различные
ткани:
атлас,
шёлк,
капрон.
Учащиеся выбирают, какие ткани они выбирают летом и почему? При этом
они опираются на законы отражения и преломления.
В ходе лабораторно - практических работ по предмету « Физика» при
проведении виртуальных лабораторных работ тесная связь с математикой и
информатикой.
Учащиеся
заполняют
таблицы,
рисуют
схемы,
выполняют
вычисления
на
компьютере,
используя
различные
программы,
изучают
возможности встроенного редактора формул.
Межпредметные связи представлены
в виде таблицы по классам: [8]
Класс
тема
Межпредметные связи
Учащиеся
должны
знать:
Учащиеся
должны
уметь:
7
Строение
вещества.
Использование
учащимися сведений о
строений вещества, трех
состояниях
воды,
расширении тел при
нагревании: диффузия в
процессах
питания
и
дыхания
растений
(биология).
Изменение
величин.
Округление
чисел.
степени
(математика).
Механические
с
в
о
й
с
т
в
а тел
(технология)
Основные положения
молекулярной теории
строения вещества.
Понятия: вещество,
молекула, состояние
вещества.
температура.
Явления: диффузия,
взаимодействие
молекул, зависимость
скорости движения
молекул
от
температуры;
свойства газов,
жидкостей и твердых
тел.
Применять
основные положения
молекулярной теории к
объяснению
явления
диффузии и состояний
вещества.
Определять
экспериментально
размеры
малых
тел
и
решать
качественные
задачи;
Иллюстрировать
основные явления
и положения
Молекулярной теории
строения вещества
примерами из жизни,
7
Взаимодействие
тел.
Учениеи
определять,
в е л и ч и н ы
п о
формулам
вычисления,
округлении десятичных
дробей,
приближенные
з
н а ч е н и я чисел
(математика). Обработка
изделии
напильником;
подшипники
и
смазка
(технология).
Определение
п о
т р а е к т о р и и
Явления:
механическое
движение, инерция,
взаимодействие
тел, тяготение,
трение,
деформации.
Понятия: скорость,
ма с с а ,
п л о т н о с т ь
вещества, сила, вес,
силы тяжести,
упругости, трения.
Формулы:
V~S/t,
p=m/v, P=gm.
Решать
качественные
и
п р о с т е й ш и е
р а сч е т н ы е
з а д а ч и
по теме. Пользоваться
в е с а м и
.
динамометрами,
и з м е р я т ь
с и л у ,
массу, вес
тела.
Изображать
графически силы
на
чертеже
и
находить
равнодействующую
37
движения
на
п л а н е
местности или карте
р а с с т о я н и й
м е ж д у
населенными
пунктами
в задачах на движение
(география).
силу.
7
Д а в л е н и е
твердых
т е л ,
ж и д ко с т е й
и
газов.
Сообщающиеся сосуды,
уровень, водопровод,
артезианский колодец,
ш л ю з ы ,
ф о н т а н
(биология).
Судоходство,
батискаф,
атмо сфера
и
атмосферное давление
(физическая география).
Вычисление по
формулам,
пропорции
(математика)
Явления:
давление,
атмосферное
давление,
плавание
тел, воздухоплавание.
Понятия: давление,
единицы давления,
архимедова сила.
Формулы и законы:
закон Паскаля, закон
Архимеда; p=F/S,
р = g p h, FA-p
ж
gН
Экспериментально
определять
а р х и м ед о ву
с и л у,
пользоваться
барометром
а н е р о и д о м
и
манометром.
Иллюстрировать
основные явления,
понятия и законы
примерами из
окружающей жизни,
природы и техники.
8
Т е п л о в ы е
явления
Различие в нагревании
в о д ы
и
с у ш и
объясняется
различными
удельными
теплоемкостями;
образование
б р и з а
( г е о г р а ф и я ) .
И с п а р е н и е
в о д ы
листьями
(биология).
Атомно-молекулярное
у ч е н и е
( х и м и я ) .
Нахождение
величин
по
формулам:
проценты (математика).
Понятия:
внутренняя
энергия,
виды
теплопередачи;
количество теплоты,
удельная теплота
сгорания
топлива:
удельная
теплоемкость;
удельная
теплота
плавления
и
парообразования;
температуры
плавления и кипения.
