Автор: Коткова Нина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №76 имени Хо Ши Мина"
Населённый пункт: г. Ульяновска
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Организация словарной работы по русскому языку в начальной школе в рамках ФГОС"
«Организация словарной работы по русскому языку в начальной школе
в рамках ФГОС»
Коткова Н.С.
учитель начальных классов
МБОУ “СШ №76”
г. Ульяновск
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не
подчиняется
правилам проверки. Это трудные слова для запоминания и
написания.
Данные
слова
заносятся
в
словарь
школьника
и
называются
словарными.
На протяжении всего курса русского языка в начальной школе большое
значение придается словарной работе.
Главная задача учителя – научить грамотно писать словарные слова.
Методика словарной работы предусматривает 4 основные линии:
-обогащение словаря, то есть усвоение новых, раннее неизвестных слов, их
значений;
-восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и
-однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и
синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
-развитие
умения
объяснять
значения
слов
и
понимать
особенности
их
-употребления в речи;
осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в
устной и письменной речи.
“Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематически,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка” – писал известный
ученый методист А.В. Текучев
Словарная работа начинается с этапа ознакомления.
1. Учитель предлагает учащимся отгадать загадку. Дети отгадывают её,
объясняют отгадку .
2. Учащиеся произносят слово, определяют место ударения в нем, указывают
количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3. Учитель показывает карточку с написанным на ней словом.
Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в
произношении и написании.
4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове
надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли
проверить
написание
буквы
путем
подбора
проверочного
слова?
5. Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют
гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
6.
Под
руководством
учителя
дети
подбирают
к
изучаемому
слову
однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным
лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны
однокоренные слова, проводятся наблюдения над единообразным написанием
в них корня и запись их в тетрадь.
7. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.
Одним из эффективных способов запоминания словарных слов является
метод ярких ассоциаций.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер,
то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим
у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
К.Д. Ушинский точно подметил: “Ребенок мыслит образами”. Для того, чтобы
запомнить
непроверяемую
букву
интересно,
с
учетом
психологической
особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать
ее «образ» в конкретном слове.
Словарно-орфографические
задания
нельзя
сводить
только
к
заучиванию
правописания
слов
с
непроверенными
орфограммами
и
бесконечной тренировке их написания.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение
орфографии и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение
грамматических категорий, и на активизацию детского словаря и на развитие
связей речи.
Среди
словарно-орфографических
упражнений
можно
выделить
следующие:
Фонетические
- Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в…кзал, з…
мл…ника, с…рень, к…пуста, уч…ник.
- Запиши слова в два столбика: в первый столбик-слова с глухими
согласными на конце слова, во второй столбик со звонкими согласными
на конце слова: завтрак, морковь, берег, адрес, рисунок, портрет, багаж,
билет, карандаш, язык.
- Запиши слова, начинающиеся на букву: р, т, м, о, д.
- Запиши слова в алфавитном порядке на заданную тему,например:
“Овощи”, “Одежда”, “Животные”.
- Запиши слова с мягким знаком.
- Игра “Собери слово” роз, мо; же, ин, тор.
Лексические
-
Отгадай загадку и составь словосочетания с этими словами.
Голодная мычит, сытая жуёт, всем ребятам молоко даёт./Корова
- Замените предложение одним словарным словом.
Это
слово
означает
«едящий
мед»,
или
крупный
хищный
зверь
с
длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. (Отгадка-
слово-медведь.)
- Составь с этим словом предложение по схеме.
Из чащи вышла большая бурая медведица.
- Ответь на вопросы и запиши ответы.
Кто продает билеты в кассах? Как называется рисунок в книге?
Орфографические
- Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на слоги.
К…пуста, г…род, м…рковь, п…мидор, …бед.
- Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель, лимон, арбуз, картина, ябл…ко.
- Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой
нужно запомнить.
Помидор, гнездо, шубка, город, улица, окно, ковёр.
Словообразовательные
- От слов берёза, праздник, яблоко, солома образуй родственные слова. Укажи
при помощи чего они образовались.
- Подбери слова к схемам.
- От слов газета, железо, картина, осина образуй новые слова с суффиксом к.
- Игра» Найди лишнее слово.»
Берёза, березовый, березняк, подберезовик, березка, берёзку.
Морфологические
-
Спиши
предложения,
вставляя
подходящие
по
смыслу
слова
из
словаря.
Рязань – чистый и красивый …
Оля любит есть на завтрак тертую …
- Выписать только те слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
(сущ.)
Берёзка, весело, учитель, сегодня, тетрадь, вокруг, ученик, девочка.
- Выписать словарные слова 1 склонения.
- От словарных слов образуй прилагательные.
Учитель - …, Москва - …, народ - …, весело - …,
Синтаксические
-Выпиши из предложений словосочетания со словарными словами.
Как вкусен картофельный суп с грибами.
- Составь предложения по опорным словам.
Артист, театр, Москва.
-
Составь
предложения
с
данными
словосочетаниями,
так,
чтобы
словарное слово было подлежащим.
Кудрявая берёза, радостные ребята.
- Составь предложение со словарным словом по схеме.
Упражнения
со
словарными
словами,
входящие
в
с о с т а в
фразеологизмов
-
Толкование фразеологизмов:
Держать язык за зубами. (Молчать не говорить лишнего)
Белая
ворона
(Необычный,
странный
человек,
который
сильно
выделяется среди других людей)
Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-либо, самостоятельно не
предпринимать никаких действий)
- Составление предложений с фразеологизмами.
- Составление диалога, в который входит фразеологизм.
Подбор синонимов, антонимов
Родина – отчизна
Родина - чужбина
Этимологический анализ слова
Для этимологического анализа возьмем слово “малина”.
Одни ученые связывают происхождение слова малина с корнем мал:
малиновая ягода состоит из многих малых ягодок – зернышек. Другие
считают, что ягода получила имя за свой темно-красный, малиновый
цвет.
Занимательный материал (игры, загадки, ребусы, шарады)
Игры
1.
Игра “Угадай-ка” (угадать слово по согласным буквам: к р н д ш, к р
в, м с к в, р б т).
2.
Игра “Собери слово”
р т а т е д ь
п а н е л
3.
Игра “Поиск”
Детям предлагается игра со словарем: найти слово, содержащие две
или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, багаж, вечер, берег …)
4.
Игра “Угадай слово”.
Учитель
показывает
карточки,
на
которых
написан
первый
слог
нужного слова ГО (горох, город, горизонт)
И, наоборот, можно дать конец слова:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки,
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(… суда, … тух, … рёза, … сква)
5.
Игра “Ступеньки”
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну
букву больше.
(Заяц, петух, собака, медведь)
6.
Игра “Замени одним словом”
Седьмой день недели (Воскресенье)
К
числу
словарно-орфографических
упражнений
можно
отнести
различные виды диктантов:
зрительный
объяснительный
выборочный
картинный
творческий
комментированный
по памяти
с использованием загадок
контрольный
Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках
русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять,
анализировать, сравнивать, делать выводы. А для этого ему нужен богатый
словарный запас, хорошо развитая связная речь.
“Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее понимает и употребляет он
слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между
словами, тем выше уровень его орфографической зоркости”.
Н.С. Рождественский
Коткова Нина Сергеевна
МБОУ “СШ №76”