Автор: Новикова Зинаида Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Ирбейский детский дом"
Населённый пункт: село Ивановка, Красноярский край
Наименование материала: Программа развивающих занятий с элементами социально-психологического тренинга
Тема: "Искусство жить в ладу с собой и другими"
Краевое казенное государственное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей «Ирбейский детский дом»
ПРОГРАММА
РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
«Искусство жить в ладу с собой и другими»
для детей 13-17 лет
Новикова Зинаида Николаевна - воспитатель
с. Ивановка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Подростки – люди не простые, чем-то заинтересовать их, увлечь каким-
либо делом, занятием не так легко. Но на что они всегда откликаются охотно
и даже с энтузиазмом, так это на возможность узнать что–то новое о себе, о
своем характере, поговорить о своих проблемах.
Пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано у них с
формированием самосознания и самооценки.
Организация деятельного коллективного общения требует тщательной
подготовки. Необходимыми условиями, определяющими успешность работы
на развивающих занятиях с подростками, являются: во-первых, создание и
поддержание ведущим благоприятного психоэмоционального фона
(комфорта); во-вторых, атмосферы доверия; в-третьих, доброжелательного
отношения участников друг к другу. Только при соблюдении этих условий
можно рассчитывать на то, что участники будут работать на занятиях, то есть
раскрываться и общаться.
Выбор тренинговой формы работы с подростками обоснован тем, что
такой вид работы дает возможность создать условия достаточно замкнутого,
постоянного общения в течение достаточного времени. Тренинговая форма
мероприятия настраивает детей сразу на работу. Тренинги предусматривают
свои правила и соблюдение условий участия в программе до конца занятия.
Подростков из детского дома часто относят к «группе риска» или
называют «трудными». Их трудная жизненная ситуация – лишение родителей
и проживание в детском учреждении, сама по себе уже не из легких, привела
к искажению процессов социализации и социальной адаптации. Социально-
педагогическая дезадаптация, является следствием несформированности у
подростков коммуникативной культуры, адекватной самооценки, позитивного
опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, соответствующей
мотивации, что обуславливает отклонения от норм и правил школьной жизни,
снижение мотивации к учению, асоциальное поведение.
В связи с выше перечисленным, использование тренинговых форм
общения с подростками детского дома становится актуальным.
Групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга
становятся той школой адаптации к новым условиям, где учат открытому,
доброжелательному общению, коммуникативной культуре, и в частности
культуре чувств и взаимоотношений. Закрытость тренинговых занятий
позволяет обеспечить участникам возможность проявиться всем,
высказывания по кругу позволят «вытаскивать» молчунов, и в то же время –
дает возможность подростку не говорить о себе, если он этого не хочет. Дает
возможность увидеть образец поведения для себя, взяв его у своих же
товарищей.
На решение этих проблем направлена деятельность программы
«Искусство жить в ладу с собой и другими».
Предлагаемые занятия направлены на поддержку у воспитанников
следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе;
симпатии к себе; способности относится к себе с юмором; выражение
гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных
достоинств и недостатков. Необходимость введения такого курса обусловлена
еще и тем, что воспитанникам полезно оказаться в пространстве подобной
программы, чтобы получить навыки и опыт конструктивного взаимодействия
с другими детьми, и взрослыми.
После прохождения всего курса занятий планируется принять участие в
смотре художественной самодеятельности села. Репетиции и выступление
совместно с участниками художественной самодеятельности жителей села,
это совсем другая форма взаимодействия (у детей вырабатываются
конструктивные формы поведения; они учатся оказывать поддержку
товарищам, доверять в каком-либо начинании, научаются видеть и
анализировать свои личностные качества с точки зрения полезности для
самореализации и достижения жизненных целей).
Получив обратную связь от других ребят и взрослых участников
концерта, позволит лучше оценить свои возможности и личностные
особенности, скорректировать их и освоить новые формы поведения.
