Автор: Коткова Нина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №76 имени Хо Ши Мина"
Населённый пункт: г. Ульяновска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по предмету "Родная литература" 3 класс"
Рабочая программа по предмету “Родная литература”
Коткова Н.С.
учитель начальных классов
МБОУ “СШ №76”
г. Ульяновск
Рабочая программа по родной литературе для 3 класса рассчитана на 17 часов в год (по о,5 часов в неделю, 34 учебных
недель).
Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное:
он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Курс родной литературы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного
литературного языка, речевого этикета.
Содержание
обучения
ориентировано
на
развитие
личности
ученика,
воспитание
культурного
человека,
владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные
виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее
в соответствии с условиями общения.
В третьем классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории,
влиянии
фольклора
на
творчество
различных
писателей.
Обогащают
знания
детей
о
внутреннем
духовном
мире
человека,
формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных
произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Личный творческий
опыт убеждает учащегося о необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему
выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Основная
метапредметная
цель,
реализуемая
средствами
литературного
чтения,
связана
с
формированием
грамотного
читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на
собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую
деятельность как средство самообразования.
В
силу
особенностей,
присущих
данной
предметной
области,
в
ее
рамках
решаются
также
весьма
разноплановые
предметные задачи:
- духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл
целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных
произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности
достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы);
- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным
аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список
литературы для решения конкретной учебной задачи).
Рабочая программа составлена на основе следующей литературы:
Примерные программы по родному (русскому) языку и литературному чтению: Т. Н. Соколова – М.: Издательство РОСТ,
2011; Л. Я. Желтовская - М.: Издательство Астрель, 2011; Э.Э. Кац - М.: Издательство Астрель, 2011
Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области.
Ульяновский «Дом печати». 1998.
Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск.
Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 149-150.
Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1968, с. 46-47.
«Литературное краеведение Ульяновской области»./ Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина. - ИПК ПРО г. Улья-
новска, 2008 г.
Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
№
п/п
Наиме-
нование
раздела
Личностные
Метапредметные
Предметные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.
Фольклор
народов
Поволжья.
Учащиеся научатся:
-осознавать роли речи
в общении людей;
-понимать
богатства
и
разнообразия
языковых
средств
для
выражения
мыслей
и
чувств;
-проявлять
интерес
к
чтению,
к
ведению
диалога
с
а вто р ом
текста;
потребность
в
чтении;
-осознавать
ответственности
з а
п р о и з н е с ѐ н н о е
и
написанное слово.
-
позитивно относиться
к
родной
культуре
и
своей
национальной
принадлежности,
Учащиеся научатся:
составлять план
решения учебной
проблемы совместно с
учителем;
работать
по плану, сверяя свои
действия с целью;
в диалоге с учителем
вырабатывать кр
итерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы других
в соответствии с этими
критериями.
вносить необходимые
дополнения,
исправления в свою
работу
Учащиеся научатся:
осуществлять
анализ и синтез;
устанавливать прич
инно-следственные
связи;
строить
рассуждения;
извлекать
информацию,
представленную в
разных формах
(сплошной текст;
несплошной текст
–иллюстрация,
таблица, схема)
Учащиеся научатся:
задавать вопросы;
высказывать и
обосновывать свою т
очку зрения;
слушать и слышать
других, пытаться
принимать иную
точку зрения, быть
готовым
корректировать свою
точку зрения;
строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками и
взрослыми;
выражать свои
мысли с
соответствующими
Учащиеся научатся
распознавать:
основные качества
речи: правильность,
точность,
богатство,
выразительность;
монолог и диалог
как разновид
ность речи;
лексическое
значение слов;
прямое и
переносное
значение слов;
иностранные
заимствования;
речевой этикет:
формы обращения;
тему, микротему,
основную мысль
повышение
у р о в н я
духовности.
возрасту по
лнотой и точностью;
адекватно
использовать речевые
средства для решения
различных
коммуникативных
задач.
текста;
стили речи:
разговорный,
книжный,
художественный;
типы текста:
повествование, опи
сание, рассуждение,
оценка
действительности;
композицию текст
Учащиеся получат
возможность:
-исправлять,
редактировать свою
речь, работать над
наиболее
распространѐнным
и речевыми и
грамматическими
ошибками;
-самостоятельно
готовиться к
выразительному
чтению
произведения;
-выделять в тексте
стилистически
окрашенные слова,
определять стили
речи с учѐтом
особенностей
текста
2.
Писатели
и
поэты
нашего края.
пробуждение интереса к
изучению родной
культуры и народного
творчества в целом.
- определять цель
учебной деятельности с
помощью и
самостоятельно;
формирование
способности
обобщать и
структурировать
разрозненные
факты в единую и
целостную карти-
ну.
совершенствование
умения слушать и
понимать, воспитание
толерантного
отношения к иным
культурам.
3) применять
анализ, сравнение,
сопоставление для
определения жанра,
характеристики
героя, создание
различных форм
интерпретации
текста;
4) составлять план
к прочитанному
(полный, краткий,
картинный);
5) вводить в
пересказы-
повествования
элементы описания,
рассуждения и
цитирования;
6) работать с
литературным
текстом с точки
зрения его
эстетической
(литература как вид
искусства,
сравнение
литературы с
другими видами
искусств) и
нравственной
сущности
(ценностные
ориентации,
нравственный
выбор);
3.
