Напоминание

"Музыкальное воспитание как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Букреева Людмила Алексеевна
Должность: студентка 5 курса группы б5д1
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное воспитание как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Ланцова Т.И.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального и дошкольного образования

Букреева Л.А.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация:

В

данной

статье

рассматривается

музыкальное

воспитание

как

средство

развития

воображения

у

детей

старшего

дошкольного

возраст а.

В

работе

предст авлены

р е зул ьт ат ы

экспериментального исследования.

Ключевые

слова:

музыкальное

воспитание,

воображение,

дети

старшего дошкольного возраста

Старший

дошкольный

возраст

-

это

период

психологического,

физиологического,

когнитивного

и

личностного

развития.

В

старшем

дошкольном

возрасте

происходит

становление

произвольной

памяти

в

связи с возрастанием регулирующей роли речи, формированием умения

подчинять

свои

действия

относительно

отдаленным

целям,

развитием

произвольных

механизмов

поведения

и

деятельности.

Главные

линии

развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим

образом:

дальнейшее

совершенствование

наглядно-действенного

мышления

на

базе

развивающегося

воображения;

начало

активного

формирования словесно-логического мышления путем использования речи

как средства постановки и решения интеллектуальных задач. В данный

период

происходит

становление

собственного

«Я»,

осознание

своей

1

социальной

роли,

начинает

формироваться

самооценка,

формируется

эмоциональное

предвосхищение,

чувства

ребенка

становятся

более

осознанными, разумными и произвольными [3].

Старший

дошкольный

возраст

является

сенситивным

для

формирования

воображения.

В

этот

период

происходит

становление

особой деятельности воображения - фантазирования. Ребенок старшего

дошкольного

возраста

осваивает

приемы

и

средства

создания

новых

образов,

воображение

приобретает

произвольный

ха р а кт е р ,

предполагающий

создание

замысла,

его

планирование

и

реализацию.

Воображение в старшем дошкольном возрасте переходит во внутренний

план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания

образов [3].

Одним

из

средств

развития

воображения

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

является

музыкальное

воспитание

[2].

Развитие

воображение

в

процессе

музыкального

воспитания

происходит

при

организации

восприятия

музыки

и

освоению

музыкального

опыта,

развитии

специфически

«дошкольной»

формы

воображения

детей,

включении отдельных компонентов музыкального воображения, в первую

очередь музыкальной «предметной» среды, широком использовании игр,

построенных

на

музыкальной

основе

[6].

Эффективность

работы

по

развитию

воображения

у

детей

старшего

возраста

средствами

музыкального воспитания определяет соблюдение следующих условий:

1) тесный контакт музыкального руководителя и всех педагогических

работников дошкольной образовательной организации;

2) создание эмоционально-психологического комфорта на занятии;

3) воспитание исключительно на позитивной основе;

4) организация развивающей образовательной среды [1].

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в

процессе музыкального воспитания происходит в ходе реализации таких

направлений

работы,

как

слушание

классической

музыки,

организация

2

самостоятельной музыкальной деятельности, использование музыкально-

дидактических игр.

Нами

было

проведено

исследование,

целью

которого

стало

определение

возможностей

музыкального

воспитания

в

развитии

воображения

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Местом

исследования

было

выбрано муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное учреждение детский сад №39 «Буратино» г. Пятигорска. В

качестве респондентов выступили воспитанники старшей группы.

С целью выявления уровня развития воображения у детей старшего

дошкольного возраста нами были использованы три методики: методика

«Выявление

следствий»,

методика

«Неполные

фигуры»

Е.П.

Торренса,

методика

«Составление

изображений

объектов»

Л.Ю.

Субботиной.

Результаты диагностики показали, что уровень активизации воображения у

детей

старшего

дошкольного

возраста

преимущественно

средний

и

высокий;

уровень

развития

творческого

воображения

у

респондентов

преимущественно

средний

и

низкий,

лишь

у

1

респондента

выявлен

высокий

показатель;

уровень

развития

воссоздающего

воображения

у

старших дошкольников преимущественно средний.

В

группе

старших

дошкольников

была

реализована

программа,

рассчитанная на полгода Цель программы: развитие воображения у детей

старшего

дошкольного

возраста

и

формирование

гармонично-развитой

личности

через

восприятие

произведений

музыкального

искусства.

Построение педагогического процесса по развитию воображения у детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

музыкального

воспитания

было основано на следующих принципах:

1) принцип доступности;

2) принцип наглядности;

3) принцип систематичности и последовательности;

4)

принцип

индивидуального,

дифференцированного

подхода

к

воспитанникам;

3

5) принцип гендерного воспитания;

6) принцип всестороннего развития;

7) принцип гуманности [2].

В

ходе

реализации

программы

были

использованы

следующие

методы и приемы работы:

1)

методы:

эвристический

метод,

метод

интеграции,

проблемный

метод, метод художественной игры, метод композиций;

2)

приемы:

прием

сравнения,

прием

«Цвет-настроение»,

прием

создания

танцевальных

композиций,

прием

«Рисуем

музыку»,

прием

«Музыкальные

фантазии»,

прием

коллективного

сочинения

различных

историй на музыку [2; 5].

Нами был повторно выявлен уровень развития воображения у детей

старшего дошкольного возраста. С этой целью были использованы те же

самые

методики.

Результаты

диагностики

показали,

что

уровень

активизации

воображения

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

преимущественно средний и высокий, как и на констатирующем этапе

эксперимента; уровень развития творческого воображения у респондентов

преимущественно средний, детей с низким уровнем развития творческого

воображения стало меньше; уровень развития воссоздающего воображения

у

старших

дошкольников

преимущественно

средний,

детей

с

высоким

уровнем развития воссоздающего воображения стало больше.

Таким образом, музыкальное воспитание оказывает положительное

влияние на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста,

если

оно

опирается

на

специальные

принципы,

включает

в

себя

эффективные методы и приемы работы.

Список литературы.

1.

Азаров Ю.Л. Общие, обязательные психологические правила,

касающиеся

свободы,

развития

и

творчества

детей

/

Ю.Л.

Азаров

//

Педагогический вестник. - 2017. - №1 - С.163-165.

4

2.

Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2003. -

258 с.

3.

Волков Б.С. Дошкольная

психология

/

Б.С.

Волков.

-

М.:

Просвещение, 2007. - 387 с.

4.

Зимина А.Н. Первые шаги творчества / А.Н. Зимина. - М.:

Просвещение, 2009. - 109 с.

5.

Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие /

В.Т. Кудрявцев // Психолого-педагогический журнал. - 2016. - №5. - С.57-

64.

6.

Радынова

О.П.

Дошкольный

возраст:

задачи

музыкального

воспитания / О.П. Радынова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. -

С.90-95.

5