Программа «Искусство жить в ладу с собой и другими» построена на
идее мастерской, где каждый тренинг – это мастерская, в которой можно
обучиться определенному искусству: экстремала, творца, дипломата,
спасателя, мудреца. Проживая тренинг-мастерскую, подростки узнают о себе,
взаимодействуют друг с другом, получают новые знания и развивают навыки,
т.е. постигают некое искусство:
искусство экстремала – преодоление себя, своих страхов, помощь
и поддержка, доверие, умение работать в команде;
искусство творца – выход за рамки, познание себя через
творчество, раскрытие себя в творчестве и переход к общению;
искусство дипломата – искусство общения, умение
договариваться, быть уверенным в поведении и выражении
эмоций;
искусство спасателей – умение защитить себя и других в сложных
ситуациях, оценка риска и выбор конструктивных способов
выхода из трудных ситуаций;
искусство мудреца – умение ставить цели и достигать их, делать
выбор, формирование ценности жизни, своего жизненного пути.
Целью программы «Искусство жить в ладу с собой и другими» является:
развитие у подростков жизненно необходимых навыков общения через
взаимодействие со сверстниками, раскрытие себя, противостояние
трудностям в жизненных ситуациях, предупреждение агрессивного и
конфликтного поведения.
Выделены следующие задачи программы, реализовывающиеся на
протяжении всего времени работы:
- создать атмосферу доверия и принятия друг друга;
- раскрывать и развивать личностный потенциал каждого воспитанника
(эмоциональная сфера, личностные особенности, творческие способности);
- развивать конструктивные навыки общения, выход из конфликтных
ситуаций, противостояния трудным ситуациям;
- формировать ценностное отношение к себе, собственной значимости, к
своему здоровью, к другим людям, жизни, жизненным ценностям и целям,
укреплять чувства собственного достоинства;
- развивать навыки и умения, необходимые для уверенного поведения;
- формировать мотивацию для самовоспитания и саморазвития;
- развивать фантазию, воображение.
Программа адресована воспитанникам 13-15 лет. Основной курс
групповых занятий с элементами социально-психологического тренинга
рассчитан на 48 часов, из расчета проведения 1 раз в неделю по 2 – 2,5 часа с
перерывом на кофе-паузу. Упражнения и задания адаптированы с учетом
особенностей моих детей, упражнения взяты из книги «Тренинг жизненных
навыков для подростков с трудностями социальной адаптации» под
редакцией А.Ф. Шадуры. Многие задания и упражнения представлены в
форме игры, поэтому занятия становятся более радостными и
привлекательными. Игра возбуждает их любопытство и создает атмосферу, в
которой обучение становится эффективным и привлекательным. Однако при
всей своей развлекательности каждое упражнение преследует определенные
цели.
Программа предусматривает проведение традиционных развивающих
занятий с элементами социально-психологических тренингов, участие в
развлекательно-познавательных мероприятиях, концертных выступлениях.
Курс общения завершается концертным выступлением «Песня – душа
народа», участием в смотре художественной самодеятельности «Души
прекрасные порывы», заполнением анкеты обратной связи.
Ожидаемый результат:
- научатся громко высказывать свои мысли, осмыслят роль языка в
общении, научатся делать анализ разных речевых интонаций;
- научатся описывать и выражать свои эмоции и чувства, контролировать
их, высказывать свои впечатления;
- увидят возможности внутри себя, улучшат мнение о себе (повысится
самооценка)
- научатся ставить цели и находить эффективный путь их достижения;
- смогут определять свои и чужие положительные стороны, что поможет
конструктивному общению с окружающими.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№
Тема. Цель.
Задачи.
Упражнения.
1.
«Искусство жить
в ладу с собой и
другими»
- научение жить в
гармонии с
другими,
- приобретение
опыта, который
поможет в
будущем
преодолевать
трудности,
препятствия.
-настроить на работу;
-способствовать
сплочению группы,
созданию группового
доверия;
-создать
благожелательную
атмосферу;
- мотивировать детей на
активное участие в
тематических занятиях;
-актуализировать
основные цели
программы «Искусство
жить в ладу с собой и
другими»;
- принятие основных
правила работы в
тренинге
1.Ритуал начала
занятия, разминка
Игра «Ветер дует на
того…»
Игры –перестройки.
2. Принятие правил.
3.«Стремления
молодежи: желания и
препятствия»
4. Оформление
дневников. Рефлексия.
2.
«Открытие ворот
города мастеров»
- включение
воспитанников в
игровую
концепцию
тренингов.
