Напоминание

"Поможем профессору"

Автор: Шефер Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Белокуриха, Алтайский край
Наименование материала: конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: "Поможем профессору"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Белокуриха Алтайского края

Конспект НОД «Поможем профессору» с детьми старшего дошкольного

возраста с нарушениями речи.

Подготовила: Шефер Н.В.,

учитель-логопед

г. Белокуриха, 2019

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: создать

условия

для

совершенствования

у

детей

6-7

лет

с

нарушениями

речи

анализа

звуко-слогового

состава

слова,

посредством

логопедических игр.

Интеграция

образовательных

областей:

« С о ц и а л ь н о -

коммуникативное развитие».

Задачи:

совершенствовать

фонематическое

восприятие,

звуковой

анализ,

способность детей делить слова на слоги, звуковую сторону речи в

сфере произношения;

активизировать словарный запас детей: фрукты, птицы, животные;

совершенствовать связную

речь через приобщение детей к устному

народному творчеству;

формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы.

Предшествующая деятельность: автоматизация нарушенных звуков в

словах и предложениях;

обогащение словарного запаса детей обобщениями;

дифференциация звуков по акустическим признакам; интерактивные игры на

определение количества звуков и слогов

в слове; чтение и обыгрывание

русских народных сказок.

Материалы

и

оборудование:

мультимедийное

оборудование,

мультимедийная презентация к НОД, звуковые линейки, зрительные символы

гласных

и

согласных

звуков,

шапочки

для

театра,

декорация

к

сказке

«Теремок», мяч.

Предполагаемый результат: дети определяют количество слогов в

слове,

выделяют

первый

звук;

характеризуют

звуки

по

акустическим

признакам;

составляют

слово

на

звуковой

линейке;

четко

произносят

автоматизируемые звуки в речи; используют в речи обобщения; обыгрывают

русскую

народную

сказку

«Теремок»;

в

процессе

деятельности

активны,

проявляют интеллектуальную инициативу, эмоционально отзывчивы.

Ход НОД.

Вводная часть.

(Дети проходят в кабинет учителя-логопеда).

Учитель-логопед: Ребята, здравствуйте! Хотите поиграть со мной?

Дети: Да. Мы хотим поиграть.

Игра «Назови овощ».

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие

«овощи» и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч

взрослому, называет относящиеся к понятию предметы.

(Телефонный звонок)

Учитель-логопед:

Алло!

Здравствуйте.

Да.

Хорошо.

Пришлите

на

электронную почту детского сада. До свидания.

Ребята,

мне

позвонил

знакомый

профессор.

Он

хочет

записать

компьютерный

диск

с

играми

для

детей,

но

не

знает,

какие

игры

вам

нравятся. Вы поможете определить, какие игры самые интересные?

Дети: Да.

Учитель-логопед:

Спасибо!

Наверное,

письмо

уже

пришло.

Посмотрим?

Дети: Посмотрим! (На интерактивной доске появляется изображение

рабочего

стола

компьютера,

затем

браузера

с

входящими

письмами

электронной

почты.

Учитель-логопед

открывает

письмо

и

на

доске

появляется несколько разноцветных конвертов).

Основная часть.

Учитель-логопед: О, а где же игры? Где нам их найти?

Дети: Нужно открыть конверт.

Учитель-логопед: Думаю, да. Какой из конвертов откроем?

(Дети, с помощью стилуса выбирают любой конверт, поочередно открывая

все.)

Сиреневый конверт.

(На слайде изображены герои сказки «Теремок»)

Учитель-логопед: Что вы видите?

Дети: Мы видим героев сказки.

Учитель-логопед: Как называется эта сказка?

Дети: Сказка называется «Теремок».

Учитель-логопед: А какие герои в этой сказке?

(Дети перечисляют героев сказки).

Учитель-логопед: Как мы будем играть в эту игру?

Дети: Нужно взять шапочки для театра и сыграть сказку.

Учитель-логопед: Молодцы. Выбирайте шапочки.

(Дети

выбирают

шапочки,

распределяют

роли

и

обыгрывают

сказку

«Теремок».

Учитель-логопед

следит

за

правильным

произношением

автоматизируемых

звуков,

грамматически

верным

по строением

предложений).

Учитель-логопед: Интересная сказка получилась. Молодцы. Какая же

следующая игра? Посмотрим?

Дети: Посмотрим.

Жёлтый конверт.

(На слайде размещены четыре корзины, на которых нарисованы

зрительные символы согласных звуков: синие и зеленые колокольчики и

наушники; фрукты: киви, груши, хурма, лимоны)

Учитель-логопед: Что вы видите?

Дети: Я вижу четыре корзины. Я вижу фрукты: киви, груши, хурма,

лимоны.

Учитель-логопед: Что нарисовано на корзинах.

Дети: Синий- (е) (зеленый-(е)) колокольчик (наушники).

Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Надо разложить фрукты по корзинам.

Учитель-логопед: Как определить в какую корзину положить фрукт.