Природа
родного
края.
При достижении лич-
ностных результатов у
школьника будут сфор-
мированы:
• внутренняя позиция
школьника на уровне
положительного отно-
шения к школе, семье,
обществу, ориентации
на содержательные мо-
менты школьной и со-
циальной действитель-
ности;
• познавательный ин-
терес к новому матери-
алу и способам реше-
ния новой задачи;
• ориентация на пони-
мание причин успеха
во внеурочной деятель-
ности, в том числе на
самоанализ и само-
контроль результата, на
анализ соответствия
результатов требовани-
ям конкретной задачи;
• основы гражданской
идентичности лично-
сти в форме осознания
целеполагание (поста-
новка учебной задачи на
основе соотнесения того,
что уже известно и усво-
ено учащимися, и того,
что ещё неизвестно);
- планирование (опреде-
ление последовательно-
сти промежуточных це-
лей с учётом конечного
результата; последова-
тельности действий);
- оценка (выделение и
осознание учащимися
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит усвое-
нию, осознание качества
и уровня усвоения);
осознанное и произ-
вольное построение
речевого высказыва-
ния в устной и пись-
менной форме;
- рефлексия спосо-
бов и условий дей-
ствия, контроль и
оценка процесса и
результатов деятель-
ности;
- самостоятельно де-
лать выводы, перера-
батывать информа-
цию, преобразовы-
вать её, представлять
информацию на
основе схем, моде-
лей, сообщений.
- уметь передавать
содержание в сжа-
том, выборочном
или развёрнутом
виде.
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
владение монологиче-
ской и диалогической
речью в соответствии
с нормами родного
языка;
-коррекция и оценка
действий однокласс-
ника;
-определение спосо-
бов взаимодействия с
партнером, функций
каждого;
- управление поведе-
нием партнера –
контроль, коррекция,
оценка действий парт-
нера;
1) осознавать место
и роль
литературного
чтения в познании
окружающего мира,
понимать значение
литературного
чтения для
формирования
интеллектуальной
(общей) культуры
человека;
2) понимать
содержание
прочитанного
произведения,
определять его
тему, уметь
устанавливать
смысловые связи
между частями
прочитанного
текста, определять
главную мысль
прочитанного и
выражать ее своими
словами;
3) применять
анализ, сравнение,
сопоставление для
определения жанра,
характеристики
героя, создание
различных форм
интерпретации
“Я” как гражданина
России, чувства сопри-
частности и гордости
за свою Родину, народ
и историю, осознание
ответственности чело-
века за общее благопо-
лучие, осознание своей
этнической принадлеж-
ности;
• ориентация в нрав-
ственном отношении
как собственных по-
ступков, так и поступ-
ков окружающих лю-
дей;
• знание основных мо-
ральных норм и ориен-
тация на их выполне-
ние, развитие этиче-
ских чувств как регуля-
торов моральных норм;
• эмпатия как понима-
ние чувств людей и со-
переживание им;
• основы экологической
культуры: принятие
ценности природного
мира, готовность сле-
довать в своей деятель-
текста;
умения работать с
текстом разных
жанров, извлекать
интересную для
себя информацию
из различных
источников.
Воспитывает
бережное
отношение к
природе.
ности нормам поведе-
ния в природе;
• чувство прекрасного
и эстетические чувства
на основе знакомства с
культурой города и
края.
2. Содержание учебного предмета.
№ п/п
Наименование темы (раздела, блока)
Количество
часов
по
про-
грамме
1
Устное народное творчество народов Поволжья.
6
2
Писатели и поэты родного края.
7
3
Природа в творчестве поэтов и художников.
4
ИТОГО:
17
3.Тематическое планирование по литературному чтению (на родном языке).
№
п\п
Тема занятия
Количество
часов
Дата проведе-
ния по плани-
рованию
Дата
проведения
фактически
Устное народное творчество народов Поволжья (6 часов)
1.
Сказки. Виды сказок.
1
2.
Народные сказки писателей Поволжья.
1
3.
Авторские сказки писателей Поволжья.
1
4.
Сочинение сказки.
1
5.
Секреты загадок.
1
6.
Сочинение загадок.
1
Писатели и поэты родного края (7 часов)
7.
Писатели родного края.
1
8.
Творчество С.Т.Аксакова. Сказка «Аленький
цветочек».
1
9.
Великий русский писатель И.А.Гончаров.
10.
Великий русский писатель, журналист, историк
Н.М.Карамзин.
11.
Поэты родного края.
12.
Стихи великого русского поэта Н.М.Языкова.
13.
Тема «Родной край» в творчестве поэта Д.Д. Минаева.
Природа в творчестве поэтов и художников (4 часа)
14.
Природа, воспетая на холстах великого русского
художника А.А.Пластова.
1
15.
Красота природы в картинах художников-пейзажистов.
(Шишкин, Юон, Серов, Грабарь, Левитан).
1
16.
Образ природы в творчестве поэтов. Творчество
А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.С. Пушкина.
1
17.
Образ природы в творчестве поэтов В.А. Жуковского,
И.А.Бунина, С.А. Есенина.
1