-настроить детей на
творческое участие,
-закрепить активный
тренинговый стиль
общения;
-раскрыть качества,
важные для
эффективного
межличностного
общения;
-формировать
коммуникативные
навыки общения;
-учить распознавать
чувства и мысли другого
человека.
1.Ритуал начала
занятия, разминка
2. Ролевое
моделирование «Как
нас завлекали на
тренинг «Город
мастеров»
Ритуал посвящения в
команду, игровые
задания «Ручеек,
паровозик, островок»
3. Упр. «Комплимент»
Индивидуальная
работа «Список
качеств важных для
общения».
Упр. «Экстрасенс»
3. Оформление
дневников
3.
«Мастерская
экстремала»
-научить приемам
искусства преодоления
1.Ритуал начала
занятия, разминка
- развитие
доверия в группе.
себя, своих страхов,
поддержки, доверия,
командной работы;
-развивать навыки
невербального общения
(умение понять других
людей при ограниченных
возможностях);
-развивать уровень
доверия, сплоченности, и
сработанности
участников.
Упр. «Паровоз»
Упр. «Что они обо мне
подумают?» «Хозяин»
2.Упр. «Время года»,
линейка дней
рождений.
Игра «Путешествие»
а) упр.
«Кораблекрушение»
б)упр. «Лава»
3. Оформление
дневников.
4.
«Моя
самооценка, или
как полюбить
себя
»
побуждение
воспитанников
к
осмыслению
личностных
качеств
и
места
среди людей.
*уяснение
сущности понятия
«самооценка».
*помочь
каждому
ребёнку
увидеть
свои
положительные
с т о р о н ы :
д а т ь
почувствовать,
что его понимают
и
ценят
другие
дети.
*продолжать
развитие
навыков
самоанализа
и
самооценки.
*познакомить с приемом
кластерного
анализа
для
структурирования
знаний.
* з а к р е п и т ь
н а в ы к и
групповой работы.
1.Ритуал начала
занятия, разминка.
2. Методика
«Самооценка»
Кластерный анализ
«Самооценка»
Упр. «Наведи порядок
в словах»
Упр. «Кто я? Какой я?»
Упр.«Горячий стул»
Игра «Молекулы»
Упр. «Мне нравиться в
тебе…»
Упр. «Причины низкой
самооценки»
Рефлексия
Упр.
5.
«Я в тебя верю»
-развитие
дальнейшего
сплочения
группы,
продолжение
процессов
- развивать умения
самоанализа и
преодоления
психологического
барьеров, мешающих
полноценному
самовыражению;
-совершенствовать
1.Нестандартное
приветствие.
2.Упр. «Грани
сходства»
Упр. «Воздушный шар»
3. упр. «Орехи»,
самораскрытия
коммуникативные
навыки;
-развивать внимание,
память, координацию;
-укреплять уровень
доверия
«Фотоокно»
Упр. «Енотов круг»,
4.«Огонёк свечи» -
рефлексия
6.
«Уроки
творческого
самовыражения»
-способствовать
творческому
самораскрытию и
самовыражению
-раскрыть творческие
способности;
- развивать навыки
самовыражения;
-развивать умение
творчески подойти к
нестандартным
ситуациям;
-учить обыгрывать и
изображать предметы;
-способствовать
раскрытию творческого
спонтанного ресурса,
освобождению от
привычных рамок
восприятия себя и мира;
-способствовать
развитию умения
познавать себя и
выражать себя в
творчестве, умению
видеть и чувствовать
красоту в мире.
1.Ритуал начала
занятия, разминка.
«Поход за
вдохновением»
2.Упр. «Утро в
Мастерской творца»
3.Блок упр. на
движение и
релаксацию.
Упр. «Инсценирование
с интонированием»
Творческая мастерская:
«Создание личных
гербов»
«Огонёк свечи»
7.
«Драматическое
искусство»
-развитие
творческих
способностей,
-способствовать
овладению основных
коммуникативных
умений – говорить
волшебные слова.
-развивать фантазию;
-учить говорить о своих
чувствах, вырабатывать
умения выражать свои
чувства;
-учить понимать чувства
других людей,
развивать мимику;
-развивать дикцию, силу
голоса;
1.Ритуал начала
занятия, разминка
«Волшебное слово»
Упр. «Зеркало»
2.Упр. «Шаг в
будущее»
(оживи картинку)
Изобрази свое
состояние звуком и
телодвижением,
мимикой.
