Автор: Пономарева Олеся Викторовна
Должность: учитель начальных классов, 1 категории
Учебное заведение: МАОУ "Лобановская средняя школа"
Населённый пункт: с. Лобаново
Наименование материала: статья
Тема: Использование арттерапевтических приёмов на уроках как одно из средств формирования личности ребёнка
СТАТЬЯ
«АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКА-
ЭТО ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Учитель начальных классов 1 категории:
Пономарева Олеся Викторовна
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых
детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу
изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный,
личностный подходы.
Системный подход в организации помощи в процессе социальной
реабилитации умственно отсталых детей предполагает создание комплексной
интегративной социально-педагогической системы. Важным элементом
комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
является деятельностный подход, значение которого показал в своих работах
А.Н. Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой,
средством и решающим условием развития личности, что поможет ребенку
осознать себя как личность.
Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться учителем на
всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в
соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Повышение уровня их умственного развития.
3. Нормализация учебной деятельности.
4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального
развития.
5. Социально-трудовая адаптация.
Поэтому коррекционно-развивающее обучение рассматривается с позиций
обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной
компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе.
Перед педагогами стоит задача не просто дать детям определенный набор
знаний, умений и навыков, а развивать коммуникативную личность,
воспитать человека, который может в достаточно понятной и правильной
форме высказать свое мнение, свою точку зрения, что особенно актуально в
коррекционных классах.
Например, чтобы научить школьника доказывать свою точку зрения,
необходимо научить их рассуждать; проводить словарную работу с
незнакомыми словами, словосочетаниями, выражениями; использовать в
работе пословицы и поговорки, которые помогут осознать главную мысль
произведения, предлагать задания для выборочного чтения (спросить детей
об их личностном отношении к поступку героя, к событиям, описанным в
отрывке); пересказ по плану, что поможет обнаружить ранее незамеченное;
использовать работу с деформированным текстом; обязательно подводить
итоги и делать выводы.
Необходимо по всем предметам проводить коррекционную работу, чтобы
устранить пробелы в знаниях учащихся (индивидуальные задания, карточки,
тесты…) и обязательное подключение психолога (с нами сотрудничают
педагоги из ДЮЦ «Рифея»).
Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет
обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной
речевой и социальной адаптации.
«Особые» дети, как никто другие нуждаются в поддержке. Все это побуждает
искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных
негативных проявлений. Говорят, для достижения желаемого результата все
средства хороши. Таким средством, по моему мнению, является
артпедагогика (арттерапия). Артпедагогика – это вовлечение учащихся в
различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец,
движение и речь). Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической
интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и
психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами
спонтанной художественной деятельности. Арттерапия воздействует на
нравственно-эстетические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные
основы личности и способствует социально-культурной адаптации с
помощью искусства, реализует еще и психотерапевтическую функцию.
Целью применения арттерапии в образовании является сохранение или
восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям
образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного,
диагностического и психопрофилактического потенциала.
Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия
(рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством
изодеятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с
детьми с различными проблемами.
Задачи арттерапии как метода – не стремясь сделать всех детей художниками,
возбудить у них активность, направленную на реализацию их творческих
возможностей.
Приведем некоторые арттерапевтические приемы – музыкотерапия, песочная
терапия, различные игры-упражнения, физические упражнения и т.д.
Использование приемов арттерапии на моих занятиях, с некоторыми детьми,
коррекционного вида, позволяет решать важные педагогические задачи:
воспитательные: дети учатся корректному общению, сопереживанию,
бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Складываются
открытые, доверительные, отношения с педагогом;
коррекционные: улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы
поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми;
психотерапевтические: создается атмосфера эмоциональной теплоты,
доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта,
защищенности, радости, успеха;
диагностические: арттерапия позволяет получить сведения о развитии
индивидуальных особенностях ребенка;
развивающие: ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с
трудной ситуацией. Происходит личностный рост человека, развиваются
способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Таким образом, обучение должно быть организовано так, чтобы ребенок
занимался с желанием, был инициативным. При этом поощрять все усилия
ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому. На уроке
должен главенствовать дух открытия.