Напоминание

"Психологический климат в детском смешанном хореографическом коллективе"

Автор: Протасова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Елизово, Камчатский край
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Психологический климат в детском смешанном хореографическом коллективе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Исследовательская

работа

:

«Психологический

климат

в

детском

смешанном

хореографическом

коллективе»

.

автор: Протасова Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Елизово

Камчатский край, 2019

Содержание.

1.

Введение.

- 3

Понятие коллектива.

В чем заключается сущность психологического климата.

2.

Пояснительная записка.

- 6

3.

Основная часть:

1 часть.

- 7

Роль педагога в детском хореографическом коллективе.

2 часть.

- 12

Различия в воспитании девочек и мальчиков.

3 часть.

-15

Сплочение коллектива.

4 часть.

- 17

Правила поведения детей в коллективе.

5 часть.

- 21

Конфликты в коллективе и пути их разрешения.

6 часть.

- 23

Как справляться с раздражением.

Приложение №1.

- 24

Психологическая игра.

Приложение №2.

- 26

Социально-психологическая самоаттестация коллектива:

«Какой у нас коллектив?»

Приложение №3.

- 30

Методика диагностики сформированности коллектива:

«Наши отношения».

Приложение №4.

- 32

Методика диагностики сформированности коллектива:

«Психологическая атмосфера в коллективе».

2

4.

Список использованной литературы.

- 33

Введение.

Понятие коллектива.

В чем заключается сущность психологического климата.

Коллектив представляет группу лиц объединенных для совместной

деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не

только членов этого коллектива. Важнейшим представителем отечественной

педагогики, разрабатывающим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Он

разрабатывал методику коллективного воспитания; предложил технологию

поэтапного формирования коллектива; выдвинул девиз «Движение – форма

жизни коллектива, остановка-форма его смерти»; сформулировал принципы

развития коллектива.

В коллективе осуществляют совместную деятельность и добиваются

конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и

общественных

целей,

интересов

и

ценностей.

Интеллектуальное,

эмоциональное и волевое единство зависит от психологического климата

коллектива.

Интеллектуальное единство – выработка «группового языка» (общего

мнения), нахождение оптимальных способов принятия решений.

Эмоциональное единство – индикатор самочувствия; способность к

самонастраиванию,

к

выработке

механизмов

поведения,

к

созданию

дополнительных «энергоресурсов» жизнедеятельности коллектива.

Волевое единство – способность создавать необходимое и достаточное

напряжение сил при преодолении препятствий в процессе продвижения к

цели.

Образующийся сложный узор связей и отношений можно выразить

тремя интегративными характеристиками:

1)

Сплоченность коллектива;

2)

Активность;

3)

Психологический климат.

3

Психологический

климат

состояние

коллектива,

отражающееся

в

эмоциональных переживаниях людей, их отношениях ко всем значимым для

коллектива явлениям.

Психологический

климат

это

его

психологическая

готовность

к

действию.

В психологию понятия «климат» пришло из метеорологии и географии.

Это

понятие,

которое

характеризует

невидимую,

тонкую,

деликатную,

психологиче скую

сторону

взаимоотношений

между

л юд ь м и .

Психологический климат – это настрой в коллективе, формирующийся под

воздействием

специфической

для

данного

коллектива

совокупности

социально-экономических

и

психологических

факторов.

Психологический

климат

это

качественная

сторона

межличностных

отношений,

проявляющихся

в

виде

совокупности

психологических

условий,

способствующих

или

препятствующих

продуктивной

совместной

деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Характер

психологического

климата

в

целом

зависит

от

уровня

группового развития. Психологический климат – это система норм, обычаев и

значений,

преобладающих

в

данной

группе

людей.

Климат

выражается

способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга, а также

способом

зависимости

людей

от

совместно

выполняемых

функций.

Психологический

климат

это

эмоциональная

окраска

психологических

связей

членов

коллектива,

возникающая

на

основе

близости,

симпатии,

интересов, склонностей. Считается, что климат состоит из трех зон:

-

Первая

климатическая

зона

социальный

климат,

который

определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи

общества, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных

прав и обязанностей.

-

Вторая

климатическая

зона

моральный

климат,

который

определяется тем, какие моральные ценности приняты в коллективе.

4

- Третья климатическая зона – это психологический климат, отношения,

которые

складываются

между

членами

коллектива,

находящимися

в

непосредственном контакте друг с другом.

Оптимальное управление деятельностью и психологическим климатом

в

коллективе

требует

специальных

знаний

и

умений

от

руководителя,

способствующих

выработке

у

членов

коллектива

взаимопонимания

и

навыков эффективного взаимодействия. Психологический климат зависит от

стиля руководства и организационной культуры. Подобно тому как в одном

климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек

может испытывать внутреннюю напряженность или же спокойствие, быть

успешным или неуспешным в своей деятельности в коллективе.

5

Пояснительная записка.

В этой работе представлен материал по изучению психологического

климата в детском смешанном хореографическом коллективе (дети 5-12 лет).

Этот

материал

может

быть

полезен

людям,

имеющим

отношение

к

воспитанию детей. Он может стать предметом обсуждения на педагогических

советах, на заседаниях методических объединений, мастер – классах, его

использование позволит руководителям подобрать наиболее приемлемые для

себя

формы

работы

с

детьми.

В

работе

представлены

эффективные

и

доступные любому педагогу

методы по изучению личности и коллектива

детей.