Упр. «Создайте образ»
Упр. «Пантомима»
3.«Скороговорки»
4.«Огонёк свечи»
8.
«Мастерская
архитектора»
-развитие
творческого
вдохновения,
-показать
психологические
аспекты
совместной
деятельности.
-развивать умение
работать в коллективе;
-развивать творческое
мышление;
-показать важность
умения ценить себя,
умение принимать
похвалу.
1.Ритуал начала
занятия, разминка «Я
хвалюсь»
2.Упр. «Подарок»
Упр. «Автопортрет»
Упр. «Построим дом»
3. Рефлексия.
9.
«В мастерской
дипломата»
-развитие
искусства
разрешения
конфликтов,
взаимопонимания.
- показать
значимость
умения находить
верный тон при
общении с
разными людьми
-развивать умение
слушать и доносить свои
мысли;
-формировать навыки
уверенного поведения в
общении;
-формировать навыки и
умения «эффективного
общения»
1. Приветствие
«Передай улыбку по
кругу»
2. Высказывание по
кругу: «Какова
«сквозная» тема
сегодняшнего
тренинга?»
«Ассоциации к слову
«общение»
Упр. «Прием на
работу»
3. упр. «Нахал», «Заяц»
в транспорте»
4. «Огонёк свечи»
10.
«Тренинг
общения и
позитивного
отношения к
себе»
-развитие
коммуникативных
навыков;
-формирование
навыков
уверенного
поведения;
-осознание своих
положительных и
отрицательных
качеств;
-формирование
положительного
«я-образа».
-формировать навыки
уверенного поведения;
-развивать память,
умение задавать вопросы
1.Ритуал начала
занятия. Разминка
«Поприветствуйте друг
друга носиками»
Упр. « Поменяйтесь
местами, найдя себе
партнёра глазами»
Упражнение «Перекати
мяч»
Упр. «Ток»
2.Упр. «Я такой, каким
хочу быть»
Упр. «Я в образе»
Упр «Самое, самое»
Упр. «Любит – не
любит»
Упр «Психологическая
поддержка»
Упр. «Любящий
взгляд»
Упр. «Позвольте
спросить»
3.Рефлексия.
Упр. «Солнышко»
Упр. «Последняя
встреча»
11.
«Выражение
чувств»
-показать роль
интонации, ее
значение в
общении, связь с
чувствами.
- рефлексия
скрываемых чувств;
-развивать умение
выражать чувства в
цветовой гамме;
- уметь
классифицировать
чувства;
-учить невербальному
проявлению чувств,
умению понимать
чувства другого человека;
-выражать и распознавать
чувства
1.Ритуал начала
занятия. Разминка
Упр. «Цвет моего
настроения»
2.Перечень чувств.
Упр. «Айсберг»
3. Упр. «Назови по
имени»
Упр. «Маска»
Упр. «Чувство на
спине»,
«Передача чувств
мимикой, жестами,
возгласом»
4. Итог «Ладошка»
12.
«Мастерская
спасателя»
-развитие
взаимопомощи и
поддержки
-развивать навыки
конструктивного выхода
из сложных ситуаций;
- учить детей
открываться в движении;
-учить умению
оказывать помощь в
сложные моменты,
находить выход из
трудных ситуаций, когда
есть риск для здоровья,
при эмоциональном
кризисе;
-вырабатывать навыки
принятия решений;
-искать способы
поведения в критических
ситуациях
1.Ритуал начала
занятия. Разминка
«Утро спасателя»
Модификация игры
«Ипподром», «Танец на
стуле»
2. Актуализация темы
тренинга «Кто такой
спасатель?»
(моделирование
ситуаций)
Упр. «Спаси лес»,
«Спасение коралловых
полей»
3. Мозговой штурм:
«Какие жизненные
трудности, проблемные
ситуации могут
произойти в жизни
молодёжи?»
4. Итог «Огонёк свечи»
13.