Применение
тепловых
процессов
в
т е п л о в ы х
двигателях.
Применять
основные положения
молекулярной
т е о р и и
д л я
объяснения
тепловых
явлений. Пользоваться
термометром и
калориметром.
Ч и т а т ь
г р а ф и к и
изменения
температуры
п р и
н а г р е в а н и и ,
плавлении,
парообразовании.
Решать задачи с
применением формул
количества теплоты.
Пользоваться
таблицами
удельных
теплоемкостей,
теплоты сгорания.
8
Электрические
явления
Применение
формул,
сведения
о
прямой
и
обратной
пропорциональности,
о функции У=КХ и
ее графике (математика).
Устройство
электронагревательных
приборов (технология).
Электрические явления в
атмосфере: гром, молния
(география).
Понятия:
Электрический
ток,
электрическая
цепь,
электрон,
эл е кт р и ч е с ко е поле,
тока.
н а п р я ж е н и е ,
сопротивление,
удельное
сопротивление, работа
и
мощность
тока.
Законы: законы Ома и
Джоуля-Ленца.
Применение
Объяснять
электрические
явления
Чертить и читать
простейшие -
электрические
схемы.
Собирать
электрическую цепь,
пользоваться
амперметром,
вольтметром,
38
Электрические рыбы.
Электролечение в
медицине (биология).
постоянного
электрического тока
в технике и быту.
реостатом. Решать
качественные
задачи
по теме. Пользоваться
таблицами удельных
сопротивлений и
электрических
мощностей.
8
С в е т о в ы е
явления
Прямолинейное
распространение
свет а,
о б р а з о в а н и е
тени, смена дня
и
ночи (естествознание).
Строение
глаза
(биология).
Зависимость
климата
от
широты
места
и
угла
падения
световых лучей
на
Землю (география).
Понятия:
прямолинейное
распространение
света, отражение и
преломление света;
фокусное расстояние
и оптическая сила
линзы,
диоптрия.
Законы:
законы
отражения света Д=1/
F. Практическое
использование
з е р ка л
и
ли н з
в
оптических
приборах.
Измерять углы падения
и
о т р а ж е н и я
о т
плоского зеркала.
Строить
изображение
предмета
в
плоском
з е р к а л е
и
т о п к о й
л и н з е .
Р е ш а т ь
качественные
задачи
п а
о т р а ж е н и е
и
преломление света.
9
О с н о в ы
динамики
Решение квадратных и
линейных уравнений.
систем
уравнений:
векторы, сложение и
вычитание векторов
(математика).Силы
упругости
и
трения
и
и х
п р о я в л е н и я
в
технике:
у п ру го с т ь
материалов,
обработка
поверхностей.
Подшипники
(технология)
Понятия: инерция,
инертность. масса,
с
и
л
а
, вес,
невесомость,
перегрузки, первая
космическая
скорость, поле
тяготения. Законы:
законы Ньютона,
принцип
относительности
Галилея - Ньютона,
закон всемирного
тяготения,
закон
Гука. Применение:
законы динамики в
технике
и
на
производстве,
искусственные
спутники Земли.
Измерять и вычислять
массу, силу, вес,
жесткость,
коэффициент трения.
И з о б р а ж а т ь
н а
ч е р т е ж е
и
использовать при
р е ш е н и и
з а д а ч
векторы сил, сложение
сил.
Р е ш а т ь
п р о с т ы е
з а д ач и
н а
з а ко н ы
динамики и движение
тел под действием сил
тяжести,
упругости
и
трения.
Иллюстрировать
законы динамики и их
применение в жизни.
9
З а к о н ы
сохранения
в
механике
Тригонометрические
функции,
векторы
( м а т е м а т и к а ) . I.
Использование
теории
Воды и ветра (география).
Работа
и
мощно сть
машин
и
механизмов.
Использование
энергий
Понятия: импульс
силы, импульс тела,
работа
силы.
мощность В.
потенциальная
и
кинетическая
энергия, реактивное
движение. Законы :
закон превращения и
Измерять и вычислять,
работу,
м о щ н о с т ь ,
КПД. Решать задачи
на определение работы ,
мощности,
э н е р г и и
КПД, импульса, законов
сохранения энергии
и
импульса.
