Напоминание

Использование арттерапевтических приёмов на уроках как одно из средств формирования личности ребёнка

Автор: Пономарева Олеся Викторовна
Должность: учитель начальных классов, 1 категории
Учебное заведение: МАОУ "Лобановская средняя школа"
Населённый пункт: с. Лобаново
Наименование материала: статья
Тема: Использование арттерапевтических приёмов на уроках как одно из средств формирования личности ребёнка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СТАТЬЯ

«АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКА-

ЭТО ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Учитель начальных классов 1 категории:

Пономарева Олеся Викторовна

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых

детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу

изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный,

личностный подходы.

Системный подход в организации помощи в процессе социальной

реабилитации умственно отсталых детей предполагает создание комплексной

интегративной социально-педагогической системы. Важным элементом

комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

является деятельностный подход, значение которого показал в своих работах

А.Н. Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой,

средством и решающим условием развития личности, что поможет ребенку

осознать себя как личность.

Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться учителем на

всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в

соответствии с государственным образовательным стандартом.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Повышение уровня их умственного развития.

3. Нормализация учебной деятельности.

4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального

развития.

5. Социально-трудовая адаптация.

Поэтому коррекционно-развивающее обучение рассматривается с позиций

обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной

компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе.

Перед педагогами стоит задача не просто дать детям определенный набор

знаний, умений и навыков, а развивать коммуникативную личность,

воспитать человека, который может в достаточно понятной и правильной

форме высказать свое мнение, свою точку зрения, что особенно актуально в

коррекционных классах.

Например, чтобы научить школьника доказывать свою точку зрения,

необходимо научить их рассуждать; проводить словарную работу с

незнакомыми словами, словосочетаниями, выражениями; использовать в

работе пословицы и поговорки, которые помогут осознать главную мысль

произведения, предлагать задания для выборочного чтения (спросить детей

об их личностном отношении к поступку героя, к событиям, описанным в

отрывке); пересказ по плану, что поможет обнаружить ранее незамеченное;

использовать работу с деформированным текстом; обязательно подводить

итоги и делать выводы.

Необходимо по всем предметам проводить коррекционную работу, чтобы

устранить пробелы в знаниях учащихся (индивидуальные задания, карточки,

тесты…) и обязательное подключение психолога (с нами сотрудничают

педагоги из ДЮЦ «Рифея»).

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет

обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной

речевой и социальной адаптации.

«Особые» дети, как никто другие нуждаются в поддержке. Все это побуждает

искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных

негативных проявлений. Говорят, для достижения желаемого результата все

средства хороши. Таким средством, по моему мнению, является

артпедагогика (арттерапия). Артпедагогика – это вовлечение учащихся в

различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец,

движение и речь). Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической

интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и

психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами

спонтанной художественной деятельности. Арттерапия воздействует на

нравственно-эстетические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные

основы личности и способствует социально-культурной адаптации с

помощью искусства, реализует еще и психотерапевтическую функцию.

Целью применения арттерапии в образовании является сохранение или

восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям

образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного,

диагностического и психопрофилактического потенциала.

Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия

(рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством

изодеятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с

детьми с различными проблемами.

Задачи арттерапии как метода – не стремясь сделать всех детей художниками,

возбудить у них активность, направленную на реализацию их творческих

возможностей.

Приведем некоторые арттерапевтические приемы – музыкотерапия, песочная

терапия, различные игры-упражнения, физические упражнения и т.д.

Использование приемов арттерапии на моих занятиях, с некоторыми детьми,

коррекционного вида, позволяет решать важные педагогические задачи:

воспитательные: дети учатся корректному общению, сопереживанию,

бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Складываются

открытые, доверительные, отношения с педагогом;

коррекционные: улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы

поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми;

психотерапевтические: создается атмосфера эмоциональной теплоты,

доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта,

защищенности, радости, успеха;

диагностические: арттерапия позволяет получить сведения о развитии

индивидуальных особенностях ребенка;

развивающие: ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с

трудной ситуацией. Происходит личностный рост человека, развиваются

способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Таким образом, обучение должно быть организовано так, чтобы ребенок

занимался с желанием, был инициативным. При этом поощрять все усилия

ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому. На уроке

должен главенствовать дух открытия.