Автор: Шефер Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Белокуриха, Алтайский край
Наименование материала: конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: "Поможем профессору"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» г. Белокуриха Алтайского края
Конспект НОД «Поможем профессору» с детьми старшего дошкольного
возраста с нарушениями речи.
Подготовила: Шефер Н.В.,
учитель-логопед
г. Белокуриха, 2019
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: создать
условия
для
совершенствования
у
детей
6-7
лет
с
нарушениями
речи
анализа
звуко-слогового
состава
слова,
посредством
логопедических игр.
Интеграция
образовательных
областей:
« С о ц и а л ь н о -
коммуникативное развитие».
Задачи:
совершенствовать
фонематическое
восприятие,
звуковой
анализ,
способность детей делить слова на слоги, звуковую сторону речи в
сфере произношения;
активизировать словарный запас детей: фрукты, птицы, животные;
совершенствовать связную
речь через приобщение детей к устному
народному творчеству;
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы.
Предшествующая деятельность: автоматизация нарушенных звуков в
словах и предложениях;
обогащение словарного запаса детей обобщениями;
дифференциация звуков по акустическим признакам; интерактивные игры на
определение количества звуков и слогов
в слове; чтение и обыгрывание
русских народных сказок.
Материалы
и
оборудование:
мультимедийное
оборудование,
мультимедийная презентация к НОД, звуковые линейки, зрительные символы
гласных
и
согласных
звуков,
шапочки
для
театра,
декорация
к
сказке
«Теремок», мяч.
Предполагаемый результат: дети определяют количество слогов в
слове,
выделяют
первый
звук;
характеризуют
звуки
по
акустическим
признакам;
составляют
слово
на
звуковой
линейке;
четко
произносят
автоматизируемые звуки в речи; используют в речи обобщения; обыгрывают
русскую
народную
сказку
«Теремок»;
в
процессе
деятельности
активны,
проявляют интеллектуальную инициативу, эмоционально отзывчивы.
Ход НОД.
Вводная часть.
(Дети проходят в кабинет учителя-логопеда).
Учитель-логопед: Ребята, здравствуйте! Хотите поиграть со мной?
Дети: Да. Мы хотим поиграть.
Игра «Назови овощ».
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие
«овощи» и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч
взрослому, называет относящиеся к понятию предметы.
(Телефонный звонок)
Учитель-логопед:
Алло!
Здравствуйте.
Да.
Хорошо.
Пришлите
на
электронную почту детского сада. До свидания.
Ребята,
мне
позвонил
знакомый
профессор.
Он
хочет
записать
компьютерный
диск
с
играми
для
детей,
но
не
знает,
какие
игры
вам
нравятся. Вы поможете определить, какие игры самые интересные?
Дети: Да.
Учитель-логопед:
Спасибо!
Наверное,
письмо
уже
пришло.
Посмотрим?
Дети: Посмотрим! (На интерактивной доске появляется изображение
рабочего
стола
компьютера,
затем
браузера
с
входящими
письмами
электронной
почты.
Учитель-логопед
открывает
письмо
и
на
доске
появляется несколько разноцветных конвертов).
Основная часть.
Учитель-логопед: О, а где же игры? Где нам их найти?
Дети: Нужно открыть конверт.
Учитель-логопед: Думаю, да. Какой из конвертов откроем?
(Дети, с помощью стилуса выбирают любой конверт, поочередно открывая
все.)
Сиреневый конверт.
(На слайде изображены герои сказки «Теремок»)
Учитель-логопед: Что вы видите?
Дети: Мы видим героев сказки.
Учитель-логопед: Как называется эта сказка?
Дети: Сказка называется «Теремок».
Учитель-логопед: А какие герои в этой сказке?
(Дети перечисляют героев сказки).
Учитель-логопед: Как мы будем играть в эту игру?
Дети: Нужно взять шапочки для театра и сыграть сказку.
Учитель-логопед: Молодцы. Выбирайте шапочки.
(Дети
выбирают
шапочки,
распределяют
роли
и
обыгрывают
сказку
«Теремок».
Учитель-логопед
следит
за
правильным
произношением
автоматизируемых
звуков,
грамматически
верным
по строением
предложений).
Учитель-логопед: Интересная сказка получилась. Молодцы. Какая же
следующая игра? Посмотрим?
Дети: Посмотрим.
Жёлтый конверт.
(На слайде размещены четыре корзины, на которых нарисованы
зрительные символы согласных звуков: синие и зеленые колокольчики и
наушники; фрукты: киви, груши, хурма, лимоны)
Учитель-логопед: Что вы видите?
Дети: Я вижу четыре корзины. Я вижу фрукты: киви, груши, хурма,
лимоны.
Учитель-логопед: Что нарисовано на корзинах.
Дети: Синий- (е) (зеленый-(е)) колокольчик (наушники).
Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Надо разложить фрукты по корзинам.
Учитель-логопед: Как определить в какую корзину положить фрукт.
