Напоминание

Специфика работы с детьми, имеющими трудности произвольной регуляции, в условиях дошкольной образовательной организации

Автор: Одринская Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Кострома "Детский сад № 59"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы с детьми, имеющими трудности произвольной регуляции, в условиях дошкольной образовательной организации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Специфика работы с детьми, имеющими трудности произвольной

регуляции, в условиях дошкольной образовательной организации

Недоразвитие

произвольности,

порывистость,

неконтролируемость

поведения в настоящее время признаётся одной из главных причин школьной

неуспеваемости.

Педагоги

всё

чаще

показывают

обеспокоенность

ростом

числа

дошкольников с проблемами в обучении, недостаточность сформированности

произвольного

поведения,

недоразвития

волевых

функций,

трудности

в

налаживании взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Все

волевые

качества

формируются

на

протяжении

жизни

и

деятельности

человека,

и

особенно

важным

этапом

в

волевом

развитии

является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается

не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Основой

произвольного

и

волевого

действия

является

его

осознанность.

Импульсивность

и

стихийность

поведения

дошкольников

трактуется, как правило, его неосознанностью, то есть дети не понимают, не

осознают что делают. Следовательно, основой в развитии произвольного

поведения ребёнка должно быть формирование осознанности его действий.

В

развитии

концепции

произвольной

регуляции

Иванников

В.А.

выделил три ступени: произвольные процессы, складывающиеся на основе

потребностного

побуждения

(произвольные

элементы

в

поведении

животных);

произвольные

процессы,

которые

формируются

на

основе

осмысленного

отражения

необходимости

и

возможности

регуляции

с

помощью

речевого

опосредования

(произвольные

процессы

человека);

волевые процессы, как личностный уровень произвольной регуляции.

Эльконин

Д.Б.

выделил

несколько

параметров

относящихся

к

компонентам

произвольности:

умение

осознанно

подчиняться

правилу,

ориентироваться

на

заданную

систему

требований;

умение

внимательно

слушать

говорящего

и

воспроизводить

задания,

предлагаемые

в

устной

форме; умение самостоятельно выполнять задания на основе зрительного

образца.

Семаго

Н.Я

и

Семаго

М.М.

вывели

возрастные

нормативы

произвольности у детей дошкольного возраста:

3,5 – 4 – года при «игровой» подаче материала ребёнок способен

удерживать

инструкцию,

но

нуждается

во

внешнем

контроле,

возможно

наличие импульсивности.

4

5

лет

при

условии

проговаривания

программы

собственной

деятельности ребёнок уже может удерживать инструкцию и самостоятельно

выполнять

задания.

Иногда

сам

переносит

контроль

на

взрослого.

При

утомлении или избыточном объёме материала могут появиться порывистые

движения или ответы.

5.5 – 6 лет – ребёнок способен

удерживать инструкцию, изредка

помогая

себе

проговариванием,

самостоятельно

выявлять

ошибки

и

исправлять

их.

Хотя

ещё

может

нуждаться

в

организующей

помощи

взрослого.

6,5 – 7 лет – при выполнении трудных заданий удерживает инструкцию,

хотя в редких случаях может нуждаться в её повторении. В данном возрасте

ребёнок способен удерживать программу выполнения заданий вербального

или

не

вербального

характера.

При

утомлении

может

потребоваться

организационная помощь взрослого.

После 7 – 7,5 лет полностью удерживает инструкцию к заданиям,

способен

самостоятельно

выстраивать

программу

его

выполнения

и

исправлять очевидные ошибки.

Регуляция поведения производится при помощи действий связанных с

преодолением затруднений, то есть волевых. Учёные выделяют некоторые

особенности волевых действий: целенаправленность – для выполнения чего

то необходимо осознанно поставить перед собой цель и настроить себя на её

достижение;

связь

с

мышлением

настроить

себя

на

достижение

поставленной цели и достичь её возможно в том случае, если всё хорошо

продумано и спланировано; связь с движениями – для достижения своих

целей необходимо движение, различные формы активности.

Начало формирования произвольного поведения, разные исследователи

определяют

неоднозначно.

Одни

авторы

видят

его

в

целенаправленных

движениях младенца, другие относят к раннему возрасту, когда действия

ребёнка начинают опосредоваться речью взрослого. Третьи связывают его с

дошкольным возрастом, когда появляется иерархия мотивов и развивается

умение

действовать

по

образцу,

четвёртые

считают,

что

произвольная

регуляция

начинается

в

младшем

школьном

или

даже

в

подростковом

возрасте, когда ребёнок способен сознательно выбирать цели своих действий

и противостоять ситуативным мотивам.

Развитие произвольной или волевой регуляции поведения происходит в

нескольких

направлениях:

преобразование

непроизвольных

процессов

в

произвольные;

получение

человеком

контроля

над

своим

поведением;

выработка волевых качеств личности.

