Напоминание

"Методическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством математических экскурсий"

Автор: Фетхи Инна Александровна
Должность: студентка 5 курса группы б5н
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством математических экскурсий"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фетхи Инна Александровна

Методическая работа по формированию познавательных универсальных

учебных действий младших школьников посредством математических

экскурсий

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Ставропольский государственный

педагогический институт» в г.Железноводске

Федеральные государственные образовательные стандарты начального

общего образования (ФГОС НОО) определяют требования к результатам

освоения

основных

образовательных

программ

начального

общего

образования.

Особое

место

в

реализации

ФГОС

НОО

отводится

формированию универсальных учебных действий (УУД), которые являются

основой образовательного процесса.

Формирование

УУД

является

целенаправленным,

системным

процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную

деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и

способов организации деятельности учащихся раскрывает возможности для

формирования всех видов учебных действий, но познавательные, особенно

логические

действия,

в

большей

степени

формируются

на

уроках

математики.

Однако, спорным остается вопрос применения различных средств с

целью

формирования

познавательных

УУД

на

уроках

математики

в

начальной

школе.

В

методической

литературе

отсутствует

единая

классификация данных средств, в качестве которых предлагаются текстовые

задачи, проблемные задания, проектная деятельность т.д., что и обосновывает

актуальность данного исследования.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся

активно

рассматриваются

в

работах

А.Г. Асмолова,

Г.В. Бурменской,

И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др., в разрезе познавательных УУД в

предметной

области

"Математика"

-

в

работах

М.А. Бантовой,

Г.В. Бельтюковой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон

и других.

Анализ

их

работ

показывает,

что

в

трудах

ученых

излагаются

общетеоретические

положения.

В

условиях

реализации

ФГОС

НОО

отмечается необходимость разработки конкретных методик, рекомендаций по

развитию познавательных универсальных учебных действий на уроках по

различным предметам начальной школы.

Познавательные универсальные учебные действия как педагогический

феномен

представляют

собой

универсальные

действия,

обеспечивающие

организацию

учебно-познавательной

деятельности

и

направленные

на

познавательное

развитие

личности

младшего

школьника.

Структурными

компонентами

познавательных

УУД

являются

общеучебные,

логические,

знаково-символические

познавательные

учебные

действия

и

действия

постановки и решения проблемы [2].

Педагоги-методисты в области математического образования выделяют

большое многообразие средств по формированию познавательных УУД на

уроках математики: проблемные и игровые ситуации, дидактические игры,

уровневую

дифференциацию,

проекты,

текстовые

задачи,

математические

сказки, математические экскурсии. Соглашаясь с мнением Т.В. Смолеусовой,

считаем

математические

экскурсии

интегрированным

средством

формирования

познавательных

УУД,

включающим

в

себя

проблемный

диалог при решении задач, дифференциацию при объединении в группы,

вовлечение обучающихся в игровую ситуацию, что позволяет воздействовать

на

общеучебные,

логические,

знаково-символические

познавательные

учебные действия и действия постановки и решения проблемы [3].

Наиболее универсальным видом математической экскурсии является

тематическая,

которая

проводится

параллельно

с

классным

изучением

соответствующей

темы.

Структурными

этапами

т е мат и че с ко й

математической экскурсии являются: доэкскурсионная подготовка, в рамках

которой

проводится

подготовительная

работа,

вводятся

новые

понятия,

формулируются

проблемы,

проводится

целеполагание;

проведение

экскурсии,

включающей

практическую

работу

по

решению

проблемы

с

групповым

и

коллективным

обсуждением,

работу

в

группах,

отчет

по

исследованию и формулирование выводов, проведение дидактической игры;

обработка экскурсионного материала, позволяющей подвести общие итоги,

рефлексию работы, определить перспективы дальнейших исследований [1; 4].

Тематические

экскурсии

были

насыщены

соответствующими

заданиями, которые способствовали формированию необходимых элементов

указанных УУД. Так, например, перед выполнением задания, обучающиеся

составляли план его выполнения, задавали вопросы друг другу с целью

уточнения

логики

построения.

