Автор: Замураева Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №31
Населённый пункт: Челябинская область город Снежинск
Наименование материала: конспект ознакомления с окружающим миром
Тема: Март - первый весенний месяц
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №31»
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим
миром на тему:
«Март – первый весенний месяц»
старшая группа
Разработала:
Замураева Светлана Витальевна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№ 31»
Снежинск
«Март – первый весенний месяц»
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце
пробуждения природы. Продолжать учить, с помощью моделей
устанавливать причинно - следственные связи.
- Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе:
увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков.
- Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21
марта день равен ночи).
- Закрепить знания об изменениях в жизни животных и птиц: в середине
марта прилетают грачи, у зайчихи родились зайчата, у медведицы -
медвежата, у белки - бельчата.
- Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять
смысл примет о марте по моделям.
Ход занятия.
Организационный момент. Приходит Незнайка и приносит картины.
Незнайка: Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуй Незнайка!
Незнайка: Я был, у художника и он нарисовал мне картины. Я принёс
показать их вам (помещаю на мольберт).
Воспитатель: Незнайка, а как называется эта картина?
Незнайка: Зима (дети рассматривают, называют, что не бывает зимой).
Воспитатель: Незнайка, а как эта картина называется?
Незнайка: Осень.
Воспитатель: Так вот, Незнайка, оказывается, как важно знать приметы
времен года. Мы приглашаем тебя к нам на занятие, ты узнаешь много
интересного.
Воспитатель: Дети, я хочу загадать вам загадку, а вы постарайтесь отгадать
о каком времени года в ней говориться.
«Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела,
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)
Опрос детей:
Действительно, все это бывает весной. Вы рады приходу весны?
Я тоже очень рада. А какой у нас первый весенний месяц? (март).
Давайте вспомним, как народ называет март, какие имена он ему придумал.
А чтобы вам легче было вспомнить, я приготовила модели.
(модель капель)
Как называется это явление?
Дети: Капель.
Воспитатель: Какое название народ дал марту?
Дети: «Капельник».
Воспитатель: Все верно март-капельник.
Давайте поиграем в игру. Я превращу вас в звонкие, длинные сосульки
(палочкой дотрагиваюсь до детей).
Стало пригревать солнышко и сосульки начали таять и зазвенели капелью
(дети прыгают на корточках).
Затем превращаю всех обратно в детей.
Выставляю модель «Протальник».
А как можно назвать март, глядя на эту модель?
Дети: Протальник.
Воспитатель: Как получаются проталинки? (ответы детей)
Действительно, солнышко нагревает снег на пригорках, и он начинает
протаивать на этих местах, получаются проталинки.
Вот и еще одно название мы вспомнили - «Протальник».
Это еще одна примета марта.
Выставляю модель «Ручья».
Что на этой модели?
Как вы думаете, в марте уже есть первые ручейки? (ответы детей).
Ручейки - то есть, а вот названия, похожего на ручейки нет.
Давайте сами придумаем название. («Ручейник»).
Ребята, а народ придумал марту еще одно название «Зимобор».
(выставляю модель)
А как вы думаете, почему март так назвали?
Дети: Потому что зима, борется с весной.
Воспитатель: Весенняя природа отличается от зимней.
Давайте поиграем в игру: «что зимой, а что весной».
Я буду начинать предложение, а вы его закончите.
Зимой погода холодная, а весной…
Зимой идет снег, а весной…
Зимой мы одеты тепло, а весной…
Зимой звери спят, а весной…
Давайте с вами повторим название марта.
«Капельник», «Протальник», «Ручейник», «Зимобор».
А сейчас давайте немного отдохнем.
Физ. Минутка.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Ветки согнули, снег отряхнули –
Деревья встречают весну.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем, руки сложили назад.
Воспитатель: Дети, в марте есть еще особенный день. Посмотрите, как он
выглядит («Модель увеличения светового дня»).
Черной половинкой я обозначила ночь.
Что обозначает белая половинка? (день).
Эти две половинки одинаковые, значит в этот день, о котором я говорю, день
и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это случается 21 марта, это
день весеннего равноденствия. С этого дня день будет прибывать, а ночь
убывать, становиться короче. Посмотрите, как это будет
(модель)
День весеннего равноденствия бывает только в марте, а это еще одна из
примет и особенностей марта.
А сейчас дети давайте посмотрим на мартовское небо, а оно тоже не такое,
как было зимой. Посмотрите, сколько облаков на небе, какие они пушистые.
На, что похожи облака? (ответы детей)
Мы увидели много интересного на небе. Оказывается, мартовские облака
имеют свое название, кучевые облака (объяснить). Именно в марте таких
облаков особенно много на небе. И это тоже одна из примет марта.
(модель «кучевые облака»)
Подходим с детьми ко льду, обращаю внимание на следы около берега.
Кто- то из лесных жителей приходил к воде напиться.
Игра «Кто был у ручья?»
(модель «следы»)
Потихоньку начинают просыпаться после зимы лесные жители. У некоторых
даже детеныши родились.
Игра «Кто у кого родился?»
Скоро и птицы начнут возвращаться из теплых краев. Я загадаю вам загадку о
первой весенней птице, а вы мне ее назовете.
«Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
А зовется птица…(грач).
У вас на столах, листочки на которых изображены птицы. Обведите в кружок
птиц, которые прилетают к нам весной.
(после задания помещается модель «перелетные птицы»).
Итог:
А сейчас, дети, давайте на карточках нарисуем, что сегодня мы вспомнили и
узнали нового и покажем это мамам и папам.
(дети рисуют)