С

их

помощью

руководитель

сможет

изучить

психологическую

атмосферу в коллективе, определить стадию развития своего коллектива,

определить степень удовлетворенности детей различными сторонами жизни

коллектива,

выявить

сформированность

эмоционально-психологических

отношений детей в коллективе.

Психологическая

атмосфера

в

коллективе

должна

оцениваться

педагогом на протяжении всех лет обучения детей. Необходимо постоянно

определять

состояние

взаимодействия

педагога

и

детей

в

коллективе,

отмечать

изменения

происшедшие

в

личности

детей,

способствовать

нравственному

воспитанию

учащихся,

прослеживать

динамику

развития

коллектива.

Как исследовать взаимоотношения детей в коллективе, как создать

среду,

способствующую

развитию

личности

ребенка

такова

цель

предлагаемой

работы.

Представленный

опыт

знакомит

с

анализом

конкретных ситуаций, он прошел апробацию на детском хореографическом

коллективе «Фейерверк».

Настоящая

работа

не

является

исчерпывающей

и

может

быть

дополнена и расширена, исходя из опыта педагогической работы.

6

Цель:

создание дружного целеустремленного коллектива.

Задачи:

1.

Определить роль хореографа в детском коллективе.

2.

Научить детей правильному выбору поступков.

3.

Найти различие в воспитании мальчиков и девочек.

4.

Научить детей решать конфликтные ситуации.

5.

Добиться сплоченности коллектива.

6.

Научить детей быть оптимистами, больше радоваться.

Я

работаю

в

ЦДТ

педагогом

дополнительного

образования

детей.

Руковожу

детским

смешанным

(мальчики

и

девочки)

образцовым

хореографическим

коллективом

«Фейерверк».

Моя

работа

сложна

и

ответственна, т.к. наряду с постановочными задачами важнейшее значение

приобретают учебно-воспитательные. Ведь проблема воспитания поколения,

которому

суждено

строить

новую

Россию

и

жить

в

ней,

стоит

сегодня

особенно

остро.

Растущему

человеку

необходимы

физическое

здоровье,

нравственность

и

способности

(умственные,

трудовые,

художественные,

коммуникабельные).

Поэтому

руководитель

в

детском

хореографическом

коллективе – это, прежде всего педагог, чуткий и справедливый воспитатель.

Он должен быть душой коллектива и в то же время его совестью. Тот

руководитель, который ставит во главу угла только творческую работу и

пренебрегает

во

имя

достижения

внешнего

эффекта

задачами

воспитательными и общественными, очень скоро (на мой взгляд) теряет

7

авторитет

в

коллективе,

а

за

этим

и

коллектив

утрачивает

свою

работоспособность.

Работать с детьми должен человек, любящий детей. Но любовь эта

должна быть требовательной, строгой, без тени умиления и слащавости, не

позволяющей оправдывать все неудачи ставшей уже стереотипной фразой:

«Ведь

это

дети!».

Требовательность

и

строгость,

но

обязательно

справедливые, должны стать главным правилом при работе с детьми. Дети

всегда примут самый горький упрек, самое тяжелое наказание, если они

справедливы. Важно всегда помнить, что нельзя в угоду художественной

стороне дела обидеть ребенка, отстранив его от участия в постановке из-за не

совсем пригодных физических данных, плохой сообразительности и т.д.

Хореограф детского коллектива обязан знать, как обстоят дела с учебой

и дисциплиной в школе у всех участников коллектива. В отдельных случаях

следует, проявлять при этом очень большую чуткость, временно отстранять

от участия в постановочной работе того ребенка, который стал плохо учиться.

Такой педагогический прием обычно приносит хороший результат.

Важнейшей задачей работы с детьми, я считаю, создание дружного

целеустремленного коллектива. Настоящий детский коллектив, как и всякий

другой, рождается в процессе совместного труда, появления у отдельных его

участников

общих

интересов.

Очень

благодатна

в

этом

отношении

постановочная работа. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом,

даже ведут себя на репетициях лучше, чем на уроке, становятся активными,

непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и

отдачей.

Одновременно

у

меня

появляется

возможность

практически

доказать ребятам, что постановка есть результат длительной учебной работы,

что

нельзя

небрежно

относится

к

тренажу.

Совместная

работа

над

постановками

помогает

создать

здоровый,

трудоспособный

танцевальный

коллектив. А пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них

огонек творческого соревнования и инициативы можно лишь поставив перед

8

ними ясные перспективные цели. Вот, что писал об этом А.С. Макаренко:

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В

педагогической

технике

эта

завтрашняя

радость

является

одним

из

важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость,

вызвать

ее

к

жизни

и

поставить

как

реальность.

Во-вторых,

нужно

настойчиво притворять более простые виды радости в более сложные и

человечески

значительные.

Здесь

происходит

интересная

линия:

от

простейшего,

примитивного

удовлетворения

до

глубочайшего

чувства

долга…». Перспективной должна быть и работа в детском хореографическом

коллективе.

Очень

большую

опасность

представляет

собой

так

называемое

«премьерство». Справился ребенок хорошо с одним номером, и педагог на

протяжении длительного периода работает только с ним. Отрицательный

результат

сказывается

не

сразу,

но

с

большой

убедительностью.

Из

«премьера» обычно вырастает зазнайка, а другие члены коллектива теряют

доверие к руководителю и интерес к занятиям.

