Напоминание

"Музыкальное воспитание как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников"

Автор: Барт Ирина Анатольевна
Должность: студентка 5 курса группы б5д1
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное воспитание как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Ланцова Т.И.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального и дошкольного образования

Барт И.А.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

В

данной

статье

рассматривается

музыкальное

воспитание как средство формирования коммуникативной компетентности

старших

дошкольников.

В

работе

представлены

р е зул ьт ат ы

экспериментального исследования.

Ключевые

слова:

музыкальное

воспитание,

коммуникативная

компетентность, старший дошкольный возраст, коммуникативные игры,

коммуникативные танцы

В

основе

современного

образования

лежит

компетентностный

подход,

заключающийся

в

формировании

ключевых

компетентностей,

одной из которых является коммуникативная компетентность. Развитие

коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно

связано

с

современными

тенденциями

обновления

образования

и

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования.

Коммуникативная

компетентно сть

рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как

важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном

развитии,

в

освоении

специфически

детских

видов

деятельности

-

коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества

1

и прочее. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста

определяется

владением

средствами

общения;

умением

с

помощью

вербальных

и

невербальных

средств

общения

устанавливать

контакты,

включая для этого необходимые внутренние ресурсы; умением слышать,

слушать и говорить [4].

Для эффективного формирования коммуникативной компетентности

старших дошкольников необходимо соблюдение некоторых условий:

1) создание ситуации коммуникативной успешности;

2)

стимулирование

коммуникативной

деятельности,

используя

проблемные ситуации;

3) устранение коммуникативных трудностей;

4) ориентация на «зону ближайшего развития»;

5)

моделирование

и

создание

игровых

ситуаций,

мотивирующих

дошкольников к общению с взрослыми и сверстниками и т.д. [5]

Выделяют

две

группы

методов

формирования

коммуникативной

компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы,

направленные

на

закрепление

и

активизацию

словаря,

развитие

его

смысловой стороны [5].

Большое влияние на становление коммуникативной компетентности

старших дошкольников оказывает развитие его эмоциональной сферы. В

развитии эмоциональной сферы старших дошкольников значимое место

занимает

музыкальное

воспитание.

Формирование

коммуникативной

компетентности

детей

старшего

дошкольного

возраста

происходит

в

процессе

всех

видов

музыкальной

деятельности:

в

процессе

пения,

слушания

музыки,

игры

на

музыкальных

инструментах

и

в

оркестре,

выполнения

музыкально-ритмических

движений.

Важную

роль

в

формировании

коммуникативной

компетентности

детей

старшего

дошкольного возраста играет коммуникативный танец - художественный

продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев

2

и основные средства невербального общения, направленный на создание

положительных взаимоотношений с партнером и группой [2].

Нами

было

проведено

экспериментальное

исследование,

целью

которого

стало

определение

возможностей

музыкального

воспитания

в

формировании коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Местом

исследования

было

выбрано

муниципальное

дошкольное

о б р а зо ват е л ь н о е

у ч р е ж д е н и е

Д е т с к и й

с а д

№ 2 3

« Е л о ч к а »

пос. Новокавказский Александровского района. В качестве респондентов

выступили воспитанники старшей группы.

С

целью

выявления

уровня

коммуникативной

компетентности

старших дошкольников были проведены три методики, направленные на

диагностику

всех

составляющих

коммуникативной

компетентности:

методика

«Мой

друг»,

экспериментальная

ситуация

«Раскраска»,

экспериментальная

проблемная

ситуация

«Горошина»,

методика

«Особенности

межличностных

отношений

для

детей»

У.

Шутца

модификации

Г.Р.

Хузеевой).

Результаты

диагностики

показали,

что

уровень

сформированности

коммуникативной

компетентности

старших

дошкольников

преимущественно

средний.

Дети

проявляют

в

основном

положительное отношение к сверстникам, многим дошкольникам присущи

неконструктивные

способы

общения.

Большинство

респондентов

ориентируется в процессе выполнения задания на сверстника, но действует

несогласованно и достигает результата частично.

В течение полугода в старшей группе проводился формирующий

эксперимент.

Нами

была

составлена

и

апробирована

программа

по

формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников

средствами коммуникативных танцев и игр. Задачи программы работы:

1) развитие динамической стороны общения (легкости вступления в

контакт, инициативности, готовности к общению);

2)

развитие

эмпатии,

сочувствия

к

партнеру,

эмоциональности

и

выразительности невербальных средств общения;

3

3) развитие позитивного самоощущения.

Опираясь

на

методику

«От

жеста

к

танцу»

Елены

Викторовны

Горшковой

и

методику

«Коммуникативные

танцы»

Анны

Иосифовны

Бурениной, мы сгруппировали и выстроили в систему игры и танцы:

1) игры на перестроение («Веселые дети», «Игра с перестроениями»

и др.);

2) танцы со сменой партнера («Веселые пары», «Озорные козлики» и

др.);

3) сюжетные танцы-игры («Сапожники», «Танец с гусеницей» и т.д.);

4) игры–сцены («Немое кино») [3].

Нами

был

повторно

выявлен

уровень

сформированности

коммуникативной

компетентности

старших

дошкольников,

а

также

проведен

анализ

результатов

экспериментального

исследования.

Были

использованы те же самые методики. Результаты диагностики показали,

ч т о уровень

сформированности

коммуникативной

компетентности

старших

дошкольников

преимущественно

средний,

детей

с

низким

уровнем

сформированности

коммуникативной

компетентности

стало

меньше,

детей

с

высоким

уровнем

сформированности

исследуемого

качества

-

больше.

После

проведения

формирующего

эксперимента

некоторые старшие дошкольники стали проявлять активность и применять

конструктивные способы общения, дети стали стремиться не только к

подчинению или сопротивлению взрослым, но и к сотрудничеству с ними.

Однако по-прежнему большинство респондентов ориентируется в процессе

выполнения

задания

на

сверстника,

но

действует

несогласованно

и

достигает результата частично.

Таким

образом,

музыкальное

воспитание

является

эффективным

средством

формирования

коммуникативной

компетентности

старших

дошкольников. Музыкальное воспитание активизирует ребенка, помогает

преодолеть

неблагоприятные

установки

и

отношения,

улучшает

4

эмоциональное

состояние,

налаживает

отношения

между

педагогом

и

ребенком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля.

Список литературы.

1.

Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2003. -

258 с.

2.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания

детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр

«Академия», 2015. - 320 с.

3.

Ермолаева

М.

Психологические

методы

развития

навыков

общения и эмоциональных состояний дошкольников / М. Ермолаева //

Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. - С.21-28.

4.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования. - М.: Проспект, 2009. - 41 с.

5.

Чернецкая

Л.В.

Развитие

коммуникативных

способностей

у

дошкольников:

практическое

руководство

для

педагогов

и

психологов

дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.:

Феникс, 2015. - 156 с.

5