При

формулировании

задания

уделялось

внимание

выделению

существенных

признаков

объектов

исследования,

сличение общего и различия. При решении практических задач проводился

анализ числовых данных с помощью наводящих вопросов, формулировались

выводы. Самым ценным, на наш взгляд, было вовлечение обучающихся в

решение

нестандартных

задач

практического

характера

с

применением

моделирования на природных материалах. Таким образом, в рамках участия

обучающихся

в

тематических

математических

экскурсиях

происходило

целенаправленное воздействие на формирование общеучебных, логических,

знаково-символических

познавательных

учебных

действий

и

действий

постановки и решения проблемы.

Был составлен план проведения математических экскурсий по темам,

соответствующим календарно-тематическому планированию, а также учебно-

методическое сопровождение к ним.

9 математических экскурсий проведены по типу урока усвоения новых

знаний и способов действий, одна - обобщения и систематизации знаний и

способов действий. Кроме этого, один раз в неделю (в пятницу) во время

проведения урока математики по типу комплексного применения знаний и

умений, один из этапов урока (решение задач) проводился на территории

школьного двора.

Так, урок по теме: "Метр. Таблица мер длины" проходил на улице

станицы.

Вначале

урока

проведена

была

доэкскурсионная

подготовка,

в

рамках которой обучающимся была предложена увеличенная карта улиц,

введена новая единица измерения длины - метр. Затем было предложено

проблемное

задание:

измерить

расстояние

от

школы

до

библиотеки,

пользуясь новой единицей длины.

Далее

обучающиеся

были

объединены

в

3

подгруппы,

каждая

из

которых

предложила

измерение

данного

расстояния

при

разных

путях

следования,

а

затем

каждая

подгруппа

представила

свои

отчеты,

сформулировав выводы об искомом расстоянии, более точном результат при

измерении шагами и рулеткой.

Обработка

экскурсионного

материала

была

выполнена

в

виде

выполнения домашнего задания: измерить различные расстояния во дворе

своих домов. При этом обучающиеся должны были ответить на проблемные

вопросы: всегда ли расстояние можно измерить по прямой? Что делать в

иных случаях?

Урок

по

теме:

"Единицы

стоимости.

Рубль.

Копейка"

проходил

в

магазине

канцелярии.

Задание

заключалось

в

расчете

остатка

суммы

от

покупки тетради в клетку (18 листов), тетради в линию (12 листов), ручки,

карандаша и линейки, если имеется изначальная сумма в 100 рублей.

Обучающиеся

также

работали

в

группах,

которые

могли

выбрать

разные

по

цене

товары,

в

следствии

чего

остаток

получался

разный.

Обработка экскурсионного материала заключалась с том, что ученики 2Г

класса должны были выполнить аналогичный расчет обеда в столовой.

Урок

по

теме:

"Задачи

обратные

данной"

был

проведен

в

форме

экскурсии

в

парк.

После

введения

нового

понятия

"обратная

задача"

обучающиеся

должны

были,

объединивших

в

группы,

составить

и

проиллюстрировать

природным

материалом

(каштанами,

шишками,

листьями, веточками и т.д.) модель задачи, а их одноклассники - ее решить и

составить обратную задачу.

В

качестве

обработки

экскурсионного

материла

обучающиеся

составляли модель к обратной задаче и рассуждали: к любой ли задаче можно

составить обратную? В чем особенность модели к обратной задаче?

Урок

по

теме:

"Единицы

времени.

Час.

Минута"

проходил

на

автостанции с целью формирования представлений о единицах времени и

решении практической задачи на нахождение времени автобуса в пути.

Урок по теме: "Длина ломаной" являлся логическим продолжением

урока, связанного с таблицей мер длины, и в рамках которого обучающиеся

смогли ответить на проблемный вопрос, поставленный на первом уроке.

Обучающиеся в группах находили расстояние на разных участках маршрута:

школа, магазин, детский сад, школа, а затем сообща вычисляли длину этого

маршрута.

Наиболее эмпатийный отклик у обучающихся вызвал урок по теме:

"Углы". На этапе доэкскурсионной подготовки была выполнена работа по

рисунку,

которая

позволила

обобщить

представления

и

сформулировать

понятие угла, его структурных элементов - вершины и сторон. Проблема

была

сформулирована

следующим

образом:

на

какие

группы

можно

разделить углы?