«Правда и миф о
действии
наркотиков и
последствия их
употребления»
-выбор способа
поведения в
проблемной
ситуации;
-выработка
активной позиции
человека по
отношению к
проблеме;
-учить защищать себя,
искать мотивацию
осознанного поведения
при выборе решения;
-актуализировать те
причины и «мифы», по
которым человек
начинает употреблять
ПАВ
-способствовать
развитию умения делать
выбор.
1.Ритуал начала
занятия. Разминка
2. Игра-дискуссия
«Любопытство, воля,
разум»
Анкета «Алкоголь,
сигареты, наркотики»
3. Плакат-лозунг «Нет
наркотикам»
4. Рефлексия.
14.
«Мир эмоций»
(тренинг
саморегуляции)
-снижение уровня
нервно-
психического
напряжения.
-помочь детям осознать
собственные эмоции,
необходимость
управления
собственными эмоциями
как свободного выбора;
-способствовать
осознанию подростками
психологической
природы обиды и
возможности ее
простить;
-научить детей быстро
переключаться и снимать
психическое и
физическое напряжение;
-овладеть способами
саморегуляции
1.Ритуал начала
занятия. Разминка
«Угадай– ка»
2.Упр. «Чувства
«полезные» и
«вредные»
«Опросник Баса
-Дарки».
Упр. «Лист гнева»
«Письмо обидчику»
3. Упр. «Поиск
способов безопасного
выражения чувств»
Визуализация «Мое
заветное место»
«Левитация рук»
Обратная связь -
мимикой показать
эмоциональное
состояние сейчас,
группа отражает.
4. Итог.
15.
Тренинг
поддержки.
-определить понятие
«поддержка» и формы
поддержки;
1.Ритуал начала
занятия. Разминка:
без слов, используя
только мимику и
жесты, показать
содержание слова
-предоставить
возможность
организовать свою
мастерскую, салон
поддержки,
способствующий
оказанию помощи, снять
накопившуюся усталость
и напряжение.
«поддержка».
За 30 сек. Рассказать
историю, когда
оказывалась поддержка
(работа в парах)
2.Упр. «Презентация
мастерских
поддержки»; работа
мастерских-салонов
(салон массажа рук и
ног, салон гадания,
салон веселой борьбы)
…
3. Заполнение
дневников
16.
«Постижение
смыслов жизни в
мастерской
мудреца».
Проектирование
профессиональ-
ного жизненного
пути.
-расширить взгляды на
собственную жизнь;
-формировать и развивать
навыки перспективного
видения своего будущего
через постановку
жизненных целей;
-уметь оценивать свои
возможности;
-осознавать связанности
личной жизни каждого с
жизнями других людей.
1.Ритуал начала
занятия. Разминка.
Жизненные цели и
жизненные ценности
Упр. «Контакт»
2. Упр. «Список
жизненных целей» инд.
работа.
Упр. «Перспектива»
Аукцион «Цели,
ценности»
3.упр. «Хочу, могу,
надо»
4. Рефлексия.
17.
Итоговое занятие.
- создать условия для
рефлексии подростками
своих достижений на
занятиях.
-
1.Ритуал начала
занятия. Разминка
2. Упр. «Слепой и
поводырь»
«Паровозик доверия»
Упр. «Обратная связь
на спине»
Упр. «Ручеек успеха»
3.Упр. «Я желаю сам
себе…»
4. «Я хочу сказать»
Литература.
1.
Пономаренко
Л.П.
Белоусова
Р.В.
Основы
психологии
для
старшеклассников. Пособие для педагога: В2ч.- М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС,2003. – Ч.1: Основы психологии: 10кл. –
С.33-37, С.46-52.
2.
Прутченков
А.С.
«Свет
мой,
зеркальце,
скажи…»
Москва.
Новая школа. 1996. – 144с.
3.
Психологиче ские
программы
развития
личности
в
подростковом
и
старшем
школьном
возрасте.
Под
общей
редакцией
И.В.
Дубровиной.
М.
Издательство
центр
«Академия» 1995г.
4.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.
Тренинг готовности к экзаменам. (9-11 класс): Практическое
руководство для классных руководителей и школьных
психологов. /Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако,2005,
240 с. (Педагогика. Психология. Управление).
5. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями
социальной адаптации /Под науч. ред. А.Ф. Шадуры – СПб.:
Издательство «Речь», 2005. – 176 с.