Напоминание

"Наш доктор-подорожник"

Автор: Яловенко Галина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: конспект занятия по экологии
Тема: "Наш доктор-подорожник"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия по экологии

В подготовительной группе

Тема: «Наш доктор - подорожник»

Воспитатель

Яловенко Галина Степановна

Цель: расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи:

Рассказать о значении подорожника для человека; познакомить с народными

названиями этого растения.

Показать приспособленность подорожника к жизни у дорог.

Закрепить знания о распространении семян у растений.

Привлечь детей к исследовательской работе.

Учить различать лекарственные и ядовитые растения.

Учить оказывать помощь, находясь в лесу.

Продолжать прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.

Интеграция областей: познавательная, речевая, исследовательская, социально-

коммуникативная, физическая культура; ОБЖ.

Оборудование:

Муз. Запись «Голоса птиц». «Времена года» Сказочная мелодия.

Макеты деревьев, растений (лес).

Подорожник на подставках

Лесовик. ( Ребёнок в одежде лесовика)

Полянка с пенёчками, вокруг которых растёт подорожник.

Столы, на которых тарелочки с семенами подорожника, тарелочки с водой, салфетки.

Карточки с изображением лекарственных и ядовитых растений.

Фишки красного, синего и зеленого цвета.

Картинки с изображением подорожника.

Подорожник.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа

«Растения-наши друзья», работа с родителями: найти информацию о подорожнике.

Ход занятия.

В. Дети, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Давайте закроем глаза

Звучит музыка «голоса птиц». А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите вокруг.

Куда мы попали? - Ответы детей -

А как вы догадались, что мы попали в лес? Что вам об этом говорит? Что вы слышите?

- Ответы детей –

В. А еще я слышу, как переговариваются между собой березки и ёлочки, как шепчутся

цветочки.

Если вы прислушаетесь, то тоже услышите.

Ребята, мы гости в этом лесу, а когда приходят в гости, то, что делают?

-Ответы детей –

В. Давайте и мы поздороваемся. Здравствуйте, березки, здравствуйте, ёлочки. (Дети

здороваются)

Ребята, мы с вами в лесу, в незнакомом месте. А вы знаете как надо вести себя в лесу?

Ответы детей….

Дети, посмотрите, а кто это за пенёчком? - Ответы детей –

Что-то очень грустный вид у него как вы думаете, что могло с ним приключиться?

Предположения детей (заблудился, устал, поранился…)

В. Хотите познакомиться и узнать, что с ним случилось?

Дети подходят, здороваются, знакомятся и просят рассказать, что с ним случилось.

Я- Лесовичок гулял по лесу, вдруг услышал ваши голоса и побежал к вам на встречу, упал

и поранил себе руку. Вот посмотрите.

В. Что же нам делать, как помочь ему?

Ответы детей –

В. А какое растение может нам помочь?– Ответы детей –

Оглянитесь вокруг и найдите растение, которое нам обязательно поможет. Дети находят и

срывают лист подорожника. А как вы думаете, можно его сразу приложить его к ранке?

Ответы….

Почему нельзя прикладывать грязный лист? - Ответы детей -

В. А, что надо сделать? Ответы детей… Если затрудняются ответить, то воспитатель

направляет

Привлечь детей протереть лист бинтом и приложить его к руке Лесовика.

Лесовик. Спасибо вам, ребята, мне уже стало легче. Какое замечательное растение -

подорожник!

В. Ребята, а хотите узнать о подорожнике что-то новое?

Лесовичок: У меня есть любимая полянка, давайте пойдём туда! Звучит музыка.

«Времена года»

Дети подходят к полянке.

В. Обратите внимание, какого растения больше всего на полянке? А как вы думаете,

почему это растение назвали подорожником?

- Ответы детей -

В. А почему он может расти там, где ходят люди, животные, ездят на велосипедах?

Посмотрите земля твёрдая, утоптанная, а он растёт? Предлагаю вам рассмотреть

растение.

Дети рассматривают выкопанный подорожник. Обратить внимание на его строение.

Вопросы: У растения есть стебель? (нет) Если бы был стебель, то, что с ним случится,

если на него наступить? Ответы детей (он бы сломался, а так лист на земле лежит…)

Какую форму напоминает лист? - Ответы детей.

Правильно, они овальной формы. Какие листья на ощупь? Ответы детей…(очень

крепкие, жёсткие, с прожилками…).

В.- Прожилки очень важны для подорожника. Если на подорожник наступить, то он

прижимается к земле, а потом снова распрямляется. Потому что у него сильные прожилки.

В народе, за эти крепкие прожилки на листьях, подорожник и прозвали семижильником.

