Автор: Пономарева Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа 128
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
Статья
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе»
Автор:
Пономарёва Светлана Валентиновна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 128 г.Барнаула
Алтайский край
« Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел ,то , во всяком случае, поддержать его
уровень здоровья вполне возможно» Академик- хирург Н. М. Амосов.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой
проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Здоровье человека –
актуальная проблема во все времена ение – улучшению здоровья. По данным исследований
Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50%
имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за
период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология
пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических
расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. К концу
занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят
более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном
переутомлении, учебных перегрузках. Абсолютно здоровыми можно считать около 1/3
первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.
Можно
определить
четыре
ограничения
традиционных
технологий
проведения
урока,
которые и являются источниками нарушения здоровья учащихся:
«скорее научаем, чем развиваем»;
класс работает в целом, без подразделения на группы;
«обучение в постоянном положении сидя»;
недостаточная продолжительность времени отдыха школьника в ходе
его рабочего дня.
Сегодня
во
всем
мире
идет
интенсивный
поиск
новых
форм
обучения
на
основе
компьютерных
технологий,
разрабатываются
программные
средства
учебного
назначения,
которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам, но при
этом учитывая здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие
технологии
-
это
технологии,
направленные
на
сохранение
здоровья.
Системно
организованная
совокупность
программ,
приемов,
методов
организации
образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
.Каждый 5-й школьник имеет хроническую патологию по данным Мин.Здрава Р.Ф .Медики
провели исследования- взяли анализ крови у 100 детей курящих родителей в сельской местности
и аналогично у городских .Оказалось . у сельских детей в крови никотина нет . а вот у городских
его обнаружили .Вывод- так влияет чистый воздух на здоровья детей , а ведь успешность обучения
в школе определяется состоянием здоровья .
Есть русская пословица. Дурака учить.что горбатого лечить .А ведь учить надо.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Сегодня, в век информационных технологий у детей формируется недостаток, дефицит движений.
Возникает проблема: как сделать, так чтобы учащиеся могли усвоить знания и избежать усталости
от занятий. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми школьных знаний?
Цель современной школы – это подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объема
информации. Информация для школьников и педагогов сегодня осознается, как важный
педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной
действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее,
воспринимать, анализировать и транслировать.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Поскольку я работаю учителем начальных классов, эта тема для меня является актуальной и
значимой.
В нашей системе накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий
Русский язык. Тексты пропагандирующие спорт .разные виды туризма. режим дня .
Математика Тема число- об истории олимпийских игр, завоеванных медалей нашими
спортсменами в разные периоды .Устный счет .Решение задач на тему»Ты и твоё здоровье»
Без здоровья, что за жизнь?
На турник и подтянись.
Наш силач-спортсмен Тарас
Подтянулся 10 раз
А его сосед Емеля
Лишь один раз еле- еле. Вопрос На сколько меньше подтягиваний сделал Емеля?
Окружающий мир .Тема» Работа тела человека» 1 класс
«Удивительная вода» ( исследовательская работа Порцева В )
2 класс «Уклад семьи и распорядок дня» ,»Весенние посадки».Горение»
«Развитие»
Было проведено обсуждение .как условия жизни детей влияет на их право на развитие. Например.
Карточки с историями,
Наталья 14 лет
Мы с родителями живём в Москве. У нас большая квартира . и у каждого из нас своя спальня, что
кажется м не прекрасным, по сколько много приходится заниматься
для подготовки к экзаменам .В будущим году собираюсь поступать в университет ,где хотела бы
заниматься вычислительной техникой.
Фёдор 14 лет
Мы с родителями живем на ферме под Екатербургом .Климат суровый .а работать на ферме
тяжело…..
Гита из Индии 12 лет
Я девочка Во многих странах родится девочкой может означать тяжелую жизнь В Индии
мальчикам чаще, чем девочкам ,делают прививки и оказывают медицинскую помощь в
больницах .Девочки чаще, чем мальчики пропускаем занятия в школе. Мы с сестрой каждый
день после школы шьём мячи
Предложила подумать. кто должен помогать молодым людям расти и развиваться.
Задания
Кто больше пословиц соберёт о здоровом образе жизни Например
1. Здоровому все здорово
2.Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду
3.Деньги потерял - ничто не потерял ,время потерял, много потерял, здоровье потерял- всё
потерял.
