Автор: Марина Анатольевна Грунда
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Даурская СОШ
Населённый пункт: п.ст. Даурия
Наименование материала: статья
Тема: Применение различных технологий на уроках русского языка и литературы
МОУ Даурская СОШ
учитель русского языка и литературы
Грунда Марина Анатольевна
Применение различных технологий
на уроках русского языка и литературы.
Урок – основная единица образовательного процесса (основная форма
организации учебной работы).
Обеспечение качества осуществляется с помощью
разных методов и средств, по разным каналам и на разных уровнях. Самым первым
таким
уровнем
в
рамках
образовательного
процесса
является
уровень
урока.
Особенность качества урока состоит в том, что оно является сложным результатом
совместной деятельности учителя и ученика (участников образовательного процесса).
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе
учитель
использует
современные
образовательные
технологии,
дающие
возможность
повышать
качество
образования.
Спектр
образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе, широк. Вот
некоторые из них:
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация
активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате
чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются
мыслительные способности учащихся.
Разноуровневое обучение.
Учитель помогает слабому учащемуся и уделяет внимание сильному. Таким
образом сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, а слабые получают
возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные
творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и
социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко
вникать в изучаемую проблему и предполагать
Система инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента
педагогической поддержки социального
самоопределения,
определения
траектории
индивидуального развития личности.
Технологии индивидуального и группового обучения.
При преподавании русского языка и литературы можно использовать несколько
уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: фронтальная работа в
классе, направленная на достижение общей цели, работа в статичных парах, групповая
работа (на принципах дифференциации), межгрупповая работа (каждая группа имеет
сбое задание в общей цели), фронтально-коллективная деятельность при активном
участии всех учащихся.
Учитель чаще всего использует на уроке групповую работу (на принципах
дифференциации) или межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в
общей цели).
Групповая работа требует временного разделения класса
на группы для
совместного решения определенных задач. Для этого учащимся предлагается обсудить
задачу, наметить пути е решения, реализовать их на практике и, наконец, представить
найденный совместно результат.
Групповые
технологии
как
коллективная
деятельность
предполагают:
организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного
процесса,
распределение
действий
и
операций,
коммуникацию,
общение,
взаимопонимание,
что
диктуется
характером
включения
учащихся
в
совместную
деятельность, рефлексию.
Главные особенности организации групповой формы работы учащихся на
уроке:
класс
делится
на
группы
для
решения
конкретных
задач;
каждая
группа
получает
определенное
задание
и
выполняет
его
сообща
под
непосредственным
руководством
лидера
группы
или
учителя;
задания
в
группе
выполняются
тем
способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого
члена группы. Как правило, состав групп непостоянный, поскольку подбирается с
учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реали-
зоваться возможности каждого члена группы.
Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем
заданий,
что,
в
свою
очередь,
зависит
от
степени
подготовленности
учащихся
и
владения ими умениями и навыками самостоятельной работы.