Большое

значение

в

работе

с

детьми

имеют

преемственность

и

развитие

чувства

коллективизма.

Хореограф

должен

добиться

такого

положения, чтобы каждый ребенок знал, что он может в любую минуту

заменить

товарища,

чтобы

каждый

член

коллектива

привык

поступаться

своим личным «я» для общего дела. С другой стороны, младшие должны

тянуться за старшими, стремиться скорее достичь уровня их мастерства, а

старшие – помогать в этом младшим. Очень чутко следует подходить к

индивидуальным

особенностям

ребенка.

Ведь

в

каждом

коллективе

дети

сильно отличаются друг от друга. Не все они обладают хорошими данными.

Да

и

цель

работы

не

воспитание

профессионалов.

Поэтому

следует

внимательно

изучить

как

физические,

так

и

духовные

индивидуальные

качества всех участников коллектива и стараться максимально использовать

их в работе, а иногда, наоборот, способствовать исправлению недостатков и

9

отрицательных черт характера. Я считаю, что человек, работающий с детьми,

должен проводить свои занятия на большом творческом подъеме, т.к. дети не

терпят скуки и сухости. На протяжении урока хореографу нужно находиться

в

состоянии

той

собранности

и

творческой

активности,

какой

он

хочет

добиться от воспитанников. Нужно в полном смысле слова перевоплощаться.

Это прежде всего относится к показу танца. Дети-танцоры не поймут самых

интересных

по

композиции

постановок,

показанных

профессионально

грамотно, но без внутреннего огонька, с другой стороны, они с огромным

восторгом,

воспринимают

незамысловатое

движение,

показанное

с

воодушевлением.

И

если

каждое

занятие

проводить

с

творческим

вдохновением

ярко

и

убедительно,

то

и

от

детей

можно

добиться

положительных результатов. Дети с их непосредственностью – когда надо,

умеют

быстро

собраться

и

выдать

максимальный

результат,

начинают

двигаться

со

свойственной

им

выразительностью,

в

характере

танца,

создается

яркая

картинка,

вызывающая

радость

и

удовлетворение

как

у

педагога, так и у самих ребят. Заинтересовать детей работой, не навязывая ее,

а

увлекая

интересными

творческими

задачами

вот

к

чему

нужно

стремиться.

В

детей

надо

верить.

Стараться

развивать

в

них

творчество.

Это

неугомонные

и

удивительные

труженики.

Чем

больше

будешь

доверять

исполнителям, тем скорее разовьешь в них чувство самостоятельности и

ответственности, тем лучше будут результаты, тем интересней будет работать

самим ребятам. Дети всегда любят проявлять самостоятельность и, если в

меру ее поощрять, они совершают чудеса. Почувствовав ответственность за

порученное дело и доверие к себе, они сами устанавливают дисциплину,

быстрее усваивают показанное, проявляют полезную инициативу. Уважение к

ребенку, воспитание в нем сознания личной ответственности как за свою

роль, так и за всю постановку в целом, -вот те задачи, которые я ставлю перед

собой работая с детьми. Считаю, что от детей нужно добиваться точного

10

понимания

своих

действий

как

чисто

сценических,

так

и

танцевальных.

Ребенок, получивший от хореографа точные указания и усвоивший их, почти

всегда хорошо выполняет задание. Ставя перед исполнителем – ребенком ту

или иную сценическую задачу, нужно стремиться возбудить его фантазию,

добиваясь путем увлекательного рассказа, яркого показа, этюдной работы

сознательного

сценического

поведения

и

активного

отношения

к

своему

творчеству.

Дети

любят

действовать.

Пробуждая

в

ребенке

активность,

следует очень тонко, с большим тактом направлять ее в правильное русло.

Активность

следует

развивать

как

работая

с

детьми

над

ролью,

так

и

привлекая

их

к

организации

концерта,

тематического

вечера,

к

выбору

костюмов и т.д.

В

руках

хореографа

действенные

средства

воспитания

подрастающего

поколения.

Эта

работа

требует

большого

творческого

багажа, изобретательности и глубокого знания детской психологии.

11

Коллектив

«Фейерверк»

-

разнополый,

в

нем

занимаются

хореографией, как девочки, так и мальчики. Среди некоторых хореографов

бытует мнение, что с мальчиками в коллективах одни проблемы, они менее

дисциплинированы,

от

них

только

шум

да

гам,

часто

провоцируют

конфликты.

Для

того,

чтобы

дети

научились

правильно

общаться

с

партнерами противоположного пола, стали доброжелательнее относится друг

к другу, педагог должен представлять себе особенности полового развития

детей, считаться с некоторыми различиями в развитии мальчиков и девочек,

учитывать

возрастные

особенности,

использовать

дифференцированный

подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек. Так, придя в

коллектив, как правило, девочки ведут себя робко, неуверенно; они более

тихие и сдержанные, исполнительные и требовательные к себе и другим.

Мальчишки же с первых дней ведут себя свободно, без растерянности, они

более шумны, предпочитают нерегламентированную деятельность. Многие

девочки

вначале

настороженно

относятся

к

мальчикам.

