Автор: Коткова Нина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №76 имени Хо Ши Мина"
Населённый пункт: г. Ульяновска
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Работа по организации проектно - исследовательской деятельности"
Тема «Работа по организации проектно-исследовательской деятельности»
Коткова Н.С.
учитель начальных классов
МБОУ “СШ №76”
г. Ульяновск
Учебная
исследовательская
деятельность
ребенка
так
же,
как
и
исследование,
проводимое
взрослым
ученым, включает следующие основные
этапы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта;
защита проекта. (1 слайд)
Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.
Как выбрать тему исследования. (2 слайд)
От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат
работы. Работу по организации исследовательской деятельности следует начинать
с диагностики по изучению склонностей и интересов детей.
Все
темы
для
исследовательской
работы
детей
можно
условно
объединить в три группы:
фантастические
–
темы,
ориентированные
на
р а з р а б от ку
несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические
–
темы,
предполагающие
проведение
собственных
наблюдений и экспериментов;
теоретические –
эта
группа
тем
ориентирована
на
работу
по
изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
(3 слайд)
Правила выбора темы. (4 слайд)
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. (5 слайд)
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и
эффективна только на добровольной основе. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы
важной она не казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную
пользу участникам исследования. (6 слайд)
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как
исследователь,
раскроет
лучшие
стороны
своего
интеллекта,
получит
новые
полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа
теряет смысл.
Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит,
чтобы
помочь
ребенку
сделать
такой
выбор,
который
он
бы
считал
«своим
выбором».
Тема
должна
быть
оригинальной,
в
ней
необходим
элемент
неожиданности, необычности. (7 слайд)
Тема должна быть такой, чтобы не требовать много времени на ее
исследование. (8 слайд)
После определения проблемы (темы) формулируется цель исследования.
Цель исследования – это конечный, ожидаемый результат, которого хотел
бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Цель формируется кратко и предельно точно. Она может звучать так:
- выявить,
- установить,
- обосновать,
- уточнить,
- разработать…
Задачи конкретизируют и уточняют цель (не путать с планом).
Следующий этап: выдвижение гипотезы. (9 слайд)
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание,
предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Как рождается гипотеза. (10 слайд)
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезе – это проблема.
Гипотеза
или
гипотезы
возникают
как
возможные
варианты
решения
проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
Вот
простое
упражнение:
«Давайте
вместе
подумаем:
почему
поют
птицы?» (Почему появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему
дует ветер?)
Какими могут быть гипотезы? (11 слайд)
Птицы
тренируют
свой
голос,
они
отпугивают
хищников,
они
разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают
о чем-то людей и животных? А может быть, у них это желание возникает от
избытка жизненных сил?
Бывают
неправдоподобные
гипотезы,
их
обычно
называют
«провокационными идеями».
В нашем случае это может быть, например, такая : «птицы поют потому,
что подают таким образом сигналы внеземным цивилизациям».
Следующий этап: сбор материала. (12 слайд)
Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную
информацию.
Какие
источники
для
этого
могут
быть
использованы,
какими
методами мы можем пользоваться?
Итак, источники зависят от того, какая была выбрана тема:
подумать самостоятельно, посмотреть книги, посмотреть в интернете,
спросить у других людей, понаблюдать, провести эксперимент.
Но
следует
учитывать,
что
в
книге,
видеофильме,
информационном
обзоре мы встретимся с информацией, кем-то уже добытой.
Главный
смысл
настоящего
исследования
–
добыть
знания
самостоятельно. Иначе работа будет иметь характер реферата.
В
данном
случае
наиболее
ценным
источником
информации
следует
считать саму природу в различных ее проявлениях. Это может быть прилет птиц,
листопад,
таяние
снега,
погодные
явления,
поведение
людей,
животных
и
другое…
Обобщение полученных данных. (13 слайд)
Выбрать тему и даже собирать материал при правильной организации
дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных
данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.
Как
проанализировать
полученное?
Как
затем
обобщить
материал?
Выделить главное и исключить второстепенное? Здесь никак не обойтись без
деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное
решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде
будет реализован исследовательский проект.
Результатом
работы
в
нашем
исследовании
чаще
всего
«сообщение»,
прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных
материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это
может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга (журнал).
