Напоминание

проект "Русская изба-Мудрость наших предков"

Автор: Сорокина Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №102
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Русская изба-Мудрость наших предков"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е

А В Т О Н О М Н О Е

Д О Ш К ОЛ Ь Н О Е

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД №102 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

«Русская Изба – Мудрость

наших предков»

Вид проекта: долгосрочный

Новосибирск 2016/2017

Разработчик:

Сорокина Е.В.

1

Содержание

Содержание

2

Паспорт проекта

3-4

Краткая аннотация к проекту

5-7

Цель, задачи, ожидаемые результаты

8

План реализации

9-11

Стоимость проекта

12

Приложение

13

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Русская культура и традиции наших

2

предков»

Вид проекта

Краткосрочный

Разработчики проекта

Сорокина Е.В.

Цель проекта

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста через

приобщение к русской культуре и

традициям наших предков.

Сроки реализации проекта

1.09.16-1.06.17

Этапы реализации проекта

Подготовительный – определить

участников, наметить план работы,

подобрать формы работы и

методическую базу.

Основной – проведение мероприятий

согласно выбранному плану.

Заключительный – организовать

Оформление документации.

Участники проекта

Дети подготовительной группы,

воспитатели группы №7, родители.

Ожидаемые результаты

понимание

важности

знания

истории о русской культуре;

воспитание

у

детей

чувство

патриотизма

к

истории

русской

культуры и традициям;

в о с п и т ы в а т ь

и н т е р е с

к

народным промыслам и творчиству;

в о в л еч е н и е

р од и т е л е й

в

педагогиче ский

проце сс

ДОУ,

укрепление

заинтере сованно сти

родителей в сотрудничестве с ДОУ;

изготовление кукол оберегов;

участие в народных играх;

участие

в

театрализованной

деятельности;

знакомство

с

зыбкой

и

пение

колыбельных младенцу.

3

Краткая аннотация к проекту. (Актуальность)

«Как заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

4

так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего

поколения

любви

к

своей

стране,

гордости

за

неё

необходимо

всегда.

Особенно сейчас, в современных условиях, когда происходят глубочайшие

изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим

традициям

нашего

народа,

к

его

вековым

корням.

Патриотическое

воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач

нашего

времени.

Великая

культура

русского

народа

складывалась

тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами,

палитрой

ярких

красок,

самобытностью

и

скрытой

мудрость

многих

поколений.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно

акцент

на

знание

истории

народа,

его

культуры

поможет

в

дальнейшем сформироваться человеку, как личности, гражданину и патриоту.

Ведь ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным

членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать

дальше

культурное

наследие

этноса

через

включение

в

культуру

и

социальную активность.

Приобщая детей к русской культуре и традициям, мы прежде всего

прививаем чувство патриотизма к родине, к предкам.

Подготовив

помещение

в

2015

году

своими

руками,

предложили

родителям

наших

воспитанников

приносить

старинный

ненужный

дома

инвентарь.

Сотрудники

детского

сада,

так

же

с

удовольствием

делились

старинными предметами быта.

Определив Цель музея «Русской избы» : расширить представление

детей о культуре и традициях русского народа.

Я начала работу с подборки методической литературы. Основными

стали.

Включила

занятия

в

«Русской

избе»

в

образовательный

процесс,

подбирая под темы недели, окунаясь с детьми в атмосферу старины и быта

русского народа.

Знакомя детей с предметами быта, возвращала предметам утраченную

ценность.

Здесь дети узнавали название посуды и ее предназначение. Я

рассказывала , что посуда для приготовления еды хранилась в печке и у

печки. Это были чугунки разных размеров, с крышками и без них.

И что горячею еду доставали из печи ухватом.

Посуду из которой ели хранили на открытых полках. Праздничную

посуду ставили на видное место, что обозначало достаток семьи.

Дети узнали, что ели раньше деревянными ложками, они были большие

и маленькие, с резными ручками или с росписью.Мы знакомились с детьми с

самоваром,

кипятили

его

и

смотрели

правда

ли

самовар

пускает

дым

колечками. Дети узнали, что для хозяйственных нужд раньше использовали

5

бочки,

кадки,

лукошки,

туески,

крынки.