Чувствуется

не

боязнь,

но

скорее,

некоторое

недоверие

к

мальчикам,

ожидание

агрессивности

с

их

стороны,

опыт

совместной

деятельности

у

младших

школьников еще ограничен. Порой между ними возникают конфликты. При

этом у девочек жалоб больше, чем у мальчиков. Они жалуются не только на

мальчиков, но и друг на друга, и часто по пустякам. Анализ этих конфликтов

показывает,

что

в

их

основе

лежит

не

какая-то

преднамеренная

отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек друг к другу. Чаще всего

это просто перенос чисто мальчишеских форм общения в сферу общения с

девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу, померяться силой

и т.п. Девочки же воспринимают эти не совсем обычные для большинства из

них формы общения не как игру, а как попытку обидеть их. Постепенно

чисто

«мальчишечьи»

и

«девчоночьи»

формы

поведения

сглаживаются,

наполняя их новым морально-нравственным содержанием. Девочки раньше и

глубже

начинают

осознавать

себя

как

личность

женского

пола.

У

них

12

формируются чувство взрослости. Мы, конечно, не в силах вмешиваться в

процесс

объективного

физического

созревания,

но

надо

стремиться

так

организовать совместную деятельность детей, чтобы существенно уменьшить

различия во внешних формах поведения мальчиков и девочек и избежать

многих возникающих между ними конфликтов. При работе с мальчиками

приходилось несколько изменять структуру занятий, основную нагрузку и

подачу нового материала давать позже, чем у девочек. Дело в том, что

мальчики

долго

«раскачиваются»

и

медленнее

девочек

достигают

пика

работоспособности.

Зато

при

выполнении

заданий

логиче ской,

интеллектуальной

направленности

мальчикам

требуется

только

легкий

ориентир, толчок – и они уже самостоятельно находят оригинальные пути

решения;

девочкам

же

приходится

все

подробно

объяснять

и

даже

подсказывать. Мальчики опережают девочек в таких видах деятельности, где

необходимо пространственное мышление, а также в заданиях, связанных с

поиском, например, в решении кроссвордов на контрольных уроках. Девочки

более активны, чем мальчики, они более добросовестны. Значит необходимо

стараться

специально

как

можно

чаще

ставить

мальчиков

в

позицию

ответственных и инициативных членов коллектива.

Необходимо внимательно отмечать проявления чувства взрослости у

мальчиков, бережно его поддерживать.

У

мальчиков

и

девочек

свои

особенности

мышления,

восприятия

новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы

преподавания!

Девочкам нужно подробно объяснить тему, несколько раз показать,

привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал.

Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им

лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже

после обобщить, рассказать, показать, абсолютно как и почему надо было

действовать.

13

Конечно,

пол

ребенка

определяет

многое,

но

гораздо

важнее

его

личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, таким же

образом,

как

и

далеко

не

все

мальчишки

от

природы

взбалмошны,

гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

У мальчиков и у девочек есть свои способы конкуренции в коллективе.

Когда

же

образуется

коллектив

из

представителей

одного

пола,

то,

свойственные

полу

конкурентные

свойства

усиливаются.

Достаточно

посмотреть на чисто женские или чисто мужские взрослые производственные

коллективы.

Они

значительно

выше

по

уровню

агрессивности,

чем

смешанные. Существует множество воспоминаний людей XIX

и XVIII вв.,

которые

воспитывались

отдельно

в

женских

и

мужских

воспитательных

учреждениях. Всюду выстраивалась иерархия, всюду были те, кто унижал

других, были обиженные и те, кто обижает. Чем более закрыт коллектив, тем

жестче эти рамки. Смешанные коллективы никогда не бывают закрытыми.

Общество всегда присматривается к ним с большим вниманием, что и ведет к

снижению

иерархичности

и

однотипной

конкуренции.

Детям,

напротив,

необходимо

обучение

общению

между

представителями

разного

пола.

Совместное воспитание, предоставляет детям возможность пройти важный

этап «школы жизни», способствует формированию человека как личности

вообще и личности мужчины или женщины в частности. Задача педагога не

разделять

два

разных

мира,

а

попытаться

объединить

их,

стараясь

в

наибольшей степени учесть и сохранить особенности неповторимости обоих

полов.

Все

это

постепенно

дает

положительные

результаты:

появляются

первые симпатии, устанавливаются взаимоотношения, девочки становятся

более женственными, аккуратными, более мягкими; у мальчиков появляется

сдержанность,

бережное

отношение

к

девочкам,

самодисциплина,

благородство. Нельзя злоупотреблять номерами, где заняты только девочки

или

только

мальчики.

Следует

подходить

к

этому

вопросу

не

только

с

творческой, но и с воспитательной стороны, т.к. танец помогает воспитывать

14

правильное отношение девочек к мальчикам, и наоборот. Танец воспитывает

у детей хорошие манеры, вежливое отношение к партнеру.

Иногда я объединяю репетиции старших детей с младшими. Младшие

участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться,

к

чему

они

могут

прийти

через

некоторое

время.

Это

имеет

огромное

значение для сплочения коллектива, развития в нем творческой атмосферы и

стремления к активным занятиям. Кроме того, последовательное по степени

сложности

исполнение

движений,

танцев

порождает

хорошее,

здоровое

соревнование между детьми. На репетиции дети должны чувствовать себя

внутренне

спокойно.

У

некоторых,

даже

способных

ребят

реакция

восприятия замедленна, она развивается постепенно, с такими детьми надо

больше работать. Нужно внушать ребенку: если движение не получается,

волноваться не надо, необходимо спокойно и терпеливо его учить, для этого и

проводятся

репетиции.

Есть

такие

дети,

которые

стесняются,

теряются,

двигаются

неуверенно.

