Автор: Букреева Людмила Алексеевна
Должность: студентка 5 курса группы б5д1
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное воспитание как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста"
УДК
Ланцова Т.И.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры начального и дошкольного образования
Букреева Л.А.
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация:
В
данной
статье
рассматривается
музыкальное
воспитание
как
средство
развития
воображения
у
детей
старшего
дошкольного
возраст а.
В
работе
предст авлены
р е зул ьт ат ы
экспериментального исследования.
Ключевые
слова:
музыкальное
воспитание,
воображение,
дети
старшего дошкольного возраста
Старший
дошкольный
возраст
-
это
период
психологического,
физиологического,
когнитивного
и
личностного
развития.
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
становление
произвольной
памяти
в
связи с возрастанием регулирующей роли речи, формированием умения
подчинять
свои
действия
относительно
отдаленным
целям,
развитием
произвольных
механизмов
поведения
и
деятельности.
Главные
линии
развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим
образом:
дальнейшее
совершенствование
наглядно-действенного
мышления
на
базе
развивающегося
воображения;
начало
активного
формирования словесно-логического мышления путем использования речи
как средства постановки и решения интеллектуальных задач. В данный
период
происходит
становление
собственного
«Я»,
осознание
своей
1
социальной
роли,
начинает
формироваться
самооценка,
формируется
эмоциональное
предвосхищение,
чувства
ребенка
становятся
более
осознанными, разумными и произвольными [3].
Старший
дошкольный
возраст
является
сенситивным
для
формирования
воображения.
В
этот
период
происходит
становление
особой деятельности воображения - фантазирования. Ребенок старшего
дошкольного
возраста
осваивает
приемы
и
средства
создания
новых
образов,
воображение
приобретает
произвольный
ха р а кт е р ,
предполагающий
создание
замысла,
его
планирование
и
реализацию.
Воображение в старшем дошкольном возрасте переходит во внутренний
план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания
образов [3].
Одним
из
средств
развития
воображения
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
музыкальное
воспитание
[2].
Развитие
воображение
в
процессе
музыкального
воспитания
происходит
при
организации
восприятия
музыки
и
освоению
музыкального
опыта,
развитии
специфически
«дошкольной»
формы
воображения
детей,
включении отдельных компонентов музыкального воображения, в первую
очередь музыкальной «предметной» среды, широком использовании игр,
построенных
на
музыкальной
основе
[6].
Эффективность
работы
по
развитию
воображения
у
детей
старшего
возраста
средствами
музыкального воспитания определяет соблюдение следующих условий:
1) тесный контакт музыкального руководителя и всех педагогических
работников дошкольной образовательной организации;
2) создание эмоционально-психологического комфорта на занятии;
3) воспитание исключительно на позитивной основе;
4) организация развивающей образовательной среды [1].
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в
процессе музыкального воспитания происходит в ходе реализации таких
направлений
работы,
как
слушание
классической
музыки,
организация
2
самостоятельной музыкальной деятельности, использование музыкально-
дидактических игр.
Нами
было
проведено
исследование,
целью
которого
стало
определение
возможностей
музыкального
воспитания
в
развитии
воображения
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Местом
исследования
было
выбрано муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное учреждение детский сад №39 «Буратино» г. Пятигорска. В
качестве респондентов выступили воспитанники старшей группы.
С целью выявления уровня развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста нами были использованы три методики: методика
«Выявление
следствий»,
методика
«Неполные
фигуры»
Е.П.
Торренса,
методика
«Составление
изображений
объектов»
Л.Ю.
Субботиной.
Результаты диагностики показали, что уровень активизации воображения у
детей
старшего
дошкольного
возраста
преимущественно
средний
и
высокий;
уровень
развития
творческого
воображения
у
респондентов
преимущественно
средний
и
низкий,
лишь
у
1
респондента
выявлен
высокий
показатель;
уровень
развития
воссоздающего
воображения
у
старших дошкольников преимущественно средний.
В
группе
старших
дошкольников
была
реализована
программа,
рассчитанная на полгода Цель программы: развитие воображения у детей
старшего
дошкольного
возраста
и
формирование
гармонично-развитой
личности
через
восприятие
произведений
музыкального
искусства.
Построение педагогического процесса по развитию воображения у детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
музыкального
воспитания
было основано на следующих принципах:
1) принцип доступности;
2) принцип наглядности;
3) принцип систематичности и последовательности;
4)
принцип
индивидуального,
дифференцированного
подхода
к
воспитанникам;
3
5) принцип гендерного воспитания;
6) принцип всестороннего развития;
7) принцип гуманности [2].
В
ходе
реализации
программы
были
использованы
следующие
методы и приемы работы:
1)
методы:
эвристический
метод,
метод
интеграции,
проблемный
метод, метод художественной игры, метод композиций;
2)
приемы:
прием
сравнения,
прием
«Цвет-настроение»,
прием
создания
танцевальных
композиций,
прием
«Рисуем
музыку»,
прием
«Музыкальные
фантазии»,
прием
коллективного
сочинения
различных
историй на музыку [2; 5].
Нами был повторно выявлен уровень развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста. С этой целью были использованы те же
самые
методики.
Результаты
диагностики
показали,
что
уровень
активизации
воображения
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
преимущественно средний и высокий, как и на констатирующем этапе
эксперимента; уровень развития творческого воображения у респондентов
преимущественно средний, детей с низким уровнем развития творческого
воображения стало меньше; уровень развития воссоздающего воображения
у
старших
дошкольников
преимущественно
средний,
детей
с
высоким
уровнем развития воссоздающего воображения стало больше.
Таким образом, музыкальное воспитание оказывает положительное
влияние на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста,
если
оно
опирается
на
специальные
принципы,
включает
в
себя
эффективные методы и приемы работы.
Список литературы.
1.
Азаров Ю.Л. Общие, обязательные психологические правила,
касающиеся
свободы,
развития
и
творчества
детей
/
Ю.Л.
Азаров
//
Педагогический вестник. - 2017. - №1 - С.163-165.
4
2.
Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2003. -
258 с.
3.
Волков Б.С. Дошкольная
психология
/
Б.С.
Волков.
-
М.:
Просвещение, 2007. - 387 с.
4.
Зимина А.Н. Первые шаги творчества / А.Н. Зимина. - М.:
Просвещение, 2009. - 109 с.
5.
Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие /
В.Т. Кудрявцев // Психолого-педагогический журнал. - 2016. - №5. - С.57-
64.
6.
Радынова
О.П.
Дошкольный
возраст:
задачи
музыкального
воспитания / О.П. Радынова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. -
С.90-95.
5