Напоминание

"Прогулки-источник мысли и вдохновения"

Автор: Романова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №78 "Ивушка"
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Прогулки-источник мысли и вдохновения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Прогулки-источник мысли и вдохновения.

Известно, что мышление детей «включается» совсем не так, как у нас, взрослых.

Источником

детской

мысли

чаще

всего

служат

чувственные

восприятия

(то

есть

просто то, что ребёнок щупает, видит, слышит, обоняет) или действия ( взял, сломал,

прыгнул, залез) самого малыша.

Без чувственных впечатлений и активного физического действия маленький

ребёнок самостоятельно мыслить не может: так он устроен. Но ведь именно на

прогулке мы получаем наилучшие условия как для физической активности крохи, так

и для разнообразных чувственных восприятий. Где ещё можно не только бегать,

прыгать и лазать, но и подобрать то, что нашёл, взять себе и даже сломать? Можно ли

так делать дома? Или в садике?

Богатство чувственных впечатлений определяется уже сменой состояния природы.

В

отличие

от

техногенного

пейзажа,

от

предметов,

созданных

человеком,

живая

природа

всё

время

меняется,

становится

другой.

Нужно

только

суметь

обратить

внимание маленького человека на то, чего мы, взрослые , обычно не замечаем. На что

же можно обратить внимание малыша на прогулке? Во-первых, это небо. Если ребёнок

заметит, что небо чем-то похоже на лицо человека, крохе будет интересно смотреть на

него,

на

то,

как

оно

меняется.

Так,

малыш

может

узнать

слова:

«хмуриться»,

«прояснилось», «мрачное», «светлое», «чистое», «задумчивое».

Цвет неба бывает очень красивым. Здесь сменяют друг друга почти все

возможные цвета и оттенки. Как обратить на них внимание ребёнка? Скажите ему: вот

между этим домом и тем- это будет НАШЕ НЕБО. Наше с тобой, понимаешь? Только

никому не говори об этом: это будет наша тайна. Ну-ка посмотрим, какое сегодня наше

небо? Можно попробовать считать, сколько цветов на небе, называя их: сегодня-

серый, сиреневый, розовый и голубой- четыре! Посмотрим, сколько будет завтра.

Облака, тучи на небе бывают разной формы и величины; часто они на что-то похожи.

Вот эта, как лошадь, а то, как сказочное чудовище с тремя головами.

Можно сочинять вместе с ребёнком целые истории про фантастических

персонажей, которых вы увидели среди облаков. Они то гоняются друг за другом,

преследуют друг друга; то мирно плывут; то словно спят, вися на одном месте. Они

бывают добрыми и весёлыми, а бывают злыми, сердитыми. Ну-ка, какие у нас сегодня

облака на «нашем небе»?

Но немало интересного и на земле. Вот репейник: почему он такой «цеплючий»?

Для чего он цепляется за нашу одежду и шерсть животных? Можно взять коробочку

репейника и на глазах у малыша высыпать из неё семена. Ребёнок очень удивится:

такая маленькая коробочка—а столько семян. Вот эти семена мы и переносим на своей

одежде,

и

так

сеем

повсюду

репейник.

Вот

почему

он

везде

растёт.

А

почему

некоторые ягоды, например, рябина, такие яркие? Наверно, чтобы их заметили. Кто же

должен их заметить и зачем? Зимой ребёнку можно будет показать птиц, например,

снегирей или свиристелей, которые едят рябину. Вот для кого она такая красная! Но

неужели рябина так заботится о птицах? Какая она добрая! Почему шмель мохнатый, а

пчела не мохнатая? Может потому, что шмели живут на севере, там холодно, вот они и

носят такую тёплую «одежду»?

Покажите ребёнку обыкновенные сосновые шишки и иголки: весной, летом и

осенью.

Весной

иголочки

похожи

на

мягкую

кисточку

с

нежными-нежными

салатовыми

«шерстинками»:

малыши

очень

любят

их

гладить

и

нюхать:

у

них

сильный, своеобразный, чуть горьковаты й,

приятный

запах.

Летом

иглы

и

шишки

твердеют. Но они ещё зелёные. А осенью- какие они будут осенью? А зимой? Всё

равно зелёные! А вот дерево, похожее на сосну (лиственница), а с неё все иглы

осыпались, как будто это листья. Почему на некоторых деревьях ( ольхе, берёзе) такие

«висюльки» (серёжки)? Почему ранней весной, когда ещё нет листьев, клёны уже

зелёные? Интересно, что наши маленькие натуралисты в чём-то могут оказаться даже

внимательнее и наблюдательнее нас. Они ближе к земле. Они любят рассматривать

всё, что лежит на земле, всяких маленьких существ, букашек. Кузнечик прыгает:

почему он так прыгает? Сам маленький, а прыгает лучше, чем папа.

Ещё один особый мир – мир птиц. Одна мама целый год вместе с сыном на

прогулке наблюдала за стайкой воробьёв! Они жили на одном определённом кусте,

всегда там ночевали. В конце концов, мальчик стал узнавать воробьёв в «лицо» и даже

дал им прозвища. Он понял, что у воробьёв есть вожак, что самцы выглядят и ведут

себя совсем не так, как самки. Что у каждого воробья - свой характер; что между

разными воробьями в стае – разные отношения, совсем как у людей: кто-то кого-то всё

время обижает; кто-то «дружит». Так как мальчик ещё и кормил этих птичек, то стал

беспокоиться о них: не замёрзнут ли они зимой? Не промокнут ли под дождём?

Почему птицы в сильный мороз нахохливаются, надуваются? Малыш удивится, узнав,

что такая высокая температура, какая у него была только во время ангины, у птичек

бывает всегда. Вот поэтому они и выдерживают сильный мороз.

Замечательный источник чувственных впечатлений – осенние листья. Хотя они

бывают

только

осенью,

но

ведь

из

них

можно

составить

гербарий.

Можно

соревноваться

друг

с

другом:

кто

найдёт

лист

красивее?

При

этом

обязательно

«проговаривайте» всё, что видите: «смотри, у него каёмка ярко-красная, рыжие пятна,

а внутри он ещё зелёный»; «а этот жёлтый с коричневыми прожилками». Коллекции

листьев можно рассматривать и зимой: ребёнку будет приятно, что это он сам нашёл –

да ещё самые-самые красивые листья – он с удовольствием будет листать гербарий и

рассказывать, как и где он нашёл тот или другой листок.

Если там где вы гуляете, есть хоть какая-то вода – хотя бы небольшой пруд – это

ещё один источник мысли. Вода тоже всегда разная: то жидкая, то твёрдая, разного

цвета. В воде плавает много загадочных существ. Но и это ещё не всё. Если хоть чуть-

чуть

разбираться

в

ботанике

разобраться

можно

за

час-полтора,

прочитав

популярную

брошюру),

можно

много

рассказать

ребёнку

о

тех

самых

простых

растениях, которые он топчет своими ножками.

Многие родители считают прогулку с ребёнком тяжкой обязанностью. Пользу для

малыша они видят лишь в том, что он подвигается, подышит свежим воздухом. В то

же время ребёнок должен развиваться, для чего его за деньги водят в различные

«Центры

Развития».

Между

тем

развивать

ребёнка

можно

во

время

прогулки.

Развивать его любознательность, внимательность, наблюдательность, его мышление и

речь.