Более

робких

нужно

подбадривать,

чтобы

они

поверили в себя. Стараюсь, чтобы и сами дети подбадривали друг друга,

радовались успехам своих товарищей. Чувствуя поддержку, дети оживляются

и начинают двигаться смелее и увереннее.

Некоторые

ребята

боятся

выходить

на

сцену,

выступать.

Им

необходимо внушать уверенность в себе. Предложить им перед выходом на

сцену тихонько повторять заклинание: «Я могу!», «Я не боюсь», «У меня

получится».

Помогали мне в работе и забавные сравнения. Заметив, например, что

кто-то из детей неточно и смешно делает движение или позу, останавливаю

ребят и не называя ни фамилии, ни имени, копирую, утрируя, движение;

посмеемся все вместе, маленькая разрядка – это отдых. Вновь показываю, как

надо делать и дети стараются, глаза блестят. Замечания, сделанные с юмором

по-доброму, воспринимаются детьми хорошо, поднимают тонус в работе.

15

Нужно

похвалить

ребенка,

если

он

старается

и

заметен

результат.

Иногда лучших исполнителей прошу позаниматься с более слабыми. Когда

танец получается и имеет успех, дети хорошо понимают, что этот успех

достигается длительной, упорной работой всех членов коллектива.

Для

сплочения

коллектива

проводятся

викторины,

экскурсии,

прогулки,

выезды

в

бассейн,

на

природу,

участие

в

культурно-массовых

мероприятиях (концертах, фестивалях, конкурсах).

16

В коллективе в любой деятельности возникают разные нравственные

отношения:

солидарности,

взаимопомощи,

требовательности,

совместное

переживание

успехов

и

неудач

или,

напротив,

отношения,

связанные

с

проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти. Поэтому-то и важно

внимательно присматриваться к тому, какие взаимоотношения складываются

между

детьми;

влиять

на

эти

взаимоотношения

в

нужном

направлении.

Нужно, чтобы необходимое в совместной работе сотрудничество строилось

на

принципе

равенства

и

уважения

друг

друга.

Для

детей

необходимы

конкретные

правила,

касающиеся

ситуаций,

где

чаще

всего

возможно

возникновение

неправильных

взаимоотношений.

Это,

прежде

всего,

ситуации,

связанные

с

распределением

обязанностей,

ролей,

поручений,

оказанием

помощи.

Именно

здесь

возникает

необходимость

в

нормах,

связанных со справедливостью, товариществом.

Вот правила, которые мы выработали совместно с детьми в своем

коллективе.

Главное правило: в общей работе надо уметь уступать и настаивать на

своем, имея в виду, прежде всего общие интересы. Не капризничать и не

брать силой, а договариваться.

1.

Договорились

друг

с

другом

об

общем

плане

работы

и

ее

результатах;

выслушай

предложения

всех

и

выбери

то,

которое

интересно и важно для всех.

2.

Распределяй работу по справедливости, т. е. поровну интересное и

неинтересное, легкое и трудное, приятное и неприятное.

3.

Выполняй работу в срок и как можно лучше, при этом все время

имей в виду не только свою часть работы, но и общую.

4.

По ходу работы замечай, как идет работа у других, показывай свою

работу.

5.

Помоги, научи, покажи тому, у кого не получается.

17

6.

Уступай не только то, что тебе не нужно, но, если справедливо, и то,

что тебе нужно или жалко.

7.

Учись у других тому, чего не умеешь, охотно принимай советы

друзей, их помощь, поддержку, если она необходима.

8.

Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

9.

Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

10.Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.

11.Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у других.

12.Будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся

успеха. Умей учиться на собственных ошибках.

Эти правила помогают детям предъявлять разумные и обоснованные

требования

к

поведению

друг

друга.

При

самооценке

и

взаимооценке правила дают возможность каждому сравнить свое

поведение

с

поведением

других

и

с

существующей

нормой,

выраженной в правилах.

Так,

например,

перед

концертом

можно

договориться

с

детьми

о

соблюдении «правила тишины». Попросить детей рассказать о правиле и тем

самым исподволь напомнить, как вести себя на концерте: в зрительном зале, в

гримерке,

в

фойе.

Когда

ребенок

расскажет

правило,

он

почувствует

собственную ответственность за развитие ситуации и будет мотивирован на

соблюдение правила. Обязательно похвалить за благонамеренное поведение.

Похвала не только лишний раз напоминает ребенку о правиле, но и поощряет

к

тому,

чтобы

продолжить

вести

себя

в

том

же

духе.

Дети

готовы

сотрудничать с теми, кому доверяют и кого уважают, кто со своей стороны

уважает их.

Дети еще только учатся ориентироваться в многообразии жизненных

ситуаций, им еще трудно бывает разобраться в многоплановости следования

правилам.

Научить

ребенка

правильному

выбору

поступков

важная

предпосылка выработки мотивов поведения.

18

Младшим школьникам пока еще легче осознать поступки и их мотивы

у других, чем свои собственные. Вместе с тем ребенок должен знать и

понимать, какие его поступки хорошие, а какие осуждаются. Поэтому при

обсуждении

жизненных

ситуаций

это

делать

необходимо)

важно

так

строить

беседу

с

детьми,

чтобы

о

хороших

поступках

говорил

не

сам

ребенок, который совершил этот поступок, а другие. А его надо учить видеть

хорошее

в

поступках

других.