4. Для учителя Ужасная несправедливость : нервные клетки не восстанавливаются, а жировые- не
дохнут.
Несколько исследовательских работ возникли после прохождения программного материала. В
третьем
классе
«Здоровый
образ
жизни»
у
Долгановой
Полины
«Правильное
питание
и
здоровье».
Девочка говорит, что ее мама всегда готовит разнообразную и вкусную пищу, просит, чтобы мы
ели все, так как это нужно, чтобы быть здоровым. Так ли это? Ведь я больше люблю конфеты, чем
супы и каши. Этой работой девочка занималась два года. Через год в феврале она опять опрос в
нашем классе и выяснила, что, повзрослев на год, дети стали хуже питаться,
пища стала
разнообразной, много конфет, шоколада, печенья, изменился рацион, но не калорийность. Все
свои наблюдения она показала в виде диаграммы.
А еще говорит Полина, мне интересно зависит ли здоровье от местности, где мы живем, от
климата, состояния окружающей среды. Обязательно продолжу свое исследование. На городском
конкурсе исследовательских работ Полина получила грамоту за лучшее наблюдение.
Наймушин Сергей написал работу по теме «Позвоночник – ключ к здоровью».
Прочитал много книг и энциклопедий. Во время конкурса рассказал, какой должна быть
правильная осанка, как правильно ходить и сидеть, и все показывал на
желающих. О его
выступлении написали в газете «Алтайская правда» от 25 мая 2007г, в статье «Наука в коротких
штанишках».
Награжден грамотой за лучшее представления проекта.
Козубова Глеба ученика третьего класса заинтересовала тема «Полезные и вредные напитки».
Глеб говорит, что когда был маленький, родители редко покупали кока-колу. А сейчас у него
своя копилка, но родители все равно против, покупки кока-колы и газировки. Цель его работы -
изучить свойства распространенных напитков и найти полезные и вредные.
В первой части
реферата, он рассказывает о том, что он узнал из книг о свойствах воды, чая, кофе и кока-коле. Во
второй части описывает эксперимент с растениями. Наблюдения записал в виде таблицы датами
20 февраля, 20 марта. Сделал фотоотчет. А в заключении сделал выводы, что зеленый чай и вода
полезны,
а
кока-кола
вредна.
Награжден
грамотой
за
лучший
эксперимент,
интервью
по
телевидению, заметка в газете.
1.Лацкова Света «Дефицит йода больно бьёт по здоровью»
2.Сопова Марина «Береги зубы »
3.Наймушин Сергей «Позвоночник- ключ к здоровью .Правильная осанка школьника»
4 Козубов Глеб « Полезные и вредные напитки»
5. Назарова Маша « Чистый город- чистый снег» и др
Н. Заболоцкий писал:
Не позволяй душе ленится!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудится
И день и ночь, и день и ночь.
Поступление в школу – один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка.
Доброжелательная атмосфера школьного коллектива помогает ребенку открыться, быстрее найти
друзей, с желанием и удовольствием учиться. Создание такой обстановки и является главной
задачей учителя.
К. Д Ушинский
Удовлетворите всем желаниям человека . но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким
несчастным и ничтожным существом является он.
Притча о таланте
В этом году со своими 2-ми осваиваем (перворобота ) Собираем группой – распределив
обязанности, учимся работать единой командой, уже научились создавать программу для робота
и развиваем мелкую моторику рук.
Помимо данных технологий, применяемых на всех уроках, в своём классе я провожу классные
часы на тему здорового образа жизни, уроки здоровья, конкурсы стенгазет и рисунков, конкурс
высказываний о здоровье. Во всех этих мероприятиях принимают участие родители, что
подтверждает их заботу о здоровье своих детей. Организую совместно с родителями встречи с
медиками, экскурсии на свежий воздух. Активно принимаем участие в спортивных праздниках и
соревнованиях проводимых в школе.
Своё выступление хочу закончить словами из произведения Е .А. Пермяка «Пастух и Скрипка» 2
класс Литературное чтение Матвеева
Мало ли печальных ,несправедливых и грубых историй бывает на свете !Нельзя же позволять им
зачеркивать всю жизнь .Прошедшее всегда заслоняется настоящим, если оно большое , яркое и
настоящее-Настоящее!