Напоминание

"Создание условий для адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"

Автор: Лаврентьева Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№3 с УИОП"
Населённый пункт: город Котовск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья

" Создание условий для адаптации и социализации детей с особыми

образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС обучающихся с

ОВЗ".

Автор:

Лаврентьева Любовь Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ

№3 с УИОП» г. Котовска

Тамбовской области

Материал

адресован

педагогам,

работающим

в

инклюзивном

образовательном пространстве. В статье рассматриваются содержательные и

организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы

и технологии обучения детей с ОВЗ. Настоящие методические рекомендации

призваны помочь педагогам организовать обучение детей с ограниченными

возможностями

здоровья

в

неспециализированных

образовательных

учреждениях.

В новых социально-экономических условиях общество остро и актуально

ставит вопрос о приоритетном значении обучения, воспитания и социализации

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

их

включением

в

образовательную среду.

Цель деятельности учителя – создать условия для адаптации и социализации

детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС

обучающихся

с

ОВЗ.

Для

создания

таких

условий

немаловажное

значение

имеет профессиональная подготовка учителя.

Задачи:

1.

Создать

условия

для

освоения

образовательной

программы

всеми

учащимися инклюзивного класса.

2.

Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями

здоровья в группе сверстников, школьном сообществе.

3.

Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к

участию в проектировании и организации образовательного процесса в

инклюзивном классе.

4.

Повышение профессиональной компетенции.

У

большинства

учеников

с

ОВЗ

отмечается

недостаточный

уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и

использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из

необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего

процесса в работе учителя.

Главной трудностью в работе с детьми, имеющими особые образовательные

потребности, является умение перестроить своё сознание и научиться строить

свои отношения с ребёнком по правилам: все ученики равны в школьном

сообществе; все ученики имеют равный доступ к процессу обучения; у всех

учеников

должны

быть

равные

возможности

для

установления

и

развития

важных социальных связей; вовлеченные работники настроены позитивно и

понимают свои обязанности.

Поэтому первыми и самыми важными условиями для успешной организации

инклюзивного обучения считаю следующие:

- установка положительного психологического климата в классе.

-установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями,

специалистами сопровождения.

С целью отбора наиболее приемлемых приёмов и методов работы с детьми с

ОВЗ следует выявить общие недостатки развития детей этой группы:

ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостатки

в развитии моторики; низкая познавательная активность; недостатки в развитии

р е ч и ;

н е д о с т а т к и

в

р а з в и т и и

л и ч н о с т и .

Опыт работы с такими детьми позволяет сформулировать

главные требования

к уроку:

o

воздействие на все органы чувств

o

разнообразные виды деятельности

o

обращение к опыту ребенка; комфортные условия на уроке

o

ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей

o

содружество учителя

o

задания малыми дозами

o

игра

Считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической

поддержки в усвоении знаний. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ

можно

использовать

следующие

активные

методы,

приёмы

и

технологии

обучения, дающие положительную динамику:

1.

Индивидуальный

подход

на

всех

этапах

обучения

(при

опросе,

индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная

оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида

деятельности).

2.

Использование

наглядности

и

зрительных

стимулов

(смена

вида

деятельности

в

ходе

урока

каждые

15-20

минут

с

целью

предупреждения

утомления, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).

3.

Деление

крупного

материала

на

мелкие,

связанные

между

собой

части

(составление алгоритма).

4. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных

моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

5. Частое включение в урок коллективных, групповых видов деятельности,

предусматривающих взаимопомощь.

6. Оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участия в

коллективной работе, поддержки желания работать (лучший стимул-похвала).

6. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем

предметам.

8.

Создание

на

всех

этапах

обучения

обстановки

принятия

обучающегося,

благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и

учителем.

Как показывает практика, применение активных методов и приёмов обучения

повышает

познавательную

активность

учащихся,

развивает

их

творческие

способности,

активно

вовлекает

обучающихся

в

образовательный

процесс,

стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ. Результатом их

применения

является

экономия

времени,

сохранение

сил

учителя

и

обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.

Конечно же, не обходится без трудностей. Мотивация детей с ОВЗ к учению,

безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учителя получают

ожидаемую

отдачу,

положительную

динамику

результатов

обучения.

Но

от

этого

работа

учителя,

каждодневная,

кропотливая,

порой

незаметная

для

окружающих,

не

становится

менее

значимой.

Главное

в

работе

учителя

-

следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха

во

время

учебного

процесса.

Необходимо

строить

урок,

исходя

из

возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь,

кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все

потрогать.

Работу с детьми с ОВЗ следует проводить в тесной связи с логопедом и

психологом.

Очень большой помощи ждут и родители. Мы должны помочь родителям

овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться

в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Необходимо активно использовать

при

работе

с

родителями

обучающихся

такие

формы

взаимодействия,

как

родительские собрания, коллективные и индивидуальные встречи родителей со

специалистами.

Также

индивидуальные

формы

работы,

а

именно

беседа,

задушевный

разговор,

посещение

на

дому,

выполнение

индивидуальных

поручений, телефонный разговор.

Заключение.

Каждый

ребенок

обладает

уникальными

особенностями,

интересами,

способностями и учебными потребностями. Инклюзивное образование - это

постепенный,

детальный

и

очень

бережный

процесс

включения

ребенка

в

общую образовательную среду. Задача школы и учителя, в частности, - не

только дать качественное образование, но и научить детей существовать в

обществе людей с разными способностями. Опыт показывает, что адаптация и

социализация

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

в

рамках

реализации

ФГОС

может

проходить

успешно

при

создании

оптимальных

условий со стороны всех участников образовательного процесса.

Литература

1.

Акатов

Л.И.

Социальная

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

– 368с.

2.

Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с

задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. –

М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.

3.

Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями /

С.А. Завражин, Л.К. Фортова. - М.: Академический Проект, Трикста,

2012. - 344 c.

4.

Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с

детьми

с

ОВЗ:

методическое

пособие.

М.:

Гуманит.

изд.

центр

ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

5.

Крыжановская

Л.М.

Психологическая

коррекция

в

условиях

инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М.

Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143

с.

6.

Ратнер

Ф.Л.,

Юсупова

А.Ю.

Интегрированное

обучение

детей

с

ограниченными возможностями в обществе здоровых детей ISBN: 978

- 5 -691 -01581 - 6 2014 Владос

7.

Староверова

М.С.

Инклюзивное

образование:

Настольная

книга

педагога, работающего с детьми с ОВЗ ISBN: 978 - 5 -691 -01954 - 8

2014 Владос.

Нормативные документы

1.

Федеральный

закон

Российской

Федерации

«Об

образовании

в

Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от

07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья

/

М-во

образования

и

науки

Рос.

Федерации.

М.:

Просвещение, 2017. – 404 с.