Автор: Шевченко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 75 "Лебедушка"
Населённый пункт: ХМАО город Сургут
Наименование материала: конспект занятия по шахматам
Тема: "Двойной удар"
Тема занятия: «Двойной удар»
Цель занятия: познакомить учащихся с одним из самых простых и
распространенных тактических ударов - «Двойной удар».
Задачи:
Рассказать учащимся о приеме «Двойной удар», о профилактике и
использовании ««Двойного удара».
Способствовать формированию навыков принятия решений в ранее
незнакомых обстоятельствах.
Способствовать развитию у учащихся умения рассчитывать варианты
развития партии на 2 хода вперед.
Развивать творческие способности учащихся, внимание, мышление,
зрительную память.
Воспитывать усидчивость, выносливость.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оборудование:
Для педагога – интерактивная доска; видео диск с звуковым сопровождением
и комментариями , учебник.
Для учащихся - 15- комплектов шахматных фигур ,листы с диаграммами
шахматных позиций
Оценка результатов занятия - определяется по пониманию изучаемого
материала учащимися, по их вниманию и заинтересованности, выполнению
практических заданий
План занятия:
1 часть урока:
1.Вводная беседа. Повторение темы. Сообщение темы занятия и плана
работы. 5 минут
2.Просмотр видео урока на тему двойной удар
15 минут
3.Разминка в виде загадок
5 минут
4. Наводящие вопросы на тему: Двойной удар»
5
минут
5.Самостоятельное решение задач на пройденную тему.
10 минут
6.Подведение итогов.
5 минут
Перемена
10 минут
2 часть урока:
7.Сеанс одновременной игры с более опытным шахматистом
25 минут
8.Решение шахматных задач на мат в 2 хода (конкурс)
15минут
9.Подведение итогов
5 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная беседа. Сообщение темы занятия.
Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем изучать новую тему — «Двойной
удар». Двойной удар – это тактический прием, при котором наша фигура или
фигура соперника нападает на две беззащитные фигуры вражеского лагеря,
при этом одна фигура противника спасается бегством, а вторая погибает.
Двойной удар достаточно часто встречается в шахматных партиях, как
начинающих, так и более опытных игроков.
2. Сейчас мы посмотрим с вами видео урок на тему: «Двойной удар»
3.После просмотра видео урока, ребятам предлагается отгадать загадки
4.После разминки ученикам задаются наводящие вопросы по теме: «Двойной
удар». Какой двойной удар бывает? Какими фигурами можно нанести
двойной удар?
5. Затем ученикам предлагается решить максимум 6 позиций
самостоятельно (без наводящих вопросов). Позиции даются для решения от
простого к сложному.
6.Подведение итогов.
Педагог спрашивает: «Какую тему мы прошли?»
Ученики отвечают: «Двойной удар» и дают примерное определение
«Двойного удара».
В заключение, перед тем ,как закончить урок, педагог сообщает учащимся,
что на следующих уроках мы с вами продолжим знакомиться с приемом
«двойной удар», который будут наносить такие фигуры как: ладья, ферзь,
конь, слон, король, пешки. В течение учебного года посвятим этой теме
несколько занятий.
7.Ребята ,сейчас я вас познакомлю с более опытным шахматистом,
Стуковым Леонидом. У которого, 3 спортивный разряд по шахматам. Он
неоднократный участник муниципального, областного и северо-западного
федерального округа по шахматам. Обладатель Кубка АГОО СФШ в 2017
году. Он проведет сеанс одновременной игры с вами. Вы, попробуете свои
силы в игре с ним и наберетесь опыта.
8.А тех, кто сыграет с сеансером, могут поучаствовать в конкурсе решения
задач на мат в 2 хода. Самый стойкий игрок получит автограф и фото на
память. Итоги конкурса шахматных задач подведем на следующем уроке.
9.Подведение итогов: Педагог спрашивает: «Ребята, что вам сегодня больше
всего понравилось на нашем занятии, а что вам показалось трудным?»
Ответы детей.
Прощание:
Педагог прощается
«До новых встреч!»
Литература:
Барский В. Карвин в шахматном лесу,2 часть. Из-во ОАО «ИПП « Правда
Севера»,2013г.
Н.М. Калиниченко. Видеокурс « учебник шахмат». ООО « МультиМедиа
Паблишинг», 2012 г.