Автор: Гладышев Геннадий Михайлович
Должность: преподаватель рисунка, живописи
Учебное заведение: ГБПОУ "Оренбургский областной художественный колледж"
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Академический рисунок как основа формирования профессиональной культуры студентов художественного колледжа"
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА
Гладышев Г. М., к.п.н., доцент,
преподаватель ГБПОУ «Оренбургский
областной художественный колледж»
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения
человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из
важнейших
способов
развития
и
формирования
целостной
личности,
ее
духовности,
творческой
индивидуальности,
интеллектуального
и
эмоционального
богатства
(из
концепции
художественного
образования
в
Российской Федерации).
Казалось бы, именно в современную эпоху должно повышаться роль
реалистического
изобразительного
искусства
как
духовного
посредника
между
людьми,
как
мощного
противовеса
влиянию
беспредметности
и
натурализма в художественном творчестве и всеобъемлющей власти капитала
в обществе, как рычага, способного повернуть вспять процессы его духовной
деградации. Однако на сегодняшний день усиливается повсеместно утрата
подлинно реалистических ценностей и традиций в системе художественного
образования. Об этом говорит падение уровня профессионального искусства,
его «духовное обесценивание», снижение качества академической подготовки
студентов во многих художественных училищах, колледжах и вузах России.
Глобальные мировые процессы влекут за собой как слияние и потерю
самобытности
национальных
культур,
так
и
обезличивание
конкретного
индивида.
Повсеместное
внедрение
новых
информационных
технологий,
позволяющих людям жить «не вдумываясь», «не познавая», а всего лишь с
легкостью
получая
знания
в
готовом
виде,
ведет
к
снижению
общекультурного уровня и духовному «усреднению» людей.
Изобразительное искусство в глазах обывателя постепенно утрачивает
свою ценность как источник духовного познания мира.
Например,
особенно
актуальна
в
наши
дни
проблема
портретного
творчества, ибо в современную, во многих отношениях переломную, эпоху
происходит
всесторонняя
деформация
образа
человека.
Трактовка
портретных
образов
как
ничто
другое
отражает
специфику
времени
и
мировоззрение
художника.
Из
всех
жанров
искусства
портрет
является
наиболее всеохватывающим, информационно и духовно емким. Художник
познает
любое
явление
действительности
всегда
через
призму
личности.
Любой жанр изобразительного искусства – в том числе и натюрморт, и
пейзаж
–
это
своеобразное
изображение
человека,
ибо
все
сущее
рассматривается
художником
с
точки
зрения
его
отношения
к
человеку,
восприятия человеком.
2
Будущий
художник
не
сможет
познать
все
богатство
и
глубину
взаимоотношений личности и окружающего мира, не освоив и не изучив
взаимоотношения личности с окружающим миром с профессиональной точки
зрения.
Особое
звучание
эта
проблема
приобретает
при
подготовке
специалиста,
который
призван
передавать
свой
опыт
новым
поколениям.
Именно
через
творческое
осмысление
образа
человека
формируется
мировоззрение будущих специалистов творческих профессий, в том числе
художников
и
дизайнеров,
обогащается
их
внутренний
мир,
повышается
общекультурный и профессиональный уровень, раскрывается заложенный в
каждом из них духовно-творческий потенциал.
Между
тем
опыт
педагогической
деятельности
показывает,
что
студенты
специальных
художественных
образовательных
организаций
испытывают наибольшие затруднения именно при рисовании живой натуры.
А
создание
портрета,
т.е.
изображения
человека,
одухотворенного
неповторимым
авторским
эмоционально-эстетическим
видением,
порой
становится
для
них
абсолютно
непосильным.
Решение
такой
глобальной
задачи, как формирование мировоззрения подрастающего поколения будущих
художников, требует комплексного подхода к обучению их академическому
рисунку.
Именно
поэтому
в
современных
условиях
подготовка
квалифицированного специалиста в области художественного образования не
может ограничиваться только приобретением умений и навыков грамотного
изображения человека, а прежде всего требует решения ряда задач, связанных
с
формированием
художественного
образа
в
портрете.
