Напоминание

Традиционная экологическая культура народа саха в воспитании подрастающего поколения на примере летнего экологического лагеря "Чэчир"

Автор: Слепцова Лилия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Борогонской детской школы искусств
Населённый пункт: Борогонцы
Наименование материала: Доклад
Тема: Традиционная экологическая культура народа саха в воспитании подрастающего поколения на примере летнего экологического лагеря "Чэчир"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Борогонская детская школа искусств»

Муниципального района «Усть-Алданский улус (район) Республики Саха (Якутия)

Доклад

на тему: «Традиционная экологическая культура народа саха в

воспитании подрастающего поколения на примере летнего экологического

лагеря «Чэчир»

Составила: Слепцова Л.С.

преподаватель Борогонской ДШИ

Борогонцы, 2019

Содержание

1.

Введение …………………………… 3

2.

Традиционная

экологическая

культура

народа

саха

в

воспитании

подрастающего поколения…………………. 4

3.

План

летнего

творческого

отряда

«Чэчир»,

основанный

с

традиционным эколого-культурным содержанием……………… 7

4.

Заключение …………… 12

5.

Литература …………………… 13

Введение

Актуальность

исследования.

В

настоящее

время

для

воспитания

подрастающего

поколения

необходимо

возродить

традиционную

экологическую

культуру

предков. Экологическая

культура

предков

была

высока, основана на духовных ценностях,

воспитывающее подрастающее

поколение

к

грамотному

пользованию

энергоресурсами

планеты,

к

бережливому

отношению

окружающей

среды. Любовь

к

природе,

сознательное,

бережное

и

заинтересованное

отношение

к

ней

каждого

человека должны воспитываться с раннего детства, и происходить это должно

не

только

в

семье,

но

и

в

специальных

образовательных

учреждениях.

Формирование у детей начальных основ экологической культуры, изучение

охраняемых

природных

территорий,

воспитание

бережного

отношения

к

природному

и

культурному

наследию.

Исходя,

из

этого

выбрана

тема

«Традиционная

экологическая

культура

народа

саха

в

воспитании

подрастающего

поколения

на

примере

летнего

экологического

лагеря

«Чэчир».

Цель работы: использовать традиционную экологическую культуру

саха в воспитании подрастающего поколения и применить ее в деятельности

летнего экологического отряда «Чэчир».

Задачи:

1. изучить традиционную экологическую культуру саха в воспитании

подрастающего

поколения

основываясь

на

работах

Н.С

Попова

и

М.К

Эверстовой

2.составить

рабочий

план

летнего

творческого

отряда

«Чэчир»,

основанный с традиционным эколого-культурным содержанием.

Объект исследования: воспитанники отряда «Чэчир»

Предмет

исследования: рабочий

план

эколого-творческого

летнего

отряда

с

традиционной

экологической

культурной

основой народа саха.

1. Традиционная экологическая культура саха в воспитании

подрастающего поколения

Наши предки, являясь мудрыми, дальновидными политиками, которым

не было

на этой земле придумывали пути к решению

гармоничного

сосуществования

с

природой.

Они

же

являясь

благородными

мужами,

настоящими

патриотами

своей

страны

прекрасно

осознавали,

чем

может

обернуться пренебрежительное отношение к природе. В целях сохранения

природы они придумывали законы, обряды и табу связанные с почитанием

родной

земли.

Вся

вера

наших

предков

основана

на

анимистическое

мировоззрение окружающей среды. Очеловечивание живой природы помог в

сохранении и совместному выживанию. Заботясь о природе, видя в ней

кормилицу, образ матери они относились к ней с почтением и с любовью.

Только

так

они

могли

сохранить

природу

и

передать

последующим

поколениям в неизменном виде.

Суть экологического сознания выражалась в религиозно оформленном

представлении о природе, перед лицом которой человек чувствовал себя

младшим партнером. Люди в связи с этим имели чувство целесообразности и

соразмерности, считали себя частью возлагается ответственность передать

природу последующим поколениям в ценности природы (Попов НС, с. 18).

У каждого поколения и сохранности. Поэтому существует традиции

предков,

которые

не

должны

нарушаться.

Вера

и

традиции

предков

сплачивают народы в единое семейство. Оторванность от природы неизбежно

ведет к исчезновению связи между человеком и природой. Как следствие,

накладывается отпечаток на его образ жизни, на его поступки.

В настоящее время резко возросла необходимость воспитания у детей

школьного

возрастов

экологической

культуры,

формирования

их

мировоззрения

и

нравственности.

С

каждым

годом

требования

к

экологической

образованности

и

экологической

культуре

становятся

неотъемлемыми

качествами

общей

культуры

личности.

Экологический

кризис и его последствия, поиск новых путей выхода является остро стоящим

до

сих

пор

глобальной

проблемой.