Дети: Надо определить первый звук в названии фрукта и дать ему

характеристику.

Учитель-логопед: Я тоже так думаю.

(Дети определяют первый звук в слове и дают ему характеристику. Если звук

согласный твердый звонкий, то фрукт кладут в корзину с синим

колокольчиком. Если согласный мягкий звонкий, то в корзину с зеленым

колокольчиком; согласный твердый глухой – в корзину с синими наушниками;

согласный мягкий глухой – в корзину с зелеными наушниками.)

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Все фрукты разложили. Какая же

следующая игра?

Зелёный конверт.

(На слайде изображены животные (собака, волк, заяц, лиса) и птица (курица);

трехэтажный дом)

Учитель-логопед: Что вы видите?

Дети: Я вижу животных.

Учитель-логопед: Здесь изображены только животные?

Дети: Нет. Среди них есть одна птица. (Курица).

Учитель-логопед: Что еще вы видите?

Дети: Мы видим дом.

Учитель-логопед: Сколько в этом доме этажей?

Дети: В этом доме три этажа.

Учитель-логопед: Как же играть в эту игру? Что нужно сделать?

Дети: Нужно поселить животных и птицу в дом.

Учитель-логопед: Как узнать на какой этаж их поселить?

Дети: Нужно определить количество слогов в названии животного или

птицы. Если в слове три слога, то мы поселим животное на третий этаж. Если

в слове два слога, то мы поселим животное на второй этаж. Если в слове один

слог, то мы поселим животное на первый этаж.

(Дети с помощью стилуса расселяют животных и птицу).

Учитель-логопед: Молодцы. Всех расселили. Посмотрим, какая игра

следующая?

Дети: Да.

Красный конверт.

(На слайде размещена звуковая линейка, зрительные символы гласных и

согласных звуков (красный, синий и зеленый прямоугольники) и картинка с

изображением времени суток ночь)

Учитель-логопед: Что вы видите?

Дети: Я вижу звуковую линейку. Я вижу картинку.

Учитель-логопед: Какое время суток изображено на картинке?

Дети: На картинке изображена ночь.

Учитель-логопед: Верно. Как играть в эту игру?

Дети: Нужно составить слово ночь на звуковой линейке.

(Дети садятся за столы и составляют слово на индивидуальных звуковых

линейках. Ребенок, который быстрее всех составил слово, выходит и

составляет его на интерактивной доске.)

Учитель-логопед: Молодцы. Все правильно составили слово.

Голубой конверт.

(На слайде изображены танцующие дети)

Учитель-логопед: Что вы видите?

Дети: Я вижу танцующих детей.

Учитель-логопед: Как играть в эту игру? Что нужно сделать?

Дети: Нужно потанцевать.

(Дети танцуют под музыку, повторяя движения, транслируемые на экране).

Учитель-логопед: Молодцы. Было весело?

Дети: Да, было весело.

Учитель-логопед: Посмотрите, остался еще один конверт. Хотите

открыть его?

Дети: Да, мы хотим его открыть?

Заключительная часть.

Оранжевый конверт.

(На слайде изображены лист бумаги и карандаши)

Учитель-логопед: Что вы видите?

Дети: Я вижу лист бумаги и карандаши.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Нужно нарисовать игру, которая больше всего понравилась.

Нужно нарисовать самую интересную игру.

Учитель-логопед: Я тоже так думаю.

(Дети и учитель-логопед садятся за столы и рисуют понравившуюся им игру).

Учитель-логопед: Я хочу показать вам свой рисунок и рассказать,

какие игры мне больше всего понравились. Мне понравилось, как мы

показывали сказку «Теремок», как мы составляли слово на звуковой линейке,

как мы определяли количество слогов в слове.

А в какие игры вам было веселее всего играть? В какие играть проще?

В какие сложнее?

(Каждый ребенок показывает свой рисунок и рассказывает о понравившихся

играх,

учитель-логопед

следит

за

правильностью

грамматических

конструкций, произношением автоматизируемых звуков).

Учитель-логопед: Как же мы сообщим профессору о том, какие игры

были самыми интересными?

Дети: Отправим письмо. Сфотографируем и отправим по электронной

почте.

Учитель-логопед:

Я

думаю,

что

если

мы

отправим

письмо

по

электронной

почте,

то

профессор

быстрее

узнает,

какая

игра

самая

интересная.

(Дети кладут рисунки на стол, учитель-логопед фотографирует их).

Учитель-логопед: Ребята, вы очень отзывчивые. Помогли мне и профессору.

Спасибо. До свидания.

Список источников.

1.

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры

слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.

Лиманская

О.Н.

Конспекты

логопедических

занятий.

Второй

год

обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.

Филичева

Т.

Б..

Чиркина

Г.

В..

Туманова

Т.

В.

и

др.

Программы

дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для

детей

с

нарушениями

речи

«Коррекция

нарушений

речи».

М.:

Просвещение, 2008.