Автор: Лаврентьева Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№3 с УИОП"
Населённый пункт: город Котовск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"
Статья
" Создание условий для адаптации и социализации детей с особыми
образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС обучающихся с
ОВЗ".
Автор:
Лаврентьева Любовь Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ
№3 с УИОП» г. Котовска
Тамбовской области
Материал
адресован
педагогам,
работающим
в
инклюзивном
образовательном пространстве. В статье рассматриваются содержательные и
организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы
и технологии обучения детей с ОВЗ. Настоящие методические рекомендации
призваны помочь педагогам организовать обучение детей с ограниченными
возможностями
здоровья
в
неспециализированных
образовательных
учреждениях.
В новых социально-экономических условиях общество остро и актуально
ставит вопрос о приоритетном значении обучения, воспитания и социализации
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
их
включением
в
образовательную среду.
Цель деятельности учителя – создать условия для адаптации и социализации
детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС
обучающихся
с
ОВЗ.
Для
создания
таких
условий
немаловажное
значение
имеет профессиональная подготовка учителя.
Задачи:
1.
Создать
условия
для
освоения
образовательной
программы
всеми
учащимися инклюзивного класса.
2.
Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями
здоровья в группе сверстников, школьном сообществе.
3.
Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к
участию в проектировании и организации образовательного процесса в
инклюзивном классе.
4.
Повышение профессиональной компетенции.
У
большинства
учеников
с
ОВЗ
отмечается
недостаточный
уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и
использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из
необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего
процесса в работе учителя.
Главной трудностью в работе с детьми, имеющими особые образовательные
потребности, является умение перестроить своё сознание и научиться строить
свои отношения с ребёнком по правилам: все ученики равны в школьном
сообществе; все ученики имеют равный доступ к процессу обучения; у всех
учеников
должны
быть
равные
возможности
для
установления
и
развития
важных социальных связей; вовлеченные работники настроены позитивно и
понимают свои обязанности.
Поэтому первыми и самыми важными условиями для успешной организации
инклюзивного обучения считаю следующие:
- установка положительного психологического климата в классе.
-установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями,
специалистами сопровождения.
С целью отбора наиболее приемлемых приёмов и методов работы с детьми с
ОВЗ следует выявить общие недостатки развития детей этой группы:
ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостатки
в развитии моторики; низкая познавательная активность; недостатки в развитии
р е ч и ;
н е д о с т а т к и
в
р а з в и т и и
л и ч н о с т и .
Опыт работы с такими детьми позволяет сформулировать
главные требования
к уроку:
o
воздействие на все органы чувств
o
разнообразные виды деятельности
o
обращение к опыту ребенка; комфортные условия на уроке
o
ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей
o
содружество учителя
o
задания малыми дозами
o
игра
Считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической
поддержки в усвоении знаний. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ
можно
использовать
следующие
активные
методы,
приёмы
и
технологии
обучения, дающие положительную динамику:
1.
Индивидуальный
подход
на
всех
этапах
обучения
(при
опросе,
индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная
оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида
деятельности).
2.
Использование
наглядности
и
зрительных
стимулов
(смена
вида
деятельности
в
ходе
урока
каждые
15-20
минут
с
целью
предупреждения
утомления, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).
3.
Деление
крупного
материала
на
мелкие,
связанные
между
собой
части
(составление алгоритма).
4. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
5. Частое включение в урок коллективных, групповых видов деятельности,
предусматривающих взаимопомощь.
6. Оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участия в
коллективной работе, поддержки желания работать (лучший стимул-похвала).
6. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем
предметам.
8.
Создание
на
всех
этапах
обучения
обстановки
принятия
обучающегося,
благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и
учителем.
Как показывает практика, применение активных методов и приёмов обучения
повышает
познавательную
активность
учащихся,
развивает
их
творческие
способности,
активно
вовлекает
обучающихся
в
образовательный
процесс,
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ. Результатом их
применения
является
экономия
времени,
сохранение
сил
учителя
и
обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.
Конечно же, не обходится без трудностей. Мотивация детей с ОВЗ к учению,
безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учителя получают
ожидаемую
отдачу,
положительную
динамику
результатов
обучения.
Но
от
этого
работа
учителя,
каждодневная,
кропотливая,
порой
незаметная
для
окружающих,
не
становится
менее
значимой.
Главное
в
работе
учителя
-
следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха
во
время
учебного
процесса.
Необходимо
строить
урок,
исходя
из
возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь,
кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все
потрогать.
Работу с детьми с ОВЗ следует проводить в тесной связи с логопедом и
психологом.
Очень большой помощи ждут и родители. Мы должны помочь родителям
овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться
в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Необходимо активно использовать
при
работе
с
родителями
обучающихся
такие
формы
взаимодействия,
как
родительские собрания, коллективные и индивидуальные встречи родителей со
специалистами.
Также
индивидуальные
формы
работы,
а
именно
беседа,
задушевный
разговор,
посещение
на
дому,
выполнение
индивидуальных
поручений, телефонный разговор.
Заключение.
Каждый
ребенок
обладает
уникальными
особенностями,
интересами,
способностями и учебными потребностями. Инклюзивное образование - это
постепенный,
детальный
и
очень
бережный
процесс
включения
ребенка
в
общую образовательную среду. Задача школы и учителя, в частности, - не
только дать качественное образование, но и научить детей существовать в
обществе людей с разными способностями. Опыт показывает, что адаптация и
социализация
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
в
рамках
реализации
ФГОС
может
проходить
успешно
при
создании
оптимальных
условий со стороны всех участников образовательного процесса.
Литература
1.
Акатов
Л.И.
Социальная
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
– 368с.
2.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с
задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. –
М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
3.
Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями /
С.А. Завражин, Л.К. Фортова. - М.: Академический Проект, Трикста,
2012. - 344 c.
4.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми
с
ОВЗ:
методическое
пособие.
–
М.:
Гуманит.
изд.
центр
ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
5.
Крыжановская
Л.М.
Психологическая
коррекция
в
условиях
инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М.
Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143
с.
6.
Ратнер
Ф.Л.,
Юсупова
А.Ю.
Интегрированное
обучение
детей
с
ограниченными возможностями в обществе здоровых детей ISBN: 978
- 5 -691 -01581 - 6 2014 Владос
7.
Староверова
М.С.
Инклюзивное
образование:
Настольная
книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ ISBN: 978 - 5 -691 -01954 - 8
2014 Владос.
Нормативные документы
1.
Федеральный
закон
Российской
Федерации
«Об
образовании
в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
/
М-во
образования
и
науки
Рос.
Федерации.
–
М.:
Просвещение, 2017. – 404 с.