Конечно

же

основы

экологического

воспитания детей должны закладываться в семье с раннего. В основе всего

традиционного

экологического

воспитания

подрастающего

взаимосвязи

с

природой

поколения

народа

саха

заложены

в

форме

устного

народного

творчества.

Одним

из

методов

воспитания

экологической

культуры

и

экологического

сознания

учащихся

народа

саха

является

ознакомление

с

народными

традициями

во

взаимосвязи

с

природой.

Человек

и

природа

неразделимы, именно их единство порождает любовь к родной земле. Этому

способствует воспитание школьников через народные традиции и обычаи.

Воспитание экологической культуры через народные традиции и обычаи

требует понимания, внимания и интереса. В основе всех традиций и обычаев

заложены

многовековые

наблюдения

народа

многовековые

наблюдения

народа над различными природными явлениями и их закономерностями,

которые в форме устного народного творчества дошли до наших дней.они

имеют

огромный,

уникальный,

уникальный

воспитательный

потенциал.

олонхосуты, музыканты-хомусисты, певцы-тойуксуты, сказочники через свои

произведения

из

поколения

в

поколение

передавали

свои

знания

и

наблюдения,

что

имело

огромное

воздействие

на

формирование

мировоззрения

и

развитие

умственных

способностей

подрастающего

поколения. Олонхо носит ярко выраженный педагогический характер. Здесь

мы

встречаемся

с

многочисленными

оттенками

отношений

человека

к

природе в форме алгыса, встречи с духами,, борьбы злых – черных и добрых-

светлых

сил. Народн6ая педагогика мудро создавала ребенку условия для

усвоения духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных

ситуациях

богатые

разнообразными

переживаниями

музыкальные

произведения. Все народные праздники, обряды сопровождались пением,

танцами, звучанием народных инструментов.

Музыка

имеет

первостепенное

значение

в

развитии

способности

к

эмоциональному восприятию окружающему миру. В этом больше значение

придается песням, произведениям устного народного творчества. Поэтому в

нашем

летнем

творческом

лагере,

основанном

с

традиционным

эколого-

культурным содержанием сопровождаются проведением бесед о народном

творчестве,

праздниках

и

обрядах.

Использование

народных

песен

в

сочетании танцами осуохай способствует развитию у учащихся музыкально

ритмических навыков, укрепляет дыхание, улучшает дикцию, вырабатывает

навык

согласованности

движения

с

музыкой,

а

также

активизирует

познавательный интерес.

Воспитание учащихся при помощи народного творчества, обычаев и

традиций

содержит

в

себе

большой

потенциал

для

развития

их

познавательных

процессов.

Вследствие

тесного

и

частного

контакта

с

природными явлениями ребенок овладевает массой уникальных и тонких

наблюдений над закономерностями происходящими в окружающей среде,

постигает их сущность. Природосообразый подход к воспитанию учащихся

обеспечивает гармоничный комплексный подход к формированию личности.

2. План

летнего творческого отряда «Чэчир», основанный

с

традиционным эколого-культурным содержанием.

Дата

Наименование

мероприятия

Форма

проведения

Место проведения

6 июня 2016

С о з д а н и е

о т р я д а

«Чэчир»

распределение

обязанностей, и выбор

командира в отряде.

П р и д умат ь

д е в и з ,

в ы б о р

п е с н и

д л я

отряда.

Беседа. Игра

БДШИ

7 июня

П о д г о т о в к а

к

открытию лагеря.

Подготовить

номер

к

выступлению.

Попурри на народные

песни.

Занятие

БДШИ

8 июня

Оформление

стенгазеты отряда.

Открытие лагеря

Занятие

БДШИ

9 июня

Традиционная

экологическая

культура народа саха.

Изучение

народных

п е с е н

о

п р и р о д е .

Прослушивание

Беседа природе

В ы х о д

н а

природу

БДШИ

Пляж, Муру алаас

звуков природы

Досуг.

Купание

на

п л я ж е .

О ч и с т к а

территории.

Фотографирование

п е й з а ж а

н а

территории пляжа.

10 июня

И з у ч е н и е

о б р я д а

с а л а м а

ы й а а ь ы н .

Сделать

салама

из

ко н с ко г о

в о л о с а .

Изучить

отрывок

из

а л г ы с а

С а л а м а

ыйааьын

Беседа

Занятие

Час

рукоделия

плетение

веревки салама

БДШИ

11 июня

Изучение оьуохай.

Сочинить

стихи

о

природе для осуохая.

Творческая

работа в группах

БДШИ

Хореографический

зал

12 июня

Однодневный

поход

на

природу.

Обряд

«Саламаыйааьына»,

фотографирование.

В ы х о д

н а

природу

Природа

13 июня

Изучение

игры

на

муз.инструменте

хомус.

«Традиционые

м е т о д ы

и г р ы

н а

хомусе, импровизация

на тему природы».