Психологи подчёркивают, что в дошкольном детстве игра становится

ведущим видом деятельности, а так же традиционный признанный метод

обучения и воспитания детей. Именно в игре формируются фундаментальные

личностные новообразования.

Л.С.

Выготский

называл

игру

«школой

произвольного

поведения»,

разработкой этой темы занимались его ученики, которые доказали, что в

дошкольном возрасте произвольное поведение формируется, прежде всего, в

игровой деятельности. Так в исследованиях Запорожца А.В., Божович Л.И. и

других было показано, что в овладении своим поведением и в развитии

произвольности в ходе игры дети намного опережают свои возможности. Д.Б.

Эльконин считал, что решающее значение в развитии произвольности имеет

игра, а введение сюжета в игру повышает эффективность подчинения ребенка

правилам, начиная с младшего дошкольного возраста.

Исключительность игры состоит в том, что в ней сочетаются интересы

ребёнка и педагога, с её помощью ребёнок усваивает, что-то новое легко и с

удовольствием,

так

как

игра

соответствует

естественно-потребностным

желаниям ребёнка. В игре дети могут делать то, чего ещё не умеют делать в

реальной жизни: придумывать разнообразные сюжеты, быть терпеливым и

настойчивым, ждать своей очереди, соблюдать правила. Главное, что всё это

происходит свободно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Эльконин Д.Б. отмечал, что переход от непроизвольной формы поведения к

произвольной возникает вследствие осознания своего действия при помощи

правила.

Леонтьев А.Н. отмечал, что овладеть правилом, значит, овладеть своим

поведением. Важным является и то, чтобы правило не просто усвоилось

ребёнком, а стало для него значимым, необходимо, чтобы он сам захотел

«действовать правильно», то есть согласно определённым на данный момент

правилам.

В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют

и

регулируют

действия

ребёнка.

Эти

правила

определённым

образом

сдерживают неуёмную, порывистую активность, ситуативность поведения.

Простые

игры

содержат

ряд

условий,

которые

облегчают

детям

реализацию

игровых

правил.

Часто

игры

имеют

подвижный

характер

необходимость

выполнения

или

невыполнения

правил

становится

для

ребёнка очевидным. Наглядность таких правил, и их простота позволяют

ребёнку контролировать их выполнение сначала в поведении других, потом в

своём собственном. Со временем ребёнок сам начинает предъявлять к себе

определённые

требования.

Игровые

действия

совершаются

сообща,

что

способствует естественному усвоению правил. Повторение за взрослым или

сверстниками способствует сравнительно быстрому усвоению требований

игры. И, наконец, многие игры, являясь ролевыми, имеют сюжетно-образный

характер, что также способствует быстрому освоению ребёнком правил игры,

и облегчает ему управление своим поведением.

Активность

воображения

ребёнка

дошкольного

возраста

даёт

возможность

естественного

принятия

игровой

роли

и

выполнения

обусловленных её требований.

Подвижные игры с правилами, также имеют большое значение для

развития произвольности у детей, так как правила составляют для ребёнка

определённые нормы действия, являясь внешним требованием. Игра может

состояться только при условии, если дети научаться пользоваться этими

правилами,

и

будут

им

подчиняться.

Игры

с

правилами

являются

предшественниками учебной деятельности.

Огромную

роль

в

формировании

произвольности

играет

общение

ребёнка с взрослым. Причём взрослый это не только педагог, но и родители,

бабушки дедушки, то есть те взрослые с которыми, так или иначе, общается

ребёнок.

Для детей старшего дошкольного возраста, взрослый, в данном случае,

является не только источником нового знания, но и носителем определённых

норм и правил поведения, объектом для подражания, а так же неким внешним

контролирующим органом. Для ребёнка имеет большое значение, чтобы его

отношение к тем или иным поступкам или ситуациям совпало с отношением

взрослого. Его теперь больше волнует мнение взрослого не о конкретных

умениях, а оценка его моральных качеств и личности в целом. То есть в

старшем

дошкольном

возрасте

развивается

внеситуативно

личностная

форма

общения,

ребёнка

всё

больше

начинают

интересовать

отношения

между людьми, нормы поведения, что можно, что нельзя, что хорошо, а что

плохо, ему важно разобраться в требованиях взрослого, и укрепиться в своей

правоте.

В ходе данной формы общения ребёнок осознанно овладевает нормами

и

правилами

поведения

и

в

своих

действиях

и

поступках

начинает

им

следовать.

Таким

образом,

внеситуативно-личностное

общение

имеет

огромное значение для развития личности ребёнка.

Исходя из того, что характер действий ребёнка дошкольного возраста

подражательный,

существенным

моментом

формирования

умений

регулировать свои действия в соответствии с правилами и нормами является

личный

пример

взрослого.