Защита проекта. (14 слайд)
«Обучая других, обучаешься сам…» - эта точная мысль пришла к нам из
глубины веков. Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него
исследование
не
может
считаться
завершенным.
Защита
–
венец
исследовательской
работы
и
один
из
главных
этапов
обучения
маленького
исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать – ее, как и всякое
настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна
быть
«публичной».
В
ходе
защиты
ребенок
учится
излагать
добытую
информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать
свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Как подготовить выступление? (15 слайд)
Выступление
участника
должно
длиться
не
более
5-7
минут.
Работа
сдается членам жюри, поэтому необходимо позаботиться о втором ее экземпляре.
Помните что не надо пересказывать весь текст исследовательской работы!
Необходимо лишь осветить основные моменты исследования.
О чем говорить?
Обосновать выбор темы.
Рассказать о гипотезе (слово «гипотеза» не нужно употреблять в речи, т.к.
оно
не
соответствует
возрасту
ребенка;
его
можно
заменить
словом
«предположение»).
Кратко
осветить
основные
этапы
исследования,
которые
привели
к
подтверждению или опровержению гипотезы.
Если гипотеза не подтвердилась, то необходимо сформулировать новую.
Сделать вывод.
В заключение можно рассказать о том, как повлияла исследовательская
работа на личность ребенка.
Как выступать перед членами жюри?
Нежелательно
чтение
всего
текста
выступления
с
листа.
Необходимо
пересказывать с опорой на текст и презентацию.
Если
к
выступлению
подготовлена
презентация,
то
необходимо
позаботиться
о
том,
чтобы
смена
слайдов
и
произносимый
текст
логично
дополняли друг друга. Текст презентации читать не нужно.
Говорить нужно четко, громко, соблюдая логическое ударение на главном
в предложении, эмоционально.
Надо быть готовым к вопросам, которые могут задать члены жюри. Если
ребенок не смог ответить на вопрос, не теряться, поблагодарить жюри за вопрос и
в дальнейшем попытаться найти на него ответ.
Руководителю не следует вмешиваться в выступление.
Мультимедийное
сопровождение
должно
осуществляться
не
самим
ребенком, а другим человеком.
На подготовке презентации хотелось бы остановиться подробнее. Если
презентация
разрабатывается по
готовому
тексту
доклада, то целесообразно
соотносить структуру презентации со структурой доклада и включить:
во Введение (16 слайд): объект и предмет исследования, его цели и
задачи, гипотезу или ведущую идею;
в Основную часть (17 слайд):
процедуры и мероприятия исследования;
данные, полученные в ходе исследования;
объекты, иллюстрирующие процесс исследования;
промежуточные результаты исследования.
в
Заключение (18 слайд): теоретические выводы, которые могут быть
сделаны на основании результатов исследования.
При подготовке текста следует избегать:
большого объема текста в презентации;
попыток сокращения места, занимаемого текстом за счет уменьшения
шрифта;
переноса в презентацию текстов тезисов, текста доклада или реферата;
использования длинных списков;
использования таблиц с большим количеством строк и столбцов.
Использование
графических
объектов
должно
соответствовать
ряду
элементарных требований:
графический объект должен быть надлежащего качества и размера;
если графический объект является иллюстрацией к тексту, он не должен
занимать основное место на слайде;
если графический объект является объектом показа, то он должен быть
снабжен необходимыми комментариями.
Мультимедиа
объекты
(аудио,
анимация,
видео)
следует
применять
с
учетом их целесообразности и уместности, а также возможности управления их
показом.
В оформлении слайдов следует придерживаться следующих правил:
все слайда презентации следует готовить на одном шаблоне оформления с
применением единой шрифтовой схемы;
оформление слайда не должно отвлекать от его содержания;
на слайде не следует применять более двух гарнитур или начертаний
шрифтов;
применение рисунка в качестве фона не должно отвлекать от содержания
презентации;
фон не должен мешать восприятию текста слайда;
эффекты анимации следует применять только в случае необходимости;
не стоит забывать и об этической стороне оформления (сцены насилия,
кровь, семейные фото с застольем…).
Презентация должна быть на 2-х носителях (диск, флешкарта), сохранена
в 2-х форматах (офис 2003, 2007).