Нивелировка
художественно-образных
задач
при
выполнение
академического
рисунка,
даже
при
сохранении
реалистической
формы
изображения,
приводит
студентов
и
художников
к
натурализму
–
бездушному
копированию
фрагментов
окружающей
действительности,
в
частности,
в
портрете
–
к
утрате
передачи
духовной
самобытности
личности,
являющегося
самым
ценным в человеке.
Одним
из
главных
постулатов
реалистической
школы
является
отражение
явлений
действительности
через
призму
духовно-эстетических
ценностей
художника.
Это
означает,
что
необходимым
условием
реалистичности
произведения
является
наличие
в
нем
художественного
образа. Вслед за великим педагогом П. П. Чистяковым отстаивая принцип
единства,
преемственности
обучения
и
творчества,
мы
утверждаем,
что
художественно-образное
осмысление
действительности
должно
быть
непременным условием преподавания академического рисунка как основы
профессиональной
подготовки
специалиста
в
системе
художественного
образования.
Проблема преподавания академического рисунка состоит в постоянном
поиске
эффективных
путей
и
методов
педагогического
воздействия
на
студентов,
направленного
на
формирование
художественного
образа
в
академическом рисунке с натуры, например, портрета. Поэтому художнику-
педагогу необходимо постоянно проводить работу по выявлению, научному
3
обоснованию
и
проверке
наиболее
эффективных
путей
и
методов
педагогического
воздействия
на
студентов.
Непременным
условием
профессиональной
подготовки
студентов
при
обучении
академическому
рисунку
портрета
является
установка
на
художественно-образное
осмысление натуры на всех этапах обучения.
Одним из важнейших условий формирования художественного образа в
академическом
рисунке
портрета
является
педагогическая
установка
на
всестороннее
осмысление
студентами
этико-эстетической
платформы
категории
«художественный
образ»
в
совокупности
с
изучением
законов
реалистического изображения.
При
этом
формирование
художественного
образа
в
академическом
рисунке портрета, выполняемом, например, в технике мягких графических
материалов,
происходит
в
единстве
педагогических
воздействий,
направленных,
с
одной
стороны,
на
овладение
студентами
основами
графической
техники,
а
с
другой
стороны
–
на
глубокое
осмысление
эстетической и изобразительной взаимосвязи образа, и материала, умения
соотносить материал и образные задачи рисунка. А для повышения уровня
художественно-образного
осмысления
действительности
в
академическом
рисунке портрета учебный процесс необходимо построить таким образом,
чтобы на всех его этапах выработка изобразительных умений и навыков шла
параллельно
с
формированием
художественно-образного
мышления
(организация
восприятия
натуры
и
рисунка
и
формирование
умения
оперировать образами восприятия, памяти, представления, воображения с
целью
создания
художественного
образа,
развитие
эстетических
эмоций,
раскрытие потенциала творческой интуиции).
Ввиду
наличия
в
художественном
образе
субъективного
начала
в
процессе обучения академическому рисунку портрета необходимо учитывать
индивидуальные
особенности
художественно-образного
мышления
и
эмоционально-волевой сферы каждого студента.
По словам Микеланджело, «...рисунок есть высшая точка и живописи, и
скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех
видов живописи, и корнем всякой науки». Преподаватель рисунка не только
передает студентам знания и умения, но и оказывает значительное влияние на
становление их мировоззрения, этических и эстетических взглядов.
Совокупность
способностей
учителя
и
ученика,
позволяющих
реализовать творческие продуктивные потенции педагогической деятельности и
деятельности студентов (обучающихся); духовно-творческий потенциал самого
художника-педагога и мировоззрения,
этические
и
эстетические
взгляды
студента могут при взаимодействии выступать «инструментом» для создания
нового продукта совместной педагогической деятельнос т и . Поэтому
нам
представляется
очень
важным
вопрос
о
том,
с
какой
философско-
эстетической
позиции
художник-педагог
подходит
к
преподаванию
академического рисунка, прежде всего – к изображению человека.
4
Преподавание академического рисунка, с нашей точки зрения, может
рассматриваться только с реалистических позиций с учетом субъективного
компонента
посредством
целенаправленного
педагогического
изучения
особенностей личности каждого студента и применения индивидуального
подхода в обучении рисунку.
5