Автор: Яловенко Галина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: конспект занятия по экологии
Тема: "Наш доктор-подорожник"
Конспект занятия по экологии
В подготовительной группе
Тема: «Наш доктор - подорожник»
Воспитатель
Яловенко Галина Степановна
Цель: расширить знания детей о лекарственных растениях.
Задачи:
Рассказать о значении подорожника для человека; познакомить с народными
названиями этого растения.
Показать приспособленность подорожника к жизни у дорог.
Закрепить знания о распространении семян у растений.
Привлечь детей к исследовательской работе.
Учить различать лекарственные и ядовитые растения.
Учить оказывать помощь, находясь в лесу.
Продолжать прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.
Интеграция областей: познавательная, речевая, исследовательская, социально-
коммуникативная, физическая культура; ОБЖ.
Оборудование:
Муз. Запись «Голоса птиц». «Времена года» Сказочная мелодия.
Макеты деревьев, растений (лес).
Подорожник на подставках
Лесовик. ( Ребёнок в одежде лесовика)
Полянка с пенёчками, вокруг которых растёт подорожник.
Столы, на которых тарелочки с семенами подорожника, тарелочки с водой, салфетки.
Карточки с изображением лекарственных и ядовитых растений.
Фишки красного, синего и зеленого цвета.
Картинки с изображением подорожника.
Подорожник.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа
«Растения-наши друзья», работа с родителями: найти информацию о подорожнике.
Ход занятия.
В. Дети, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Давайте закроем глаза
Звучит музыка «голоса птиц». А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите вокруг.
Куда мы попали? - Ответы детей -
А как вы догадались, что мы попали в лес? Что вам об этом говорит? Что вы слышите?
- Ответы детей –
В. А еще я слышу, как переговариваются между собой березки и ёлочки, как шепчутся
цветочки.
Если вы прислушаетесь, то тоже услышите.
Ребята, мы гости в этом лесу, а когда приходят в гости, то, что делают?
-Ответы детей –
В. Давайте и мы поздороваемся. Здравствуйте, березки, здравствуйте, ёлочки. (Дети
здороваются)
Ребята, мы с вами в лесу, в незнакомом месте. А вы знаете как надо вести себя в лесу?
Ответы детей….
Дети, посмотрите, а кто это за пенёчком? - Ответы детей –
Что-то очень грустный вид у него как вы думаете, что могло с ним приключиться?
Предположения детей (заблудился, устал, поранился…)
В. Хотите познакомиться и узнать, что с ним случилось?
Дети подходят, здороваются, знакомятся и просят рассказать, что с ним случилось.
Я- Лесовичок гулял по лесу, вдруг услышал ваши голоса и побежал к вам на встречу, упал
и поранил себе руку. Вот посмотрите.
В. Что же нам делать, как помочь ему?
Ответы детей –
В. А какое растение может нам помочь?– Ответы детей –
Оглянитесь вокруг и найдите растение, которое нам обязательно поможет. Дети находят и
срывают лист подорожника. А как вы думаете, можно его сразу приложить его к ранке?
Ответы….
Почему нельзя прикладывать грязный лист? - Ответы детей -
В. А, что надо сделать? Ответы детей… Если затрудняются ответить, то воспитатель
направляет
Привлечь детей протереть лист бинтом и приложить его к руке Лесовика.
Лесовик. Спасибо вам, ребята, мне уже стало легче. Какое замечательное растение -
подорожник!
В. Ребята, а хотите узнать о подорожнике что-то новое?
Лесовичок: У меня есть любимая полянка, давайте пойдём туда! Звучит музыка.
«Времена года»
Дети подходят к полянке.
В. Обратите внимание, какого растения больше всего на полянке? А как вы думаете,
почему это растение назвали подорожником?
- Ответы детей -
В. А почему он может расти там, где ходят люди, животные, ездят на велосипедах?
Посмотрите земля твёрдая, утоптанная, а он растёт? Предлагаю вам рассмотреть
растение.
Дети рассматривают выкопанный подорожник. Обратить внимание на его строение.
Вопросы: У растения есть стебель? (нет) Если бы был стебель, то, что с ним случится,
если на него наступить? Ответы детей (он бы сломался, а так лист на земле лежит…)
Какую форму напоминает лист? - Ответы детей.
Правильно, они овальной формы. Какие листья на ощупь? Ответы детей…(очень
крепкие, жёсткие, с прожилками…).
В.- Прожилки очень важны для подорожника. Если на подорожник наступить, то он
прижимается к земле, а потом снова распрямляется. Потому что у него сильные прожилки.
В народе, за эти крепкие прожилки на листьях, подорожник и прозвали семижильником.