Так,

он

постепенно

научится

понимать

и

осознавать мотив, которым он руководствовался, совершая хорошее дело:

помогал он другому потому, что хотел получить похвалу, или же поступал так

просто ради товарища, коллектива, справедливости.

Важно учить ребенка и конкретным правилам поведения, и умению

находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже

известных

правил.

Например,

постоянно

обращать

внимание

детей,

что

здороваться

надо

не

только

со

своим

хореографом,

но

и

с

другими

взрослыми,

сотрудниками

ОУ;

разъяснять

детям

правила

поведения

на

концертах,

в

общественном

транспорте,

на

природе.

Порой

дети

знают

правила, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому

надо уступать место в транспорте, но часто делают это как-то навязчиво и

подчеркнуто,

а

не

просто

и

незаметно.

Разговаривают,

не

глядя

на

собеседника. Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то

правило, но и показывать, как надо вести себя, как выполнять это правило.

Иногда бывает, что дети сознательно не придерживаются известных норм.

Например,

в

своем

детском

обществе,

среди

сверстников

они

как-будто

стесняются быть вежливыми боятся быть осмеянными, сказать друг другу

«спасибо», не считают зазорным быть неряшливыми или грубыми. От чего

так происходит? Одна из причин в том, что мы, взрослые, далеко не всегда

образцово ведем себя в общественных местах, дома, на улице. Мы бываем

раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, позволяем себе

такое

поведение,

которое

резко

осуждаем

у

детей.

Глубоко

был

прав

А.С.Макаренко,

он

говорил:

«Не

думайте,

что

вы

воспитываете

ребенка

19

только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете

ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда

вас нет дома. Когда вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми,

как

вы

радуетесь,

или

печалитесь,

как

вы

обращаетесь

с

друзьями

или

врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое

значение. А если вы дома грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже,

если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже

воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие

советы и методы вам не помогут». По отношению к детям должно быть

единство требований педагогов, семьи и всех взрослых. Между тем часто

можно

слышать

и

видеть,

как

на

концерте,

в

автобусе

одни

взрослые

призывают расшалившихся детей к порядку, требуют от них сдержанности,

но

тут

же

находятся

другие,

которые

стараются

найти

оправдания

неправильного

поведения

детей:

«Подумаешь,

расшумелись,

что

они

и

побегать не могут; нельзя уж громко посмеяться». Речь идет, разумеется, не о

придирках к детям, а о совершенно бесспорных требованиях. Воспитанием

культуры поведения надо заниматься только систематически и планомерно,

постепенно усложняя правила. Надо тщательно следить за тем, чтобы именно

в каждодневной жизни соблюдались правила вежливости, приличия, хорошие

манеры.

Поосторожнее с тем, что говорите, - дети слушают.

Поосторожнее с тем, что делаете, - дети смотрят и учатся.

Дети могут не слушаться, но они слушают.

Дети сморят, в какую сторону вы склоняетесь, и делают вывод,

какими нужно быть.

Задумайтесь,

прежде

чем

сказать

«послушай

меня»,

-

дети

действительно будут слушать!

Стивен Сондхейм,

«Дети буду слушать» из мюзикла «В лесах»

20

Иногда в процессе общения между детьми возникают конфликтные

ситуации. Как пережить их, что можно порекомендовать ребятам? - Никогда

не спешить «выплеснуть» чувства на окружающих. Собрать всю свою волю и

сдержаться. И постараться успокоиться. Объяснить, что существует много

способов

решения

конфликта,

и

один

из

них

заключается

в

том,

чтобы

определить суть проблемы, затем придумать как можно больше способов ее

решения, что случится, если применить некоторые из них, а затем выбрать то

решение, которое удовлетворит всех участников конфликта. Объяснить детям

суть

трех

процессов:

переговоров

(стороны

сами

приходят

к

решению),

посредничества (стороны приходят к решению с помощью третьего лица-

педагога,

кого-нибудь

из

товарищей),

арбитража

(стороны

по

предварительной

договоренности

соглашаются

выполнять

решение,

принимаемое третьим лицом).

Упражнение «Шесть шагов для решения конфликтов». Эти вопросы

полезно задать детям после того, как 3-е лицо вмешается в конфликт и

попытается его остановить, вовлечь в обсуждение весь коллектив.

Шаг 1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет

человек, с которым у меня конфликт?

Шаг 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно

и тоже? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?

Шаг 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получили

то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы

можем их придумать вместе с моим противником? Сколько решений нам

могут подсказать товарищи?

Шаг 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое

из предлагаемых решений. Буду ли я доволен результатами? Будет ли доволен

мой противник?

Шаг 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким

из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

21

Шаг 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение,

и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться

этого решения в дальнейшем?

- Как справиться с раздражением.

22

- Сделать дыхательную гимнастику: несколько глубоких вздохов и

выдохов (вдох на1счет, задержать воздух на 4 счета, выдох на 2 счета); «ха»-

дыхание; дыхание «уступами» (как дети всхлипывают).

- Выпить стакан воды, чая, сока.

-

Полезны

релаксационные

упражнения,

которые

способствуют

эмоциональной разрядке и снимают мышечное напряжение. Это упражнения:

«Волшебный стульчик»; «Брыкание»; «Возьми себя в руки»; «Поза покоя»;

«Мокрая собака».

- Сделать несколько физических упражнений (можно побоксировать с

подушкой).