Пользоваться
таблицами
и
39
удара (технология).
сохранения энергии.
Применение:
реактивный
двигатель,
КПД
машин и механизмов,
подъемная
сила
крыла
самолета.
использование
энергии воды и ветра.
Справочниками для
определения мощностей и
К П Д
р а з л и ч н ы х
машин.
9
Механи-
ческие
к о л е б а н и я
и
волны.
Полезное и вредное
проявление резонанса
при работе па станках
(технология).
Строение
и
функции
органов
с
л
у
х
а (биология).
К о л е б а н и я
п о ч в ы .
Землетрясения
(география).
Приближенные
в ы ч и с л е н и я
п р и
р
е
ш е
н
и
и задач
(математика).
Понятия: амплитуда,
период, частота
колебания, длина
волны, скорость
звука, энергия
колебаний.,
резонанс,
звук.
Применение:
механические
к о л е б а н и и
н а
производстве и в
технике,
использование звука и
ультразвука.
И з м е р я т ь
и
вычислять период и
ч а с т о т у колебаний
м а я т н и к а , ускорение
с в о б о д н о г о падения.
Решать качественные и
простые
вычислительные задачи.
Иллюстрировать
материал темы
примерами из
обыденной жизни,
природы,
техники
и производства.
Интеграция учебных предметов требует существенных изменений в
содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и
теоретических
концепций.
Применение
различных
форм
интеграции
позволит более рационально подойти к процессу обучения и воспитания в
современной
школе,
целью
которого
является
формирование
целостного
представления мира у школьников. С психолого-педагогической точки зрения
интегрированный
урок
способствует
активизации
познавательной
деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность,
является
условием
успешного
усвоения
учебного
материала.
Интеграция
возможна только
при ряде условий: родства наук, соответствующих
интегрируемым
учебным
предметам;
совпадений
или
близости
объекта
изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Предлагаемые
таблицы,
разработки
уроков
и
рекомендации
предназначены в основном для учителей 7 - 9 классов общеобразовательной
школы, но они адаптированы и могут оказаться полезными и тем учителям,
которые работают в этих классах по другим планам и программам, так как
40
межпредметные связи, содержание и методы обучения остаются теми же.
Заключение
Интегративный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе
41
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного
понятия,
темы
или
явления.
В
таком
уроке
всегда
выделяются:
ведущая
дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные,
способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей
дисциплины. Выявлено,
что
интегрированный
урок
требует
от
учителя
тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности
личностного общения.
Установлены
закономерности
интегрированного
урока:
весь
урок
подчинен
авторскому
замыслу;
урок
объединяется
основной
мыслью
(стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты
целого;
этапы
и
компоненты
урока
находятся
в
логико-структурной
зависимости.
Обозначено,
что
соблюдение
указанных
закономерностей
позволяет
рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения
содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование
ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в
одно общее; предупреждение недочетов.
В
интегративном
обучении
рассматриваются
разнообразные
междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ
и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные
для
развития учащихся. При таком подходе
гармонично сочетаются
разнообразные формы обучения, используемые на стыке предметов: лекция и
беседа,
объяснение
и
управление
самостоятельной
работой
учащихся,
наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез.
Значение
мсжпредметных
связей
для
процесса
обучения
огромно.
Продуктивная
деятельность
преподавателей
здесь
объединяется
единой
целью, которая может быть достигнута лишь путем совместного поисково-
творческого сотрудничества. Интегрированные уроки способствуют развитию
речи, формированию умению учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы,
снимают перенапряжение, перегрузку. Интегрированный урок отличается от
42
обычных
традиционных
уроков
предельной
сжатостью,
компактностью
и
четким
структурированием
учебного
материала,
логической
взаимосвязью
материала,
большой
информативной
ёмкостью
учебного
материала,
используемого на уроке. Преимущества многопредметного интегративного
урока
перед
традиционным
монопредметным
очевидны.
На
таком
уроке
можно создать более благоприятные условия для развития самых разных
интеллектуальных
умении
учащихся,
через
него
можно
выйти
на
формирование
более
широкого
мышления,
научить
применению
'теоретических
знаний
в
практической
жизни,
в
конкретных
жизненных,
профессиональных
и
научных
ситуациях.
