Автор: Бурмистрова Алла Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ городского округа Балашиха "Земская гимназия"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: разработка урока химии 9 класса
Тема: Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений
Технологическая карта урока
УчительБурмистрова
Алла
Петровна,
учитель
химии
МАОУ
городского
округа
Балашиха «Земская гимназия»
УМК: О.С.Габриеляна
Тема урока:«Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов
и их соединений»
Класс:9
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Технологии: Проблемного обучения, развивающего обучения, здоровьесбережения.
Виды
деятельности:Формирование
у
учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Коллективная
работа
с
текстом
и
иллюстративным
материалом
(стр.170
рис.96).
Индивидуальная работа (выполнение заданий стр.173 упр.4, стр.179 упр.1, стр.179 упр.3)
с последующей взаимопроверкой.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться
характеризовать
получение
галогенов
в
промышленности
электролизом
расплавов
и
растворов
солей;
характеризовать
биологическое
значение
галогенов;
составлять
уравнения
реакций,
характеризующих
способы
получения
галогенов в промышленности и в лаборатории.
Метапредметные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
делать
выводы;
строить
речевые
высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку
зрения.
Личностные
УУД: формирование
познавательного
интереса
к
изучению
химии;
формирование
научного
мировоззрения;
понимание
значимости
естественно-научных
знаний для решения практических задач.
Ход урока
1.
Проверка знаний
Учитель:Мы изучаем с Вами элементы V11 группы главной подгруппы Периодической
системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Вопрос: Назовите эти элементы. Почему они получили название галогены.
Вопрос: В чем особенности молекул галогенов.
Учитель: Обычно элементы главных подгрупп имеют схожие физические свойства. А как
обстоит дело с галогенами?
Вопрос: Есть различия по агрегатному состоянию? А по окраске?
Проблемный вопрос:Почему же тогда галогены определили в одну группу химических
элементов?
Учитель: Все галогены, как Вы знаете, обладают резким запахом. Например, фтор- резким
раздражающим, хлор- резким удушливым, бром- резким зловонным и йод- резким.
Поэтому в условиях школьного кабинета химии мы с этими веществами не работаем.
Химические свойства галогенов вспомним, выполняя задание с.173 упр.4
Составить уравнения по схеме: Cl
2
– HCl- CuCl
2
- ZnCl
2
- AgCl (ученик у доски)
Вопрос: Какова низшая степень окисления элементов? А какова она у галогенов?
Учитель: Все галогены образуют анионы со степенью окисления -1. Как вы понимаете
значение «качественная реакция»? Можно ли с помощью одного реактива определить
наличие данных ионов в растворе?
Опыт: В двух пробирках находятся бесцветные растворы: хлорида натрия, иодида натрия,
бромида натрия. С помощью реактива нитрата серебра определяют их нахождение по
образовавшемуся осадку. (можно воспользоваться стр.170 рис.96).
Галогены могут иметь разные значения положительной степени окисления. Выполним
упр.4 стр.166 Рассчитайте степени окисления атомов химических элементов в следующих
соединениях: KClO
3
, HClO, HClO
4
. Напишите формулы оксидов, соответствующих
кислотам.
(ученик у доски)
Физкультурная минутка (упражнения для глаз).
2.
Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со способами получения галогенов и их
биологическим значением.
В промышленности хлор и фтор получают электролизом расплавов и растворов солей. Из
курса физики процесс электролиза вам знаком. Каково условие для осуществления этого
процесса? Мы с процессами, происходящими на катоде и аноде, познакомимся в курсе
химии 11 класса.
Вопрос: В чем отличие расплава и раствора соли?
Учитель: с уравнение электролиза расплава хлорида натрия мы познакомимся решив
задачу стр.179 упр.1 Вычислить объем хлора (н.у.) и массу натрия, которые можно
получить при электролизе 585 г хлорида натрия, содержащего 2% примесей.
(ученик у доски)
Учитель: при электролизе растворов солей к формуле соли прибавляют воду, при этом
образуются галоген, водород и щелочь.
Запишем в тетрадях: 2 NaCl+ 2 H
2
O-----(Электролиз)-----H
2
+ Cl
2
+ 2NaOH
Как же получают галогены в лаборатории? Прочитаем и выполним задание стр.179 упр.3
Французский химик К.Шееле получил хлор по реакции оксида марганца(1V) с соляной
кислотой. В результате этой реакции образуются также хлорид марганца (11) и вода.
Составьте уравнение этой реакции.
(ученик у доски)
Учитель: На столе вы видите некоторые предметы: йодированная соль, морская соль для
ванн, зубная паста, йодная настойка.
Вопрос: как эти предметы связаны с темой нашего урока?
3.
Рефлексия Учащиеся выполняют рефлексию дополняя, теги:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял,что…
Я научился…
Было интересно узнать…
4.
Задание на дом:
Используя параграф 24 (стр.175-178) заполнить таблицу
Элемент галоген
+ значение
- значение
Параграф 24 стр.179 упр.3