А вы помните, когда срывали подорожник, это было сделать легко или трудно? - Ответы

детей - В старину человека сильного, выносливого называли семижильным.

Воспитатель. А теперь обратим внимание на его корень. На что он похож?

Ответы детей….

Корень у подорожника сильный, в землю уходит глубоко. Как вы думаете, почему? (чтобы

добраться до воды).

Ну, вот, теперь вам понятно, почему подорожник может расти у дорог? Это очень

сильное растение, про него даже стихи сочинили. Послушайте, какое интересное

стихотворение нам расскажет Алёша.

Лёг пластом у дороги

Разметал руки-ноги,

Его бьют колесом,

Его бьют сапогом,

Ему всё нипочём!

В.- Ребята, как вы думаете почему подорожника так много у дороги, как он

распространяется?

- Ответы детей –

В.- Лесовичок, хочешь узнать ещё что-нибудь о подорожнике? Да.

Тогда мы с ребятами приглашаем тебя к нам в гости.

Дружно скажем раз, два, три -покружись, назад в группу воротись!» (звучит сказочная

мелодия).

В. Лесовичок, вот и попал ты к нам в гости. Я предлагаю всем подойти к столам. Ребята,

посмотрите, что лежит в тарелочках? Как вы думаете, что это? Ответы детей

Правильно ребята, это семена подорожника.

А откуда попали семена к нам в садик? А когда их собирали? - Ответы детей-

Правильно ребята, семена собирают осенью, но семена подорожника сохраняются даже

зимой.

А как распространяются семена, вы знаете? - Ответы детей –

У нас было много разных ответов, но нам важно найти ответ правильный.

Хотите провести опыт с семенами подорожника? Предлагаю вам выяснить самим, как

лучше переносятся семена. (Возьмите тарелочки, потрогайте семена руками. Прилипли

семена? А теперь смочим руку в воде и снова коснёмся семян. Что произошло?)

Дети высказывают свою точку зрения, как легче переносятся семена.

Воспитатель помогает сделать вывод. Сухие семена лучше распространяются по ветру, а

мокрые семена хорошо переносятся на одежде, обуви людей, шерсти животных, на

колёсах машин.

Так и странствует непрошенный пассажир, пока не упадёт где-нибудь в почву, чтобы дать

новую жизнь растению. Вымойте руки, высушите их о салфетку. Сейчас мы немного

отдохнём.

Физминутка:

Цветы к солнцу потянулись высоко (поднялись на носочки, руки вверх)

Стало им приятно и тепло (обняли себя руками)

Ветерок пролетал, стебелёчки качал – (руки перед собой, вправо- влево)

Вправо качнулись - низко нагнулись (наклон вправо, нагнулись вперёд)

Влево качнулись - низко прогнулись (наклон влево, прогнулись назад)

Ветерок, улетай! Ты цветочки не ломай! (отгоняем от себя, грозим пальцем)

Пусть они растут, цветут, людям радость принесут! ( Высоко поднимаем руки,

разводим в стороны, хлопаем в ладоши)

В.- А как вы думаете, мы можем подорожник назвать лекарственным растением? А где его

применяют? - Ответы детей -

(Его накладывают на царапины, раны, ожоги, останавливают кровотечение, его соком

лечат желудок, укусы насекомых.)

В. Какими словами можно назвать это растение? - Ответы детей – (доктор, царапник,

силач, лечебник, ранник, семижильник…)

В. Когда люди отправляются в лес, в путешествие, они обязательно должны знать

лекарственные растения, и уметь находить их среди других растений. А вы знаете какие-

нибудь лекарственные растения? Предположительные ответы детей. (ромашка,

подорожник…)

Я предлагаю вам поиграем в игру «Найди растения»

Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с изображением лекарственных

растений, ядовитых, цветов (мать и мачеха, ромашка; яд- пучка, аконит; цвет- мак,

василёк…) Лекарственные растения обозначаем синими фишками, ядовитые - красными,

цветы - зелёными.

В. Проводит анализ выполненной работы и предлагает послушать стихотворение о

подорожнике. Читает стихотворение ребёнок.

Путника друг, подорожник, Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок Многим из нас невдомек,

Ты на порезанный палец, Что отыскалось лекарство

Влажной заплатою лёг. Тут же, на тропке, у ног.

В Самое главное, чтобы вы запомнили: Если вы с добром и заботой будите относиться к

природе, то она вам будет платить тем же.

Лесовичок, тебе понравилось у нас в гостях? Л. Большое спасибо вам за помощь, мне

было с вами очень интересно! Я хочу вам подарить книгу «Лекарственные растения».

Дети прощаются с Лесовичком.