Автор: Сулейманова Рита Римовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №222
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект "Огород на подоконнике"
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №222 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Познавательно-исследовательский проект во второй
младшей группе «Ладушки» на тему:
«Огород на подоконнике»
Подготовила: воспитатель
Сулейманова Рита Римовна
Уфа – 2018
Актуальность проблемы:
Дети младшей группы в недостаточной степени имеют представления о
том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о
необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской
деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель:
дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают,
выращивают из семян; расширить знания и представления детей о полезных
свойствах
овощей
(лук,
укроп,
горох,
бобы,
их
строении
и
условиях,
необходимых для их роста).
Проект:краткосрочный.
Продолжительность:1 месяц.
Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Интеграция в ходе реализации проекта:
«Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Тру
д», «Физическая культура».
Цель:
формирование
у
детей
интереса
к
опытнической
и
исследовательской
деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях,
воспитание
у
детей
любви
к
природе,
создание
в
группе огорода
на
подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых
на подоконнике;
2. Развивать познавательные и творческие способности.
3.
Продолжить
знакомить
детей
с
особенностями
выращивания
культурных растений (лук, укроп, горох, бобы, цветы);
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в
комнатных условиях.
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения
в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
7. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
8. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают,
выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить
многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Создание в группе огорода на подоконнике.
4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
5.
Вовлечь
детей
в
практическую
деятельность
по
выращиванию
культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7.
Все
участники проекта (дети,
воспитатель,
родители) получат
положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над проектом:
1.
Подготовительный:
определение
цели
и
задач проекта,
с б о р
информационного
материала,
создание
условий
для
организации
работы
в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации
детской деятельности
2 .
О с н о в н о й: ( и л и
э т а п
р е а л и з а ц и и проекта):
п р о в о д я т с я
запланированные
мероприятия
для
реализации проекта (беседы,
опыты,
эксперименты,
творческая
деятельность
,рассматривание
иллюстраций,
чтение художественной литературы).
3.
Заключительный:
подводятся
итоги,
подготавливается
презентация,
итоговая беседа.
№
п/п
Мероприятия
Цели
Подготовительный этап
1.
Беседа с родителями «Огород на
подоконнике».
Обсудить цели и задачи проекта.
С ф о р м и р о в а т ь
и н т е р е с
у
родителей
по
созданию
условий
для реализации проекта.
2.
Подбор наглядно – дидактических
пособий,
демонстрационного
материала, природного материала,
художественной
литературы,
приобретение
н е о бход и м о го
оборудования.
Создать условия для реализации
проекта «О г о р о д
н а
подоконнике».
Основной этап
3.
Р а с с м а т р и в а н и е
к н и г ,
иллюстраций о растениях.
Вызвать
интерес
к
растениям,
желание
заботиться
о
н и х ,
углублять и расширять знания о
видах растений.
4.
Практическая деятельность:
НОД «Посадка лука».
Расширять
представления
детей
об
условиях,
необходимых
для
роста и развития растения (почва,
влага,
тепло
и
свет).
Д ат ь
э л е м е н т а р н ы е
п о н я т и я
о
п р и р о д н ы х
в и т а м и н а х .
Формировать трудовые умения и
навыки.
5.
Опыт
–
наблюдение
за
ростом
лука в земле и в воде.
Учить детей замечать изменения,
к о т о р ы е
п р о и с х о д я т
у
прорастающих луковиц и делать
зарисовки роста лука.
6.
О п ы т
–
н а б л ю д е н и е: «Что
вырастет
из
зернышка» (укроп,
семена цветов бархатцы).
Показать
детям,
как
растения
вырастают из семян.
7.
Практическая
деятельность:
в ы р а щ и в а н и е
р а с с а д ы
(бархатцы).
Продолжать формировать навыки
посадки и ухода за растениями.
8.
Практиче ская
д е я т е л ь н о с т ь :
посадка гороха и бобов.
Закрепить навыки посадки гороха
и
б о б о в .
Ф о р м и р о в а т ь
представление
о
выращивании
этих растений на подоконнике.
9.
Наблюдение «Растут
ли
наши
растения» за
всходами
гороха,
бобов, цветов бархатцев, укропа.
Продолжить учить детей замечать
изменения
в
росте
и
развитии
растений.
10.
НОД «Мир комнатных растений»
Расширять
предст авления
детей о комнатных растениях, их
пользе
и
строении,
научить
узнавать
и
называть
ч а с т и
растения (корень,
стебель,
лист,
цветок).
Поощрять
ж е л а н и е
у х а ж и в ат ь
з а
ко м н а т н ы м и
растениями. Воспитывать интерес
к исследовательской деятельности:
научить
размышлять,
делать
выводы.
11.
Чтение
художественной литературы: «Пы
Учить
детей
слушать
сказки,
анализировать
поступки
героев,
х»,
«Огород
б а б ы
Фёклы», «Чипполино», «Вершки
и
корешки», «Репка», «Спор
овощей» -
с к а з к и , «Купите
лук», «Овощи» - стихи.
Разучивание:
п о д в и ж н о -
речевой игры «Баба сеяла горох»,
И н с ц е н и р о в ка
с ка з к и «Спор
овощей»
принимать
участие
в
подвижно-
р еч е в ы х
и г р а х ,
ко м п л е к с е
гимнастических
упражнений,
разучивать
стихи.
Учить
детей
принимать
участие
детей
в
и н с ц е н и р о в а н и и
с к а з о к
и
получить положительные эмоции.
12.
Дидактиче ские
игры: «Найди
овощи», «Один-много», «Какого
ц в е т а
о в о щ и », « К у д а
ч т о
положить», «Что
лишнее», «Найди растения».
Закрепить
знания
детей
об
овощах и растениях.
13.
Труд в уголке природы
Продолжать
учить
д е т е й
правильно
строить
суждения
и
делать
выводы
о
с о зд а н и и
благоприятных
условий (воды,
света, тепла).
14.
Итоговая
беседа «О г о р од
н а
подоконнике».
Н а с т р о и т ь
д е т е й
н а
дальнейшую
деятельность
по
пересадке огорода
на
окне
в
огород на участке сада.
Заключительный этап
15.
О б р а б о т к а
и
о ф о р м л е н и е
материалов
проекта
в
виде
презентации.
Обработать и оформить проект.
16.
Анализ результативности.
По
реализации проекта «Огород
на
подоконнике» были
получены
следующие результаты:
1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали,
выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и
разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на подоконнике.
4.
Вели
наблюдения
за
растениями
на
подоконнике и
записывали
в
дневник наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию
культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7.
Все
участники проекта (дети,
воспитатель,
родители) получили
положительные эмоции от полученных результатов.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями ». «Огород на подоконнике».
2.
Помощь
родителей
в
приобретении
инвентаря,
посевного
материла
для огорода на подоконнике.
3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для
закрепления знаний о растениях (овощах).
Приложение:
1.
Рассматривание
овощей,
наблюдения
за
растениями,
растущими
в
«огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их
росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать
бережное
отношение
к
растениям
и
желание
за
ними
ухаживать.
Приложения