- можно поплакать (но не демонстрируй это окружающим).

Если раздражение «срывать» на ком-нибудь или копить в себе, это ни

к чему хорошему не приведет. Проблему все равно не решить, а от злости в

кровь

поступают

вредные

вещества.

И

ненужно

забывать,

что

рядом

находятся другие люди – у них тоже есть эмоции.

Надо

учить

детей

быть

оптимистами,

больше

радоваться,

ведь,

в

жизни очень много хорошего.

Приложение №1.

23

На уроках проводятся психологические игры, которые могут быть

организованы с детьми. Их цель – дать возможность провести время не

только приятно, но и с пользой. Такие игры способствуют развитию навыков

общения,

обучают

контролировать

собственное

поведение,

позволяют

активизировать творческий потенциал. Игры можно использовать по-разному

и для разных целей:

- для сплочения коллектива;

- для разнообразия урока;

-

для

концентрирования

внимания

детей

перед

изучением

нового

материала;

- в конце урока (для расслабления).

Пример психологической игры на внимание перед изучением нового

материала.

Игра «Клавиатура».

Дети изображают «клавиатуру компьютера». Учитель просит одного

из учеников назвать любое слово на тему хореографии (происходит также

закрепление терминологии). Например, это слово «моталочка». Каждому из

учеников распределяется по букве из этого слова; если букв меньше, чем

детей, то двум детям дается одна буква, а если букв больше, тогда кому-то

дается по две буквы.

Для

закрепления

детям

дается

любое

уже

проученное

движение.

Концертмейстер играет музыкальное вступление, и дети начинают «печатать»

буквы из слова «моталочка» под музыку. Когда встречается их буква, они

поочередно четко исполняют заданное движение.

Игру можно провести несколько раз, постепенно усложняя:

- менять буквы у детей;

- постепенно увеличивать темп музыки и пр.

Смысл упражнения:

24

Повышение

направленности

внимания

участников

друг

на

друга,

концентрации внимания.

Обсуждение:

краткий обмен впечатлениями между детьми (кто был внимателен, а

кто нет и почему).

Игра

является

наиболее

естественной

деятельностью

ребенка,

основным способом саморазвития и познания мира. В дальнейшем, по мере

взросления, ее значимость снижается, она уступает место другим видам

деятельности

обучению,

работе.

Тем

не

менее,

при

наблюдении

за

талантливыми

людьми,

достигшими

максимальной

продуктивности

в

саморазвитии и реализации своих способностей, обращают на себя внимание

их умение и желание играть. По этому признаку такие люди напоминают

«больших

детей».

И

это

вполне

закономерно.

Ведь

развитие

наиболее

продуктивно

происходит

не

тогда,

когда

при

переходе

на

каждый

последующий этап человек отказывается от того, что было ему свойственно

раньше, а тогда, когда сохраняет это и встраивает в новую деятельность. Так

и игра: у тех детей, подростков, а впоследствии и взрослых, которые в

наибольшей

степени

способны

развиваться,

она

не

исчезает,

как

нечто

«детское» и отжившее, а на новом уровне встраивается и в учебу и в работу.

Приложение №2.

25

Социально-психологическая самоаттестация коллектива.

Какой у нас коллектив?

Цель:

определить

степень

удовлетворенности

детей

своим

коллективом.

Ход опроса.

Детям

предлагаются

характеристики

различных

уровней

развития

коллектива:

«Песчаная

россыпь»,

«Мягкая

глина»,

«Мерцающий

маяк»,

«Алый парус», «Горящий факел».

«ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ».

Присмотритесь

к

песчаной

россыпи

сколько

песчинок

собрано

вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок

и

отнесет

часть

песка

в

сторону,

рассыплет

по

площадке.

Дунет

ветер

посильнее – и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде

вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы,

соединяло людей. Здесь люди еще мало знают друг друга, или просто не

решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих

интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит

к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не

принося

радости

удовлетворения

всем,

кто

в

нее

входит.

Так

бывает,

например, вначале учебного года во вновь сформированном классе учеников.

«МЯГКАЯ ГЛИНА»

Известно,

что

мягкая

глина

материал,

который

легко

поддается

воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего

мастера,

а

таким

в

группе,

классе,

ученическом

коллективе

может

быть

командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный

26

сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины,

если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках

неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этом уровне развития, заметны первые

усилия

по

сплочению

коллектива,

хотя

они

робки,

не

все

получается

у

организаторов, нет достаточного опята совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и

требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные.

Ребята

по

своей

инициативе

редко

приходят

на

помощь

друг

к

другу.

Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются

друг

с

другом,

нередко

ссорятся.

Подлинного

мастера

хорошего

организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему

его некому поддержать.

«МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК»

В

штормовом

море

маяк

приносит

уверенность

и

опытному

и

начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте,

маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы

говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся

коллектив

озабочен,

чтобы

каждый

шел

верным

путем.

В

таком

ученическом

коллективе

преобладает

желание

трудиться

сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все.

Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не

одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться.

Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, -

организаторы, актив.

Эта

группа

заметно

отличается

от

других

групп

с во е й

индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю,

найти

во

всем

общий

язык,

проявить

настойчивость

в

преодолении

27

трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться

коллективным требованиям. Не достаточно проявляется инициатива, не столь

часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе,

но и в более значительном коллективе, в котором он, как часть входит. Мы

видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«АЛЫЙ ПАРУС»

Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности,

дружеской

верности,

преданности

своему

долгу.