Игра

Занятие

Беседа

Просмотр

фильма

БДШИ

14 июня

И зу ч е н и е

о л о н хо .

Содержание

олонхо,

олонхосуты. Олонхо 3

мира,

природа,

герои

Беседа

Прослушивание

олонхо

Занятие

БДШИ

Природа,

местность

Березовая роща

персонажи. Выход на

п р и р о д у

с б о р

природных

м а т е р и а л о в

д л я

создания

панно

3

м и р о в

о л о н х о .

Создание панно

В ы х о д

н а

природу

15 июня

Изучение чабыр5ах на

т е м у

п р и р о д ы .

С о ч и н и т ь

с т и х и -

чабыр5ах.

И л л ю с т р а ц и я

к

придуманной

чабыр5ах

Беседа

Занятие

Сочинение

Создание

настольной

книжки

БДШИ

16 июня

Игра

на

народных

музыкальных

инструментах на тему

природных

явлений.

О ч и с т к а

л е с а .

Фотографирование

природы

Занятие

В ы х о д

н а

природы

БДШИ

Природа

местность ПКиО

17 июня

Изучение

тойук

на

тему природы. Выход

на

природу.

Очистка

леса.

Фотографирование

природы

Беседа

В ы х о д

н а

природу

БДШИ

Местность

Муру

Эбэ

18 июня

И з у ч е н и е

п е с е н

героев из олонхо.

Выход

на

природу.

Беседа

Занятие

В ы х о д

н а

БДШИ

БДШИ

Природа.

О ч и с т к а

л е с а .

Фотографирование

природы

природу

Аччыгый алаас

19 июня

Изучить

народ ные

пе с ни

о

п р и р од е .

Прослушивание

звуков природы

Занятие

БДШИ

20 июня

Прослушивание

звуков природы

Изучить

отрывок

из

Олонхо

Занятие

БДШИ

21 июня

Изучить

оьуохай

Прослушивание

звуков природы

Занятие

БДШИ

22 июня

Изучить

национальные игры

Занятие

Игра

БДШИ

23 июня

Выход

на

природы.

О ч и с т к а

л е с а .

Фотографирование

природы

Беседа

В ы х о д

н а

природу

БДШИ

Природа

24 июня

Изучить

чабыр5ах.

Прослушивание

звуков природы

Занятие

Игра

БДШИ

25 июня

Изучить пословицы и

загадки

связанные

с

природой

Дискуссия

на

тему:

«Экологическая

культура в наши дни»

Занятие

Игра-викторина

Диалог

дискуссия

БДШИ

26 июня

П о д г о т о в к а

к

з а к р ы т и ю

л а г е р я.

Подготовить

номера

Репетиция

БДШИ

д л я

к о н ц е р т а ,

подготовить

галерея

фотографий

27 июня

З а к р ы т и е

л а г е р я .

Галерея

фотографий,

выступление номеров.

Выход на природу.

Концерт

Выставка

БДШИ

Заключение

Традиционная экологическая культура народа саха существовала

всегда. Вера и традиции предков сплачивают народы в единое семейство.

Оторванность от природы неизбежно ведет к исчезновению связи между

человеком и природой. У каждого поколения возлагается ответственность

передать

природу

последующим

поколениям

в

ценности

и

сохранности.

Поэтому существует традиции предков, которые не должны нарушаться.

Воспитание учащихся при помощи народного творчества, обычаев и

традиций

содержит

в

себе

большой

потенциал

для

развития

их

познавательных

процессов.

Вследствие

тесного

и

частного

контакта

с

природными явлениями ребенок овладевает массой уникальных и тонких

наблюдений над закономерностями происходящими в окружающей среде,

постигает их сущность. Природосообразый подход к воспитанию учащихся

обеспечивает гармоничный комплексный подход к формированию личности.

Целенаправленная

работа

по

воспитанию

экологической

культуры

школьников в отряде «Чэчир» проводится через традиции и обряды народа

с а х а .

Все

мероприятия

и

проводимые

занятия

должны

довести

экологические идеи и привлечь учащихся к обсуждению проблем защиты

окружающей

среды.

В

результате

добиться

того,

чтобы

они

в

будущем

принимали

верные

решения

и,

в

конечном

итоге,

сформировать

у

подрастающего поколения развитое экологическое сознание.

Применение традиционной экологической культуры саха в работе

летнего творческого отряда способствует дальнейшем в осознании у

подрастающего

поколения

себя

частью

природы

и

сохранить

неразрывную связь с традициями и обычаями народа саха.

Литература:

1.

Попов Н.С. Экологическая культура якутов: монография / Н.С.Попов. –

Спб.: Астерион, 2009. – 162 с.

2.

Эверстова

М.К.

Воспитание

экологической

культуры

учащихся

на

основе традиций и обычаев народов Якутии. (интернет публикация)