Автор: Гольцман Татьяна Аркадьевна
Должность: преподаватель - организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Аскиз
Населённый пункт: п. Аскиз, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"
Внеурочная деятельность –
важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
Великая ценность образования
– это не знания, а действия.
английский философ, социолог и педагог
Герберт Спенсер
Мы никого и ничему не можем обучить –
Мы только можем помочь познать себя.
Галилео Галилей
Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся
социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий.
Школьные мероприятия являются одним из важнейших компонентов внеурочной
деятельности. Так как подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют
ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень
их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами
и склонностями.
Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую
поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и
т.д., старается раскрыть у обучающихся организаторские, творческие, коммуникативные и
др. способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы
он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие,
саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями,
учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после
уроков, и образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, беседами
и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного
досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).
Цель любого мероприятия - зажечь искру в душе ребенка, помочь ему раскрыться и доказать не
только самому ученику, но и педагогам иначе взглянуть на учащегося. Ни один ребенок не похож на
другого. У каждого свой характер, свои интересы и цели в жизни. Современное общество
предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции
молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он
обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более
эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо
привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого,
деятельность должна носить творческий характер. Моя задача, как руководителя военно-
патриотического кружка «ЯСТРЕБЫ», ненавязчиво подталкивать детей к участию во внеклассных,
школьных мероприятиях, региональных конкурсах и семинарах, достигать поставленной цели.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Ребенка надо
обучать всему необходимому и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его способностей.
Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется
принцип взаимного обучения, когда более опытные учащиеся, передают свой опыт. В этом состоит
один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива, самореализации
учащихся. Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной деятельности должно быть
добровольным, но задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему
самому захотелось участвовать после уроков. Правильная организация внеурочной деятельности в
огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.Внеурочная
деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые
положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать
внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-
то В.А Сухомлинский:
«Только та школастановится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются
и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….
Школа становится подлинным очагомкультуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа:
культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».