А вы помните, когда срывали подорожник, это было сделать легко или трудно? - Ответы
детей - В старину человека сильного, выносливого называли семижильным.
Воспитатель. А теперь обратим внимание на его корень. На что он похож?
Ответы детей….
Корень у подорожника сильный, в землю уходит глубоко. Как вы думаете, почему? (чтобы
добраться до воды).
Ну, вот, теперь вам понятно, почему подорожник может расти у дорог? Это очень
сильное растение, про него даже стихи сочинили. Послушайте, какое интересное
стихотворение нам расскажет Алёша.
Лёг пластом у дороги
Разметал руки-ноги,
Его бьют колесом,
Его бьют сапогом,
Ему всё нипочём!
В.- Ребята, как вы думаете почему подорожника так много у дороги, как он
распространяется?
- Ответы детей –
В.- Лесовичок, хочешь узнать ещё что-нибудь о подорожнике? Да.
Тогда мы с ребятами приглашаем тебя к нам в гости.
Дружно скажем раз, два, три -покружись, назад в группу воротись!» (звучит сказочная
мелодия).
В. Лесовичок, вот и попал ты к нам в гости. Я предлагаю всем подойти к столам. Ребята,
посмотрите, что лежит в тарелочках? Как вы думаете, что это? Ответы детей
Правильно ребята, это семена подорожника.
А откуда попали семена к нам в садик? А когда их собирали? - Ответы детей-
Правильно ребята, семена собирают осенью, но семена подорожника сохраняются даже
зимой.
А как распространяются семена, вы знаете? - Ответы детей –
У нас было много разных ответов, но нам важно найти ответ правильный.
Хотите провести опыт с семенами подорожника? Предлагаю вам выяснить самим, как
лучше переносятся семена. (Возьмите тарелочки, потрогайте семена руками. Прилипли
семена? А теперь смочим руку в воде и снова коснёмся семян. Что произошло?)
Дети высказывают свою точку зрения, как легче переносятся семена.
Воспитатель помогает сделать вывод. Сухие семена лучше распространяются по ветру, а
мокрые семена хорошо переносятся на одежде, обуви людей, шерсти животных, на
колёсах машин.
Так и странствует непрошенный пассажир, пока не упадёт где-нибудь в почву, чтобы дать
новую жизнь растению. Вымойте руки, высушите их о салфетку. Сейчас мы немного
отдохнём.
Физминутка:
Цветы к солнцу потянулись высоко (поднялись на носочки, руки вверх)
Стало им приятно и тепло (обняли себя руками)
Ветерок пролетал, стебелёчки качал – (руки перед собой, вправо- влево)
Вправо качнулись - низко нагнулись (наклон вправо, нагнулись вперёд)
Влево качнулись - низко прогнулись (наклон влево, прогнулись назад)
Ветерок, улетай! Ты цветочки не ломай! (отгоняем от себя, грозим пальцем)
Пусть они растут, цветут, людям радость принесут! ( Высоко поднимаем руки,
разводим в стороны, хлопаем в ладоши)
В.- А как вы думаете, мы можем подорожник назвать лекарственным растением? А где его
применяют? - Ответы детей -
(Его накладывают на царапины, раны, ожоги, останавливают кровотечение, его соком
лечат желудок, укусы насекомых.)
В. Какими словами можно назвать это растение? - Ответы детей – (доктор, царапник,
силач, лечебник, ранник, семижильник…)
В. Когда люди отправляются в лес, в путешествие, они обязательно должны знать
лекарственные растения, и уметь находить их среди других растений. А вы знаете какие-
нибудь лекарственные растения? Предположительные ответы детей. (ромашка,
подорожник…)
Я предлагаю вам поиграем в игру «Найди растения»
Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с изображением лекарственных
растений, ядовитых, цветов (мать и мачеха, ромашка; яд- пучка, аконит; цвет- мак,
василёк…) Лекарственные растения обозначаем синими фишками, ядовитые - красными,
цветы - зелёными.
В. Проводит анализ выполненной работы и предлагает послушать стихотворение о
подорожнике. Читает стихотворение ребёнок.
Путника друг, подорожник, Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок Многим из нас невдомек,
Ты на порезанный палец, Что отыскалось лекарство
Влажной заплатою лёг. Тут же, на тропке, у ног.
В Самое главное, чтобы вы запомнили: Если вы с добром и заботой будите относиться к
природе, то она вам будет платить тем же.
Лесовичок, тебе понравилось у нас в гостях? Л. Большое спасибо вам за помощь, мне
было с вами очень интересно! Я хочу вам подарить книгу «Лекарственные растения».
Дети прощаются с Лесовичком.