Напоминание

Система работы по выработке орфографической зоркости и навыков грамотного письма.

Автор: Могунова Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 186
Населённый пункт: Г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы по выработке орфографической зоркости и навыков грамотного письма.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Система работы по выработке орфографической зоркости и навыков грамотного

письма.

Основной целью обучения русской речи учащихся является

формирование

коммуникативной компетентности, знание языка, культуры речи, стилистики, лексики,

фонетики.

Одной из задач обучения русскому языку – обеспечение речевого развития

учащихся

и

повышение

орфографической

грамотности.

Развитые

речевые

навыки

включают в себя точную и выразительную речь, грамотное письмо, хорошее понимание

чужой речи, владение разными видами чтения. Навыки грамотного письма, относятся к

числу

сложнейших

и

требуют

целенаправленной,

непрерывной

и

системной

подготовки. Формирование навыков грамотного письма и навыков связной русской речи

взаимосвязано и взаимообусловлено. Развитие речи учащихся осуществляется не только

в

процессе

специальных

тренировочных

упражнений,

но

и

в

ходе

работы

над

грамматикой, словообразованием и орфографией. При обучении орфографии важно

соблюдать следующие принципы.

1. Обучать написанию слов можно лишь после того, как учащиеся уяснят его семантику и

овладеют произношением

2. Каждое новое слово по возможности

членить на значимые части, выделяя

в нём

морфемы и подбирая однокоренные слова.

3. Не ослаблять внимание к написанию слов при

выполнении других

видов работ.

Учителю необходимо руководствоваться словами известного методиста В.М. Чистякова :

« … где есть письмо, там должно иметь место правописание. Что бы ученик ни писал, он

должен учиться писать правильно и грамотно».

4. Учит различать написание и произношение. Обращать внимание на несоответствие

звукового и графического строя слова.

5.

Предъявлять учащимся

необходимое количество упражнений на формирование

орфографических навыков.

На начальном этапе нужно научить детей распознавать орфограмму. В любой

письменной

работе

учащиеся

должны

уметь

выделять,

показывать

орфограмму

графически, в устных работах называть её. На каждом уроке должна проводиться

словарно

орфографическая

работа.

Это

могут

быть

задания

на

написания

слов,

в

которых были допущены ошибки ранее; работа над новыми словами, которые даны в

учебнике

в

рамочках;

или

работа

по

различным

видам

словарных

диктантов

(объяснительный, предупредительный, выборочный, графический и другие). Обязательно

нужно вести анализ словарно - орфографической

работы, где указывается дата, вид

работы и фиксируются допущенные ошибки. Это помогает увидеть, над какими ошибками

нужно работать, какие новые слова ещё не усвоены детьми. Очень нужным и полезным

видом работы

по формированию орфографической зоркости

является работа по

готовому тексту. В тексте нужно выделить

орфограммы

и объяснить их.

Для устной

работы целесообразно брать короткие четверостишия, считалки, поговорки и пословицы.

Наряду с карточками, содержащими тексты и задания, можно пользоваться карточками

Известно, что орфографические навыки формируются под воздействием зрительных

и слуховых впечатлений. Учитывая это, нужно широко использовать наглядные пособия,

о п о р н ы е

с х е м ы ,

с

п р и м е н е н и е м

с о в р е м е н н ы х

с р е д с т в

о б у ч е н и я :

1. Буквы а, о в –ЛАГ- --- - ЛОЖ-

-ЛАГ-

- ЛОЖ-

Перед Г -

А

полагать

Перед

Ж

О

разложить

Исключение : полог

2. Буквы А, О - ГАР- ---- - ГОР-; - ТВАР- ---- - ТВОР-; - КЛАН - ------ - КЛОН –

- ГАР-; - КЛАН-; - ТВАР-

-ГОР-; -КЛОН-; - ТВОР-

Под ударением -А-

Угар, кланяться

Без ударения – О-

З а г о р е л ы й ,

п о к л о н ,

творец

Исключение: выгарки, изгарь, пригарь, утварь,

3. Разделительные Ъ и Ь

Ъ

Ь

Перед Е, Ё, Ю, Я

после приставок на согласную.

Подъём, съем, разъезд

Перед Е, Ё, Ю, Я, И

внутри слова.

С е р ь ё з н ы й ,

п т и ч ь и .

крестьянин

4. Правописание приставок

З

С

Перед звонкой согласной

Безводный, изранить

Перед глухой согласной

Рассыпать, нисходить

5. Правописание - ТСЯ -- - ТЬСЯ в глаголах

-ТСЯ

-ТЬСЯ

Что лелают?

Что делают?

3 лицо

Что делать?

Что сделать?

Неопределённая форма глагола

Подобные схемы можно применять как при закреплении орфограмм, так и при

изучении

нового

материала.

Ознакомившись

с

содержанием

таблиц,

учащиеся

самостоятельно

определяют

тему

урока

и

правила

правописания.

Можно

задать

несколько наводящих вопросов по схеме, которые помогут

сформулировать

правило

правописания

слова.

Уместно

предложить

дополнить

схемы

своими

примерами,

подобное

упражнение

даёт

возможность

проанализировать

много

примеров,

что

способствует обогащению речи учащихся. Следующий этап работы по опорным схемам

это

отработка навыка правописания слов. Это может быть работа по сопоставлению

написаний,

распределению слов

по колонкам, при этом опорные схемы служат

для

опоры и справки. По мере того как учащиеся овладевают умением читать готовые схемы,

можно предложить им моделирование и составление своих схем. Подобные задания

развивают интерес, способствуют активизации учебной деятельности,

а вместе с тем

учащиеся

будут

подготовлены

к

составлению

обобщающих

схем

по

блокам

при

подготовке к итоговой аттестации.