Дети: Надо определить первый звук в названии фрукта и дать ему
характеристику.
Учитель-логопед: Я тоже так думаю.
(Дети определяют первый звук в слове и дают ему характеристику. Если звук
согласный твердый звонкий, то фрукт кладут в корзину с синим
колокольчиком. Если согласный мягкий звонкий, то в корзину с зеленым
колокольчиком; согласный твердый глухой – в корзину с синими наушниками;
согласный мягкий глухой – в корзину с зелеными наушниками.)
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Все фрукты разложили. Какая же
следующая игра?
Зелёный конверт.
(На слайде изображены животные (собака, волк, заяц, лиса) и птица (курица);
трехэтажный дом)
Учитель-логопед: Что вы видите?
Дети: Я вижу животных.
Учитель-логопед: Здесь изображены только животные?
Дети: Нет. Среди них есть одна птица. (Курица).
Учитель-логопед: Что еще вы видите?
Дети: Мы видим дом.
Учитель-логопед: Сколько в этом доме этажей?
Дети: В этом доме три этажа.
Учитель-логопед: Как же играть в эту игру? Что нужно сделать?
Дети: Нужно поселить животных и птицу в дом.
Учитель-логопед: Как узнать на какой этаж их поселить?
Дети: Нужно определить количество слогов в названии животного или
птицы. Если в слове три слога, то мы поселим животное на третий этаж. Если
в слове два слога, то мы поселим животное на второй этаж. Если в слове один
слог, то мы поселим животное на первый этаж.
(Дети с помощью стилуса расселяют животных и птицу).
Учитель-логопед: Молодцы. Всех расселили. Посмотрим, какая игра
следующая?
Дети: Да.
Красный конверт.
(На слайде размещена звуковая линейка, зрительные символы гласных и
согласных звуков (красный, синий и зеленый прямоугольники) и картинка с
изображением времени суток ночь)
Учитель-логопед: Что вы видите?
Дети: Я вижу звуковую линейку. Я вижу картинку.
Учитель-логопед: Какое время суток изображено на картинке?
Дети: На картинке изображена ночь.
Учитель-логопед: Верно. Как играть в эту игру?
Дети: Нужно составить слово ночь на звуковой линейке.
(Дети садятся за столы и составляют слово на индивидуальных звуковых
линейках. Ребенок, который быстрее всех составил слово, выходит и
составляет его на интерактивной доске.)
Учитель-логопед: Молодцы. Все правильно составили слово.
Голубой конверт.
(На слайде изображены танцующие дети)
Учитель-логопед: Что вы видите?
Дети: Я вижу танцующих детей.
Учитель-логопед: Как играть в эту игру? Что нужно сделать?
Дети: Нужно потанцевать.
(Дети танцуют под музыку, повторяя движения, транслируемые на экране).
Учитель-логопед: Молодцы. Было весело?
Дети: Да, было весело.
Учитель-логопед: Посмотрите, остался еще один конверт. Хотите
открыть его?
Дети: Да, мы хотим его открыть?
Заключительная часть.
Оранжевый конверт.
(На слайде изображены лист бумаги и карандаши)
Учитель-логопед: Что вы видите?
Дети: Я вижу лист бумаги и карандаши.
Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Нужно нарисовать игру, которая больше всего понравилась.
Нужно нарисовать самую интересную игру.
Учитель-логопед: Я тоже так думаю.
(Дети и учитель-логопед садятся за столы и рисуют понравившуюся им игру).
Учитель-логопед: Я хочу показать вам свой рисунок и рассказать,
какие игры мне больше всего понравились. Мне понравилось, как мы
показывали сказку «Теремок», как мы составляли слово на звуковой линейке,
как мы определяли количество слогов в слове.
А в какие игры вам было веселее всего играть? В какие играть проще?
В какие сложнее?
(Каждый ребенок показывает свой рисунок и рассказывает о понравившихся
играх,
учитель-логопед
следит
за
правильностью
грамматических
конструкций, произношением автоматизируемых звуков).
Учитель-логопед: Как же мы сообщим профессору о том, какие игры
были самыми интересными?
Дети: Отправим письмо. Сфотографируем и отправим по электронной
почте.
Учитель-логопед:
Я
думаю,
что
если
мы
отправим
письмо
по
электронной
почте,
то
профессор
быстрее
узнает,
какая
игра
самая
интересная.
(Дети кладут рисунки на стол, учитель-логопед фотографирует их).
Учитель-логопед: Ребята, вы очень отзывчивые. Помогли мне и профессору.
Спасибо. До свидания.
Список источников.
1.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры
слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
2.
Лиманская
О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий.
Второй
год
обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3.
Филичева
Т.
Б..
Чиркина
Г.
В..
Туманова
Т.
В.
и
др.
Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей
с
нарушениями
речи
«Коррекция
нарушений
речи».
–
М.:
Просвещение, 2008.