Так

же

дети

узнали,

что

предназначение печи не только готовить

еду, сушить полезные травы и

обогревать помещение, но еще на ней спали и что место, где стоит печь,

называли «печным углом». Знакомились с мебелью в избе.

Рассматривая с детьми предметы быта, мы знакомились с народными

промыслами. Рассказывала детям о мастерах по дереву, металлу, о гончарном

ремесле, знакомила с ткацким ремеслом. С росписью предметов быта и

ткани. Народные промыслы вдохновили детей на творчество. Начали мы с

создания кукол – оберегов своими руками. На каждый праздник дети в музеи

«Русская изба» создавали подарки своим мамам. Конечно же, начиная с

обучения завязывания узелков, ведь, как известно кукол наши предки не

шили иголкой с ниткой, а делали определенное количество оборотов нити

вокруг ткани и завязывая нужное количество узелков, предавая форму голове,

ручкам, ножкам; а птицам и вовсе крыльев. Насыпалась разнообразная крупа

в

тельце.

Считалось,

что

эти

игрушки

приносили

в

дом

счастье,

благополучие

и

достаток.

Так

же

дети

украшали

наряды

своих

мам

драгоценными камнями изготовленные из пластилина и делали наряды из

ткани.

Знакомство детей с русскими традициями и культурой я начинаю с

«Русской избы».

Там мы с детьми узнаем почему на рождество – ходят от дома к дому и

поют колядки; почему на Масленицу пекут блины. После чего мы ходим в

гости по группам и колядуем, угощаем блинами друг друга.

В вербное воскресенье мы украшаем Избу вербой, а на Троицу ставим

березовые ветки, украшенные цветными лентами.

Играя в игру «Круги» мы знакомились с календарным праздником

«Благовещенье»;

Знакомя с праздником «Пасха» мы устраивали соревнования с яйцами;

Дети узнали, что после «Пасхи» в первое воскресенье наступает праздник

«Красная горка», и играя в народные игры в этот день означала скорое

наступление

весны.

Играя

у

детей

лучше

формируется

представление

о

традициях и культуре русского народа.

Обыгрывали сказки в «Русской избе», что вызывает у детей гораздо

больший интерес. Когда все предметы быта как из книжки, которые им

читают

взрослые.

Где

можно

поиграть

и

потрогать

все

своими

руками.

Играли в сказку «Курочка Ряба» и придумывали ей продолжение.

Мы с

детьми варили кашу из топора в русской печи. Представляли себя лежа на

печи Иванушкой дурачком, из сказки «По щучьему велению». Сидя на печи,

мы окунались в прошлое наших бабушек и дедушек, что детей приводит в

восторг.

Еще в нашей «Русской Избе» есть макет «Деревни Кедрушкино» где

мы знакомились с деревенскими постройками, с устройством быта наших

предков и деревенскими жителями.

6

В этом году я сделала зыбку для младенца, и мы с детьми играли в

деревенскую большую семью. Где я была бабушкой, а девочка Маша мамой и

было у меня 10 внуков. Мы готовили обед, ложились спать на дневной сон,

качали пупса в люльке и пели ему колыбельную всей семьей.

В такой доброй, душевной атмосфере я в детях воспитывала не только

патриотов своей страны, но и любовь и бережное отношение к родителям,

родственникам.

Находясь в Избе, у детей возникает много вопросов, ответы на них мы

находим там же, в «Нашей Русской Избе».

Ц е л ь

п р о е к т а : Патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного возраста через приобщение к русской культуре и традициям

наших предков.

7

Задачи:

сформировать представление о быте предков;

познакомить

детей

с

народными

традициями

и

культурой

наших

предков;

развивать интерес к народным промыслам;

развивать художественно эстетические способности;

обогащать словарный запас детей;

воспитывать интерес к истории русского народа;

воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну.

