Напоминание

"Академический рисунок как основа формирования профессиональной культуры студентов художественного колледжа"

Автор: Гладышев Геннадий Михайлович
Должность: преподаватель рисунка, живописи
Учебное заведение: ГБПОУ "Оренбургский областной художественный колледж"
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Академический рисунок как основа формирования профессиональной культуры студентов художественного колледжа"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА

Гладышев Г. М., к.п.н., доцент,

преподаватель ГБПОУ «Оренбургский

областной художественный колледж»

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения

человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из

важнейших

способов

развития

и

формирования

целостной

личности,

ее

духовности,

творческой

индивидуальности,

интеллектуального

и

эмоционального

богатства

(из

концепции

художественного

образования

в

Российской Федерации).

Казалось бы, именно в современную эпоху должно повышаться роль

реалистического

изобразительного

искусства

как

духовного

посредника

между

людьми,

как

мощного

противовеса

влиянию

беспредметности

и

натурализма в художественном творчестве и всеобъемлющей власти капитала

в обществе, как рычага, способного повернуть вспять процессы его духовной

деградации. Однако на сегодняшний день усиливается повсеместно утрата

подлинно реалистических ценностей и традиций в системе художественного

образования. Об этом говорит падение уровня профессионального искусства,

его «духовное обесценивание», снижение качества академической подготовки

студентов во многих художественных училищах, колледжах и вузах России.

Глобальные мировые процессы влекут за собой как слияние и потерю

самобытности

национальных

культур,

так

и

обезличивание

конкретного

индивида.

Повсеместное

внедрение

новых

информационных

технологий,

позволяющих людям жить «не вдумываясь», «не познавая», а всего лишь с

легкостью

получая

знания

в

готовом

виде,

ведет

к

снижению

общекультурного уровня и духовному «усреднению» людей.

Изобразительное искусство в глазах обывателя постепенно утрачивает

свою ценность как источник духовного познания мира.

Например,

особенно

актуальна

в

наши

дни

проблема

портретного

творчества, ибо в современную, во многих отношениях переломную, эпоху

происходит

всесторонняя

деформация

образа

человека.

Трактовка

портретных

образов

как

ничто

другое

отражает

специфику

времени

и

мировоззрение

художника.

Из

всех

жанров

искусства

портрет

является

наиболее всеохватывающим, информационно и духовно емким. Художник

познает

любое

явление

действительности

всегда

через

призму

личности.

Любой жанр изобразительного искусства – в том числе и натюрморт, и

пейзаж

это

своеобразное

изображение

человека,

ибо

все

сущее

рассматривается

художником

с

точки

зрения

его

отношения

к

человеку,

восприятия человеком.

2

Будущий

художник

не

сможет

познать

все

богатство

и

глубину

взаимоотношений личности и окружающего мира, не освоив и не изучив

взаимоотношения личности с окружающим миром с профессиональной точки

зрения.

Особое

звучание

эта

проблема

приобретает

при

подготовке

специалиста,

который

призван

передавать

свой

опыт

новым

поколениям.

Именно

через

творческое

осмысление

образа

человека

формируется

мировоззрение будущих специалистов творческих профессий, в том числе

художников

и

дизайнеров,

обогащается

их

внутренний

мир,

повышается

общекультурный и профессиональный уровень, раскрывается заложенный в

каждом из них духовно-творческий потенциал.

Между

тем

опыт

педагогической

деятельности

показывает,

что

студенты

специальных

художественных

образовательных

организаций

испытывают наибольшие затруднения именно при рисовании живой натуры.

А

создание

портрета,

т.е.

изображения

человека,

одухотворенного

неповторимым

авторским

эмоционально-эстетическим

видением,

порой

становится

для

них

абсолютно

непосильным.

Решение

такой

глобальной

задачи, как формирование мировоззрения подрастающего поколения будущих

художников, требует комплексного подхода к обучению их академическому

рисунку.

Именно

поэтому

в

современных

условиях

подготовка

квалифицированного специалиста в области художественного образования не

может ограничиваться только приобретением умений и навыков грамотного

изображения человека, а прежде всего требует решения ряда задач, связанных

с

формированием

художественного

образа

в

портрете.