Невозможно

выработать

опыт

произвольного

поведения

у

человека,

который

не

имеет

перед

собой

положительных

образцов

преодоления

трудностей

и

достижения

поставленной

цели.

Следовательно, те люди, которых ребёнок любит и уважает, обязательно

будут для него примером для подражания, а ребёнок, считая себя взрослым,

будет стараться копировать поведение значимых для него взрослых.

Также

огромную

роль

в

формировании

навыков

произвольной

регуляции принадлежит общению со сверстниками. В детском коллективе

ребёнок

впервые

становится

участником

самостоятельной

общественной

жизни – детских игр, учится общаться с окружающими его людьми. Участвуя

в общественной жизни своего коллектива, живя его интересами, ребёнок

учится управлять собственным поведением, следовать интересам коллектива.

Исследования О.В. Гребенниковой по изучению роли сверстников в

формировании

произвольного

поведения

дошкольников,

показало,

что

наличие

сверстников

повышает

мотивацию

к

деятельности

и

помогает

осознанию своего поведения, что представляет одно из необходимых условий

формирования

произвольности.

Результатами

исследования

было

так

же

выявлено, что характер влияния сверстников на произвольное поведение

дошкольников в большинстве случаев зависит от сложности предложенного

действия и от степени его освоенности: чем проще и изученнее действие, тем

эффективность участия сверстников выше, и, наоборот, по мере нарастания

сложности эффективность снижается.

Влияние

сверстника

на

произвольное

поведение

определяется

отношением к нему, так позитивному влиянию препятствует конкурентное

отношение.

Волевые качества личности формируются и проявляются в волевой

деятельности.

У

разных

людей

она

протекает

по

разному:

одни

люди

проявляют настойчивость, решительность – другие нет; кто то самостоятелен

в принятии решений, кто то напротив – внушаем, и так далее. Когда способы

осуществления волевых актов получают выраженность и устойчивость в

поведении

человека, они становятся характерными волевыми качествами

самой личности.

Иногда высокое развитие воли или произвольности можно встретить

уже

в

раннем

возрасте.

При

чём

чаще

всего

это

наблюдается

у

детей

творческого типа, которые увлечены каким либо занятием, так как они могут

самостоятельно заниматься любимым делом в течении длительного времени.

То

есть

увлечённость

каким

либо

занятием,

сопровождаемая

систематическим

трудом

(занятиями

музыкой,

спортом,

рисованием

или

лепкой)

способствует

формированию

волевых

качеств

личности,

которые

проявляются и в других сферах деятельности.

Прежде всего, достижение положительного результата в этом процессе

зависит

от

родителей.

Одним

из

важных

условий

воспитания

ребёнка

является

формирование

у

него

сознательной

дисциплины.

Развитие

родителями

у

ребенка

волевых

качеств

является

предпосылкой

для

формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает

понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и

обеспечивает

ему

внутреннюю

дисциплинированность,

выражающуюся

в

способности

регулировать

и

сопоставлять

свои

желания

с

условия ми

реальной деятельности.

Управление

поведением,

как

самой

сложной

областью

психической

деятельности, наряду с общими умениями саморегуляции, включает в себя

характерные для данной деятельности навыки, которые составляют высшие

формы эмоционально волевой регуляции: намечать реальные цели своих

поступков, подбирать средства достижения намеченных целей из разных

имеющихся вариантов, анализировать действенность подобранных средств,

предположить конечный результат своих действий и поступков, брать на себя

ответственность.

Развитие у ребёнка полновесной функциональной системы процессов

сознательной

саморегуляции

произвольной

активности

является

специальной психолого – педагогической задачей, которая решается в разных

видах понятной ребёнку произвольной деятельности, в разные периоды его

психического

развития,

в

разных

формах

взаимодействия

взрослого

и

ребёнка.

Таким образом, мы можем сказать, что умение управлять собой – это

сложный процесс, который может быть освоен ребёнком только вместе с

взрослым в процессе игровой деятельности, внеситуативно – личностного

общения, а также в ходе общения со сверстниками.

Список использованных источников:

1.

Белозерцева

И.Н.

Педагогика

здоровья:

обучение

детей

навыкам

осознанной

саморегуляции

произвольной

активности

//Успехи

современного естествознания. – 2005. - № 5. – С. 25

2.

Иванников

В.А.

Психологические

механизмы

волевой

регуляции:

Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208с.: ил. – (Серия

«Учебное пособие»)

3.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3

кн.

4-е

изд.

М.:

Гуманит.

изд.

центр

ВЛАДОС, 2003. -

Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

4.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической

и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.: илл.

(Биб-ка психолога-практика)

5.

Смирнова

Е.О.

Особенности

общения

с

дошкольниками:

Учебное

пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2000. - 160 с.