Здесь

действуют

по

принципу

«один

за

всех,

и

все

за

одного».

Дружеское

участие

и

заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и

взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и

надежные

организаторы,

авторитетные

товарищи.

К

ним

обращаются

за

советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов

«экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают

горечь

когда

их

постигают

неудачи.

Коллектив

живо

интересуется,

как

обстоят

дела

в

других

коллективах,

например

в

соседних.

Бывает,

что

приходят на помощь, когда их об этом просят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти

наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои

ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого

являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое

сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь

коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые

мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

28

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на

скалы,

спускаясь

в

ущелье,

проторяя

новые

тропы.

Но

разве

можно

чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя

коллективы,

группы,

которым

нужна

твоя

помощь

и

твоя

крепкая

рука.

Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают

все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко,

жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся

оценивают

уровень

развития

своего

коллектива.

На

основании

их

ответов

можно

определить

степень

удовлетворенности

своим

коллективом,

узнать,

как

оценивают

ребята

его

сплоченность,

единство.

Вместе

с

тем

удается

определить

тех

учащихся,

которые

недооценивают

или

переоценивают

(по

сравнению

со

средней

оценкой)

уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных

ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Ребята

обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе

развития коллектива находится наше групповое сообщество и почему, что

нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что

поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае можно

получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в

коллективе,

удовлетворенности

детей

своим

коллективом,

видении

ими

перспектив его развития.

Приложение №3.

Методика диагностики сформированности коллектива.

29

«Наши отношения».

Цель:

выявить

степень

удовлетворенности

ребенка

различными

сторонами жизни коллектива.

Ход опроса.

Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями.

Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с

его

мнением.

Может

быть

выявлено

несколько

различных

сфер

взаимоотношений

подростков

в

коллективе.

Например,

для

изучения

взаимоприемлемости

друг

друга

(дружбы,

сплоченности)

или,

наоборот,

конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1.

Наш коллектив очень дружный и сплоченный.

2.

Наш коллектив дружный.

3.

В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.

В

нашем

коллективе

иногда

бывают

ссоры,

но

конфликтным

наш

коллектив назвать нельзя.

5.

Наш коллектив не дружный, часто возникают ссоры.

6.

Наш

коллектив

очень

не

дружный.

Трудно

заниматься

в

таком

коллективе.

Другая

серия

утверждений

позволяет

выявить

со стояние

взаимопомощи (или ее отсутствие):

1.

В нашем коллективе принято помогать без напоминания.

2.

В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.

3.

В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом кто-нибудь

из ребят попросит.

4.

В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует

педагог.

5.

В нашем коллективе не принято помогать друг другу.

6.

В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов.

30

Те

суждения,

которые

отмечены

большинством

учащихся,

свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же

время

мнение

конкретного

ребенка

показывает,

как

ощущает

он

себя

в

системе этих отношений.

Приложение №4.

31

Методика диагностики сформированности коллектива.

«Психологическая атмосфера в коллективе».

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход опроса.

Каждому

педагогу,

ребенку

предлагается

оценить

состояние

психологической

атмосферы

в

коллективе

по

девяти

бальной

системе.

Оцениваются полярные качества.

9 8 7 6 5 4 3 2 1

1.

Дружелюбие

Враждебность

2.

Согласие

Несогласие

3.

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4.

Увлеченность

Равнодушие

5.

Результативность

Нерезультативность

6.

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

7.

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

8.

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

9.

Занимательность

Скука

10.Успешность

Неуспешность

Чем

выше

балл,

тем

выше

оценка

психологического

климата

и

наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния

психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление

средней для коллектива оценки атмосферы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

32

1.

Банковский А. Н. «Организационная психология», Москва, 2000.

2.

Берн Э. «Игры, в которые играют люди: Психология человеческих

взаимоотношений», Москва, 2004.

3.

Берн Э. «Лидер и группа», Екатеринбург, 2000.

4.

Биркенбиль В. Ф. «115 идей для лучшей жизни», Москва, 2001.

5.

Викофф

Д.,

Анелл

Б.

«Послушный

ребенок

без

криков

и

шлепков», Москва,2006.

6.

Грецов А., Бедарева Т. «Психологические игры для школьников»,

Санкт- Петербург, 2008.

7.

Донцов А. И. «Психология коллектива», Москва, 1987.

8.

Ильин Е. П. «Эмоции и чувства», Санкт- Петербург, 2001.

9.

Клюева

Н.

В.,

Касаткина

Ю.В.

«Учим

детей

общению»,

Ярославль, 1997.

10.Колорозо Б. «Дети этого достойны только потому, что они Дети»,

Москва, 2003.

11. Левин К. «Теория пола в социальных науках», Санкт-Петербург,

2000.

12.

Лутошкин

А.

Н.

«Эмоциональные

потенциалы

коллектива»,

Москва, 1988.

13.Панафидина

Т.

В.,

Северина

О.

А.

«Современные

технологии

воспитательной работы», Волгоград, 2009.

14.Панченко Н. А. «Педагогическая диагностика», Волгоград, 2007.

15.Платонов

Ю.

П.

«Основы

социальной

психологии»,

Санкт-

Петербург, 2004.

16. Советова О. С. «Основы социальной психологии инновации»,

Санкт-Петербург, 2000.

33