Автор: Романова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №78 "Ивушка"
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Прогулки-источник мысли и вдохновения"
Прогулки-источник мысли и вдохновения.
Известно, что мышление детей «включается» совсем не так, как у нас, взрослых.
Источником
детской
мысли
чаще
всего
служат
чувственные
восприятия
(то
есть
просто то, что ребёнок щупает, видит, слышит, обоняет) или действия ( взял, сломал,
прыгнул, залез) самого малыша.
Без чувственных впечатлений и активного физического действия маленький
ребёнок самостоятельно мыслить не может: так он устроен. Но ведь именно на
прогулке мы получаем наилучшие условия как для физической активности крохи, так
и для разнообразных чувственных восприятий. Где ещё можно не только бегать,
прыгать и лазать, но и подобрать то, что нашёл, взять себе и даже сломать? Можно ли
так делать дома? Или в садике?
Богатство чувственных впечатлений определяется уже сменой состояния природы.
В
отличие
от
техногенного
пейзажа,
от
предметов,
созданных
человеком,
живая
природа
всё
время
меняется,
становится
другой.
Нужно
только
суметь
обратить
внимание маленького человека на то, чего мы, взрослые , обычно не замечаем. На что
же можно обратить внимание малыша на прогулке? Во-первых, это небо. Если ребёнок
заметит, что небо чем-то похоже на лицо человека, крохе будет интересно смотреть на
него,
на
то,
как
оно
меняется.
Так,
малыш
может
узнать
слова:
«хмуриться»,
«прояснилось», «мрачное», «светлое», «чистое», «задумчивое».
Цвет неба бывает очень красивым. Здесь сменяют друг друга почти все
возможные цвета и оттенки. Как обратить на них внимание ребёнка? Скажите ему: вот
между этим домом и тем- это будет НАШЕ НЕБО. Наше с тобой, понимаешь? Только
никому не говори об этом: это будет наша тайна. Ну-ка посмотрим, какое сегодня наше
небо? Можно попробовать считать, сколько цветов на небе, называя их: сегодня-
серый, сиреневый, розовый и голубой- четыре! Посмотрим, сколько будет завтра.
Облака, тучи на небе бывают разной формы и величины; часто они на что-то похожи.
Вот эта, как лошадь, а то, как сказочное чудовище с тремя головами.
Можно сочинять вместе с ребёнком целые истории про фантастических
персонажей, которых вы увидели среди облаков. Они то гоняются друг за другом,
преследуют друг друга; то мирно плывут; то словно спят, вися на одном месте. Они
бывают добрыми и весёлыми, а бывают злыми, сердитыми. Ну-ка, какие у нас сегодня
облака на «нашем небе»?
Но немало интересного и на земле. Вот репейник: почему он такой «цеплючий»?
Для чего он цепляется за нашу одежду и шерсть животных? Можно взять коробочку
репейника и на глазах у малыша высыпать из неё семена. Ребёнок очень удивится:
такая маленькая коробочка—а столько семян. Вот эти семена мы и переносим на своей
одежде,
и
так
сеем
повсюду
репейник.
Вот
почему
он
везде
растёт.
А
почему
некоторые ягоды, например, рябина, такие яркие? Наверно, чтобы их заметили. Кто же
должен их заметить и зачем? Зимой ребёнку можно будет показать птиц, например,
снегирей или свиристелей, которые едят рябину. Вот для кого она такая красная! Но
неужели рябина так заботится о птицах? Какая она добрая! Почему шмель мохнатый, а
пчела не мохнатая? Может потому, что шмели живут на севере, там холодно, вот они и
носят такую тёплую «одежду»?
Покажите ребёнку обыкновенные сосновые шишки и иголки: весной, летом и
осенью.
Весной
иголочки
похожи
на
мягкую
кисточку
с
нежными-нежными
салатовыми
«шерстинками»:
малыши
очень
любят
их
гладить
и
нюхать:
у
них
сильный, своеобразный, чуть горьковаты й,
приятный
запах.
Летом
иглы
и
шишки
твердеют. Но они ещё зелёные. А осенью- какие они будут осенью? А зимой? Всё
равно зелёные! А вот дерево, похожее на сосну (лиственница), а с неё все иглы
осыпались, как будто это листья. Почему на некоторых деревьях ( ольхе, берёзе) такие
«висюльки» (серёжки)? Почему ранней весной, когда ещё нет листьев, клёны уже
зелёные? Интересно, что наши маленькие натуралисты в чём-то могут оказаться даже
внимательнее и наблюдательнее нас. Они ближе к земле. Они любят рассматривать
всё, что лежит на земле, всяких маленьких существ, букашек. Кузнечик прыгает:
почему он так прыгает? Сам маленький, а прыгает лучше, чем папа.
Ещё один особый мир – мир птиц. Одна мама целый год вместе с сыном на
прогулке наблюдала за стайкой воробьёв! Они жили на одном определённом кусте,
всегда там ночевали. В конце концов, мальчик стал узнавать воробьёв в «лицо» и даже
дал им прозвища. Он понял, что у воробьёв есть вожак, что самцы выглядят и ведут
себя совсем не так, как самки. Что у каждого воробья - свой характер; что между
разными воробьями в стае – разные отношения, совсем как у людей: кто-то кого-то всё
время обижает; кто-то «дружит». Так как мальчик ещё и кормил этих птичек, то стал
беспокоиться о них: не замёрзнут ли они зимой? Не промокнут ли под дождём?
Почему птицы в сильный мороз нахохливаются, надуваются? Малыш удивится, узнав,
что такая высокая температура, какая у него была только во время ангины, у птичек
бывает всегда. Вот поэтому они и выдерживают сильный мороз.
Замечательный источник чувственных впечатлений – осенние листья. Хотя они
бывают
только
осенью,
но
ведь
из
них
можно
составить
гербарий.
Можно
соревноваться
друг
с
другом:
кто
найдёт
лист
красивее?
При
этом
обязательно
«проговаривайте» всё, что видите: «смотри, у него каёмка ярко-красная, рыжие пятна,
а внутри он ещё зелёный»; «а этот жёлтый с коричневыми прожилками». Коллекции
листьев можно рассматривать и зимой: ребёнку будет приятно, что это он сам нашёл –
да ещё самые-самые красивые листья – он с удовольствием будет листать гербарий и
рассказывать, как и где он нашёл тот или другой листок.
Если там где вы гуляете, есть хоть какая-то вода – хотя бы небольшой пруд – это
ещё один источник мысли. Вода тоже всегда разная: то жидкая, то твёрдая, разного
цвета. В воде плавает много загадочных существ. Но и это ещё не всё. Если хоть чуть-
чуть
разбираться
в
ботанике
(а
разобраться
можно
за
час-полтора,
прочитав
популярную
брошюру),
можно
много
рассказать
ребёнку
о
тех
самых
простых
растениях, которые он топчет своими ножками.
Многие родители считают прогулку с ребёнком тяжкой обязанностью. Пользу для
малыша они видят лишь в том, что он подвигается, подышит свежим воздухом. В то
же время ребёнок должен развиваться, для чего его за деньги водят в различные
«Центры
Развития».
Между
тем
развивать
ребёнка
можно
во
время
прогулки.
Развивать его любознательность, внимательность, наблюдательность, его мышление и
речь.