Автор: Аникина Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: ГБОУ прогимназия 677
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Самооценка ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей «Самооценка
ребёнка дошкольного возраста»
Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места
среди других людей.
Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с
другими и анализ.
Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется
из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его
положением в семье и среди сверстников.
Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный)
• Уверен в себе, активен, уравновешен;
• часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;
• любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;
• не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в
условиях конкуренции;
• является творческим и верит в собственные способности;
• не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;
• умеет анализировать результаты своей деятельности;
• может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить
причины своих ошибок;
• достаточно общителен и дружелюбен;
• быстро переключается с одного вида деятельности на другой
• настойчив в достижении цели;
• стремится сотрудничать, помогать другим;
• он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;
• способен принимать решения.
• он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.
Встречаются и дети с завышенной самооценкой.
Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;
быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не
доводит начатое дело до конца;
не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;
в большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма
сложные задачи быстро, не разобрав до конца;
чаще всего ребенок не осознает своих неудач.
такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию
(всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к
управлению другими детьми)
ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;
часто перебивает, относится к другим свысока;
при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает
достижения других детей.
от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать:"Я самый
лучший!".
Ребенок с заниженной самооценкой
a.
Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим
людям, молчалив, движения скованны;
b.
стремится к уединению, обидчивы;
c.
очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;
d.
не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;
e.
ребенок с заниженной самооценкой тревожный, не уверен в себе;
f.
такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят,
всегда ожидает худшего;
g.
он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными,
но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;
h.
ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;
i.
такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;
ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:
Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом
последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.
Попросите о помощи как у равного или старшего.
Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть
младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от
ребенка!
Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
Рекомендации для родителей для формирования
адекватной самооценки ребенка:
o
Оцените свой уровень самооценки. (завышенная или
заниженная) Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают
неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам
никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе.
Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример.
Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в
свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать
своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных
комплексов.
o
Больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание.
Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение
собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много
времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас,
если вы не находите для него времени.
o
Относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в
какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не
путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он
смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет.
Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами –
точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.
o
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него
все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой,
получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу.
Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать
себя умелым и полезным.
o
Поощряйте в ребенке инициативу.
o
Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и
наказание тоже должны быть адекватными.
o
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и
неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в
следующий раз положим больше муки".
o
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим
собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).