Иитегрированные
уроки
приближают процесс обучения к жизни, натурализуют его, оживляют духом
времени, наполняют смыслами.
Предложено
Подводя
итоги
проведенного
теоретического
исследования
проблемы
интеграции содержания образования в школе, одной из форм реализации
которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод
о 'том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение
которой на практике даст возможность подойти по новому к построению
учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Обобщая опыт отечественной школы и опираясь на теорию вопроса, мы
попытались дать анализ проблемы интеграции в реализации стандартного
предметного
и
интегрированного
уроков.
Мы
установили,
что результаты
теоретического
анализа
проблемы
и
материалы
практической реализации
подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование
не
претендует
на
исчерпывающее
разрешение рассматриваемой проблемы.
Накопленный
материал
требует
дальнейшего рассмотрения и уточнения в
форматах теоретического поиска и практического применения.
Список литературы
1.
Ахлебина, Т. В. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества
43
знаний и развитии школьников / А. К. Ахлебин, Т. И. Шамова // Наука и школа.
-1999.- №5. – С. 22- 27
2.
Безрукова, В.С. Интегративные процессы в педагогической теории и практике
[Текст] / В. С. Безрукова // Екатеринбург, 1994.
3.
Бравина,
М.
А.
Интегрированный
урок:
суть,
возможности,
методика
[Текст] / М. А. Бравина // Преподавание истории и обществознания в
школе.-2009.- № 10.- С. 12.
4.
Боярчук, В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Ф. Боярчук. –
Вологда: ЗГПИ, 2008. – 156 с.
5.
Браже, Г. Г. «Интеграция предметов в современной школе» [Текст] / Т. Г.
Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 8 - 9.
6.
Валиуллина, В. А. Программа интегрированного курса «География глазами
физиков и лириков, или физические явления в природе и их отражение в
литературе и искусстве» [Текст] / В. А. Валлиулина // География в школе.-
2006.- №1.- С. 45.
7.
Васильева, Г. Н. Деятельностный подход в обучении физике [Текст] / Г. И.
Васильева // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч.
конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита, 2015. — С. 89-91.
8.
Гурьев,
А.
И.
Статус
межпредметных
связей
в
системе
современного
образования [Текст] / А. И. Гурьев // Наука и школа. - 2002. - № 2. - С. 44-
45.
9. Дик, Ю. И. «Интеграция учебных предметов» [Текст] / Ю. И. Дик //
Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 34-36.
10.
Загвязинский,
В.
И.
Интеграция
научного
знания
межпредметных
исследований в образовании [Текст]/ В. И. Загвязинский // М.- 2011.
11. Максимова, В. Н. Интеграция в системе образования / В.Н.Максимова. //
СПб. – 1999.
12.
Сериков, В. В.
Личностно ориентированный подход в образовании:
концепция и технология. [Текст]/ В.В Сериков // М.—2001.
13. Кабардин, О.Ф. Эксперт в ЕГЭ / О.Ф. Кабардин //М.-2016.
14. Кабардин, О.Ф. Внеурочная работа по физике/ О.Ф. Кабардин , Э. М.
Браверман, Г. Р. Глущенко // М. - 2013. 223 с.
15.
Кузнецова, Л. В.
Работаем по новым стандартам:
пособие для
44
учителей / Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова и др. ; под ред.
Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 176 с.
16. Круковер, В. И. Творческая физика. 5-9 классы. Познавательные игры,
оригинальные фокусы и опыты, занимательные [Текст] : учеб. пособие /
В. И. Круковер. – М. : Учитель, 2017. – 71 с.
17. Кунаш, М. А. Достижение личностных результатов учащимися на уроках
физики [Текст] : учеб. пособие / М. А. Кунаш. – М. : Учитель, 2016. – 255
с.
18. Пелагейченко, Н. Л.
Технологические карты уроков по учебнику А.В.
Перышкина [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Пелагейченко. – М. : Учитель,
2017. – 243 с.
19.
Сухаревская, Е.Ю.
Технология современного урока. Практическое
пособие для учителя/ 3 – изд. Ростов – на - Дону: РПИ, 2013. – С. 165 –
173.
45
46