Ожидаемые результаты:

понимание важности о знании истории своей родины;

воспитание у детей доброго, внимательного, уважительного отношения к

своей родине;

вовлечение

родителей

в

педагогический

процесс

ДОУ,

укрепление

заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;

изготовление кукол оберегов;

участие в народных играх;

участие в театрализованной деятельности;

знакомство с зыбкой и пение колыбельных младенцу.

План реализации проекта

8

1 этап – подготовительный

определение участников;

составление плана деятельности, определение ответственных;

сотрудничество с родителями;

подбор литературы по теме;

подготовка цикла бесед о истории предметов быта;

рассматривание иллюстраций со старинными предметами;

просмотр фильмов о старинных предметах;

слушание колыбельных и русско- народных сказок.

2 этап – основной, организационно-практический

Дата

Название мероприятия

Цель мероприятия

Ответственн

ые

Сентябрь

-октябрь

Родительское

собрание

на тему

«Культура

и

традиции

наших предков»

Ц и к л

б е с е д

о

п р о и с х о ж д е н и и

и

предназначении

предметов быта

Чтение

литературы

о

истории наших предков

Рассказы

о

народных

промыслах

и

игры

с

предметами быта

Познакомить

с

идеей

и

обсудить проект

Расширить

представление

детей

о

п р е д м е т а х

б ы т а :

чугунки, туески, сундук,

прялка и тд

Сформировать

у

детей

представление

о

жизни

предков

Познакомить

детей

с

народными промыслами:

о

гончарном

ремесле,

т к а ц к о м

р е м е с л е ,

мастерах

по

д е р е ву,

металлу.

Воспитатель

Воспитатели

Воспитатель

9

Изготовление

кукол-

оберегов для мам

Аппликация

«Русско-

народное

платье

для

мамы»

Рассказы

о

народных

праздниках и традициях

Календарно-народные

игры

Русско-народные сказки

«Посиделки

в

русской

избе»

«Деревня Кедрушкино»

Изготовление

детьми

кукол-оберегов

для

мам

н а

п р а з д н и к и .

Расширить

п р е д с т а в л е н и е

о

б

и г р у ш к а х

н а ш и х

предков.

Изготовление

платьев

в

русско-

народном

стиле

для мамы

Расширить

представление

детей

о

праздниках и традициях

наших

предков:

Новый

г о д ,

Р о ж д е с т в о ,

М а с л е н и ц а ,

П а с х а ,

Красная горка и тд.

Закрепить

понимание

детей

о

праздниках

и

традициях

Театрализованные

игры

детей в Русской избе по

сказкам

Закрепить

понимание

детей о быте

и жизни

предков

З н а к о м с т в о

с

деревенскими

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

10

Знакомство с «Зыбкой»

«Ой, люли, люли..»

постройками

и

игры

с

ними

Познакомить

детей

с

колыбелью

«Зыбкой»,

р а с с к а з

и с т о р и и

о

колыбели

Разучивание

и

пение

колыбельных

младенцу

(пупсу)

Воспитатель

Воспитатель

3 этап – заключительный

календарно-народные игры с детьми;

изготовление кукол-оберегов для мам;

обыгрывание русско-народных сказок;

игры в «Деревне Кедрушкино»;

изготовление «Зыбки» и знакомство детей и «Зыбкой»;

пение колыбельных младенцу (пупсу);

оформление документации.

Стоимость проекта

11

Ресурсы

Имеющиеся

Необходимые

Канцтовары

2000

2000

Литература

2000

4000

Костюмы и атрибуты

10000

1000

Оргтехника

40000

-

Копировальные работы

-

2000

Ткань

2000

2000

Атрибуты

400000

5000

Итого:

456000

16000

Общая стоимость проекта составила 472000 рублей.

Приложение 1

12

«Предметы быта»

13

14

15

Приложение 2

«Народные промыслы»

16

Приложение 3

«Изготовление кукол для мам»

17

18

Приложение 4

«Народно-календарные игры»

19

Приложение 5

«Русско-народные сказки»

20

21

22

Приложение 6

«Посиделки»

23

Приложение 7

«Деревня Кедрушкино»

24

25

Приложение 8

«Знакомство с «Зыбкой»

26

27

28

29

30