В рамках проведения экскурсии была выполнена практическая работа с

коллективным наблюдением, построенная в виде вопросов: где в здании

школы можно увидеть углы? Где больше прямых углов, в природе или в

объектах, которые сделал человек? Почему? Под каким углом построена

крыша? Почему лучше строить крышу дома так, чтобы ее форма напоминала

острый угол? Какие еще углы можно увидеть на здании школы? Где еще в

окружающей обстановке можно увидеть углы?

Далее класс был разделен на подгруппы, каждая из которых получила

задание:

"Построиться

группой

в

виде

прямого

(острого,

тупого)

угла.

Выложить природным материалом прямой (острый, тупой) угол. Рассмотреть

предметы, сделанные человеком. Найти в них острые (прямые, тупые) углы.

Рассмотреть то, что создано природой. Найти веточки в виде тупого (острого,

прямого)

угла".

После

выполнения

заданий,

был

представлен

отчет

с

формулировкой выводов: что наблюдали? Что нового для себя узнали? Где

увидели углы в архитектурных зданиях? Какие углы создала природа?

В заключении экскурсии была проведена игра "Будь внимателен", где

обучающиеся должны были с при помощи частей своего тела представить

различные углы.

Итог урока был подведен в кабинете в виде обработки экскурсионного

материала, в рамках которого обсуждены следующие вопросы: вспомните, по

какой дороге вы идете из школы домой? Имеет ли ваша дорога повороты?

Начертите

маршрут

от

школы

до

дома

(или

от

дома

до

школы).

Какие

геометрические фигуры у вас получились? Определите виды углов.

Этапы некоторых уроков комплексного применения знаний и умений по

теме

"Решение

задач",

как

уже

отмечалось,

проходили

на

территории

школьного

двора.

Работая

в

группах,

обучающиеся

решали

следующие

практические задачи:

а) Пронаблюдать и начертить дорогу на спортивную площадку. Какая

получилась линия?

б)

Подсчитать

количество

лестниц

в

школе

(пролётов,

ступенек).

Составить задачи. Придумать к ним обратные.

в) Измерить длину аллеи шагами, затем рулеткой. Чего получилось

больше - шагов или метров? Объясни почему. Попробуй измерить длину

своего шага.

г)

Как

ты

думаешь,

можно

ли

аллею

назвать

отрезком?

Почему?

Составь задачи про кустарники, придумай обратные задачи.

д) Сравнить величину листьев разных пород деревьев, зарисовать их.

е) Сравнить высоту дуба и берёзы, толщину деревьев. Составить задачи

на сравнение.

ж) Подсчитать количество деревьев в школьном дворе. Как они растут?

Придумать задачи и обратные к ним.

з) Сколько скамеек в школьном дворе? Сколько в ряду? Сколько рядов?

Сколько дощечек на одной скамейке? Составить задачи на умножение и

деление и обратные к ним.

и)

Сосчитать

сколько

лодочек–качелей

и

сколько

мест

в

каждой

лодочке. Составить задачи на деление и умножение.

к)

Обратить

внимание

на

заборчик,

который

состоит

из

пролётов.

Сколько в заборчике реечек? Составить задачи на умножение и деление.

л)

Сосчитать

количество

окон

в

квартирах

пятиэтажного

дома

напротив. Обратить внимание на количество подъездов. Составить задачи и

обратные к ним.

Таким

образом,

работа

по

формированию

познавательных

универсальных

учебных

действий

младших

школьников

осуществляется

более

эффективно,

если

ведется

методическая

работа,

направленная

на

внедрение в процесс обучения тематических математических экскурсий.

Список литературы:

1.

Воробьёва

Т.А.

Формируем

универсальные

учебные

действия

//Проблемы

социализации

личности

в

контексте

непрерывного

профессионального образования. – 2014. – № 6. – С. 170-175.

2.

Егошина

С.В.

Интерактивные

методы

обучения

инструмент

формирования

универсальных

учебных

действий

//

Начальная

школа:

Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. – № 8. – С. 76-78.

3.

Лукина

Е.А.

Образовательные

технологии,

обеспечивающие

формирование

универсальных

учебных

действий//

Наука

и

образование:

современные тренды. – 2013. – № 2 (2). – С. 46-102.

4.

Филиппова

Г.Н.,

Горюнова

В.А.

Особенности

интерактивного

обучения в начальной школе // Научно-методический электронный журнал

Концепт. – 2016. – Т. 46. – С. 399-404.