Нивелировка

художественно-образных

задач

при

выполнение

академического

рисунка,

даже

при

сохранении

реалистической

формы

изображения,

приводит

студентов

и

художников

к

натурализму

бездушному

копированию

фрагментов

окружающей

действительности,

в

частности,

в

портрете

к

утрате

передачи

духовной

самобытности

личности,

являющегося

самым

ценным в человеке.

Одним

из

главных

постулатов

реалистической

школы

является

отражение

явлений

действительности

через

призму

духовно-эстетических

ценностей

художника.

Это

означает,

что

необходимым

условием

реалистичности

произведения

является

наличие

в

нем

художественного

образа. Вслед за великим педагогом П. П. Чистяковым отстаивая принцип

единства,

преемственности

обучения

и

творчества,

мы

утверждаем,

что

художественно-образное

осмысление

действительности

должно

быть

непременным условием преподавания академического рисунка как основы

профессиональной

подготовки

специалиста

в

системе

художественного

образования.

Проблема преподавания академического рисунка состоит в постоянном

поиске

эффективных

путей

и

методов

педагогического

воздействия

на

студентов,

направленного

на

формирование

художественного

образа

в

академическом рисунке с натуры, например, портрета. Поэтому художнику-

педагогу необходимо постоянно проводить работу по выявлению, научному

3

обоснованию

и

проверке

наиболее

эффективных

путей

и

методов

педагогического

воздействия

на

студентов.

Непременным

условием

профессиональной

подготовки

студентов

при

обучении

академическому

рисунку

портрета

является

установка

на

художественно-образное

осмысление натуры на всех этапах обучения.

Одним из важнейших условий формирования художественного образа в

академическом

рисунке

портрета

является

педагогическая

установка

на

всестороннее

осмысление

студентами

этико-эстетической

платформы

категории

«художественный

образ»

в

совокупности

с

изучением

законов

реалистического изображения.

При

этом

формирование

художественного

образа

в

академическом

рисунке портрета, выполняемом, например, в технике мягких графических

материалов,

происходит

в

единстве

педагогических

воздействий,

направленных,

с

одной

стороны,

на

овладение

студентами

основами

графической

техники,

а

с

другой

стороны

на

глубокое

осмысление

эстетической и изобразительной взаимосвязи образа, и материала, умения

соотносить материал и образные задачи рисунка. А для повышения уровня

художественно-образного

осмысления

действительности

в

академическом

рисунке портрета учебный процесс необходимо построить таким образом,

чтобы на всех его этапах выработка изобразительных умений и навыков шла

параллельно

с

формированием

художественно-образного

мышления

(организация

восприятия

натуры

и

рисунка

и

формирование

умения

оперировать образами восприятия, памяти, представления, воображения с

целью

создания

художественного

образа,

развитие

эстетических

эмоций,

раскрытие потенциала творческой интуиции).

Ввиду

наличия

в

художественном

образе

субъективного

начала

в

процессе обучения академическому рисунку портрета необходимо учитывать

индивидуальные

особенности

художественно-образного

мышления

и

эмоционально-волевой сферы каждого студента.

По словам Микеланджело, «...рисунок есть высшая точка и живописи, и

скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех

видов живописи, и корнем всякой науки». Преподаватель рисунка не только

передает студентам знания и умения, но и оказывает значительное влияние на

становление их мировоззрения, этических и эстетических взглядов.

Совокупность

способностей

учителя

и

ученика,

позволяющих

реализовать творческие продуктивные потенции педагогической деятельности и

деятельности студентов (обучающихся); духовно-творческий потенциал самого

художника-педагога и мировоззрения,

этические

и

эстетические

взгляды

студента могут при взаимодействии выступать «инструментом» для создания

нового продукта совместной педагогической деятельнос т и . Поэтому

нам

представляется

очень

важным

вопрос

о

том,

с

какой

философско-

эстетической

позиции

художник-педагог

подходит

к

преподаванию

академического рисунка, прежде всего – к изображению человека.

4

Преподавание академического рисунка, с нашей точки зрения, может

рассматриваться только с реалистических позиций с учетом субъективного

компонента

посредством

целенаправленного

педагогического

изучения

особенностей личности каждого студента и применения индивидуального

подхода в обучении рисунку.

5